Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Почта редакции. Внеплановые проверки, не подпадающие под Закон № 509

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2007/№ 102
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Внеплановые проверки, не подпадающие под Закон № 509

 

Что может послужить основанием для проведения налоговиками внеплановых проверок? Некоторые законодательные акты предусматривают проведение внеплановых проверок. Например, в Законе о налоге на прибыль говорится о внеплановых проверках по результатам подачи убыточной декларации по налогу на прибыль. Законны ли такие проверки?

(г. Полтава)

 

Внеплановая выездная проверка — это проверка, которая не предусмотрена в планах работы налогового органа и проводится при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в части шестой

ст. 111 Закона № 509 (пункты 1 — 9). Приведенный в Законе № 509 перечень оснований для внеплановых проверок исчерпывающий. Однако, помимо случаев проведения внеплановых проверок, предусмотренных Законом № 509, в некоторых законах встречаются, как говорится, «свои» случаи, когда налоговики могут провести внеплановые проверки.

Так,

Закон о налоге на прибыль предусматривает два случая проведения налоговиками внеплановых проверок:

1)

когда отрицательное значение объекта налогообложения декларируется плательщиком налога в течение четырех последних налоговых периодов. При проведении такой внеплановой проверки проверяется правильность определения объекта налогообложения (п. 6.3 Закона о налоге на прибыль);

2) когда

стоимость объекта финансового лизинга, который впервые вводится в эксплуатацию, определяется договором в сумме, меньшей стоимости расходов на его приобретение или сооружение, налоговый орган имеет право провести внеплановую проверку для определения уровня обычной цены (абзац второй п.п. 7.9.6 Закона о налоге на прибыль).

В свою очередь,

Закон об НДС тоже предусматривает два случая внеплановых проверок плательщиков НДС:

1) если

на плательщика НДС поступило заявление от покупателя с жалобой, ввиду отказа со стороны такого плательщика НДС (поставщика) выдать покупателю налоговую накладную или нарушения порядка ее заполнения (п.п. 7.2.6 Закона об НДС);

2) если

есть достаточные основания считать, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства (п.п. 7.7.5 Закона об НДС).

В то же время в

Законе № 509 непосредственно такие случаи не упоминаются, а среди оснований проведения внеплановых проверок по решению налогового органа (перечисленных в части шестой ст. 111 Закона № 509), в частности в п. 9 ст. 111 этого Закона, выделена только ситуация, когда плательщиком НДС подана декларация с отрицательным значением НДС, составляющим более 100 тыс. грн.

Такие законодательные нестыковки вносили неясность в отношении внеплановых проверок плательщиков НДС. Ведь, как известно, проведение внеплановых проверок по основаниям, не перечисленным в

ст. 111 Закона № 509, возможно при наличии решения суда, выходит, что и внеплановые проверки плательщиков НДС в соответствии с пп. 7.2.6 и 7.7.5 Закона об НДС, и плательщиков налога на прибыль в соответствии с п. 6.3 и п.п. 7.9.6 Закона о налоге на прибыль должны осуществляться по решению суда.

Вместе с тем у ГНАУ на этот счет сложилось особое мнение. Так, в

письме от 20.12.2005 г. № 15151/5/23-2016 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 24 (касающемся проверок заявленного бюджетного возмещения) ГНАУ разъясняла, что внеплановые выездные проверки по вопросам правомерности заявленного к возмещению из бюджета НДС могут проводиться либо в соответствии с п. 9 ст. 111 Закона № 509, либо в соответствии с п.п. 7.7.5 Закона об НДС. Такой намек содержит и письмо ГНАУ от 19.09.2007 г. № 18727/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 83. Тем самым фактически ГНАУ выступает за одновременное применение норм этих двух законов в отношении внеплановых проверок, расценивая их как самостоятельные отдельно существующие основания для проведения внеплановых проверок

Однако мы с таким мнением согласиться не можем. И считаем, что в сложившейся ситуации нужно в первую очередь исходить из того, что основополагающим «проверочным» законом, устанавливающим основания для проведения внеплановых проверок, безусловно, является

Закон № 509. Поэтому пп. 7.2.6 и 7.7.5 Закона об НДС, а также п. 6.3 и абзац второй п.п. 7.9.6 Закона о налоге на прибыль о внеплановых проверках следует применять с учетом и в рамках норм Закона № 509. Закон об НДС и Закон о налоге на прибыль самостоятельно устанавливать дополнительные основания для проведения внеплановых проверок не могут. Согласно п. 2 Заключительных положений Закона № 2322, который внес в Закон № 509 исчерпывающий перечень оснований для внеплановых проверок, до приведения законов и других нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом они применяются в части, не противоречащей ему.

Таким образом, по решению налогового органа без решения суда внеплановые проверки плательщиков НДС в соответствии с

пп. 7.2.6 и 7.7.5 Закона об НДС и плательщиков налога на прибыль в соответствии с п. 6.3 и абзацем вторым п.п. 7.9.6 Закона о налоге на прибыль могут осуществляться только в том случае, если они подпадают под основания, перечисленные в ст. 111 Закона № 509.

Наталия ДЗЮБА, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно