Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

РРО с кассовой книгой, лимит обособленного подразделения, хранение наличности (по письмам НБУ)

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2007/№ 103
В избранном В избранное
Печать
Статья

РРО с кассовой книгой, лимит обособленного подразделения, хранение наличности


(по письмам НБУ)

 

Кассовая дисциплина всегда находилась под бдительным оком контролирующих органов, поэтому любая невнимательность субъектов хозяйствования может им грозить штрафоопасными неприятностями. Однако если знать, выполнять и не нарушать, то от оборота налички останутся только приятные впечатления. Сегодня мы рассмотрим ряд «наличных» вопросов, которые поднял Нацбанк в своих письмах.

Наталия ЯНОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КоАП —

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Указ № 436

— Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличных средств» от 12.06.95 г. № 436/95.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

 

Целью данного материала является анализ ряда писем НБУ (тексты соответствующих документов вы найдете на страницах этого номера). Примечательно, что позицию Нацбанка в отношении некоторых спорных ситуаций взял на вооружение в работе главный налоговый орган, который уполномочен проверять и штрафовать за нарушение кассовой дисциплины.

Итак, тема обсуждения понятна, теперь перейдем к деталям.

В письмах поднято множество вопросов. Мы уделим внимание наиболее важным: затронем тему установления лимита на обособленное подразделение, оценим возможность хранения наличности около ящика РРО. При этом выделим самый главный вопрос: нужно ли структурному либо обособленному подразделению, таким как магазины, киоски, палатки, вести кассовую книгу, если они выручку сдают:

— в кассу головного предприятия;

— сразу в банк через инкассатора или без.

Чтобы разобраться с этой проблемой, прежде всего надо определиться, что такое обособленное, а что такое структурное подразделение.

 

Обособленное или структурное в терминологии «кассового» Положения

Для начала необходимо понять, насколько статус магазина, киоска, палатки соответствует понятию «обособленное подразделение» в терминологии

Положения № 637.

Как вы помните,

ХКУ (ст. 64) разделяет понятия «обособленное подразделение» и «структурное подразделение», несмотря на то что оба действуют по положениям, утвержденным головным предприятием, и наделены им же соответствующим имуществом. Подробный анализ отличий мы приводить не будем, это не цель данной статьи, а только напомним основные из них.

К

обособленным относятся филиалы, представительства, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр (далее — ЕГР) и руководитель которых действует на основании выданной ему доверенности (ст. 95 ГКУ). К структурным относятся производственные или аппаратно-управленческие структурные подразделения — производства, цеха, отделения, участки, бюро, лаборатории, управления, отделы, службы и т. п., которые не внесены в ЕГР и руководитель которых действует без доверенности, т. е. в обычном порядке назначен на должность согласно штатному расписанию. Как справедливо заметил Госкомпредпринимательства в своем письме от 19.07.2007 г. № 5292, структурное подразделение — это звено в производственном процессе, функции которого отличаются от функций других звеньев и в силу этого входит в целое как организационно обособленная от других подразделений часть предприятия.

О том, «кем быть» магазину, киоску, палатке — обособленным или структурным — решает головное предприятие самостоятельно. Вместе с тем, вне зависимости от такого решения

Положение № 637 и обособленное, и структурное подразделения объединяет под одним названием — «обособленное подразделение» (см. п. 1.2).

Другими словами, понятия обособленного подразделеня из

ХКУ и Положения № 637 не такие уж и тождественные, как это утверждает НБУ в своем письме от 22.11.2006 г. № 11-115/4301-12445 (см. с. 14 этого номера). То есть киоск без банковского счета и «незасветившийся» в ЕГР — структурное подразделение по ХКУ и обособленное по «кассовому» Положению.

Почему нам важно знать статус точки расчетов именно с позиции

Положения № 637? А дело все в том, что наличие этого статуса дает возможность, а в определенных случаях обязывает киоск, вести кассовую книгу. Далее об этом подробнее.

 

Кассовая книга и РРО в структурном подразделении

Согласно

п. 4.2 Положения № 637 все поступления и выдача гривневой наличности отражается в кассовой книге предприятия, которая ведется в единственном экземпляре при условии отсутствия у предприятия структурных подразделений, осуществляющих наличные расчеты. Если же таковые на предприятии имеются, то они:

ведут (в обязательном порядке) свою кассовую книгу (помимо кассовой, которая ведется головным предприятием), если у них есть как приход наличности, так и расход, например, на оплату труда, хознужды, другие операции с оформлением кассовых ордеров и ведомостей;

не ведут отдельную кассовую книгу, если осуществляют наличные расчеты с применением РРО или РК и ведением КУРО, но не проводят операции по приему (выдаче) наличности по кассовым ордерам.

Такие же выводы содержатся в

п. 3 письма НБУ от 04.10.2007 г. № 11-115/3693-10119 (см. с. 15 этого номера).

Вот здесь и возникает тот самый резонный вопрос: а может ли структурное (оно же по «кассовому»

Положению — обособленное) подразделение, работающее с РРО и сдающее выручку сразу в банк, минуя головную кассу, не вести свою кассовую книгу? Или все-таки сдача выручки в банк является той самой другой операцией, которая, как и всякая расходная операция, должна сопровождаться выпиской РКО, а значит, и отражаться в кассовой книге?

По нашему мнению, нормам

Положения № 637 большее соответствует второй сценарий развития событий, т. е. если обособленное (оно же структурное) подразделение сдает выручку сразу в банк, то оно обязано вести кассовую книгу. Прежде чем аргументировать свою позицию, напомним, что п. 2.8 Положения № 637 разрешает обособленным подразделениям сдавать выручку сразу в банк.

Итак, почему же без кассовой книги не обойтись? Обратимся к

п. 3.7 Положения № 637, где сказано, что выдача наличности из кассы* для сдачи ее в банк оформляется РКО с отражением такой кассовой операции в кассовой книге. При этом документом, свидетельствующим о сдаче выручки в банк, является соответствующая квитанция к приходному документу банка на взнос наличности или копия сопроводительной ведомости, если выручку сдают через инкассатора. Вот и получается: при любом виде транспортировки выручки из РРО в банк (будь то сам кассир предприятия или инкассатор банка) она не может уйти с предприятия или его подразделения без выписки РКО, а это, естественно, предполагает ее предварительное оприходование с помощью ПКО и отражение в кассовой книге. И если это не кассовая книга головного предприятия, то это должна быть кассовая книга обособленного (структурного) подразделения.

* Здесь важно помнить, что РРО соответствует определению «касса», изложенному в п. 1.2 Положения № 637.

Наше повествование будет не полным, если мы не расскажем о позиции компетентных органов по этому поводу. Так, в

письме НБУ от 25.05.2007 г. № 11-110/2058-5398 (см. с. 16 этого номера) сказано, что оприходованием наличности в кассе предприятия, которое производит наличные расчеты с применением РРО (использованием РК), является осуществление учета такой наличности в КУРО (на основании фискальных отчетных чеков РРО и данных РК) и отражение поступления этой наличности в кассовой книге предприятия.

Другими словами, НБУ требует отражать выручку не только в КУРО, но и в кассовой книге. Примечательно, что налоговики, которые уполномочены штрафовать за нарушение кассовой дисциплины, взяли на вооружение такую позицию НБУ, о чем свидетельствует

письмо ГНАУ от 08.08.2007 г. № 15658/7/23-7017. Кстати, в период действия «кассового» положения — предшественника Положения № 637 представители налоговых органов аргументировали обязательность ведения кассовой книги обособленными подразделениями, работающими с РРО и сдающими выручку сразу в банк аналогично вышеизложенному (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 13). В старом Положении была аналогичная норма — п. 3.6, которая корреспондируется с п. 3.7 Положения № 637.

Заметим, что сегодняшняя аргументация НБУ отличается от нашей, тем не менее, вывод относительно необходимости оформления кассовой книги совпадает. Правда, у нас есть несколько замечаний относительно понятия «оприходование».

Мы убеждены, что выручка, пробитая через РРО, будет считаться оприходованной уже после соответствующего оформления в КУРО. Это следует из

пп. 2.6 и 7.15 Положения № 637. Другими словами, если выручку, полученную через РРО, не отразили в кассовой книге, но оформили в КУРО, то на предприятие не могут наложить штраф в пятикратном размере по Указу № 436 за неоприходование. Максимум, чем может грозить за такое нарушение, — это админштраф по ст. 1642 КоАП в размере от 8 до 15 ннмдг за нарушение кассовой дисциплины.

В завершение этого подраздела отметим, что обособленное (структурное) подразделение, сдающее выручку, пробитую через РРО, не в банк, а в кассу головного предприятия, вести свою кассовую книгу не обязано. В результате касса головного предприятия оформляет ПКО, квитанция которого будет подтверждающим документом для подразделения.

 

Лимит для обособленного (структурного) подразделения

Один из вопросов, поднятых в рассматриваемых письмах НБУ, касается установления лимита для структурного (обособленного) подразделения.

Нацбанк справедливо отмечает, что место

проведения наличных расчетов с применением РРО подпадает под определение кассы, и соответственно для такого РРО может быть установлен лимит остатка наличности. Для этого на каждое обособленное подразделение (магазин, киоск, палатку) может составляться отдельный расчет установления лимита (письмо НБУ от 04.10.2007 г. № 11-115/3693-10119).

Получается, что по каждому структурному подразделению для расчета лимита учитывается только его выручка, и контрольные периоды, участвующие в расчете лимита, могут быть различны для разных структурных подразделений. Об этом, кстати, говорилось в другом

письме НБУ от 23.11.2006 г. № 11-115/434-12531 (см. с. 17 этого номера).

Наличность, поступившую в течение дня в кассу обособленного подразделения, которая превысила установленный лимит, предприятие вправе сдать либо в банк, либо в кассу головного предприятия не позднее следующего дня. При этом, если обособленное подразделение сдало сверхлимитную наличность в кассу головного предприятия, мы считаем, что эта головная касса должна переправить деньги в банк в этот же день (либо выдать на хознужды).

 

Хранение наличности рядом с ящиком РРО

Не менее интересна еще одна ситуация, затронутая НБУ в своем

письме от 08.08.2007 г. № 15658/7/23-7017 и связанная с проблемой хранения наличности, пробитой через РРО, не в его ящике, а рядом, например в сейфе.

Из контекста

письма следует, что перемещение наличности с кассового ящика в другое место хранения (без ее использования на хознужды) следует проводить с помощью операции «служебная выдача» и оформлять через кассовую книгу.

У данного вопроса есть своя противоречивая история. Так, в далеком 2002 году ГНАУ (см.

письмо от 08.07.2002 г. № 5354/5/23-2116// «Налоги и бухгалтерский учет», 2002, № 60) запрещала хранить наличность в пределах торговой площади вне ящика РРО без осуществления операции «служебная выдача» и оприходования в кассовой книге. Позже в «Вестнике налоговой службы Украины», 2006, № 11 было высказано противоположное мнение, согласно которому допускается хранение наличности, не вмещающейся в ящик РРО, неподалеку от него — в сейфе, причем без осуществления операции «служебная выдача» и оформления ПКО. Чтобы избежать проблем с контролирующими органами, в консультации налоговики советовали оговаривать такую ситуацию в приказе по предприятию, в котором следует указать, что в сейфе, размещенном на месте проведения расчетов, должна храниться только выручка от реализации с использованием РРО.

Что мы имеем на сегодняшний день: возврат к первоначальным позициям, ведь ГНАУ данное письмо НБУ будет использовать в работе (см. преамбулу к

письму от 08.08.2007 г. № 15658/7/23-7017). Так что будьте аккуратны с хранением наличности не в ящике РРО.

На этом фоне не вызывает споров требование НБУ оформлять движение наличности с помощью операции «служебная выдача» и соответствующим оформлением кассовых ордеров, если деньги, поступившие в РРО, хотят выдать на хознужды.

Вот, пожалуй, и все моменты, которые мы хотели проанализировать, изучив письма компетентных органов. Возьмите на вооружение наши рекомендации, и мы надеемся, что вашу кассу проверяющим «не взять».

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно