Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Органы госконтроля и Закон № 877

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2007/№ 102
В избранном В избранное
Печать
Статья

Органы госконтроля и Закон № 877

 

С момента принятия Закона № 877 началось его бурное обсуждение. Наиболее дискуссионным вопросом, связанным с его принятием, оказался вопрос о сфере действия Закона № 877. С приближением даты вступления Закона № 877 в силу к обсуждению последнего вопроса подключились и сами органы, наделенные полномочиями осуществлять контроль (далее — контролирующие органы). Анализу их видения сферы действия Закона № 877 посвящен данный материал.

Антон ИВАНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Условно видение контролирующих органов распространения сферы действия

Закона № 877 на тот или иной орган или вид контроля можно разделить на 3 группы: органы, которые соглашаются с распространением на них (определенный вид контроля) норм Закона № 877, органы, придерживающиеся противоположного мнения, и органы, сомневающиеся в этом (те, которые не дают однозначного ответа).

В таком ключе будет построено дальнейшее изложение материала, а поскольку статья представляет собой сводный комментарий к существующим разъяснениям контролирующих органов, то приведем их перечень по данному вопросу.

 

Признают

Сомневаются

Отрицают

1

2

3

Госкомпредпринимательства в отношении налогового контроля (

письма от 05.09.2007 г. № 6631, от 23.10.2007 г. № 7998, с. 42)

Государственный центр занятости в отношении страховых взносов (

письмо от 03.10.2007 г. № ДЦ-04-5708/0/6-07)

Минфин в отношении налогового контроля (

письмо от 31.08.2007 г. № 31-21010-04-5/17626, с. 43)

ГНАУ в части, распространяющейся на налоговые органы (

письмо от 06.09.2007 г. № 8610/6/23-6016/1016, с. 42)

Госпотребстандарт в сфере защиты прав потребителей, стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия (

письмо от 16.10.2007 г. № 9365-1-5/16)

Госинспекция по контролю за ценами (

письмо от 28.09.2007 г. № 200/7-7/2315)

Минтранссвязи (

письмо от 05.10.2007 г. № 6888/15/10-07)

Госдепартамент интеллектуальной собственности в сфере интеллектуальной собственности (

письмо от 15.10.2007 г. № 16-07/4498)

Исполнительная дирекция Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности в отношении контроля за уплатой и целевым использованием страховых средств (

письмо от 02.10.2007 г. № 01-14-2045, с. 46)

 

Министерство регионального развития и строительства в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, усовершенствования административно-территориального устройства (

письмо от 23.10.2007 г. № 2/3-581)

Пенсионный фонд в отношении начисления, исчисления и уплаты страховых взносов (

письмо от 26.10.2007 г. № 17123/09-10, с. 45)

 

Теперь перейдем к анализу позиций контролирующих органов в вопросе сферы действия

Закона № 877.

 

На кого Закон № 877

распространяется

Напомним, что, по нашему мнению,

Закон № 877 должен распространяться на любые отношения, связанные с осуществлением государственного надзора (контроля), кроме отношений, исчерпывающий перечень которых дан во втором абзаце ст. 2 Закона № 877 (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 53, с. 24).

Как видно из приведенных выше цитат, контролирующие органы неоднозначно отнеслись к определению сферы действия

Закона № 877. Наиболее обоснованной выглядит позиция органов, признающих необходимость руководствоваться положениями Закона № 877 при осуществлении мероприятий госконтроля в определенной сфере (Госкомпредпринимательства, Минтранс), а также органов, которые прямо указаны в «исключающем» перечне (см. письмо Госфинуслуг от 03.10.2007 г. № 11074/12-6, письмо Антимонопольного комитета Украины от 05.10.2007 г. № 21-294/08-6479).

Налоговики

признали, что будут руководствоваться нормами рассматриваемого Закона, но в части, распространяющейся на них. Не исключено, что после вступления рассматриваемого Закона в силу* сотрудники налогового ведомства будут руководствоваться нормами Закона № 877 выборочно, но то, что они закон признают, — момент положительный.

* При условии, что в него не будут внесены изменения. А о возможных изменениях в   № 877 можно судить по информации, размещенной на сайте ГНАУ (www.sta.gov.ua). Подробнее см. статью «плановые и внеплановые проверки в свете Закона № 877», с. 8.

Показательной среди всех высказавшихся органов является позиция Госкомпредпринимательства. Так, в

письме от 05.09.2007 г. № 6631 Комитет справедливо отметил, что Закон № 877 устанавливает основные, единые для всех органов, принципы государственного контроля, на основании которых впоследствии необходимо будет откорректировать специальные законы. Позднее, в письме от 23.10.2007 г. № 7998, Госкомпредпринимательства в развитие идеи первого письма указывает, что рассматриваемый Закон «не касается существенных особенностей порядков осуществления проверок, установленных специальным законодательством». То есть специфика того или иного контролирующего органа либо мероприятия, проводимого им, может быть учтена в специальном законодательстве.

По нашему мнению, такая позиция соответствует нормам

Закона № 877 и наиболее точно отображает его специфику. Среди контролирующих органов данной группы следует отметить Минтранс. Он не только признал распространение сферы действия Закона № 877 на себя, но и, по поручению Кабмина, уже приступил к разработке новых и приведению действующих нормативно-правовых актов в соответствие с упомянутым Законом.

 

Сомнения в сфере действия Закона

Специфика писем данной группы контролирующих органов состоит в том, что они прямо не указывают на свою подчиненность нормам

Закона № 877 (а если и указывают, то с определенными оговорками). В своих письмах они цитируют положения как самого Закона № 877, так и специального законодательства. При этом данные цитаты носят общий характер. Их сложно назвать аргументами или доводами как в пользу применения норм Закона № 877, так и наоборот. Не утруждали себя в этом и сами органы.

Так, Государственный центр занятости, резюмируя цитирование норм различных законов (в том числе и

Закона № 877), указал, что центры занятости осуществляют контроль за правильным начислением, своевременным и полным перечислением и поступлением страховых взносов в соответствии с нормами действующего законодательства. Госдепартамент интеллектуальной собственности и Госпотребстандарт в своих письмах, в заключительной части привели лишь перечень нормативно-правовых актов, которыми они руководствуются при осуществлении своей деятельности. Подобный перечень нормативно-правовых актов содержится и в письме Государственного центра занятости. Вот только в этих перечнях Закон № 877 не числится. Причину этому нам назвать сложно. Не исключено также, что указанные органы в целом не признают (или не хотят признавать), что сфера действия Закона на них распространяется.

Несколько иного (обнадеживающего) характера письмо Министерства регионального развития и строительства. В заключительной части своего письма данное Министерство указывает, что

порядок осуществления госконтроля определяется исключительно Законом № 877. По всей видимости, это означает, что Министерство регионального развития и строительства в своей деятельности будет руководствоваться нормами указанного Закона. Однако определенные сомнения вызывает тот факт, что в письме министерство прямо об этом не указало. А указанная фраза носит общий характер и не конкретизирует сферу применения Закона № 877.

Как видим, отсутствие в письмах непосредственного указания на то, что контролирующий орган — автор письма — будет руководствоваться в своей деятельности нормами

Закона № 877, не позволяет нам с уверенностью говорить об этом. По всей видимости, прояснится данный вопрос после вступления Закона № 877 в силу.

 

На кого Закон не распространяется?

С позицией данных органов нам согласиться сложно по разным причинам. У одних контролирующих органов недостаточно убедительные аргументы (Минфин, Исполнительная дирекция Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности), другие необоснованно пытаются отнести свои контролирующие функции к сферам, на которые действие

Закона № 877 не распространяется (Госинспекция по контролю за ценами), третьи вовсе не приводят каких-либо четких аргументов (Пенсионный фонд).

Так, из содержания

письма Пенсионного фонда непонятно, что же послужило основанием для вывода о нераспространении норм Закона № 877 на порядок осуществления органами фонда своих контрольных функций. Фонд лишь указал: «...исходя из изложенного выше...», но выше аргументов в пользу такого подхода мы не нашли.

Более содержательным на аргументы было письмо другого страхового фонда (Фонда социального страхования по временно потере трудоспособности). Исполнительная дирекция этого фонда в своем письме обратила внимание, что «

...Фонд не относится к указанным в ст. 1 Закона № 877 «уполномоченным законом центральным органам исполнительной власти», осуществляющим надзор или контроль согласно указанному Закону...».

Однако, если обратиться к определению термина «госнадзор», нетрудно заметить, что среди центральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления есть упоминание о прочих органах. То есть

Закон № 877 не дает исчерпывающего перечня таких органов. Так что назвать аргумент Исполнительной дирекции фонда безупречным сложно.

Что касается Госинспекции по контролю за ценами, то в своем комментарии к ее письму (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 92, с. 13) мы уже указывали, что

Закон № 877 распространяется на сферу контроля, проводимого ею, поскольку осуществлением государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции должен заниматься Антимонопольный комитет (см. также письмо Комитета).

По нашему мнению,

Закон № 877 был принят в развитие положений ст. 19 ХКУ, а потому должен распространяться на все сферы контроля, кроме прямо предусмотренных в самом  . Подобного мнения придерживается и Госкомпредпринимательства в своих письмах (см. табл.).

Здесь следует отметить и

письмо Минюста от 18.10.2007 г. № 19-14-730, в котором Министерство, комментируя Закон № 877, также обратилось к ст. 19 ХКУ. В заключительной части письма Минюст указывает, что общие условия и порядок осуществления государственного контроля и надзора за хоздеятельностью устанавливаются законами.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно