Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

С миру по нитке, или Новинки права-2008

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2007/№ 104
В избранном В избранное
Печать
Статья

С миру по нитке, или Новинки права-2008

 

Не знаем, к счастью или к сожалению, но уходящий год был не очень щедрым на законодательные новшества. Кто-то наверняка подумает, что к счастью, так как постоянные метания законодателя из стороны в сторону уверенности в завтрашнем дне не добавляют. Другие скажут: к сожалению, поскольку давно ожидаемые законы, нацеленные на определенное улучшение жизни в стране, так и не были приняты. Тем не менее прежним парламентом все же был выполнен некоторый задел в законотворчестве на будущий год, а некоторые нововведения были предопределены еще раньше. Конечно, их совсем немного, но чтобы такие новшества никого не застали врасплох, расскажем о них в этой статье.

 

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», igor.khmelevskiy@id.factor.ua

  

Законодательство о государственном надзоре (контроле)

Наиболее резонансным событием наступающего года можно, пожалуй, с полным правом назвать вступление в силу

Закона № 877 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 53). Этот Закон определяет правовые и организационные начала, основные принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия органов государственного надзора (контроля), их должностных лиц, а также права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования во время осуществления такого надзора (контроля).

Таким образом,

Закон № 877 по сути является документом, устанавливающим единый порядок проведения проверочных мероприятий различными органами, которые сейчас осуществляют контроль и надзор за хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования.

Революционным моментом

Закона № 877 является то, что отныне исключительно законами должны устанавливаться:

виды хозяйственной деятельности, являющиеся предметом государственного надзора;

полномочия органов государственного надзора;

исчерпывающий перечень оснований для приостановления хозяйственной деятельности;

способ осуществления контроля;

санкции за нарушения требований законодательства, которые являются основанием для выдачи органом государственного надзора (контроля) предписания, распоряжения или другого распорядительного документа.

В настоящее время зачастую все изложенные выше положения определяются подзаконными актами соответствующих органов, а то и внутренними инструкциями, которые не всегда доступны для ознакомления. Со вступлением в силу

Закона № 877 порядок осуществления госконтроля станет более универсальным и понятным, а значит, субъекту хозяйствования будет проще отстаивать свои интересы.

Добавим, что за более подробной информацией относительно этого

Закона можно обратиться к статьям «Плановые и внеплановые проверки в свете Закона № 877», «Органы госконтроля и Закон № 877», опубликованным в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 102.

 

Валютное законодательство

Поговорим еще об одном положительном сдвиге в законодательстве, начало действия которого также приходится на 1 января будущего года. Речь пойдет о масштабных изменениях в валютном законодательстве, связанных со вступлением в силу с указанной даты

Закона № 1108.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, хорошо знают о так называемом правиле 90 дней, которым установлены ограничения по срокам расчетов при экспорте с последующей оплатой (отсрочкой платежа) и импорте с предварительной оплатой (на условиях отсрочки поставки).

В чем же состоят ожидаемые в недалеком будущем изменения в этот

Закон, вносимые Законом № 1108? Во-первых, с 1 января 2008 года перечисленные выше сроки во всех случаях увеличиваются до 180 календарных дней, что само по себе означает ослабление в два раза контроля за экспортно-импортными операциями. При этом особое внимание следует обратить на переходные внешнеэкономические операции.

Во-вторых

, полностью отменяется такой документ, ранее необходимый для продления указанных сроков, как индивидуальная лицензия Нацбанка. Вместо нее теперь следует получать положительное заключение Министерства экономики Украины, что несомненно проще и менее затратно по сравнению с индивидуальным лицензированием. О выдаче такого заключения Минэкономики обязано в течение 5 рабочих дней проинформировать НБУ и ГНАУ.

Еще один немаловажный нюанс из

Закона № 1108: ограничения по срокам расчетов в ВЭД могут быть продлены посредством получения заключения только в случае выполнения резидентами операций по договорам производственной кооперации, консигнации, комплексного строительства, тендерной поставки, гарантийного обслуживания, поставки сложных технических изделий и товаров специального назначения. Порядок отнесения операций резидентов к перечисленным договорам, а также условия выдачи заключений на превышение сроков, Кабинету Министров еще предстоит разработать и утвердить.

И в-третьих,

общий размер начисленной пени за нарушения сроков расчетов в ВЭД теперь не может превышать суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара). Это, на наш взгляд, наиболее позитивный момент будущих нововведений, поскольку ранее никаких ограничений при начислении пени не существовало. Это приводило порой к парадоксальным результатам, когда размер пени в несколько раз превышал размер основного обязательства.

Нельзя не сказать и о той норме

Закона № 1108, в которой определено, что срок и условия завершения импортной операции без ввоза товаров на территорию Украины определяются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины по согласованию с НБУ. Напомним, что такой порядок уже принят (см. постановление КМУ от 05.12.2007 г. № 1392 и редакционный комментарий к нему в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 101). Указанным постановлением, которое также начнет применяться с начала следующего года, установлено, что импортная операция резидента без ввоза товара на территорию Украины считается завершенной, если:

зачислена выручка на счет резидента в случае продажи нерезиденту товара за пределами Украины,

— или

предоставлены документы, подтверждающие использование резидентом этого товара за пределами Украины,

— или

прекращено действие обязательств путем зачета встречных однородных требований резидента и нерезидента.

И в завершение этой части статьи скажем о том, на что, быть может, ранее многие не обращали внимания.

Закон № 185 (ст. 3) в действующей до конца 2007 года редакции требует от резидентов, приобретающих иностранную валюту через уполномоченные банки для обеспечения исполнения обязательств перед нерезидентами, осуществлять перечисление таких сумм на протяжении 5 рабочих дней с момента их зачисления на валютные счета этих резидентов. В случае нарушения резидентами указанных сроков приобретенная валюта в соответствии со ст. 5 этого Закона должна быть продана уполномоченными банками на протяжении 5 рабочих дней на межбанковском валютном рынке Украины. При этом положительная курсовая разница, которая может образоваться по такой операции, ежеквартально направляется в Государственный бюджет Украины, а отрицательная — относится на результаты хозяйственной деятельности резидента.

Так вот,

Законом № 1108 право устанавливать срок, по истечении которого приобретенная на МВРУ и не использованная на оплату внешнеэкономического контракта инвалюта должна быть продана, возложено на Нацбанк. Заметим, что такой срок с начала нового года будет составлять 10 рабочих дней (см. постановление Правления НБУ от 20.11.2007 г. № 419).

 

Инвестиционное и строительное законодательство

Достаточно объемные изменения ожидают в новом году и эти отрасли права. В большинстве своем инициированы такие изменения

Законом № 1026, на анализе которого мы и остановимся в этой части статьи. Сразу отметим, что все положения этого Закона вступают в силу с 1 января 2008 года.

Начнем с новшеств, связанных с

осуществлением государственного архитектурно-строительного контроля. В настоящее время согласно действующей редакции абз. девятого ч. 2 Закона № 2780 такой контроль возложен на облгосадминистрации. Со следующего года в числе функций облгосадминистраций останется только осуществление государственного контроля за соблюдением градостроительного законодательства, утвержденной градостроительной документации при планировании и застройке соответствующих территорий и в случае выявления нарушений — остановка строительства в порядке, установленном законом.

Полномочия по государственному архитектурно-строительному контролю и надзору закрепляются за

Минрегионстроем Украины, в системе которого реализовывать такие полномочия должна Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины и ее территориальные органы (см. ч. 2 ст. 10 Закона № 687, изложенную в новой редакции Законом № 1026). Кстати, письмом от 23.10.2007 г. № 2/3-581 Минрегионстрой согласился с тем, что на органы государственного архитектурно-строительного контроля в полной мере распространяется Закон № 877, что не может не радовать на фоне многочисленных отказов самых различных госорганов от признания этого Закона.

Попутно скажем, что

постановлением КМУ от 26.09.2007 г. № 1182, которое также вступает в силу в будущем году, функции Госархстройинспекции и ее территориальных органов дополнены двумя новыми, а именно:

выдачей заказчикам (застройщикам) разрешений на выполнение работ по новому строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, упорядочению объектов градостроения, расширению и техническому переоснащению предприятий. Здесь речь идет о хорошо известном всем строителям разрешении на выполнение строительных работ, полномочия по выдаче которого ранее принадлежали исполкомам местных советов. Теперь же органы местного самоуправления будут выдавать лишь разрешение на строительство (см. ст. 24 Закона № 1699), которое является основанием для получения указанного разрешения на выполнение строительных работ. При этом, как и прежде, разрешение на строительство объекта градостроения не дает права на начало выполнения строительных работ без получения соответствующего разрешения Госархстройинспекции и ее территориальных органов;

осуществлением контроля за соблюдением субъектами хозяйствования лицензионных условий проведения строительной деятельности.

О том, как изменится в новом году порядок лицензирования строительства, см. с. 3, 46.

 

Земельное законодательство

В этом разделе придется говорить, скорее, не о том, что вступит в силу с начала будущего года, а о том, чего, судя по всему, не произойдет, хотя несколькими законодательными актами именно дата «1 января 2008 года» указана как «водораздел» на длинном и чересчур затянувшемся пути земельной реформы в Украине. Предыстория же этого вопроса такова.

Пунктом 6 постановления о земельной реформе

в ныне действующей редакции было установлено, что граждане, предприятия, учреждения и организации, которые имеют в пользовании земельные участки, предоставленные им до введения в действие ЗКУ от 18.12.90 г. (т. е. до 15 марта 1991 года), должны до 1 января 2008 года оформить право собственности или право пользования землей. Также этим документом предусматривалось, что по окончании указанного срока ранее предоставленное право пользования земельным участком утрачивается.

Заметим, что приведенная норма земельного законодательства рассчитана исключительно на законных землепользователей — юридических и физических лиц, официально получивших землю в пользование до указанной даты, например, на основании решений местных советов. При этом у них на руках может и не быть документов, подтверждающих такое получение, однако подразумевается, что такие документы сохранились у органов местной власти или местного самоуправления. Подробно на эту тему мы писали в статье «Переоформление права на землю. Спешить или не спешить?» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 92).

Понятно желание государства навести хоть какой-нибудь порядок в сфере земельных отношений, и императивная норма

постановления о земельной реформе должна была этому всецело способствовать. Необходимость соблюдения процедуры, предусмотренной этим документом, усиливалась еще и тем, что согласно ч. 3 ст. 125 ЗКУ от 25.10.2001 г. пользоваться земельным участком можно лишь после оформления соответствующих прав на него: после установления его границ в натуре (на местности), оформления правоустанавливающего документа (государственного акта или договора аренды) и регистрации последнего.

Тем не менее, после многократного перенесения предельной даты оформления документов на землю, сегодня, накануне последней из таких дат, следует говорить не об истечении отведенного законодательством срока, а о полной неопределенности в отношении него.

Как известно, Конституционный Суд Украины своим

решением от 22.09.2005 г. № 5-рп/2005 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 83) отменил обязательность переоформления прав на землю с утратой в противном случае права пользования такой землей. Как посчитал КСУ, по этому вопросу должен быть принят специальный закон, в котором нужно урегулировать порядок такого переоформления и главное — обеспечить его доступность для всех субъектов (умеренная стоимость услуг по переоформлению, льготный режим, перенос финансового бремени по переоформлению для отдельных категорий землепользователей за счет бюджетов различных уровней и т. д.). Без этих обязательных условий сегодняшнее требование о необходимости такого переоформления ущемляет права законных землепользователей и ухудшает их положение, что, по мнению Конституционного Суда, в любом случае недопустимо.

Но это еще не все несостоявшиеся новшества земельной реформы. Так, согласно

п. 6 раздела Х «Переходные положения» действующего ЗКУ от 25.10.2001 г. граждане и юридические лица, которые имеют в постоянном пользовании земельные участки, но по этому Кодексу не могут иметь их на таком праве, должны до 1 января 2008 года переоформить в установленном порядке право собственности или право аренды на такие земельные участки. Такое требование ЗКУ от 25.10.2001 г. обусловлено тем, что широко распространенное ранее использование земли на праве постоянного пользования сейчас доступно очень немногим юридическим лицам: предприятиям, учреждениям и организациям государственной и коммунальной собственности, а также общественным организациям инвалидов Украины, их предприятиям (объединениям), учреждениям и организациям (см. ч. 2 ст. 92 этого Кодекса).

Однако тем же решением Конституционного Суда Украины, о котором говорилось выше, указанная дата нивелирована и в отношении необходимости переоформления права постоянного пользования землей. Мотив тот же: отсутствие соответствующего законодательного, организационного и финансового обеспечения. Так что о дате «1 января 2008 года» как о предельном сроке обязательного переоформления права на землю пока можно не вспоминать. По крайней мере, на ближайшую перспективу — до возможного принятия соответствующего закона.

И наконец скажем еще об одном немаловажном событии в земельном законодательстве, ориентированном на начало следующего года. Хотя, судя по всему, ему также в силу многих обстоятельств сбыться не суждено. Имеется в виду давно

ожидаемая отмена моратория на продажу сельскохозяйственных земель.

Как известно, такой мораторий последний раз продлевался до конца текущего года

Законом № 490 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 7), которым были внесены соответствующие изменения в пункты 14 и 15 раздела X «Переходные положения» ЗКУ от 25.10.2001 г. Так, в частности, был продлен запрет на внесение права на земельную долю (пай) в уставные фонды хозяйственных обществ. Кроме того:

устанавливался запрет на куплю-продажу земельных участков сельхозназначения государственной и коммунальной собственности (кроме изъятия (выкупа) их для общественных нужд);

не допускалась не только купля-продажа или иные способы отчуждения земельных участков, но также и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельхозпроизводства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) собственникам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев).

Главный же нюанс, который дает нам основания говорить, что мораторий де-факто снят не будет, хотя и истекает де-юре с 01.01.2008 года, состоит в следующем: купля-продажа или другой способ отчуждения земельных участков и земельных долей (паев) могут вводиться после указанной даты

лишь при условии вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель. Следовательно, истечение срока действия запрещающих норм Закона № 490 автоматически не дает права на применение этой разрешающей нормы, поскольку таких законов нет еще и в помине.

Тем временем развитие теневого рынка земли в Украине набирает обороты. Дальнейшее же существование моратория на продажу земли не только не решает существующих проблем, а даже осложняет ситуацию. Украина нуждается в немедленном решении земельных вопросов, и в первую очередь, путем внедрения рыночных механизмов в земельных отношениях. Пока же остается только ожидать дальнейших шагов законодателей по этому пути, о которых мы, разумеется, тут же будем сообщать на страницах нашей газеты.

 

Прочее

В завершение статьи напомним еще о нескольких новинках в правовом регулировании хозяйственной деятельности. Каждая из таких новинок сама по себе может и не входить в сферу бизнес-интересов всех хозяйствующих субъектов без исключения, но иметь представление о них никому не помешает.

Итак, с начала текущего года

изменят свою форму бланки грузовой таможенной декларации (ГТД). Это предусмотрено постановлением Кабинета Министров от 11.07.2007 г. № 910. С 1 января 2008 года для декларирования товаров и транспортных средств будет использоваться новая форма ГТД, состоящая из единого административного документа формы МД-2 как комплект из 4 сброшюрованных листов или из единого административного документа формы МД-4 как комплект из 8 сброшюрованных листов. Соответствующие изменения внесены и в Положение о грузовой таможенной декларации, утвержденное постановлением КМУ от 09.06.97 г. № 574.

Кроме того, с этой же даты будет изложена в новой редакции

Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (см. приказ Гостаможслужбы от 07.11.2007 г. № 933). Новой редакцией определен порядок заполнения граф ГТД на сброшюрованных в комплекты бланках единого административного документа формы МД-2, дополнительных листов к нему формы МД-3, спецификации формы МД-8, порядок внесения сведений в дополнение формы МД-6, особенности заполнения граф ГТД в зависимости от направления перемещения товаров, таможенного режима и т. п., случаи применения спецификации формы МД-8, а также порядок распределения и использования листов ГТД форм МД-2, МД-3, МД-6, МД-8.

И последнее. С 1 января 2008 года сотрудники ГАИ будут

проверять у водителей наличие и действительность полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств. Такое право им предоставлено Инструкцией по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции МВД Украины относительно контроля наличия у водителей полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств и страховых сертификатов «Зеленая карточка» при надзоре за дорожным движением, утвержденной приказом МВД от 29.11.2007 г. № 451.

На этом мы прощаемся с вами, уважаемые читатели. До новых встреч в будущем году и счастливых вам новогодних праздников!

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно