Темы статей
Выбрать темы

Об отдельных вопросах туроператорской и турагентской деятельности

Редакция НиБУ
Письмо от 10.10.2007 г. № 3-

Об отдельных вопросах туроператорской и турагентской деятельности

Письмо Министерства культуры и туризма Украины от 10.10.2007 г. № 3-Д

 

В Государственной службе туризма и курортов внимательно рассмотрено <...> обращение <...> и в рамках компетенции правительственного органа государственного управления сообщается следующее.

Согласно Закону Украины «О туризме» (в редакции Закона от 18.11.2003 № 1282-IV), вступившему в силу 1 января 2004 года, лицензированию подлежит туроператорская и турагентская деятельность.

Лицензирование туроператорской и турагентской деятельности осуществляется Государственной службой туризма и курортов на основании законов Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (от 01.06.2000 № 1775-III), «О туризме», постановлений Кабинета Министров Украины от 14.11.2000 № 1698 «Об утверждении перечня органов лицензирования» и от 04.07.2001 № 756 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности» и т. п.

По затронутым в обращении вопросам сообщаем следующее.

1. Требования к заключению договоров при осуществлении туристической деятельности установлены Законом Украины «О туризме», Лицензионными условиями проведения туроператорской и турагентской деятельности, утвержденными совместным приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Министерства культуры и туризма Украины от 11.09.2007 № 111/55, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 28.09.2007 под № 1123/14390, и другими нормативно-правовыми актами.

Согласно статье 20 Закона Украины «О туризме» по договору на туристическое обслуживание одна сторона (туроператор, турагент) за установленную договором плату обязуется обеспечить предоставление по заказу другой стороны (туриста) комплекса туристических услуг (туристический продукт). К договору на туристическое обслуживание применяются общие положения договора о предоставлении услуг, если иное не предусмотрено действующим законодательством Украины и не противоречит сути обязательства. Договор на туристическое обслуживание заключается в письменной (электронной) форме согласно Закону Украины «О туризме», а также может заключаться путем выдачи ваучера.

Обязанность по заключению договора на туристическое обслуживание возлагается

нормами ст. 20 Закона Украины «О туризме» только на туроператоров и турагентов. На всех других субъектов туристической деятельности, определенных статьей 5 этого Закона, действие статьи 20 не распространяется. Требования по договорным обязательствам других субъектов туристической деятельности (кроме туроператоров и турагентов) установлены в других статьях Закона Украины «О туризме».

Статья 37 Закона Украины «О туризме»

запрещает осуществлять посредническую деятельность на территории Украины по заключению договоров на туристическое обслуживание с иностранными субъектами туристической деятельности и устанавливает, что такая деятельность может осуществляться только через туристических операторов, созданных согласно законодательству Украины. То есть указанная норма устанавливает запрет на продажу иностранного турпродукта юридическим лицом — посредником, находящимся на территории Украины.

Необходимо отдельно указать, что в случае заключения субъектом туристической деятельности договора на туристическое обслуживание на русском языке

обязательное оформление дополнительного экземпляра этого договора на украинском языке нормами отраслевого законодательства не урегулировано.



комментарий редакции

Язык договора на туристическое обслуживание

Говоря об общих вопросах заключения договоров в сфере туризма, Гостуризмкурортов затрагивает и тему языка договора на туристическое обслуживание. Вывод письма таков:

отраслевое законодательство не требует составления дополнительного экземпляра на украинском языке в случае заключения договора на русском языке.

Стоит отметить: это самое законодательство все-таки оговаривает правила определения языка, на котором должен заполняться туристический

ваучер. Напомним, ваучер является формой письменного договора на туристическое или экскурсионное обслуживание. На основании п. 2.1 Инструкции о порядке оформления ваучера на предоставление туристических услуг и его использования, утвержденной приказом Гостурадминистрации Украины от 06.06.2005 г. № 50, при внутреннем туризме ваучер заполняется на государственным языке или языке национальных меньшинств Украины, а при выездном — на языке, предусмотренном внешнеэкономическим контрактом.

Об отсутствии общих требований к языку внутренних договоров неоднократно говорили разные государственные органы. В частности, Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания Украины в письме от 03.07.2002 г. № 75/9 указывал: «действующим законодательством Украины... предпринимательская деятельность не ограничивается в части использования украинского языка... нормативными актами

не запрещено составлять документы на русском языке...»

Дмитрий Винокуров

 

 

2. Согласно статье 5 Закона Украины «О туризме» гостиницы, пансионаты, базы отдыха, оздоровительные лагеря отнесены к другим субъектам предпринимательской деятельности, предоставляющим услуги по временному размещению (или проживанию), питанию, экскурсионные, развлекательные и другие туристические услуги. Поскольку такие заведения не обеспечивают предварительную разработку и комплексное предоставление туристических услуг (туроператорская деятельность) и не осуществляют посредническую деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и других субъектов туристической деятельности (турагентская деятельность) — их деятельность

лицензированию не подлежит.

В то же время согласно положениям указанной выше статьи Закона санаторно-курортные заведения, гостиницы, пансионаты, базы отдыха, детские оздоровительные лагеря и т. п. могут быть участниками отношений, возникающих при осуществлении туристической деятельности, а именно: предоставлять услуги по размещению и питанию, а также другие услуги, предусмотренные соответствующими стандартами для заведений размещения. При этом указанные услуги

подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям безопасности в соответствии с Перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.2005 № 28, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 04.05.2005 под № 466/10746.

Дополнительно информируем, что в настоящий момент отношения в сфере предоставления гостиничных услуг потребителям на территории Украины регулируются Правилами пользования гостиницами и аналогичными средствами размещения и предоставления гостиничных услуг, утвержденными приказом Государственной туристической администрации Украины от 16.03.2004 № 19, зарегистрированным в Министерстве юстиции от 02.04.2004 под № 413/9012.



комментарий редакции

Лицензирование средств размещения и других участников туристических отношений

Предприятия, имеющие на балансе базы отдыха, пансионаты и т. п., задаются вопросом: можно ли обойтись без получения туристической лицензии при предоставлении работникам (в том числе за плату) путевок, а также при реализации таких путевок третьим лицам?

Подобные средства размещения относятся к

другим (по отношению к туроператорам и турагентам) субъектам предпринимательской деятельности, предоставляющим услуги по временному размещению (проживанию), питанию, экскурсионные, развлекательные и другие туристические услуги (ст. 5 Закона «о туризме»).

В комментируемом письме правильно отмечается, что такие заведения не осуществляют туроператорскую или турагентскую деятельность, а значит,

лицензированию не подлежат.

Потому с учетом изменившегося законодательства уже нет смысла ориентироваться на старые письма Госкомпредпринимательства, из которых следовало, что реализация путевок физическим и юридическим лицам (кроме работников) требует получения лицензии (письма от 27.06.2003 г. № 3823, от 01.08.2003 г. № 4591).

Предприятиям, учреждениям, организациям, которые выдают застрахованным лицам по их основному месту работы путевки на санаторно-курортное лечение за счет Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности с частичной оплатой, также не нужно получать лицензию на турагентскую деятельность (см. письмо Госкомпредпринимательства от 03.10.2006 г. № 7086). Это подтверждают и специалисты ГНАУ (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 12, с. 30).

Дмитрий Винокуров

 

 

3. К отношениям по договору на гостиничное обслуживание при предоставлении гостиничного обслуживания в гостиницах, домах отдыха, санаториях, пансионатах, а также других местах, предназначенных для размещения граждан, применяются нормы гражданского законодательства, Закон Украины «О туризме» (ст. 22), законодательство по вопросам защиты прав потребителей и другие нормативно-правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Гостиница имеет право

заключать договоры на гостиничное обслуживание в сфере внешнеэкономической деятельности (с иностранными гражданами, иностранными туроператорами, турагентами, другими юридическими лицами — нерезидентами Украины). При этом внешнеэкономический договор должен заключаться с учетом требований Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», международных договоров Украины и других нормативно-правовых актов. Такой договор по форме и содержанию должен отвечать требованиям Положения о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденного приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.09.2001 № 201, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 21.09.2001 под № 833/6024.

Вместе с тем статья 37 Закона Украины «О туризме» прямо

запрещает осуществлять посредничество по заключению договоров на туристическое обслуживание с иностранными субъектами туристической деятельности, но не содержит запретов на предоставление услуг по размещению, питанию, экскурсионным, развлекательным и другим туристическим услугам иностранным туристам, прибывающим в гостиницы, другие заведения временного размещения (проживания) на основании соответствующего соглашения, заключенного с нерезидентом согласно уставу заведения и государственным стандартам, регулирующим деятельность гостиниц и аналогичных средств размещения по приему иностранных граждан.



комментарий редакции

Прямые договоры между средствами размещения и нерезидентами — закону не противоречат

На основании ст. 37 Закона «о туризме» на территории Украины запрещается именно

посредническая деятельность по заключению договоров на туристическое обслуживание с иностранными субъектами туристической деятельности. Такая деятельность, действительно, может осуществляться лишь через отечественных туроператоров. При этом ограничений на заключение средствами размещения (отелями, мотелями и т. п.) и другими субъектами туристической деятельности прямых договоров как с иностранными туристами, так и иностранными туроператорами и турагентами законодательство не содержит.

Отметим также, что еще в 2004 году специалисты ГНА в г. Киеве обращали внимание на возможность заключения прямых соглашений с туристическими фирмами — нерезидентами на туристическое обслуживание и на получение валютных средств из-за границы на банковские счета отечественных субъектов туристической деятельности (см. «Податковий, банківський, митний консультант», 2004, № 13, с. 15).

Дмитрий Винокуров

 

 

4. Согласно ст. 5 Закона Украины «О туризме»

туроператоры — юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, для которых исключительной деятельностью являются организация и обеспечение создания туристического продукта, реализация и предоставление туристических услуг, а также посредническая деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг, и которые в установленном порядке получили лицензию на туроператорскую деятельность.

Турагенты

— юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, а также физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют посредническую деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и туристических услуг других субъектов туристической деятельности, а также посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих услуг и которые в установленном порядке получили лицензию на турагентскую деятельность.

Учитывая вышеуказанное,

физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности не может получить лицензию на право проведения туроператорской деятельности. Кроме того, следует заметить, что согласно п. 6.2 Лицензионных условий проведения туроператорской и турагентской деятельности при реализации туристического продукта через турагента туроператор должен заключить с турагентом соответствующий агентский договор в письменной форме. Наличие лицензии у турагента является обязательным требованием для заключения такого договора.

В отношении деятельности субъектов хозяйствования в области туризма без соответствующей лицензии сообщаем, что статьей 6 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» на орган лицензирования возложены полномочия, в частности, по осуществлению в рамках компетенции контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и аннулированию лицензии на определенный вид хозяйственной деятельности. Вместе с тем Государственная служба туризма и курортов не имеет полномочий по контролю за наличием лицензий и применению финансовых санкций за проведение хозяйственной деятельности без соответствующей лицензии. Согласно ст. 20 Закона

контроль за наличием лицензий у субъектов хозяйствования осуществляют специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования (Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства) и другие органы исполнительной власти в рамках их полномочий. Так, Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине» (статьи 10, 11) полномочия по контролю за наличием лицензий, а также обеспечению применения и своевременному взысканию сумм финансовых санкций возложены на органы государственной налоговой службы.

Заместитель председателя С. Семкин



комментарий редакции

Ответственность за безлицензионную деятельность в сфере туризма

Туристическое агентство заключило договор с туроператором-предпринимателем, а впоследствии оказалось, что такой предприниматель не имеет туроператорской лицензии. В комментируемом письме дается ответ на вопрос: что грозит сторонам этого договора?

Гостуризмкурортов обращает внимание на возможность осуществления туроператорской деятельности только

юридическими лицами. При этом вопрос ответственности обходит стороной, мотивируя это отсутствием полномочий в части контроля за наличием лицензий и применения финансовых санкций за осуществление деятельности без лицензии.

Со своей стороны отметим, что отсутствие лицензии является основанием для признания заключенного договора

недействительным (ч. 1 ст. 227 ГКУ). Это во-первых.

Во-вторых, на основании ст. 164 КоАП безлицензионная

деятельность влечет за собой наложение админштрафа в размере от 340 до 680 грн. (за повторное нарушение в течение года — от 510 до 1020 грн.). Протоколировать такие правонарушения могут, в частности, налоговые органы (такого права не имеет ни Гостуризмкурортов, ни Госкомпредпринимательства), а штрафы налагаются судом.

В-третьих, если доход от безлицензионной деятельности превысит 200 тыс. грн., дело может дойти и до привлечения к

уголовной ответственности (ст. 202 УК).

Дмитрий Винокуров

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше