Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О восстановлении предприятием учетных данных при утере листка нетрудоспособности

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2007/№ 104
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 26.11.2007 г. № 04-29-2541

О восстановлении предприятием учетных данных при утере листка нетрудоспособности

Письмо исполнительной дирекции Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 26.11.2007 г. № 04-29-2541

 

Рассмотрев обращение, сообщаем, что согласно статье 51 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.2001 № 2240 (далее — Закон) основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, а в случае работы по совместительству — копия листка нетрудоспособности, заверенная подписью руководителя и печатью по основному месту работы. Порядок и условия выдачи, продления и учета листков нетрудоспособности, осуществления контроля за правильностью их выдачи устанавливаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения по согласованию с Фондом.

Как известно, хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете методом их сплошного и непрерывного документирования. А потому в учете все должно быть надлежащим образом подтверждено документально. Так, основанием для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете являются первичные документы (ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996).

То есть

листок нетрудоспособности, выданный медицинским учреждением, является первичным документом и основанием для отражения в бухгалтерском учете расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию и, соответственно, подлежит восстановлению.

Действия субъекта хозяйствования в случае утери первичной документации оговорены пунктом 6.10 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88. Так, в случае утери или уничтожения первичных документов, учетных регистров и отчетов руководитель предприятия должен письменно уведомить об этом правоохранительные органы и приказом назначить комиссию для установления перечня отсутствующих документов и расследования причин их утери или уничтожения. О мерах, которые необходимо принять в случае утери документации, также идет речь в письме Государственного комитета архивов Украины от 11.03.2002 г. № 01-197.

Установив причины и перечень утерянной документации, предприятие приступает к восстановлению учетных данных

.

Согласно статье 51 Закона с целью усовершенствования порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утверждена Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, приказом Министерства здравоохранения Украины от 13.11.2001 № 455, согласно пункту 1.14 которой

новый листок нетрудоспособности с отметкой «дубликат» выдается только на основании справки с места работы о том, что за период временной нетрудоспособности выплата пособия в связи с временной нетрудоспособностью не осуществлялась. В связи с этим от медицинского учреждения по соответствующим образом оформленному запросу можно получить только реестр выданных документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность работников предприятия. Кроме этого, предприятие также может обратиться в свое отделение Фонда, где оно зарегистрировано как страхователь, с просьбой предоставить копии всех утерянных отчетов. При этом к заявлению целесообразно приложить подтверждающие документы, в частности, справку органа пожарной службы и акт комиссии с перечнем утерянных документов и указанием причин их утери.

На основании полученных копий документов предприятие восстанавливает оригиналы

собственных исходных первичных документов; формируются журнал хозяйственных операций и регистры бухгалтерского учета. Если итоговые обороты в восстановленных регистрах будут совпадать с данными, отраженными в отчетности по средствам Фонда за соответствующие отчетные периоды, то бухгалтерский учет по средствам Фонда полностью восстановлен. Если некоторые показатели не совпадают, работа по восстановлению утерянных документов подлежит продлению. В конце концов предприятие должно попытаться полностью восстановить утерянную документацию, иначе ему может угрожать ответственность за допущенное правонарушение согласно действующему законодательству.

Заместитель директора С. Буринский



комментарий редакции

Восстановление первичных документов, по которым выплачивалось пособие из Фонда страхования
по временной потере трудоспособности

В комментируемом письме рассмотрена ситуация, когда первичные документы по выплате пособия по временной нетрудоспособности, в том числе и листок нетрудоспособности, утрачены в результате форс-мажорных обстоятельств.

Для того, чтобы проведенные зачеты с Фондом страхования по временной потере трудоспособности были им признаны, необходимо максимально восстановить утраченные документы.

Естественно, в первую очередь необходимы документы, подтверждающие наступление самих форс-мажорных обстоятельств. Ими могут быть справка из органа пожарной службы (при пожаре), справка коммунальных служб (при затоплении), справка органов МВД, решение суда (при краже), справка территориального управления МЧС (при стихийном бедствии) и т. п.

При восстановлении первичных документов, подтверждающих начисление и выплату пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда страхования по временной потере трудоспособности, самым сложным является восстановление листка нетрудоспособности.

Дело в том, что согласно п. 1.14 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздрава от 13.11.2001 г. № 455, новый листок нетрудоспособности с отметкой «дубликат» могут выдать только на основании справки с места работы о том, что за период болезни больничные еще не выплачены. В данной же ситуации, когда больничные уже выплачены, дубликат листка нетрудоспособности не выдается.

В этой связи Фонд по временной потере трудоспособности видит такой выход из этой ситуации.

Предприятие может обратиться в медицинское учреждение с оформленным соответствующим образом запросом и получить реестр выданных документов, которые удостоверяют временную нетрудоспособность работников предприятия.

Поступив таким образом, а также максимально восстановив другие документы, подтверждающие начисление и выплату больничных, предприятие может рассчитывать, что суммы пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные работникам предприятия, будут зачтены Фондом в счет уплаченных страховых взносов.

Татьяна Онищенко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно