Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Какими бывают недостатки товара?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2007/№ 98
В избранном В избранное
Печать
Статья

Какими бывают недостатки товара?

 

ГКУ и Закон № 1023 оперирует несколькими терминами, указывающими на определенное несоответствие продукции установленным в отношении нее требованиям законодательства. Рассмотрим, как от каждого из них будет зависеть набор прав для потребителя и круг обязанностей для продавца.

 

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

  

Продукция ненадлежащего качества

В

ГКУ и Законе № 1023, кроме терминов «недостаток» и «существенный недостаток», для обозначения некачественной продукции можно также встретить такие понятия, как: существенное нарушение требований к качеству товара, фальсифицированная, дефектная, опасная для жизни и здоровья продукция, продукция ненадлежащего качества. На них мы и остановим свое внимание.

Продукцию

ненадлежащего качества Закон № 1023 разделяет на две категории:

1) в которой выявлены

недостатки;

2) в которой выявлены

существенные недостатки.

Таким образом, термином, от которого следует отталкиваться, разбираясь в сплетении понятий, приведенных в

Законе № 1023, является термин «продукция ненадлежащего качества».

Согласно

п. 13 ст. 1 Закона № 1023 надлежащее качество товара, работы либо услуги — это свойство продукции, которая соответствует требованиям, установленным для этой категории продукции в нормативно-правовых актах и нормативных документах, и условиям договора с потребителем. Любое несоответствие продукции указанным требованиям, а также информации о продукции, предоставленной производителем (исполнителем, продавцом), считается недостатком продукции, а продукция, соответственно, продукцией ненадлежащего качества.

Какие последствия будет влечь за собой факт установления того, что продукция имеет недостаток?

В соответствии с

ч. 1 ст. 8 Закона № 1023, в случае выявления в течение установленного гарантийного срока недостатков потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать:

1) пропорционального уменьшения цены;

2) бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок;

3) возмещения расходов на устранение недостатков товара (более подробно об этом см. статью на с. 12).

К продукции ненадлежащего качества также отнесена продукция с существенными недостатками. Под

существенным недостатком Закон № 1023 понимает недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, возник по вине производителя (продавца, исполнителя), после его устранения проявляется снова по не зависящим от потребителя причинам и при этом наделен хотя бы одним из приведенных ниже признаков:

а) он вообще не может быть устранен;

б) его устранение займет более 14 календарных дней;

в) он делает товар существенно другим, чем предусмотрено договором.

В ряде случаев выявить существенный недостаток сразу невозможно, этому предшествует выявление просто недостатка. Объясним эту мысль. При неисправности какого-либо бытового прибора, например электрочайника, и продавцу, и уж тем более потребителю очень сложно, а иногда и просто невозможно, определить характер недостатка: то ли этот чайник с недостатком, то ли он имеет признаки продукции с существенным недостатком. Поэтому первоначально стороны исходят из того, что выявлен недостаток, не являющийся существенным. Если после этого выясняется, что электрочайник не может быть починен либо устранение неисправности в нем займет более 14 календарных дней, либо после ремонта прибор опять ломается по той же причине, только тогда можно сделать вывод, что чайник имеет признаки продукции с существенным недостатком, но установить это смогли только после принятия мер по устранению недостатка.

Обращаем внимание, что

ГКУ вместо термина «существенный недостаток» использует понятие «существенное нарушение требований к качеству товара» (ч. 2 ст. 678 ГКУ), вкладывая в него тот же смысл, что и Закон № 1023 в понятие существенного недостатка и связывая с ним такие же последствия. Так, выявление существенного недостатка дает право потребителю требовать либо расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы, либо замены товара на такой же товар или на аналогичный, из числа имеющихся в наличии у продавца (производителя) товаров.

Такие же права предоставлены потребителю в отношении

фальсифицированной продукции, т. е. продукции, изготовленной с нарушением технологии или неправомерным использованием знака для товаров и услуг, или копированием формы, упаковки, внешнего оформления, а также неправомерным воссозданием товара другого лица.

Однако возможность реализовать перечисленные права будет зависеть от того, когда и по чьей вине возник недостаток. По этому критерию можно выделить три группы недостатков:

— возникшие до передачи товара покупателю (если продавцом не предоставлялись гарантии на товар, то обязанность доказать, что недостатки носят такой характер, лежит на потребителе);

— возникшие после передачи покупателю в результате нарушения покупателем правил пользования или хранения товара, действий третьих лиц (обязанность привести доказательства этого лежит на продавце, предоставившем гарантии на товар);

— недостатки, возникшие в связи с тем, что продавец не предоставил покупателю полную и достоверную информацию о товаре (бремя доказывания лежит на покупателе).

 

Опасная продукция

Еще одно понятие, к которому не единожды обращается

Закон № 1023, — понятие опасной продукции. Исходя из приведенного в Законе понятия безопасности продукции (п. 1 ст. 1 Закона № 1023), можно говорить о том, что опасной является продукция, содержащая какой-либо риск для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей природной среды при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, изготовления и утилизации продукции.

На наш взгляд, понятие некачественной продукции включает в себя понятие опасной продукции, поскольку наличие риска для жизни, здоровья, имущества потребителя при обычных условиях использования продукции автоматически означает, что использование товара является недопустимым, а это, в свою очередь, указывает на

существенный недостаток продукции.

 

Некачественные и опасные пищевые продукты

Отдельно хотим остановиться на понятии

некачественных и опасных пищевых продуктов. Оно приведено в Правилах розничной торговли продовольственными товарами и в целом лишь детализирует понятие некачественного товара, из которого исходит Закон № 1023.

Итак, согласно

п. 12 Правил розничной торговли продовольственными товарами к некачественным относятся пищевые продукты и продовольственное сырье, качественные показатели и потребительские свойства которых не соответствуют указанным в нормативном документе или нормативно-правовом акте, а также такие, качество которых снизилось в результате нарушения маркировки; нарушения или деформирования тары и отдельных единиц упаковки (кроме бумажных консервов); наличия посторонних запахов, признаков намокания, которые не представляют угрозы для потребителей; наличия посторонних примесей или предметов, которые могут быть удалены.

К

опасным принадлежат пищевые продукты и продовольственное сырье, показатели безопасности которых не соответствуют установленным в Украине для данного вида продукции, а также пищевые продукты и продовольственное сырье, потребление которых связано с риском для здоровья и жизни человека, в частности фальсифицированные, контрабандные, бесхозные пищевые продукты и продовольственное сырье, а также те, которые не могут быть надлежащим образом идентифицированы, на которые отсутствуют сопроводительные документы производителя (собственника), подтверждающие их происхождение, либо документы, подтверждающие их качество и безопасность; срок годности к употреблению (использованию) которых закончился; изготовленные с применением не разрешенных в установленном порядке компонентов, пищевых добавок, материалов, технологий и т. д.; с явно выраженными признаками порчи и повреждения грызунами или насекомыми.

 

Дефектная продукция

Закон № 1023

использует также термин дефектной продукции, хотя и не раскрывает его содержания. Раскрыть его попытался Минюст в письме от 18.04.2006 г. № Г-8857-19 (с. 62). Минюст, взяв за ориентир Большой толковый словарь, который дает определение понятию «дефектный», указал, что к дефектной продукции можно отнести испорченный или поврежденный товар, использование которого является невозможным или недопустимым в соответствии с его целевым назначением, либо товар, не соответствующий требованиям, которые предъявляются к нему. Как видим, такое понимание дефектной продукции полностью ее отождествляет с продукцией ненадлежащего качества.

Однако, на наш взгляд, определяющим в характеристике дефектной продукции должно стать не наличие в ней недостатков, а то, что

ее использование привело к причинению ущерба жизни, здоровью или имуществу потребителя. Дело в том, что в законодательство Украины данное понятие пришло из Европы, а именно из Директивы Совета Европы 85/374/EEC от 25.07.85 г. «О приближении законодательства в отношении гражданско-правовой ответственности за дефектную продукцию». В этом документе формальным критерием того, что продукция является дефектной, признается факт причинения ущерба и причинно-следственной связи между определенной продукцией и причиненным ею ущербом.

Другими словами, если вопрос о том, есть ли в продукции недостатки и являются ли они существенными, важен для того, чтобы определить, какие требования может предъявить потребитель к продавцу (другому субъекту) для того, чтобы либо получить товар надлежащего качества, либо вернуть уплаченные за некачественный товар деньги, то о том, что продукция является дефектной, заходит речь, когда потребитель требует возместить ему ущерб, причиненный данной продукцией.

Подводя некий промежуточный итог, нужно сказать, что понятие некачественной продукции охватывает продукцию, в которой есть недостаток либо существенный недостаток (при этом под продукцию с существенным недостатком подпадает опасная для жизни, здоровья или имущества потребителя продукция), а также дефектную и фальсифицированную продукцию.

Из такого же понимания исходит и Пленум ВСУ, указывая, что

товаром ненадлежащего качества следует считать товар, не соответствующий требованиям нормативных документов, условиям договора либо требованиям, которые к нему предъявляются, предоставленной в отношении него изготовителем или продавцом информации, а также проданный после окончания срока его годности или фальсифицированный (п.п. 2 п. 9 постановления № 5).

Какие требования может предъявить потребитель при выявлении какого-либо из указанных недостатков, проиллюстрируем в виде таблицы.

  

Вид некачественной продукции

Потребитель имеет право требовать:

Продукция, в которой выявлен недостаток

1) пропорционального уменьшения цены;
2) бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок;
3) возмещения расходов на устранение недостатков товара;
4) возмещения убытков (вреда), причиненных продукцией

Продукция с существенным недостатком (в том числе опасная для жизни, здоровья, имущества потребителя продукция, дефектная продукция), фальсифицированная продукция

1) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы;
2) замены товара на такой же товар либо на аналогичный, из числа имеющихся в наличии у продавца (производителя), товар;
3) возмещения убытков (вреда), причиненных продукцией

 

Отметим, что в отношении некоторых товаров утверждены рекомендации по определению характера выявленных в таких товарах недостатков. Так, например,

приказом Минэкономики и по вопросам евроинтеграции и Минпромполитики от 17.10.2002 г. № 291/457 были утверждены Рекомендации по определению характера дефекта обуви и условий ее эксплуатации (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 60). Данный документ является ориентиром для определения того, является дефект производственным или возникшим в связи с нарушением правил эксплуатации обуви.

 

Экспертиза продукции

Исходя из

абзаца второго ч. 1 ст. 8 и абзаца второго ч. 4 ст. 17 Закона № 1023 проведение экспертизы может преследовать две цели:

— установление недостатка в продукции либо того факта, что она является фальсифицированной;

— установление момента возникновения недостатков в продукции (до передачи или после передачи товара покупателю), а также причин их возникновения (то ли покупатель нарушил правила пользования или хранения товара, то ли это произошло в результате действий третьих лиц, то ли причиной недостатка является непредоставление покупателю полной и достоверной информации о товаре).

Когда возникает необходимость проведения экспертизы продукции и по чьей инициативе она проводится?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить общий порядок предъявления претензий потребителем к качеству продукции и их удовлетворения продавцом (производителем). Итак, потребитель, выявивший в продукции недостаток (или существенный недостаток), обращается с одним из предусмотренных в

Законе № 1023 требований к продавцу по месту покупки товара, производителю либо предприятию, удовлетворяющему требования потребителей по месту их нахождения.

Если у продавца (производителя) возникли сомнения в обоснованности заявленных потребителем требований, он запрашивает у потребителя его согласие на проведение экспертизы продукции.

В трехдневный срок со дня получения такого согласия в письменной форме продавец (производитель) обязан организовать проведение экспертизы продукции. При этом экспертиза проводится за счет продавца (производителя). Если экспертизой будет доказано, что недостатки возникли после передачи продукции потребителю в результате нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки либо действий третьих лиц, требования потребителя не подлежат удовлетворению. При этом потребитель обязан возместить продавцу (производителю, предприятию, выполняющему его функции) затраты на проведение экспертизы. Любая из заинтересованных сторон имеет право обжаловать результаты экспертизы в судебном порядке.

Обращаем внимание, что в отношении некоторых товаров установлены дополнительные требования к порядку их направления на экспертизу. Так, согласно

п. 13 Порядка № 506, в случае возникновения необходимости в определении причины утраты качества товара, гарантийный срок которого не истек, продавец обязан в 3-дневный срок со дня получения письменного заявления от потребителя отправить такой товар на экспертизу. Потребителю выдается акт приема товара на экспертизу по форме № 6-гарант. Как видим, особенности две: во-первых, технически сложные бытовые товары направляются на экспертизу в течение 3 дней со дня получения первоначального заявления потребителя, а не со дня получения его согласия на проведение экспертизы; во-вторых, установлены обязательные требования к оформлению приема товара на экспертизу — потребителю обязательно выдается акт по форме № 6-гарант.

Сегодня наиболее дискуссионным остается вопрос о том,

кто уполномочен на проведение экспертизы. Высказываются самые различные мнения — от позиции, согласно которой экспертиза должна проводиться государственными специализированными судебно-экспертными учреждениями, до мнения о том, что провести такую экспертизу может любое хозрасчетное предприятие, в сферу деятельности которого входит предоставление услуг по проведению экспертиз качества продукции, или общественная организация потребителей (объединение потребителей).

Специалисты некоторых управлений по защите прав потребителей говорят о возможности проведения экспертизы продукции торгово-промышленными палатами. Неким компромиссным вариантом, позволяющим если не снять, то значительно снизить остроту вопроса о степени независимости проводимой экспертизы, является вариант, когда экспертиза проводится лабораторией при управлении по защите прав потребителей. Продавец (производитель, представитель) может обезопасить себя от упреков в свой адрес в необъективности проводимой экспертизы и согласовать с потребителем, какой именно субъект будет проводить экспертизу продукции. Именно ссылаясь на необходимость обеспечения независимой экспертизы, многие специалисты указывают, что такая экспертиза не может проводиться сервисным центром самого продавца или производителя. При этом согласно

Положению № 217 проводить независимую экспертизу должны лаборатории и другие учреждения, аккредитованные на проведение таких работ согласно законодательству.

Отметим и то, что в отношении экспертизы дорожно-транспортных средств субъекты, уполномоченные на проведение экспертизы, определены четко: согласно

п. 30 Порядка № 721 экспертиза дорожно-транспортного средства проводится испытательными центрами и лабораториями, аккредитованными в соответствии с законодательством Украины.

Наиболее рациональным вариантом решения данного вопроса является достижение в каждом конкретном случае потребителем и продавцом (производителем) обоюдного согласия об уполномоченном на проведение экспертизы субъекте, т. е. субъекте, заключениям которого обе стороны могут доверять. Поставить же вопрос о том, что экспертиза была проведена некомпетентным субъектом или ее выводы не являются независимыми, может суд. В этом случае будет назначена судебная экспертиза.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно