Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Почта редакции. Налоговые органы не могут проводить инвентаризацию

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2007/№ 102
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Налоговые органы не могут проводить инвентаризацию

 

Могут ли налоговики самостоятельно проводить инвентаризацию?

(г. Чернигов)

 

В соответствии с

п. 15 ст. 11 Закона № 509 органы государственной налоговой службы имеют право требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций, которые проверяются в ходе плановых и внеплановых выездных проверок, проведения инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей и средств.

Законом № 509

урегулирована и ситуация, когда субъект хозяйствования отказывается провести инвентаризацию. В этом случае налоговому органу нужно обратиться в суд с требованием о принуждении к проведению инвентаризации. Кроме того, до вынесения соответствующего решения судом налоговики в присутствии понятых и представителей предприятий, учреждений и организаций, в отношении которых проводится проверка, могут опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе.

Анализ

п. 15 ст. 11 Закона № 509 позволяет сделать вывод, что:

1) за налоговыми органами

закреплено лишь право требовать проведения инвентаризации, а не участвовать в ней*;

* ГНАУ в письме от 02.04.2007 г. № 6448/7/23-5017 высказала иное видение приведенных законодательных положений. В этом письме одной из мер установления доказательств осуществления бестоварных операций названо проведение инвентаризации. Будем считать, что в этой части просто была допущена неточность в формулировке, и на самом деле речь шла не о проведении инвентаризации, а о полномочии налоговых органов требовать ее проведения от руководителей субъекта хозяйствования.

2) требование провести инвентаризацию может быть предъявлено

только в ходе плановой или внеплановой выездной проверки (т. е. налоговики, в частности, должны предъявить направление на проверку и, в случае внеплановой проверки, копию приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой проверки);

3)

Закон № 509 допускает возможность отказа субъектом хозяйствования выполнить требования налоговиков, на этот случай предусмотрен судебный порядок решения вопроса о необходимости проведения инвентаризации (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 24, с. 15).

Осторожный налогоплательщик, который не желает спорить с налоговиками, видимо, будет непротив провести инвентаризацию по требованию налогового органа. А тот, кто готов спорить, может использовать ряд аргументов.

Отказ провести инвентаризацию субъект хозяйствования, в частности, может обосновать тем фактом, что

ст. 11 Закона № 509 предусматривает: полномочия налоговых органов, названные в ней, могут реализовываться в случаях, предусмотренных законом. Поэтому, обращаясь с требованием провести инвентаризацию, налоговый орган должен сослаться на статью закона, предусматривающую, что в этом случае может быть реализовано такое его полномочие. Отсутствие в действующем законодательстве положений, называющих такие случаи, делает невозможным обращение налоговиков с требованием провести инвентаризацию.

Как видим, законодатель ограничил налоговиков не только тем, что они могут лишь потребовать проведения инвентаризации. На пути налоговиков стоит ряд практически непреодолимых препятствий процедурного характера. Коротко на них остановимся:

1. Процедурной преградой для реализации требования провести инвентаризацию совместно с сотрудниками налоговой инспекции является то, что инвентаризация проводится инвентаризационной комиссией, состав которой утверждается приказом по предприятию (

п. 11.1 Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69), и включать в него представителей налогового органа нет оснований.

2. Законодательство не предусматривает сроков, в течение которых субъект хозяйствования должен выполнить такое требование. Это развязывает руки налогоплательщику, который в условиях неурегулированности может выполнять требования налоговиков сколь угодно долго.

3. Процессуальные кодексы Украины не содержат специальной (упрощенной) процедуры получения налоговыми органами судебного решения по требованию о принуждении субъекта хозяйствования провести инвентаризацию. Так что рассмотрение такого требования будет проходить по общей процедуре, которая, как известно, может очень затянуться. К тому же судебное решение должно вступить в законную силу. Но и после этого субъект хозяйствования может не торопиться его выполнять, а подождать, пока государственный исполнитель даст время на выполнение судебного решения в добровольном порядке.

4. В качестве негативного последствия отказа от проведения инвентаризации

Закон № 509 предусматривает опечатывание касс. Но и тут неурегулированность процедурных моментов может не позволить налоговикам провести его. Порядок опечатывания касс, кассовых помещений, складов и архивов налоговыми органами, как предусмотрено Законом № 509, должен быть установлен Кабинетом Министров Украины, но на сегодня такого порядка нет. Отсутствие утвержденного порядка опечатывания и ставит под вопрос возможность его проведения. Более того, в Верховной Раде даже находится проект закона с предложением исключить из Закона № 509 полномочие налоговиков опечатывать кассы.

Однако должны предупредить о том, что это не единственное негативное последствие, которое может постичь субъекта хозяйствования в случае отказа от проведения инвентаризации по требованию налоговых органов. Есть вероятность, что налоговики могут квалифицировать отказ в проведении инвентаризации как невыполнение законных требований должностных лиц органов налоговой службы с привлечением должностных лиц предприятия к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное

ст. 1633 КоАП. Но и тут не обошлось без шероховатостей, которые могут не позволить налоговикам реализовать и это свое полномочие. Дело в том, что в ст. 1633 КоАП ответственность установлена за невыполнение требований налоговых органов, указанных в пунктах 5 — 8 ст. 11 Закона № 509. Полномочие же требовать проведения инвентаризации предусмотрено п. 15 ст. 11 Закона № 509.

Как видим, законодательство не предоставляет налоговым органам возможность проводить инвентаризацию на предприятии.

Елена УВАРОВА, юрист

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно