Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Создание и организация деятельности профсоюзов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2007/№ 70
В избранном В избранное
Печать
Статья

Создание и организация деятельности профсоюзов

 

Представляя интересы работников предприятия, профсоюзы играют важную социальную роль в обществе. В связи с этим они создаются практически на каждом предприятии. При этом деятельность профсоюзов, как и других объединений граждан, подчиняется ряду законодательных и нормативно-правовых актов. О принципах создания профсоюзов, особенностях правового регулирования их деятельности и пойдет речь в этой статье.

 

Елена ПАВЛЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Создание и деятельность профессиональных союзов определяются

Конституцией Украины, Законом о профсоюзах, Законом Украины «Об объединениях граждан» от 16.06.92 г. № 2460-ХII, КЗоТ и другими нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

Статья 1 Закона о профсоюзах

определяет профессиональный союз (далее — профсоюз) как добровольную неприбыльную общественную организацию, объединяющую граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной (трудовой) деятельности (обучения).

Граждане Украины имеют право по собственному желанию создавать профсоюзы, вступать в них, принимать участие в их работе на условиях и в порядке, определенных уставами. Членами профсоюза могут быть такие лица:

— работающие на предприятии, в учреждении или организации независимо от форм собственности и видов хозяйствования;

— работающие у частных предпринимателей;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой;

— обучающиеся в учебном заведении.

Членами профсоюза могут быть и другие лица,

если это предусмотрено уставом (положением) профсоюза, в частности, частные предприниматели, пенсионеры, лица, которые временно не работают

(ст. 7 Закона о профсоюзах).

Решение о выборе профсоюза, а также решение о вступлении в него или выходе из него принимает исключительно сам гражданин. То, что работник не состоит в профсоюзе, не влечет за собой каких-либо ограничений его трудовых, социально-экономических и личных прав

(ст. 5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы самостоятельно организуют свою деятельность.

Статья 12 Закона о профсоюзах запрещает органам государственной власти, органам местного самоуправления и работодателям вмешиваться в их уставную деятельность. Профсоюзы им неподконтрольны и неподотчетны.

В соответствии со ст.

11 Закона о профсоюзах профсоюзы могут иметь статус первичных, городских, областных, региональных, республиканских и всеукраинских. Кроме того, для выполнения уставных целей профсоюзы могут создавать объединения (советы, федерации, конфедерации) по отраслевым или территориальным признакам, а также входить в состав объединений, в том числе и международных.

Важное место среди профсоюзных организаций занимают первичные профсоюзные организации. Такие организации создаются практически на каждом предприятии, в учреждении, организации. О них и будем далее вести речь.

 

Обязательно ли создание первичной профсоюзной организации на предприятии

Итак, в соответствии со

ст. 1 3акона о профсоюзах первичной организацией профсоюза является добровольное объединение членов профсоюза, которые, как правило, работают на одном предприятии, в учреждении, организации независимо от формы собственности и вида хозяйствования или у физического лица, использующего наемный труд, или обеспечивают себя работой самостоятельно, или обучаются в одном учебном заведении.

Целью создания первичной профсоюзной организации, как и профсоюзных организаций с иным статусом, является представительство интересов своих членов и защита их трудовых, социально-экономических прав и интересов. При этом

создание первичной профсоюзной организации на предприятии не является обязательным, поскольку в соответствии со ст. 36 Конституции Украины и ст. 7 Закона о профсоюзах никто не может вступать в профсоюз по принуждению. Более того, запрещается любое ограничение прав или установление преимуществ при заключении, изменении или прекращении трудового договора

в связи с принадлежностью или непринадлежностью к профсоюзу, вступлением в него или выходом из него

(ст. 5 Закона о профсоюзах).

Если на предприятии принято решение о создании первичной профсоюзной организации, то основанием для вступления в нее члена трудового коллектива является его заявление.

Следует также знать, что свои полномочия первичная организация осуществляет через созданные в соответствии с уставом (положением) выборные органы —

профсоюзные комитеты (профкомы). По направлениям работы профкомом могут создаваться соответствующие комиссии. Профком возглавляет председатель, который избирается в соответствии с уставом на определенный срок (как правило, на 5 лет).

На предприятиях и в организациях, где выборные органы не создаются, представительство интересов членов профсоюза осуществляется через

профсоюзного представителя, который действует согласно уставу такого профсоюза.

Бывают ситуации, когда на предприятии действует несколько первичных профсоюзных организаций. В этом случае представительство коллективных интересов работников предприятия в отношении заключения коллективного договора может осуществляться объединенным представительским органом. При этом каждая профсоюзная организация имеет конкретные обязательства по коллективному договору и несет определенную ответственность за их невыполнение

(ст. 37 Закона о профсоюзах). Если первичный профсоюз отказался от участия в представительском органе, то он лишается права представлять интересы работников при подписании коллективного договора.

 

Устав профсоюза

Свою деятельность профсоюзы осуществляют в соответствии с уставом (положением), который принимается на общем собрании членов такой организации.

Основные требования, предъявляемые к уставу (положению) профсоюзов, изложены в

ст. 14 Закона о профсоюзах. Приведем некоторые из них.

Так, в частности, устав (положение) профсоюза должен содержать:

— статус и название профсоюза, местонахождение (юридический адрес) его выборных органов;

— цель и задачи профсоюза;

— условия и порядок приема членов профсоюза и выбытия из него;

— права и обязанности членов профсоюза;

— организационную структуру;

— условия, сроки и порядок созыва общего собрания, а также порядок принятия им решений;

— порядок отчета выборных органов перед членами профсоюза;

— источники формирования средств профсоюза и направления их использования;

— порядок осуществления хозяйственной деятельности для выполнения уставных целей.

Поскольку профессиональные союзы являются неприбыльными организациями, то в их уставах также должно содержаться положение о том, что их деятельность не направлена на получение прибыли.

В ст.

16 Закона о профсоюзах определено, что профсоюз приобретает права юридического лица с момента утверждения устава (положения). В то же время следует помнить, что ГКУ связывает понятие «юридическое лицо» с его государственной регистрацией. Так, в соответствии со ст. 80 ГКУ юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке. Более того, согласно ч. 3 ст. 3 Закона о госрегистрации профсоюзы приобретают статус юридического лица только с момента их государственной регистрации.

Поэтому для получения статуса юридического лица профсоюзу недостаточно только утвердить устав (положение). Без государственной регистрации профсоюз не сможет в полной мере реализовать все права юридического лица, в частности, это выражается в невозможности осуществлять хозяйственную и финансовую деятельность.

 

Легализация и регистрация

В соответствии со

ст. 16 Закона о профсоюзах профсоюзы подлежат легализации путем подтверждения соответствия заявленного ими статуса. Поскольку мы ведем речь о первичных профсоюзных организациях, то в данном случае необходимо подтвердить статус первичной профсоюзной организации. Как уже отмечалось, статус профсоюза изначально указывается в его уставе (положении), который утверждается общим собранием членов профсоюза.

Легализацию профсоюзов осуществляют управления юстиции соответствующего уровня в соответствии с

Порядком подготовки и оформления

решений по легализации объединений граждан и других общественных формирований, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины от 07.12.2006 г. № 92/5.

Легализация профсоюзов состоит в проведении правовой экспертизы учредительных документов на их соответствие Конституции Украины и другим законодательным актам Украины, принятии решения о легализации, выдаче свидетельства о легализации и занесении сведений в соответствующий реестр.

Профсоюзу для своей легализации необходимо предоставить легализирующему органу заявление, устав (положение), протоколы общих собраний членов профсоюза с решением о его утверждении, сведения о выборных органах, а также сведения о наличии организаций профсоюза.

Легализирующий орган не может отказать в легализации профсоюза.

Даже если поданные для легализации документы не будут соответствовать заявленному статусу, орган Министерства юстиции должен предложить профсоюзу предоставить дополнительные документы для подтверждения своего статуса (ст. 16 Закона о профсоюзах).

На основании поданных документов легализирующий орган в течение месяца подтверждает статус профсоюза и включает его в Единый государственный реестр объединений граждан и благотворительных организаций. Легализированной организации выдается свидетельство о легализации профсоюза или объединения профсоюзов, образец которого утвержден

приказом Министерства юстиции Украины от 24.09.2003 г. № 117/5.

Относительно государственной регистрации профсоюзов отметим следующее.

Частью четвертой ст. 3 Закона о госрегистрации

установлены особенности государственной регистрации профсоюзов. Дело в том, что на профсоюзы распространяется обязанность проходить государственную регистрацию в качестве юридического лица, но такую регистрацию фактически осуществляют территориальные органы Министерства юстиции Украины. Государственный регистратор только оформляет свидетельство о государственной регистрации в соответствии с Регламентом.

После госрегистрации территориальными органами Министерства юстиции профсоюзу выдается свидетельство о государственной регистрации, оформленное госрегистратором.

Согласно п. 3.6 Регламента свидетельство о государственной регистрации может быть также вы-

дано непосредственно госрегистратором по письменному заявлению профсоюза.

Следует заметить, что профсоюзы освобождаются от уплаты регистрационного сбора на основании

п. 1 постановления Кабинета Министров Украины «О порядке взимания и размерах сбора за регистрацию объединений граждан» от 26.02.93 г. № 143.

После получения свидетельства о государственной регистрации профсоюзу необходимо стать на учет в органах налоговой службы по своему местонахождению. Постановка на учет в налоговом органе осуществляется в соответствии с

Порядком учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденным приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80.

 

Финансы и контроль за использованием средств профсоюза

Как уже отмечалось, источники формирования средств профсоюза и направления их использования определяются уставом (положением) профсоюза. Годовая сумма поступлений и расходов планируется в

смете доходов и расходов первичной профсоюзной организации. Такая смета утверждается на профсоюзных собраниях или на заседании профкома.

Перечислим

основные виды доходов, которые может получать профсоюз и которые должны найти свое отражение в смете профсоюза. К ним относятся:

— членские взносы;

— отчисления от работодателей на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу;

— безвозвратная финансовая помощь и добровольные пожертвования, полученные от организаций или физических лиц, а также органов государственной власти и местного самоуправления;

— пассивные доходы (например, проценты банка, начисленные на остаток средств по банковскому счету);

— целевые поступления на проведение мероприятий, предусмотренных уставом (например, новогодние подарки, проведение детских утренников, праздничных вечеров, дней отдыха);

— поступления из Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (например, средства на оплату путевок в детские оздоровительные лагеря);

— дополнительное финансирование от обкома (горкома, райкома) профсоюзов сверх утвержденных сметой сумм профсоюза на проведение совместных мероприятий (например, профессиональные и праздничные мероприятия, спартакиады).

Основную часть поступлений профсоюзных организаций составляют членские взносы и отчисления работодателей.

Относительно взносов членов профсоюза следует отметить следующее. В соответствии со

ст. 1 Закона о профсоюзах членом профсоюза является лицо, которое входит в состав профсоюза и уплачивает членские взносы. Поэтому лица, желающие вступить в профсоюз, кроме заявления о вступлении, должны написать и заявление об удержании профсоюзных взносов из заработной платы. Такое заявление является основанием для удержания работниками бухгалтерии взносов из заработной платы.

Размер членских взносов определяется в уставе (положении) профсоюза. Как правило, он составляет 1 % месячного заработка. Для членов профсоюза — пенсионеров, женщин, временно не работающих в связи с воспитанием детей, и других категорий размер членских взносов может быть меньше, чем для работающих членов профсоюза.

Порядок и сроки внесения (удержания) профсоюзных взносов, как правило, определяются в коллективном договоре или отдельном соглашении. При этом в соответствии со

ст. 42 Закона о профсоюзах работодатель не имеет права задерживать перечисление удержанных членских взносов из заработной платы работников — членов профсоюза.

Что касается отчислений работодателей, то в соответствии со

ст. 44 Закона о профсоюзах размер отчислений первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу устанавливается в размерах, предусмотренных коллективным договором и соглашениями, но не менее чем 0,3 % фонда оплаты труда. Заметим, что в 2007 году бюджетные учреждения такие отчисления не производят, поскольку действие ст. 44 Закона о профсоюзах в отношении бюджетных учреждений и организаций приостановлено в соответствии с п. 48 ст. 71 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год».

По поводу расходной части сметы профсоюза следует сказать, что в ней профсоюзной организацией могут быть

запланированы расходы на:

— культурно-массовую работу;

— учебно-спортивную работу и массовые физкультурные мероприятия;

— приобретение спортивного инвентаря и инвентаря для проведения культурных мероприятий;

— проведение детских утренников, приобретение новогодних подарков для детей;

— оздоровление членов профсоюза и их семей;

— материальную помощь членам профсоюза;

— проведывание заболевших работников на дому (например, на приобретение лекарственных препаратов, продуктов питания);

— хозяйственные и канцелярские расходы;

— заработную плату с начислениями профсоюзному аппарату (при условии, что работники входят в состав выборных профсоюзных органов и в этой связи уволены с предыдущей работы);

— командировки;

— прочие расходы, утвержденные на общих собраниях членов профкома, не противоречащие

законодательству.

В соответствии со

ст. 42 Закона о профсоюзах работодатель предоставляет для работы выборного органа профсоюза и проведения собраний работников помещение со всем необходимым оборудованием, связью, отоплением, освещением, уборкой, транспортом и охраной в порядке, предусмотренном коллективным договором. Поэтому если такие расходы предусмотрены в коллективном договоре, то в смете профсоюза они планироваться не должны.

Следует также обратить внимание на то, что в течение года в смету могут вноситься изменения как в статьи доходов, так и в статьи расходов. Изменения, которые планируется внести в смету, должны быть утверждены на заседании профкома.

Кроме сметы, составляемой на календарный год,

первичному профсоюзу также необходимо составлять сметы доходов и расходов отдельно на каждое запланированное мероприятие. Смета на каждое мероприятие должна утверждаться на заседании профкома и оформляться соответствующим решением.

Для проведения финансовой работы профсоюзный комитет из своего состава избирает так называемого

казначея. Практически казначей выполняет функции главного бухгалтера. С ним заключается договор о полной материальной ответственности.

Относительно контроля за использованием средств профсоюза отметим следующее. В ст. 34 Закона о профсоюзах указано, что финансовый контроль за средствами профсоюзов органы государственной власти и органы местного самоуправления не осуществляют. В то же время поступление и использование денежных средств профсоюзов контролируют контрольно-ревизионные органы, или так называемые ревизионные комиссии.

В состав ревизионной комиссии входят члены профсоюза, избираемые согласно уставу (положению). Возглавляет такую комиссию председатель. Ежегодно ревизионная комиссия проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности профсоюза и отчитывается об использовании средств согласно смете на общих собраниях членов профсоюза.

 

Имущество

В соответствии со ст. 34 Закона о профсоюзах профсоюзы могут иметь в собственности имущество, необходимое для осуществления их уставной деятельности. Право собственности профсоюзов возникает на основании:

— приобретения имущества за счет получаемых доходов, не запрещенных законодательством;

— передачи в собственность имущества членами профсоюза, органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Профсоюз также имеет право собственности на имущество, приобретенное в результате хозяйственной деятельности созданных им предприятий и организаций.

В случае принятия общим собранием решения о ликвидации (самороспуске) профсоюза, на этих же собраниях принимается решение об использовании имущества и средств профсоюза, оставшихся после проведения всех необходимых расчетов. Согласно ст. 18 Закона о профсоюзах оставшееся имущество должно быть использовано на уставные или благотворительные цели.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно