Создание и организация деятельности профсоюзов
Представляя интересы работников предприятия, профсоюзы играют важную социальную роль в обществе. В связи с этим они создаются практически на каждом предприятии. При этом деятельность профсоюзов, как и других объединений граждан, подчиняется ряду законодательных и нормативно-правовых актов. О принципах создания профсоюзов, особенностях правового регулирования их деятельности и пойдет речь в этой статье.
Елена ПАВЛЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Создание и деятельность профессиональных союзов определяются
Конституцией Украины, Законом о профсоюзах, Законом Украины «Об объединениях граждан» от 16.06.92 г. № 2460-ХII, КЗоТ и другими нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.Статья 1 Закона о профсоюзах
определяет профессиональный союз (далее — профсоюз) как добровольную неприбыльную общественную организацию, объединяющую граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной (трудовой) деятельности (обучения).Граждане Украины имеют право по собственному желанию создавать профсоюзы, вступать в них, принимать участие в их работе на условиях и в порядке, определенных уставами. Членами профсоюза могут быть такие лица:
— работающие на предприятии, в учреждении или организации независимо от форм собственности и видов хозяйствования;
— работающие у частных предпринимателей;
— самостоятельно обеспечивающие себя работой;
— обучающиеся в учебном заведении.
Членами профсоюза могут быть и другие лица,
если это предусмотрено уставом (положением) профсоюза, в частности, частные предприниматели, пенсионеры, лица, которые временно не работают
(ст. 7 Закона о профсоюзах).Решение о выборе профсоюза, а также решение о вступлении в него или выходе из него принимает исключительно сам гражданин. То, что работник не состоит в профсоюзе, не влечет за собой каких-либо ограничений его трудовых, социально-экономических и личных прав
(ст. 5 Закона о профсоюзах).Профсоюзы самостоятельно организуют свою деятельность.
Статья 12 Закона о профсоюзах запрещает органам государственной власти, органам местного самоуправления и работодателям вмешиваться в их уставную деятельность. Профсоюзы им неподконтрольны и неподотчетны.В соответствии со ст.
11 Закона о профсоюзах профсоюзы могут иметь статус первичных, городских, областных, региональных, республиканских и всеукраинских. Кроме того, для выполнения уставных целей профсоюзы могут создавать объединения (советы, федерации, конфедерации) по отраслевым или территориальным признакам, а также входить в состав объединений, в том числе и международных.Важное место среди профсоюзных организаций занимают первичные профсоюзные организации. Такие организации создаются практически на каждом предприятии, в учреждении, организации. О них и будем далее вести речь.
Обязательно ли создание первичной профсоюзной организации на предприятии
Итак, в соответствии со
ст. 1 3акона о профсоюзах первичной организацией профсоюза является добровольное объединение членов профсоюза, которые, как правило, работают на одном предприятии, в учреждении, организации независимо от формы собственности и вида хозяйствования или у физического лица, использующего наемный труд, или обеспечивают себя работой самостоятельно, или обучаются в одном учебном заведении.Целью создания первичной профсоюзной организации, как и профсоюзных организаций с иным статусом, является представительство интересов своих членов и защита их трудовых, социально-экономических прав и интересов. При этом
создание первичной профсоюзной организации на предприятии не является обязательным, поскольку в соответствии со ст. 36 Конституции Украины и ст. 7 Закона о профсоюзах никто не может вступать в профсоюз по принуждению. Более того, запрещается любое ограничение прав или установление преимуществ при заключении, изменении или прекращении трудового договорав связи с принадлежностью или непринадлежностью к профсоюзу, вступлением в него или выходом из него
(ст. 5 Закона о профсоюзах).Если на предприятии принято решение о создании первичной профсоюзной организации, то основанием для вступления в нее члена трудового коллектива является его заявление.
Следует также знать, что свои полномочия первичная организация осуществляет через созданные в соответствии с уставом (положением) выборные органы —
профсоюзные комитеты (профкомы). По направлениям работы профкомом могут создаваться соответствующие комиссии. Профком возглавляет председатель, который избирается в соответствии с уставом на определенный срок (как правило, на 5 лет).На предприятиях и в организациях, где выборные органы не создаются, представительство интересов членов профсоюза осуществляется через
профсоюзного представителя, который действует согласно уставу такого профсоюза.Бывают ситуации, когда на предприятии действует несколько первичных профсоюзных организаций. В этом случае представительство коллективных интересов работников предприятия в отношении заключения коллективного договора может осуществляться объединенным представительским органом. При этом каждая профсоюзная организация имеет конкретные обязательства по коллективному договору и несет определенную ответственность за их невыполнение
(ст. 37 Закона о профсоюзах). Если первичный профсоюз отказался от участия в представительском органе, то он лишается права представлять интересы работников при подписании коллективного договора.
Устав профсоюза
Свою деятельность профсоюзы осуществляют в соответствии с уставом (положением), который принимается на общем собрании членов такой организации.
Основные требования, предъявляемые к уставу (положению) профсоюзов, изложены в
ст. 14 Закона о профсоюзах. Приведем некоторые из них.Так, в частности, устав (положение) профсоюза должен содержать:
— статус и название профсоюза, местонахождение (юридический адрес) его выборных органов;
— цель и задачи профсоюза;
— условия и порядок приема членов профсоюза и выбытия из него;
— права и обязанности членов профсоюза;
— организационную структуру;
— условия, сроки и порядок созыва общего собрания, а также порядок принятия им решений;
— порядок отчета выборных органов перед членами профсоюза;
— источники формирования средств профсоюза и направления их использования;
— порядок осуществления хозяйственной деятельности для выполнения уставных целей.
Поскольку профессиональные союзы являются неприбыльными организациями, то в их уставах также должно содержаться положение о том, что их деятельность не направлена на получение прибыли.
В ст.
16 Закона о профсоюзах определено, что профсоюз приобретает права юридического лица с момента утверждения устава (положения). В то же время следует помнить, что ГКУ связывает понятие «юридическое лицо» с его государственной регистрацией. Так, в соответствии со ст. 80 ГКУ юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке. Более того, согласно ч. 3 ст. 3 Закона о госрегистрации профсоюзы приобретают статус юридического лица только с момента их государственной регистрации.Поэтому для получения статуса юридического лица профсоюзу недостаточно только утвердить устав (положение). Без государственной регистрации профсоюз не сможет в полной мере реализовать все права юридического лица, в частности, это выражается в невозможности осуществлять хозяйственную и финансовую деятельность.
Легализация и регистрация
В соответствии со
ст. 16 Закона о профсоюзах профсоюзы подлежат легализации путем подтверждения соответствия заявленного ими статуса. Поскольку мы ведем речь о первичных профсоюзных организациях, то в данном случае необходимо подтвердить статус первичной профсоюзной организации. Как уже отмечалось, статус профсоюза изначально указывается в его уставе (положении), который утверждается общим собранием членов профсоюза.Легализацию профсоюзов осуществляют управления юстиции соответствующего уровня в соответствии с
Порядком подготовки и оформлениярешений по легализации объединений граждан и других общественных формирований, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины от 07.12.2006 г. № 92/5.
Легализация профсоюзов состоит в проведении правовой экспертизы учредительных документов на их соответствие Конституции Украины и другим законодательным актам Украины, принятии решения о легализации, выдаче свидетельства о легализации и занесении сведений в соответствующий реестр.Профсоюзу для своей легализации необходимо предоставить легализирующему органу заявление, устав (положение), протоколы общих собраний членов профсоюза с решением о его утверждении, сведения о выборных органах, а также сведения о наличии организаций профсоюза.
Легализирующий орган не может отказать в легализации профсоюза.
Даже если поданные для легализации документы не будут соответствовать заявленному статусу, орган Министерства юстиции должен предложить профсоюзу предоставить дополнительные документы для подтверждения своего статуса (ст. 16 Закона о профсоюзах).На основании поданных документов легализирующий орган в течение месяца подтверждает статус профсоюза и включает его в Единый государственный реестр объединений граждан и благотворительных организаций. Легализированной организации выдается свидетельство о легализации профсоюза или объединения профсоюзов, образец которого утвержден
приказом Министерства юстиции Украины от 24.09.2003 г. № 117/5.Относительно государственной регистрации профсоюзов отметим следующее.
Частью четвертой ст. 3 Закона о госрегистрации
установлены особенности государственной регистрации профсоюзов. Дело в том, что на профсоюзы распространяется обязанность проходить государственную регистрацию в качестве юридического лица, но такую регистрацию фактически осуществляют территориальные органы Министерства юстиции Украины. Государственный регистратор только оформляет свидетельство о государственной регистрации в соответствии с Регламентом.После госрегистрации территориальными органами Министерства юстиции профсоюзу выдается свидетельство о государственной регистрации, оформленное госрегистратором.
Согласно п. 3.6 Регламента свидетельство о государственной регистрации может быть также вы-дано непосредственно госрегистратором по письменному заявлению профсоюза.
Следует заметить, что профсоюзы освобождаются от уплаты регистрационного сбора на основании
п. 1 постановления Кабинета Министров Украины «О порядке взимания и размерах сбора за регистрацию объединений граждан» от 26.02.93 г. № 143.После получения свидетельства о государственной регистрации профсоюзу необходимо стать на учет в органах налоговой службы по своему местонахождению. Постановка на учет в налоговом органе осуществляется в соответствии с
Порядком учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденным приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80.
Финансы и контроль за использованием средств профсоюза
Как уже отмечалось, источники формирования средств профсоюза и направления их использования определяются уставом (положением) профсоюза. Годовая сумма поступлений и расходов планируется в
смете доходов и расходов первичной профсоюзной организации. Такая смета утверждается на профсоюзных собраниях или на заседании профкома.Перечислим
основные виды доходов, которые может получать профсоюз и которые должны найти свое отражение в смете профсоюза. К ним относятся:— членские взносы;
— отчисления от работодателей на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу;
— безвозвратная финансовая помощь и добровольные пожертвования, полученные от организаций или физических лиц, а также органов государственной власти и местного самоуправления;
— пассивные доходы (например, проценты банка, начисленные на остаток средств по банковскому счету);
— целевые поступления на проведение мероприятий, предусмотренных уставом (например, новогодние подарки, проведение детских утренников, праздничных вечеров, дней отдыха);
— поступления из Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (например, средства на оплату путевок в детские оздоровительные лагеря);
— дополнительное финансирование от обкома (горкома, райкома) профсоюзов сверх утвержденных сметой сумм профсоюза на проведение совместных мероприятий (например, профессиональные и праздничные мероприятия, спартакиады).
Основную часть поступлений профсоюзных организаций составляют членские взносы и отчисления работодателей.
Относительно взносов членов профсоюза следует отметить следующее. В соответствии со
ст. 1 Закона о профсоюзах членом профсоюза является лицо, которое входит в состав профсоюза и уплачивает членские взносы. Поэтому лица, желающие вступить в профсоюз, кроме заявления о вступлении, должны написать и заявление об удержании профсоюзных взносов из заработной платы. Такое заявление является основанием для удержания работниками бухгалтерии взносов из заработной платы.Размер членских взносов определяется в уставе (положении) профсоюза. Как правило, он составляет 1 % месячного заработка. Для членов профсоюза — пенсионеров, женщин, временно не работающих в связи с воспитанием детей, и других категорий размер членских взносов может быть меньше, чем для работающих членов профсоюза.
Порядок и сроки внесения (удержания) профсоюзных взносов, как правило, определяются в коллективном договоре или отдельном соглашении. При этом в соответствии со
ст. 42 Закона о профсоюзах работодатель не имеет права задерживать перечисление удержанных членских взносов из заработной платы работников — членов профсоюза.Что касается отчислений работодателей, то в соответствии со
ст. 44 Закона о профсоюзах размер отчислений первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу устанавливается в размерах, предусмотренных коллективным договором и соглашениями, но не менее чем 0,3 % фонда оплаты труда. Заметим, что в 2007 году бюджетные учреждения такие отчисления не производят, поскольку действие ст. 44 Закона о профсоюзах в отношении бюджетных учреждений и организаций приостановлено в соответствии с п. 48 ст. 71 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год».По поводу расходной части сметы профсоюза следует сказать, что в ней профсоюзной организацией могут быть
запланированы расходы на:— культурно-массовую работу;
— учебно-спортивную работу и массовые физкультурные мероприятия;
— приобретение спортивного инвентаря и инвентаря для проведения культурных мероприятий;
— проведение детских утренников, приобретение новогодних подарков для детей;
— оздоровление членов профсоюза и их семей;
— материальную помощь членам профсоюза;
— проведывание заболевших работников на дому (например, на приобретение лекарственных препаратов, продуктов питания);
— хозяйственные и канцелярские расходы;
— заработную плату с начислениями профсоюзному аппарату (при условии, что работники входят в состав выборных профсоюзных органов и в этой связи уволены с предыдущей работы);
— командировки;
— прочие расходы, утвержденные на общих собраниях членов профкома, не противоречащие
законодательству.
В соответствии со
ст. 42 Закона о профсоюзах работодатель предоставляет для работы выборного органа профсоюза и проведения собраний работников помещение со всем необходимым оборудованием, связью, отоплением, освещением, уборкой, транспортом и охраной в порядке, предусмотренном коллективным договором. Поэтому если такие расходы предусмотрены в коллективном договоре, то в смете профсоюза они планироваться не должны.Следует также обратить внимание на то, что в течение года в смету могут вноситься изменения как в статьи доходов, так и в статьи расходов. Изменения, которые планируется внести в смету, должны быть утверждены на заседании профкома.
Кроме сметы, составляемой на календарный год,
первичному профсоюзу также необходимо составлять сметы доходов и расходов отдельно на каждое запланированное мероприятие. Смета на каждое мероприятие должна утверждаться на заседании профкома и оформляться соответствующим решением.Для проведения финансовой работы профсоюзный комитет из своего состава избирает так называемого
казначея. Практически казначей выполняет функции главного бухгалтера. С ним заключается договор о полной материальной ответственности.Относительно контроля за использованием средств профсоюза отметим следующее. В ст. 34 Закона о профсоюзах указано, что финансовый контроль за средствами профсоюзов органы государственной власти и органы местного самоуправления не осуществляют. В то же время поступление и использование денежных средств профсоюзов контролируют контрольно-ревизионные органы, или так называемые ревизионные комиссии.
В состав ревизионной комиссии входят члены профсоюза, избираемые согласно уставу (положению). Возглавляет такую комиссию председатель. Ежегодно ревизионная комиссия проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности профсоюза и отчитывается об использовании средств согласно смете на общих собраниях членов профсоюза.
Имущество
В соответствии со ст. 34 Закона о профсоюзах профсоюзы могут иметь в собственности имущество, необходимое для осуществления их уставной деятельности. Право собственности профсоюзов возникает на основании:
— приобретения имущества за счет получаемых доходов, не запрещенных законодательством;
— передачи в собственность имущества членами профсоюза, органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Профсоюз также имеет право собственности на имущество, приобретенное в результате хозяйственной деятельности созданных им предприятий и организаций.
В случае принятия общим собранием решения о ликвидации (самороспуске) профсоюза, на этих же собраниях принимается решение об использовании имущества и средств профсоюза, оставшихся после проведения всех необходимых расчетов. Согласно ст. 18 Закона о профсоюзах оставшееся имущество должно быть использовано на уставные или благотворительные цели.