Темы статей
Выбрать темы

Новогодние заботы: учитываем расходы на подготовку к празднику

Редакция НиБУ
Статья

Новогодние заботы: учитываем расходы на подготовку к празднику

 

Приближается самый добрый, самый веселый, самый волшебный, самый любимый всеми праздник — Новый год. С детства он ассоциируется у нас с запахом хвои, улыбками и приятными сюрпризами. Поэтому так хочется, чтобы праздничная атмосфера с пушистыми елочками, разноцветными гирляндами и блестящими шариками царила везде — дома, на улицах, в магазинах и даже в офисе. К тому же Новый год — прекрасный повод поздравить клиентов и компаньонов предприятия и преподнести им символические подарки. А уж без поздравления коллег за корпоративным праздничным столом канун Нового года просто невозможно представить. Разумеется, все эти новогодние хлопоты требуют определенных расходов, которые должны быть отражены в учете.

 

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 481

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

 

Открытки и сувениры к празднику

Предприятие планирует поздравить своих партнеров с Новым годом, вручив им открытки и сувениры. Можно ли связанные с этим затраты включить в валовые расходы, а уплаченный НДС — в налоговый кредит?

Психологи утверждают, что эффект от прекрасно проведенных предварительных переговоров и от впечатления, грамотно созданного сувениром-символом, равны в достижении желаемого результата. Поэтому в преддверии Нового года многие предприятия не скупятся на праздничные поздравления и символические подарки для своих партнеров (поставщиков, покупателей, заказчиков). Естественно, такие поздравительные расходы требуют отражения в учете предприятия.

Главным фактором, позволяющим включить какие-либо расходы в состав валовых, является их связь с хозяйственной деятельностью предприятия (

п. 5.1 Закона о налоге на прибыль). Хозяйственная направленность осуществленных затрат играет основную роль и при отнесении «входного» НДС в состав налогового кредита (см. п.п. 7.4.1 Закона об НДС).

Расходы на приобретение (изготовление) поздравительных открыток и сувениров при определенных обстоятельствах имеют шанс получить статус хозяйственных и соответственно быть включенными в валовые расходы.

Затраты на приобретение и распространение новогодних открыток и сувениров могут быть отнесены к валовым расходам только в одном случае: если будет четко доказано, что такие расходы являются

элементом маркетинговой политики предприятия и непосредственно связаны с ведением производства и продажей продукции (работ, услуг).

Разумеется, в данной ситуации должен быть составлен соответствующий распорядительный документ — приказ, в котором следует:

— перечислить получателей новогодних открыток и сувениров, в число которых могут входить исключительно партнеры предприятия, а также потенциальные покупатели его продукции (товаров, работ, услуг). Заметьте: представители госструктур (например, налоговая администрация, органы местной власти, госказначейство и т. п.) в этот список попадать не должны, иначе о связи с хоздеятельностью придется забыть. Если перечислить всех получателей открыток и сувениров «пофамильно» невозможно ввиду их большого числа, то достаточно указать группу таких получателей (например, открытки направляются в адрес покупателей, осуществивших покупку на сумму свыше 1000 грн.; сувениры вручаются давним партнерам предприятия);

— указать цель такого мероприятия (например, укрепление деловых и финансовых связей, привлечение к сотрудничеству новых партнеров, создание должного имиджа предприятия и т. п.);

— назначить ответственного за оформление и рассылку открыток, подготовку и вручение сувениров.

Итак, если все формальности по доказательству связи понесенных затрат на приобретение открыток и сувениров с хоздеятельностью будут соблюдены, предприятие получит реальную возможность включить эти затраты в валовые расходы, а уплаченные при этом суммы НДС — в налоговый кредит.

В качестве компромиссного варианта для отражения поздравительных расходов в составе валовых может служить

абзац первый п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, дающий «зеленый свет» тем затратам налогоплательщика, которые направлены на проведение предпродажных и рекламных мероприятий по продаваемым (предоставляемым) таким налогоплательщиком товарам (услугам). Что это означает?

А то, что право на валовые расходы и налоговый кредит по НДС в отношении затрат, понесенных предприятием на изготовление (приобретение) и распространение таких

рекламных носителей информации, как, например, открытки, можно получить, если будут соблюдены определенные условия:

во-первых, нанесенные на открытку изображение и информация (к примеру, название торговой марки и/или предприятия) должны всячески оповещать потенциальных покупателей о продаваемой предприятием продукции (товарах, услугах);

во-вторых, такие рекламные материалы получатель не сможет использовать ни в хозяйственной, ни в какой-либо другой деятельности , их можно применить только в качестве источника информации;

в-третьих, указанные рекламные материалы не должны использоваться в целях продажи.

Аналогичного мнения придерживаются и налоговики в

письме от 03.06.2002 г. № 3428/6/15-1215-26 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 48), а также в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 30, с. 24.

Кстати, выполнение вышеперечисленных условий убережет предприятие от начисления валового дохода и налоговых обязательств по НДС. Тот факт, что распространение материальных носителей (источников) рекламной информации при соблюдении указанных выше требований не рассматривается как операция по поставке товаров (работ, услуг) и что объекта обложения НДС здесь нет, подтверждает и ГНАУ (см.

письмо от 13.06.2006 г. № 6421/6/16-1515-26).

Несколько иначе будет обстоять дело, если в качестве новогоднего презента предприятие решит преподнести партнерам

образцы своей продукции или продаваемых товаров. Здесь вступает в права абзац второй п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, ограничивающий валоворасходность понесенных затрат 2 % налогооблагаемой прибыли предприятия за предыдущий отчетный (налоговый) год , т. е. 2 % суммы, указанной в строке 11 декларации по налогу на прибыль за прошлый год.

Что касается НДС, то поскольку такое рекламное мероприятие напрямую связано с хозяйственной деятельностью предприятия, «входной» НДС в отношении рекламной продукции

включается в состав налогового кредита в полном объеме.

Напоминаем: бесплатная раздача образцов товаров рассматривается как их

продажа, что приводит к следующим налоговым последствиям:

— возникновению валового дохода исходя из обычных цен, если образцы раздаются

связанным лицам, неплательщикам налога на прибыль или нестандартным его плательщикам. Вручение образцов обычным плательщикам налога на прибыль не влечет за собой увеличение валового дохода (вернее, он равен нулю, так как обычные цены в отношении таких лиц не применяются);

— начислению налоговых обязательств по НДС

по ставке 20 % исходя из обычных цен.

Несколько слов о налоге с доходов физических лиц, если получателями новогодних сюрпризов являются физические лица. Считаем, что объект для удержания налога с доходов физических лиц (как дохода в виде дополнительного блага, полученного от неработодателя) возникает, если есть возможность

персонифицировать лиц — получателей (т. е. когда информация о получателях подарков отражается в первичных документах, которыми оформляется их выдача). Впрочем, ГНАУ смотрит на этот вопрос весьма лояльно: при проведении рекламной акции бесплатные раздачи в порядке и в пределах, установленных п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, не сопровождаются возникновением объекта обложения налогом с доходов физических лиц (см., в частности, письмо от 13.02.2006 г. № 1216/6/17-0716, 2607/7/17-0717). Хотя для подстраховки здесь не помешает заручиться письмом местной ГНИ.

Подробнее о правилах учета рекламных акций читайте в статье

«Бесплатная раздача рекламных материалов и образцов товаров» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 76. А о том, как облагается стоимость подарков работникам, можно узнать из статьи «Новогодние подарки от работодателя» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 97).

 

Расходы на новогоднюю мишуру

В преддверии Нового года предприятие решило по-праздничному украсить свой офис. Как в таком случае быть с расходами на новогоднюю атрибутику?

Никто не станет отрицать, что по-новогоднему оформленное помещение (например, торговый зал и витрина магазина, обеденный зал кафе) создает атмосферу праздника, привлекает как постоянных, так и новых покупателей, стимулирует приобретать товары (услуги) именно в этой торговой точке, т. е. в конечном итоге способствует увеличению объема продаж. Поэтому можно утверждать: расходы, связанные с украшением помещения,

предназначенного для обслуживания посетителей, имеют хозяйственную направленность, а значит, могут быть включены в валовые расходы предприятия на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль, а суммы «входного» НДС — соответственно в налоговый кредит согласно п.п. 7.4.1 Закона об НДС. Главное — подтвердить такие затраты документами, оформленными должным образом (в частности, приказом руководителя).

А как быть, если решили украсить с помощью новогодних атрибутов

офисное помещение?

В таком случае воспользоваться

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль не удастся — указанные расходы практически невозможно связать с хозяйственной деятельностью предприятия.

Та же ситуация и с налоговым кредитом по НДС — его формирование также напрямую зависит от хозяйственной направленности осуществленных расходов. И если приобретенные активы (услуги) не предназначены для использования в хозяйственной деятельности предприятия, то правом на налоговый кредит воспользоваться нельзя (

п.п. 7.4.4 Закона об НДС).

Однако не будем «опускать руки» и поищем альтернативный, но вполне законный путь решения вопроса.

Так, с целью праздничного оформления офисного помещения можно воспользоваться

средствами профсоюзной организации, действующей на предприятии.

А если собственных средств профорганизации, полученных в течение года в виде членских взносов и обязательных отчислений предприятия в размере не менее 0,3 % фонда оплаты труда, окажется недостаточно, предприятие может произвести

добровольное пожертвование в адрес профсоюза. При этом в соответствии с п.п. 5.2.2 Закона о налоге на прибыль суммы средств или стоимость товаров (работ, услуг), добровольно перечисленные (переданные) в течение отчетного года неприбыльным организациям, к которым собственно и относится профсоюзная организация, могут быть включены в состав валовых расходов в размере, превышающем 2 %, но не более 5 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года. Размер, конечно, невелик, но если предприятие завершило предыдущий год с приличной прибылью, то все затраты по новогоднему оформлению офиса вполне могут вписаться в установленный валоворасходный лимит.

О том, как рассчитывается указанный лимит, вы можете узнать из наших комментариев к

постановлению Хозяйственного суда г. Киева от 19.07.2006 г. № 11/233-А и к приказу ГНАУ «О внесении изменений в некоторые приказы ГНА» от 05.07.2007 г. № 408 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 41 и № 63 соответственно).

Что касается бухгалтерского учета новогодней атрибутики, то этот вопрос детально рассмотрен в статье

«Новогоднее оформление магазинов (елки, игрушки, Дед Мороз)» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 102).

 

Фуршет для работников

Для работников предприятия организован новогодний фуршет. Каким образом расходы на его проведение отражаются в учете?

Трудно представить Новый год без праздничного стола, это уже своего рода традиция. Поэтому хочется, чтобы и вечеринка в кругу сотрудников прошла по всем правилам. Тем более что общение в неформальной обстановке улучшает эмоциональный климат в коллективе, укрепляет корпоративный дух, повышает мотивацию к работе. Но праздник праздником, а подумать о порядке учета расходов на такую вечеринку необходимо.

Вначале посмотрим на такие расходы с позиции

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. К сожалению, для них дорога в валовые расходы на основании этого подпункта закрыта — они не могут быть классифицированы как связанные с хозяйственной деятельностью. Более того, в п.п. 5.3.1 данного Закона прямо указано, что расходы на организацию и проведение приемов, праздников, развлечений и отдыха, приобретение и распространение подарков рассматриваются как не связанные с ведением хозяйственной деятельности, а значит — не подлежащие включению в состав валовых расходов предприятия. Это подтверждают и налоговики в письме от 26.08.2004 № 7335/6/17-3116 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 86).

Разумеется, отсутствие связи осуществленных расходов с хоздеятельностью лишает предприятие и права на налоговый кредит по НДС.

Но поскольку терять валовые расходы и налоговый кредит не хочется, попробуем подойти к этому вопросу с другой стороны. Ведь существует еще и

п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, позволяющий учесть в составе валовых расходов затраты на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ) в рекламных целях. Правда, сделать это можно лишь в сумме, не превышающей 2 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный (налоговый) год.

Итак, новогодний фуршет (вечеринку) целесообразно представить как серьезную

рекламную презентацию фирмы для создания ее положительного бизнес-имиджа с обязательным участием потенциальных покупателей (клиентов), демонстрацией образцов своей продукции и непременным стремлением завязать новые деловые связи и заключить взаимовыгодные договоры. Понятно, что указанные цели проведения такой презентации обязательно должны найти отражение в соответствующем приказе или распоряжении руководителя о рекламном характере планируемой акции. Кроме того, следует подготовить:

— список приглашенных из числа возможных партнеров;

— смету расходов на проведение мероприятия;

— накладные на отпуск со склада ТМЦ, которые используются в процессе мероприятия;

— отчет о проведении мероприятия в рекламных целях с отражением в нем фактических расходов на проведение этой акции.

Разумеется, все расходы на проведение рекламной презентации фирмы должны быть подтверждены первичными документами (актами, накладными и т. п.).

В таком случае расходы можно будет смело

включить в состав валовых на основании п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, если, конечно, позволяет 2 % лимит.

Предлагаемый путь

дает возможность воспользоваться и правом на налоговый кредит по НДС . Ведь в настоящее время Закон об НДС не выдвигает каких-либо требований относительно связи между правом на налоговый кредит и валовыми расходами. И если раньше при проведении рекламных мероприятий налоговый кредит было позволено формировать лишь в пределах тех 2 %, которые относились на валовые расходы, то теперь достаточно подтвердить связь рекламного мероприятия с хозяйственной деятельностью предприятия. С этим согласилась и ГНАУ (см. письмо от 15.05.2006 г. № 9120/7/16-1517-15 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 55).

Следует также помнить, что в

п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль содержится прямой запрет на включение в валовые расходы наличных, израсходованных на рекламные цели. Поэтому расходы на проведение новогодней вечеринки попадут в валовые расходы только в случае, если расчеты осуществлялись в безналичной форме. Хотя для целей налогового кредита по НДС форма расчетов значения не имеет.

И еще один момент, который касается налогообложения доходов физических лиц, участвующих в праздничном застолье. В данном случае усредненная стоимость праздничного вечера в расчете на одно лицо не может служить показателем для определения дохода конкретного физического лица в виде дополнительного блага согласно

п.п. 4.2.9 Закона № 889. Налогооблагаемый доход у физических лиц не возникает, поскольку его невозможно персонифицировать. Поэтому расходы на проведение мероприятия не являются налогооблагаемым доходом приглашенных на праздник лиц. Аналогичного мнения придерживается и ГНАУ в письме от 26.08.2004 г. № 7335/6/17-3116 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 86).

Пример 1.

Предприятие «Вега» проводит новогодний вечер в рекламных целях в ресторане «Восток», принадлежащем ООО «Лира». Общая сумма затрат на проведение данного мероприятия — 32610 грн. (без НДС — 27175 грн.; НДС 20 % — 5435 грн.). ООО «Лира» является плательщиком налога на прибыль на общих основаниях.

Налогооблагаемая прибыль предприятия за 2006 год (строка 11 декларации по налогу на прибыль) равна 523000 грн. Сумма рекламных расходов, которая может быть включена в валовые расходы, составляет 10460 грн. (523000 грн.

х 2 % : 100 %). Оставшаяся часть в размере 16715 грн. (27175 грн. - 10460 грн.) в валовые расходы не попадает.

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Учет расходов на новогодний вечер

Таблица 1


п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

дебет

кредит

валовой доход

валовые расходы

1

Перечислена ООО «Лира» предоплата за проведение рекламного мероприятия

32610

371

311

10460

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе суммы предоплаты за проведение рекламного мероприятия

5435

641/НДС

644

3

Отражены в составе расходов отчетного периода затраты на проведение рекламного мероприятия (подписан акт выполненных работ)

27175

93

631

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

5435

644

631

5

Произведен зачет задолженностей

32610

631

371

 

Шампанское к новогоднему столу за счет предприятия

Можно ли приобрести для новогодней корпоративной вечеринки шампанское за счет средств предприятия?

Один из приятных моментов в канун Нового года — собраться всем коллективом за праздничным столом и поднять бокалы с шампанским за процветание родной фирмы и повышение зарплаты.

Однако учтите: если предприятие решило приобрести к новогоднему столу или в качестве подарка любимым покупателям и поставщикам спиртные напитки за счет собственных средств, это может быть небезопасно с точки зрения лицензирования.

Дело в том, что в соответствии со

ст. 15 Закона № 481 розничная торговля алкогольными напитками может осуществляться субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности только при наличии у них лицензий. При этом под розничной торговлей понимается деятельность по продаже товаров непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от форм расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, прочих предприятиях общественного питания (ст. 1 Закона № 481).

Вы можете спросить: «Разве в такой ситуации кто-то кому-то что-то продает?». На первый взгляд — нет. Но поскольку термин «продажа товаров» в

Законе № 481 не расшифрован, это дало повод блюстителям государственной казны использовать его определение, приведенное в Законе о налоге на прибыль.

Напомним, что согласно

п. 1.31 данного Закона продажей товаров считаются любые операции, осуществляемые в соответствии с договорами купли-продажи, мены, поставки и другими гражданско-правовыми договорами, предусматривающими передачу прав собственности на такие товары за плату или компенсацию, независимо от сроков ее предоставления, а также операции по безвозмездному предоставлению товаров.

Вот потому-то представители ГНАУ и считают, что при распространении алкогольных напитков с безвозмездным их предоставлением потребителю право собственности на эти напитки переходит к потребителю и появляется финансовый результат предприятия, свидетельствующий об осуществлении обычной деятельности. А если такие операции проводятся без приобретения лицензии, то к предприятию применяется штраф

в размере 200 % стоимости полученной партии товара (т. е. приобретенных для новогоднего праздника спиртных напитков), но не менее 1700 грн. (ст. 17 Закона № 481). Такой вывод содержится в консультации налоговиков, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 47, с. 26.

Не каждый, конечно, согласится с таким выводом. И все же осторожным налогоплательщикам не рекомендуем рисковать. Безопаснее вопросы со спиртным решать в частном порядке — на уровне физических лиц.

 

Праздник с приглашенными артистами

Для участия в новогоднем вечере предприятие пригласило Деда Мороза и Снегурочку. Каким образом расходы на оплату услуг этих артистов отражаются в учете?

Согласитесь, без любимых нами с детства Деда Мороза и Снегурочки невозможно представить новогодние праздники. Поэтому все чаще предприятия приглашают этих персонажей и других артистов (актеров, певцов, музыкантов, танцоров и т. д.) для сопровождения своих корпоративных вечеринок. И здесь важно правильно оформить работу артистов и отразить понесенные расходы в учете.

Обычно исполнителями услуг в таких случаях являются физические лица, с которыми

заключаются договоры гражданско-правового характера.

Если развлекательные услуги предоставляет лицо,

не зарегистрированное субъектом хозяйственной деятельности, при выплате вознаграждения по гражданско-правовому договору должен быть удержан и перечислен в бюджет налог с доходов физических лиц. Информация о такой выплате найдет отражение в форме № 1ДФ с признаком дохода «01».

Начисления и удержания взносов в соцфонды при этом производить не нужно. Не облагается оплата услуг артистов и взносами в Пенсионный фонд. Такой вывод следует из

письма Пенсионного фонда Украины от 01.09.2006 г. № 11127/03-02 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 81).

Если гражданско-правовой договор заключен с

физическим лицом — предпринимателем и услуги предоставляются им в рамках такой деятельности, следует не полениться и указать информацию о предпринимательском статусе этого лица в договоре. Кроме того, во избежание двойного налогообложения рекомендуем запастись копиями следующих документов:

— свидетельства о государственной регистрации физического лица — предпринимателя;

— платежных документов об уплате налога;

— свидетельства об уплате единого налога (если артист — единоналожник).

Кстати, на наличии такого пакета документов представители ГНАУ настаивают постоянно (см., в частности,

письма от 04.07.2006 г. № 7291/6/17-0416, от 01.09.2006 г. № 9732/6/17-0716 и от 06.02.2007 г. № 2174/7/17-0717).

Обратите внимание: выплата артистам-предпринимателям

не облагается налогом с доходов физических лиц, но отражается в форме № 1ДФ с признаком дохода «42».

Наверняка предприятие-заказчик захочет включить стоимость развлекательных услуг в состав своих валовых расходов. На самом деле такие затраты

не связаны с хозяйственной деятельностью налогоплательщика, поэтому на валоворасходность здесь не приходится рассчитывать.

Пример 2.

Предприятие «Золотой век» пригласило для участия в праздничном корпоративном концерте артиста (не субъекта предпринимательской деятельности), с которым заключен договор гражданско-правового характера. По такому договору выплачена сумма вознаграждения в размере 2500 грн.

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Учет расходов на выступление артистов

Таблица 2


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

дебет

кредит

1

Начислено вознаграждение по договору гражданско-правового характера, подписан акт о предоставленных услугах

92

685

2500

2

Удержан налог с доходов физических лиц из суммы вознаграждения по договору гражданско-правового характера (2500 грн. х 15 % : 100 %)

685

641/НДФЛ

375

3

Выплачено вознаграждение по договору гражданско-правового характера

685

301, 311

2125

4

Перечислен в бюджет налог с доходов физических лиц

641/НДФЛ

311

375

5

Списана на финансовый результат сумма начисленного вознаграждения по договору гражданско-правового характера

791

92

2500

 

Вот мы и разобрались с основными моментами, касающимися учета праздничных расходов. Теперь можно со спокойной душой встречать Новый год, танцевать и веселиться. Пусть он принесет нам всем стабильность, процветание, хорошее настроение и исполнение желаний!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше