Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Лицензирование строительства: новации 2008 года

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2007/№ 104
В избранном В избранное
Печать
Статья

Лицензирование строительства: новации 2008 года

 

С 01.01.2008 г. строительство будет выведено из сферы действия Закона Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III. Таким образом, лицензирование этого вида деятельности должно будет осуществляться в соответствии со специальным законодательством. К категории таких специальных документов можно отнести недавно появившийся Порядок лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 05.12.2007 г. № 1396 (с. 3).

 

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

К компетенции Кабинета Министров Украины в соответствии со

статьей 9 Закона № 2780 относится обеспечение лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве. Этими полномочиями Кабмин и воспользовался, утвердив постановлением № 1396 новый Порядок лицензирования стройдеятельности (все это на фоне выведения с 01.01.2008 г. строительной деятельности из-под общего порядка лицензирования — согласно Закону Украины от 16.05.2007 г. № 1026-V).

Уже с 01.01.2008 г.

этот Порядок вступает в силу. Поэтому разобраться с нововведениями важно в ближайшее время.

 

Виды деятельности

Сначала рассмотрим,

кого же коснулись изменения. В первом пункте постановления № 1396 встречаем требование лицензирования деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры на территории Украины. Чтобы попытаться узнать, какие виды деятельности под этим подразумеваются, обратимся к Закону № 687, в статье 4 которого найдем следующее:

«Для создания объекта архитектуры выполняется комплекс работ, который включает:

— подготовку исходных данных на проектирование;

— осуществление в необходимых случаях предпроектных работ, а также мероприятий по охране вновь выявленных во время осуществления строительства или изменения (в том числе путем сноса) объектов градостроительства, которые в соответствии с законом имеют антропологическое, археологическое, эстетическое, этнографическое, историческое, художественное, научное или художественное значение;

— поиск архитектурного решения, разработку, согласование и утверждение проекта;

— выполнение рабочей документации для строительства, а в случае выполнения ее или отдельных ее частей другим исполнителем — осуществление авторского надзора за таким выполнением;

— строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) и снос объекта архитектуры, архитектурно-строительный контроль, технический и авторский надзор во время осуществления строительства или изменения (в том числе путем сноса) объекта градостроительства;

— прием построенного объекта в эксплуатацию».

Как видим, речь идет о деятельности, связанной не только со строительством новых объектов, но и с реконструкцией и капремонтом существующих.

В связи с вышеизложенным, по всей видимости, в скором времени должен

измениться перечень видов хоздеятельности в строительстве, которые подлежат лицензированию. Такие изменения Кабинет Министров поручил разработать Минрегионстрою и внести в соответствующие законы до 01.03.2008 г. (пункт 3 вступительной части постановления № 1396).

Далее, в

пункте 1 Порядка № 1396 определено, что технический уровень и специфика строительной деятельности будут определяться в соответствии с лицензионными условиями, утвержденными Минрегионстроем. Не совсем ясно, о каких лицензионных условиях здесь идет речь. Вряд ли ими можно считать действовавшие в 2007 году Лицензионные условия осуществления строительной деятельности (изыскательские и проектные работы для строительства, возведение несущих и ограждающих конструкций, строительство и монтаж инженерных и транспортных сетей), утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 13.09.2001 г. № 112/182 . Поэтому возможно, что эти Лицензионные условия либо будут изменены, либо — приняты новые. Однако в первое время, очевидно, ориентироваться все будут именно на них.

Впрочем, этот вопрос не столь актуален, поскольку в конечном итоге

определять, можно или нельзя выдать лицензию конкретному субъекту, теперь будут специальные учреждения и организации только после проведения экспертизы. Важно заметить, что для получения лицензии пройти экспертизу и получить соответствующее заключение придется каждому субъекту строительства (пункт 5 приведенного документа).

 

Оформление лицензии или переоформление?

Важно обратить внимание, что комментируемый

Порядок затронул интересы не только субъектов, планирующих начать работу в сфере строительства, но и тех, кто этим уже занимается и имеет соответствующую лицензию. Так, в пункте 2 вступительной части постановления № 1396 указано, что лицензии, полученные до 01.01.2008 г., подлежат переоформлению. Однако там же оговорено, что порядок их переоформления должен появиться только в течение ближайшего месяца. При этом, учитывая, что ограничение по срокам переоформления не установлено, субъекты хозяйственной деятельности могут подождать принятия указанного Порядка.

В то же время некоторых может смутить

пункт 2 приведенного документа, предписывающий получить лицензию в соответствии с этим, новым, Порядком № 1396. На наш взгляд, даже с учетом этого, можно не торопиться. Ведь подобное требование относится только к тем субъектам хозяйствования, которые впервые планируют осуществлять стройдеятельность, а не к тем, у кого лицензия уже есть. Из самого текста нормы следует, что она касается предпринимателей, «которые имеют намерение осуществлять строительную деятельность», но ничего не сказано о тех, кто ее уже осуществляет. К тому же нелогичным тогда выглядело бы поручение Минстрою разработать порядок переоформления лицензий.

При этом

выдавать лицензии и проверять соблюдение Лицензионных условий будет Государственная архитектурно-строительная инспекция (новый орган лицензирования), а проводить экспертизу — учреждения и организации, уполномоченные ею. Какие это органы, пока неизвестно. Очевидно, узнать о них можно будет только в Госархинспекции.

 

Технические нюансы

Несколько изменился и срок действия лицензии. Так, если раньше она выдавалась на 5 лет, то теперь

для субъекта, который получает лицензию впервые, ее срок составит 3 года, и только при повторном получении — 5 лет. Что касается тех предпринимателей, которым нужно с 01.01.2008 г. переоформить лицензию, то новую лицензию им должны выдать сроком на 5 лет (поскольку они получают ее не впервые).

При том,

если срок действия истечет, получать новую лицензию необходимости не будет — каждый раз ее можно просто продлевать еще на 5 лет (пункт 16 Порядка № 1396).

А вот если субъект строительной деятельности решит расширить перечень выполняемых работ,

внести изменения в уже полученную лицензию будет не так-то просто. Очевидно, ему придется снова пройти весь путь, предшествующий получению лицензии, включая и проведение экспертизы, так как особого механизма внесения изменений в лицензию данным Порядком не предусмотрено (пункт 15).

Что касается расходов на получение лицензии, то сама

плата за ее выдачу составляет 340 грн. (поскольку орган лицензирования — не территориальный, а центральный). Скорее всего, и проведение экспертизы тоже будет платным, однако о ее стоимости комментируемый Порядок пока умалчивает.

Также в предоставленном документе приведен перечень оснований для приостановления или аннулирования лицензии. Заметим, что

если лицензия будет аннулирована, то получить новую субъект хозяйствования сможет не ранее чем через год (пункт 24).
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно