Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Соцобеспечение и налог с доходов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2007/№ 104
В избранном В избранное
Печать
Статья

Соцобеспечение и налог с доходов

 

Новый год всегда готовит много сюрпризов для бухгалтеров. Не станет исключением и 2008 год. Какие изменения ожидаются в грядущем году в части социального обеспечения и налогообложения доходов физических лиц, наши читатели смогут узнать из данной статьи.

 

Екатерина СКРИПКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

  

Изменения, планируемые Законом о госбюджете-2008

Традиционно, в связи со вступлением в силу закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год изменяются и такие важные социально-экономические показатели, как минимальная заработная плата и прожиточный минимум.

К сожалению, на момент написания данной статьи в наличии имеется только

проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год». Вполне вероятно, что до 1 января 2008 года данный проект все же будет принят в неизменном виде, и соответственно размер минимальной заработной платы, определенный в ст. 58 проекта Закона о госбюджете-2008, составит 515 грн.

Что же повлечет за собой увеличение размера минимальной заработной платы с 1 января 2008 года?

1. В связи с тем, что

минимальная заработная плата является законодательно установленным размером заработной платы за простую, неквалифицированную работу, ниже которого не может производиться оплата за полностью выполненную работником месячную норму труда, работодатели, выплачивающие своим работникам заработную плату в размере минимальной, должны будут повысить размер заработной платы до 515 грн.

2. Повышение размера минимальной заработной платы повлияет на

величину минимального страхового взноса в Пенсионный фонд. Этот показатель важен, в частности, для предпринимателей. В соответствии со ст. 1 Закона № 1058 размер страхового взноса определяется путем умножения минимального размера заработной платы на размер страхового взноса, установленного Законом на день получения заработной платы. С увеличением минимальной заработной платы увеличится размер минимального страхового взноса в Пенсионный фонд для частных предпринимателей, не ниже которого они должны уплачивать взносы в Пенсионный фонд. Однако пока неизвестно, изменится или нет ставка взноса в Пенсионный фонд в части начислений, поэтому сейчас невозможно определить точный размер минимального страхового взноса.

3. С повышением размера минимальной заработной платы повысятся и размеры налоговых социальных льгот (далее — НСЛ). Следует отметить, что размеры НСЛ зависят от величины минимальной заработной платы, установленной на 1 января 2008 года, поэтому в течение года НСЛ изменяться не будет. Так, размер минимальной НСЛ, в случае если минимальная зарплата на 1 января 2008 года будет установлена в размере 515 грн., должен составить 257,50 грн., повышенная НСЛ — 386,25 грн., максимальная налоговая социальная льгота — 515 грн.

В соответствии со

ст. 57 проекта Закона о госбюджете-2008 изменятся и размеры прожиточного минимума на одно лицо и для основных социальных и демографических групп населения. В частности, для трудоспособных лиц размер прожиточного минимума с 1 января 2008 года по данному законопроекту составит 633 грн.

Изменение данного показателя влечет за собой изменение и других важных показателей, используемых для исчисления налога с доходов и социальных взносов при начислении заработной платы и других выплат.

Рассмотрим подробнее, на что повлияет увеличение размера прожиточного минимума с 1 января 2008 года.

1. Изменится

предельный размер дохода для применения НСЛ, поскольку согласно п.п. 6.5.1 Закона № 889 он равен сумме месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 гривень. В течение 2008 года размер этого показателя будет составлять 890 грн. (633 х 1,4 = 886,20  890 грн.). Обращаем внимание, что изменение размера прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо в течение года на величину предельного размера дохода не повлияет.

2. Размер прожиточного минимума для трудоспособного лица является величиной, необходимой для применения той или иной ставки взноса в

Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности. Так, если зарплата работника меньше прожиточного минимума на трудоспособное лицо, то ставка взноса в Фонд по временной потере трудоспособности составляет 0,5 %, если больше — 1 %.

3. Размер прожиточного минимума для трудоспособного лица является также необходимой величиной для применения ставок в Пенсионный фонд.

Напомним, что

размер взноса в Пенсионный фонд в части удержаний рассчитывается следующим образом:

— по ставке 0,5 % из заработной платы, не превышающей размера прожиточного минимума на трудоспособное лицо,

или

— по ставке 0,5 % с части заработной платы, не превышающей размера прожиточного минимума на трудоспособное лицо, и по ставке 2 % — с части заработной платы, превышающей размер прожиточного минимума на трудоспособное лицо.

4. В

пределах прожиточного минимума на трудоспособное лицо индексируется заработная плата. Таким образом, с января 2008 года зарплата индексируется в пределах 633 грн.

Что касается максимальной величины фактических расходов на оплату труда для взимания взносов в фонды социального страхования, в

проекте Закона о госбюджете-2008 ее размер не установлен. Судить о том, изменится ли он, можно будет только после внесения соответствующих изменений в специальные законы.

В

проекте Закона о госбюджете-2008 отсутствуют и нормы, аналогичные по содержанию нормам ст. 112 Закона о госбюджете-2007, согласно которым пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам для тех лиц, которые уплачивали страховые взносы менее шести месяцев на протяжении последних двенадцати месяцев перед наступлением страхового случая, выплачивается исходя из фактической заработной платы, с которой были уплачены страховые взносы, но не выше размера минимальной зарплаты, установленного на момент наступления страхового случая. Возможно, что данная норма будет внесена в Закон № 2240.

То же самое касается ситуации с размерами ставок взносов в социальные фонды. Напомним, что в 2007 году ставки взносов в социальные фонды были изменены

Законом госбюджете-2007. В проекте Закона о госбюджете-2008 такое изменение ставок не предусмотрено. Возможно, ставки будут изменены путем внесения изменений отдельным законом в соответствующие законы о ставках, в частности, в Закон Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» от 11.01.2001 г. № 2213-III, Закон Украины «О страховых тарифах на общеобязательное государственное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 22.02.2001 г. № 2272-III, Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.

В

проекте Закона о госбюджете-2008 планируется повышение размеров пособия при рождении ребенка, которое, как и прежде, будет выплачиваться органами труда и социальной защиты населения.

Так, на первого ребенка пособие планируется предоставлять в размере 12240 грн., на второго ребенка — 25000 грн., на третьего и последующего ребенка — 50000 грн.

Как и в прошлом году, в 2008 году планируется продление действия нормы относительно предоставления равноценной и полной компенсации потерь доходов военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, связанных с налогообложением денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых ими в связи с выполнением обязанностей несения службы, согласно требованиям

п. 22.7 Закона № 889.

 

Другие изменения

1. В 2008 году увеличится размер страхового взноса в Пенсионный фонд для предприятий, учреждений, организаций, воинских частей и органов, которые выплачивают заработную плату (вознаграждение), денежное обеспечение, пособие:

— лицам, которые согласно законам получают пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (

ч. 3 п. 8 Заключительных положений Закона № 1058, п.п. 2.2.14 Инструкции № 21-1);

— одному из неработающих трудоспособных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, которые фактически осуществляют уход за ребенком-инвалидом, а также неработающим трудоспособным лицам, которые осуществляют уход за инвалидом I группы или за престарелым, который по заключению медицинского заведения требует постоянного постороннего ухода или достиг 80-летнего возраста (

ч. 3 п. 8 Заключительных положений Закона № 1058, п.п. 2.2.15 Инструкции № 21-1);

— лицам, которые проходят срочную военную службу в Вооруженных Силах Украины, Службе безопасности Украины, других созданных согласно законам Украины военных формированиях, а также в органах Министерства внутренних дел Украины (

ч. 3 п. 8 Заключительных положений Закона № 1058, п.п. 2.2.16 Инструкции № 21-1).

С 1 января 2008 года страхователи относительно указанных категорий застрахованных лиц должны начислять взнос в Пенсионный фонд в размере

40 % минимального страхового взноса. В свою очередь, размер минимального страхового взноса определяется путем умножения минимального размера заработной платы, установленного законом на то время, за которое осуществляется расчет сумм страховых взносов, на ставку взноса, установленную для застрахованных лиц, указанных в пп. 2.2.14 — 2.2.16 Инструкции № 21-1.

По

проекту Закона о госбюджете-2008 размер минимальной заработной платы с 1 января 2008 года должен составить 515 грн. Что касается ставки взноса, то в 2007 году ее размер составлял 33,2 %. Неизвестно, изменится ли ставка взноса в 2008 году, поэтому говорить о размере страхового взноса пока рано.

Увеличится в 2008 году размер возмещения расходов Пенсионного фонда на выплату и доставку пенсий работникам, занятым полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному КМУ, кроме работников, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников по списку работ и профессий, утвержденному КМУ. Работодатели (

п.п. 2.1.1 Инструкции № 21-1) указанных работников должны будут возмещать Пенсионному фонду 60 % фактических расходов на выплату и доставку таких пенсий, назначенных и/или выплаченных в 2008 году.

2. Плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога в 2008 году должны будут уплачивать страховой взнос в Пенсионный фонд в размере 60 % от общей ставки (

абзац седьмой п. 1 ст. 4 Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР).

3. Государственный центр занятости с 1 января 2008 года через собственный Интернет-ресурс должен будет обеспечивать

доступ работодателей к базе данных о инвалидах, которые не достигли пенсионного возраста и обратились за содействием в трудоустройстве в службу занятости, а также дали согласие на размещение своих данных в общеукраинской базе резюме искателей работы (п. 5 Порядка взаимодействия органов труда и социальной защиты населения, центров занятости, отделений Фонда социальной защиты инвалидов, центров профессиональной реабилитации инвалидов и учебных заведений системы Минтруда относительно трудоустройства инвалидов, утвержденного приказом Минтруда от 03.05.2007 г. № 201). Напомним, что предприятия, которые трудоустроят у себя инвалидов, не достигших пенсионного возраста, из числа безработных, могут при выполнении определенных условий получить дотацию из Фонда страхования от безработицы. Механизм получения дотации определен в Порядке предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, утвержденном приказом Минтруда от 10.01.2001 г. № 1.

Вот все известные на данный момент изменения в части социального обеспечения и налогообложения доходов физических лиц. Надеемся, что изменения, грядущие в 2008 году, не доставят бухгалтерам значительных хлопот.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно