Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О подаче налоговой отчетности и реестров налоговых накладных в электронном виде

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2007/№ 99
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 01.11.2007 г. № 22318/7/31-1017

О подаче налоговой отчетности и реестров налоговых накладных в электронном виде

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 01.11.2007 г. № 22318/7/31-1017

 

Во исполнение п. 3 Плана действий по привлечению в течение IV квартала текущего года к подаче налоговой отчетности и реестров налоговых накладных в электронном виде бюджетообразующих предприятий и крупных плательщиков налогов, утвержденного первым заместителем председателя ГНА Украины В. Кайзерманом, Государственная налоговая администрация Украины направляет обобщенные вопросы и ответы для крупных плательщиков налогов и бюджетообразующих предприятий, касающиеся подачи налоговой отчетности и реестров налоговых накладных в электронном виде с целью проведения массово-разъяснительной и индивидуальной разъяснительной работы с плательщиками налогов.

Заместитель председателя О. Матвеев

 

 

Приложение

 

Перечень вопросов и ответов, касающихся подачи налоговой отчетности и реестров полученных и выданных налоговых накладных в электронном виде

(извлечение)

 

Вопрос.

Количество субъектов хозяйствования, переходящих на электронную отчетность, постоянно растет. Учитывая то, что модернизация органов государственной налоговой службы является одним из приоритетных направлений ее развития, в частности в части применения электронной цифровой подписи, можно ли сегодня говорить о дате окончательного внедрения электронной отчетности?

Ответ.

Приказом ГНА Украины от 17.10.2007 г. № 587 «О подаче налоговой отчетности» вводятся в действие Инструкция по подготовке и подаче налоговых документов средствами телекоммуникационной связи, Порядок решения спорных вопросов между ГНИ и плательщиком налогов, связанных с аутентичностью налоговых документов в электронном виде, и Типовая форма договора о признании электронных документов. Этот приказ согласован Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерством финансов Украины и Государственной службой специальной связи и защиты информации Украины. После регистрации Министерством юстиции Украины приказ будет опубликован на веб-сайте ГНА Украины и создаст предпосылки для ввода в промышленную эксплуатацию системы подачи налоговой отчетности и других документов в электронной форме с использованием усиленных сертификатов открытых ключей и надежных средств электронной цифровой подписи.

Это как заключительный момент в целой цепи мероприятий по организации и внедрению системы подачи и приема налоговой отчетности плательщиков налогов и реестров полученных и выданных налоговых накладных в электронном виде.

В стране создана сеть центров сертификации ключей, ГНА Украины

разработан формат (стандарт) электронного документа отчетности плательщиков налогов и утвержден приказом ГНА Украины от 03.05.2006 г. № 242, разработано программное обеспечение по подаче и приему такой отчетности, проведен пилотный проект по приему налоговой отчетности с использованием электронной подписи, существует конкуренция между субъектами информационных отношений, создающих собственные программные продукты для плательщиков налогов.

 

Вопрос.

Можно ли сформировать отчет в утвержденном ГНА Украины формате, если предприятие пользуется бухгалтерской программой «1С-Бухгалтерия»? Что еще необходимо для подачи отчетности в электронном виде?

Ответ.

Да, ГНА Украины проводила переговоры с ведущими фирмами — разработчиками наиболее распространенных программных продуктов ведения бухгалтерского учета по доработке режимов формирования налоговой отчетности в утвержденном ГНА Украины формате. Начиная с 2007 года в типовой конфигурации компании 1С данный режим реализован.

То есть

для подачи отчетности в электронном виде средствами телекоммуникационной связи для плательщиков, пользующихся программным комплексом 1С, необходимо:

— получить в центрах сертификации ключей средства электронной цифровой подписи;

— скопировать с сайта ГНА Украины бесплатный модуль для наложения ЭЦП и отправки в ОГНС документов налоговой отчетности.

 

Вопрос.

Каков порядок подачи юридическими лицами и частными предпринимателями декларации о доходах средствами Интернета?

Ответ.

<...> Процесс передачи отчетности в электронном виде является полезным как для органов ГНС Украины, так и для плательщиков. С одной стороны, органы ГНС получают отчетные документы от плательщиков налогов, практически не затрачивая времени на их занесение в электронные базы данных.

С другой стороны, и плательщики налогов заинтересованы в процессе подачи отчетности в электронном виде. Отчетность в налоговые органы может быть передана непосредственно с рабочего места, находящегося в офисе плательщика, без очередей, без трудностей, связанных с передачей отчетности в дни ее массовой подачи, налоговая отчетность автоматически проверяется на наличие в отчетных документах ошибок, что дает плательщику возможность выявлять и исправлять ошибки самостоятельно, до подачи отчетных документов в налоговые инспекции. Для таких проверок в системах подготовки отчетности заложены специальные алгоритмы. Отпадает необходимость также и в самих бланках отчетности.

Для подачи налоговой отчетности в электронном виде в органы ГНС Украины плательщикам налогов необходимо:

1. Обратиться в государственную налоговую инспекцию по месту регистрации или для физических лиц — по местожительству.

2. В районной ГНИ заключить Договор о признании электронных документов.

3. Получить в любом аккредитованном центре сертификации ключей усиленные сертификаты открытых ключей ЭЦП должностных лиц предприятия, имеющих право подписи (руководителя, бухгалтера), и усиленный сертификат открытого ключа электронной печати предприятия. Плательщик налогов — физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности может ограничиться одним ключом электронной цифровой подписи.

4. Предоставить в ГНИ бумажные и электронные копии сертификатов открытых ключей должностных лиц плательщика налогов и электронной печати.

5. Приобрести программное обеспечение для формирования и передачи налоговой отчетности в органы ГНС Украины.

Для улучшения сервисного обслуживания плательщиков налогов на стадии подготовки и передачи налоговой отчетности и реестров полученных и выданных налоговых накладных в электронном виде ГНА Украины разработано и распространяется бесплатное программное обеспечение.

Информация для плательщиков налогов о подаче отчетности в электронном виде размещена на информационных стендах в каждой государственной налоговой инспекции, а также плательщик может ее получить в банере «Плательщикам налогов об электронной отчетности» на веб-сайте ГНА Украины. Кроме того, в том же банере находится и Реестр форм отчетных документов плательщиков налогов — юридических и физических лиц для занесения в электронную базу отчетных документов ГНА Украины.

 

<...>

Вопрос.

С целью усовершенствования налоговой системы Украины существенная роль в проекте Налогового кодекса отведена внедрению и распространению электронной формы отчетности. Однако такая форма отчетности в настоящее время уже существует. Какие функции и задачи выполняет сегодня Департамент информатизации процессов налогообложения ГНА Украины в этом направлении?

Ответ.

С целью практического внедрения автоматизации процессов администрирования налога на добавленную стоимость специалистами налоговой службы разработано программное обеспечение для плательщиков налогов по формированию и подаче в органы ГНС налоговой отчетности и реестров налоговых накладных в электронном виде. Также разработано и протестировано программное обеспечение подсистемы «Сопоставление реестров полученных и выданных налоговых накладных плательщика налогов и его контрагентов» информационно-аналитической системы ГНС. Разработан и направлен органам ГНС новый модуль наложения электронной цифровой подписи и шифровки файлов налоговой отчетности.

Программное обеспечение для формирования налоговой отчетности бесплатно передается плательщику в налоговой инспекции по месту пребывания на налоговом учете

. Также плательщик может его получить на веб-сайте ГНА Украины.

Кроме того, специалисты органов ГНС оказывают необходимую помощь плательщикам — проводят консультации по вопросам практического внедрения и использования электронной отчетности, обсуждают проблемные вопросы во время заседаний «круглого стола», на заседаниях рабочих групп при налоговых инспекциях.

Приказом ГНА Украины от 3 мая 2006 г. № 242 «Об утверждении формата (стандарта) электронного документа отчетности плательщиков налогов» утвержден формат (стандарт) электронного документа отчетности плательщиков налогов на основе спецификации eXtensible Markup Language (XML).

 

<...>

Вопрос.

В чем заключается преимущество для плательщиков налогов при применении электронной формы отчетности?

Ответ.

Внедрение автоматизированной системы подачи налоговой отчетности и реестров налоговых накладных в электронном виде имеет следующие преимущества перед существующей системой:

— приведение к единым стандартам документооборота в органах ГНС и плательщиков налогов по ведению учета налоговых накладных, реестра полученных и выданных налоговых накладных и налоговой декларации по НДС при одновременном осуществлении облагаемых и не облагаемых НДС операций;

— автоматизация и упорядочение документооборота при начислении НДС по операциям с основными фондами (приобретение, продажа, ликвидация);

— упорядочение налогового учета по операциям по приобретению товаров и услуг у нерезидентов;

— автоматизированная обработка и анализ реестра полученных и выданных налоговых накладных в единой базе данных, ограничение и контроль доступа в реестр, что не даст возможности злоупотребления противозаконными схемами возмещения средств НДС из государственного бюджета;

— исключение необоснованных выездных проверок;

— переход от административного к функциональному методу управления процессами налогообложения.

 

Вопрос.

Подача налоговой отчетности в электронном виде является добровольным делом или обязанностью для плательщиков налогов?

Ответ.

Налоговые органы дают возможность плательщикам налогов, а не обязывают их направлять налоговую отчетность в электронном виде. Если плательщик не имеет возможности или желания направлять отчетность в электронном виде, он может так же, как и сегодня, подавать ее в органы ГНС в бумажном виде.

 

Вопрос.

Является ли обязательной подача отчетности на традиционном бумажном носителе, в случае ее подачи в электронном виде?

Ответ.

Плательщик налогов не обязан подавать налоговую отчетность в ГНИ в бумажном виде, если она была направлена в ГНИ в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, с учетом требований Закона Украины «Об электронной цифровой подписи» (от 22 мая 2003 года № 852-IV) и Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» (от 22 мая 2003 года № 851-IV).

 

Вопрос.

Как обеспечивается конфиденциальность и целостность информации?

Ответ.

Согласно требованиям Закона Украины «Об электронной цифровой подписи» (от 22 мая 2003 года № 852-IV) электронная цифровая подпись (далее — ЭЦП) по правовому статусу приравнивается к собственноручной подписи (печати), если электронная цифровая подпись подтверждена с использованием усиленного сертификата ключа с помощью надежных средств цифровой подписи и при проверке использовался усиленный сертификат ключа, действующий на момент наложения электронной цифровой подписи. Электронная цифровая подпись — вид электронной подписи, полученной по результату криптографического преобразования набора электронных данных, который прилагается к этому набору или логически с ним объединяется и дает возможность подтвердить его целостность и идентифицировать подписавшего.

Таким образом, использование надежных средств ЭЦП (т. е. средств электронной цифровой подписи, имеющих сертификат соответствия или положительное экспертное заключение по результатам государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации) и усиленных сертификатов открытых ключей (сертификатов ключей, которые отвечают требованиям законодательства Украины и выданы аккредитованным центром сертификации ключей, удостоверяющим центром или центральным удостоверяющим органом) и применение криптографических механизмов шифровки передаваемых данных являются необходимыми и достаточными условиями обеспечения конфиденциальности и целостности информации подсистемы подачи налоговой отчетности в электронном виде.

 

<...>

Вопрос.

Каковы состояние и динамика внедрения системы приема и компьютерной обработки налоговой отчетности и реестров полученных и выданных налоговых накладных в электронном виде?

Ответ.

Информация по внедрению системы приема и компьютерной обработки налоговой отчетности и реестров полученных и выданных налоговых накладных еженедельно обновляется и находится на официальном сайте ГНА Украины по адресу: http://www.sta.gov.ua/page.php3.pdv

 

Вопрос.

Как подавать отчетность в электронном виде в налоговые органы компаниям, не пользующимся программами «1С-Бухгалтерия», «Бест-Звіт», «Парус», а использующим собственные программные продукты?

Ответ.

С целью урегулирования вопроса с плательщиками, использующими собственные программные продукты и нуждающимися в индивидуальном подходе в работе, Государственная налоговая администрация Украины готова к сотрудничеству по доработке и испытанию программного обеспечения данных компаний на предмет соответствия сформированных электронных файлов налоговой отчетности и реестров налоговых накладных утвержденному ГНА Украины формату.

 

Вопрос.

Вызывает беспокойство необходимость предоставления информации из реестров полученных и выданных налоговых накладных. Как решен вопрос сохранения тайны должностными лицами органов ГНС?

Ответ.

К обязанностям и ответственности должностных лиц органов государственной налоговой службы относится обязанность соблюдать коммерческую и служебную тайну (ст. 13 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине»). Кроме того, обеспечение защиты информации в информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных системах осуществляется по правилам, утвержденным постановлением КМУ от 29 марта 2006 года № 373 «Об утверждении Правил обеспечения защиты информации в информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных системах».
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно