Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О внесении изменений в Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2007/№ 11
В избранном В избранное
Печать
Постановление от 13.12.2006 г. № 454

Министерства и ведомства Украины

 

О внесении изменений в Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине

Постановление от 13 декабря 2006 года № 454

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 26 декабря 2006 г. под № 1362/13236

(извлечение)

 

Согласно статье 33 Закона Украины «О Национальном банке Украины» и с целью усовершенствования наличных расчетов Правление Национального банка Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.

Внести в Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 № 637 и зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 13.01.2005 под № 40/10320 (с изменениями), следующие изменения :

1.1.

В пункте 1.2 главы 1:

определение термина «кассовый ордер» дополнить предложением следующего содержания:

«Формы кассовых ордеров, используемых специализированными предприятиями и учреждениями Национального банка Украины, не имеющими оборотной кассы, устанавливаются соответствующим нормативно-правовым актом Национального банка Украины»;

1.2.

Последнее предложение абзаца первого пункта 2.8 главы 2 изложить в следующей редакции:

«При отсутствии банков наличная выручка (наличные) для перевода на банковские счета предприятия может сдаваться операторам почтовой связи и небанковских финансовых учреждений, имеющих лицензию Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины на осуществление перевода средств».

1.3.

В главе 3:

во втором предложении абзаца второго пункта 3.11

слова «по целевому назначению» исключить;

абзац первый пункта 3.13

изложить в следующей редакции:

«3.13. Кассовые документы после составления кассиром отчета и обработки этого отчета комплектуются в хронологическом порядке, нумеруются, переплетаются в отдельные папки и хранятся в соответствии с законодательством Украины ответственным лицом, на которого руководителем возложена обязанность по их хранению».

1.4.

В главе 5:

абзац третий пункта 5.2

изложить в следующей редакции:

«Предприятия, начинающие свою деятельность, а также предприятия, деятельность которых была связана исключительно с безналичными расчетами и которые в соответствии с установленным законодательством Украины порядком получают право на осуществление дополнительного вида деятельности, предусматривающего осуществление наличных расчетов, на первые три месяца их работы лимит кассы устанавливают согласно прогнозным расчетам. Установленный с учетом прогнозных расчетов лимит кассы в двухнедельный срок по окончании первых трех месяцев их работы пересматривается по фактическим показателям деятельности в соответствии с требованиями настоящего Положения»;

абзац шестой пункта 5.4

после слов «небанковские финансовые учреждения» дополнить словами «и операторы почтовой связи»;

пункт 5.10

изложить в следующей редакции:

«5.10. Наличные средства не считаются сверхлимитными в день их поступления, если они были сданы в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки не позднее следующего рабочего дня банка или были выданы для использования предприятием согласно законодательству (без предварительной сдачи их в банк и одновременного получения из кассы банка на указанные нужды) на следующий день на нужды, связанные с деятельностью предприятия.

Не считаются сверхлимитными в день их поступления и те наличные средства, которые поступили в кассы предприятий в выходные и праздничные дни и были сданы в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки на следующий рабочий день банка и предприятия или были выданы для использования предприятием согласно законодательству (без предварительной сдачи их в банк и одновременного получения из кассы банка на указанные нужды) на следующий рабочий день на нужды, связанные с деятельностью предприятия».

1.5.

В главе 7:

в абзаце четвертом пункта 7.2

слова «(но не менее одного раз в три месяца)» исключить;

во втором предложении пункта 7.22

слова «связанные с оплатой» заменить словами «относящиеся к фонду оплаты»;

пункт 7.24

исключить.

В связи с этим

пункты 7.25 — 7.52 считать соответственно пунктами 7.24 — 7.51;

пункт 7.34

исключить.

В связи с этим

пункты 7.35 — 7.51 считать соответственно пунктами 7.34 — 7.50.

1.6.

Строка 3 колонки «Наименование показателей» таблицы 1 «Кассовые обороты» приложения 2 после слов «на различные нужды» дополнить словами «а также на командировку».

1.7.

В разделе V «Соблюдение порядка расходования наличных из выручки» приложения 3 таблицу и слова «на выплаты, связанные с оплатой труда» исключить.

<...>

4.

Постановление вступает в силу через 10 дней после официального опубликования.

И. о. председателя А. Шаповалов



комментарий редакции

Операции с наличностью: правее правого

Сразу же отметим, что комментируемые изменения не имеют революционного характера, а речь идет скорее лишь о шлифовке норм Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637. Обо всем, важном для субъектов Положения, по порядку.

Согласно дополненному пункту 2.8 Положения теперь (т. е. с 20.01.2007 г.), если рядом нет банка,

наличность для зачисления на банковский счет предприятия можно перечислять не только через операторов почтовой связи, как раньше, но и через небанковские финансовые учреждения, имеющие соответствующую лицензию на перевод денег.

Примечательно, что из Положения (а точнее — из абзаца второго пункта 3.11) выкорчеваны последние следы так называемого целевого назначения наличности, ведь, как известно, со вступлением в силу Положения, как само это понятие, так и угроза сопутствовавших ему в былые времена штрафных санкций, канули в Лету.

Значительно либерализованы предписания Положения, касающиеся порядка хранения кассовых документов (пункт 3.13):

исключены былые требования относительно «отдельного сейфа или специального помещения, передаваемого под охрану». И еще: авторы документа поняли, что здесь о материальной ответственности лица, на которое возложены обязанности по хранению таких документов, речь идти не может.

Приходится отметить конкретизацию требований Положения в отношении тех предприятий, которым

лимит кассы должен устанавливаться впервые (кстати, теперь в соответствующем абзаце третьем пункта 5.2 Положения среди таковых упоминаются не только те предприятия, которые начинают свою деятельность, но также — абсолютно справедливо — и те действующие предприятия, которым до поры до времени проводить наличные расчеты не было нужды, а значит, ни собственно кассы, ни тем более ее лимита у них попросту не существовало). Как известно, такие предприятия устанавливают себе лимит кассы на первые три месяца исходя из прогнозных расчетов, а потом этот размер лимита должен быть пересмотрен исходя из фактических показателей (согласно общим
правилам пункта 5.4 Положения, т. е. исходя из размера среднедневного поступления или выдачи наличности). Так вот, если раньше определенного срока пересмотра первоначально установленного лимита кассы Положением установлено не было, то теперь этот срок составляет ровно две недели после окончания первых трех месяцев. При этом подобную конкретику вряд ли стоит рассматривать как ужесточение (скорее, наоборот) хотя бы потому, что прежнее «на первые три месяца» без конкретного срока для пересмотра допускало и такое толкование, что без пересмотра лимита кассы в первый же день после указанных первых трех месяцев прогнозный лимит просто прекращал свое действие, что в отсутствие пересмотренного немедленно лимита кассы делало его размер нулевым со всеми вытекающими.

Кстати говоря, акцентируем внимание, что

эти нормы не касаются тех предприятий, лимит кассы (при ее наличии) которых считался нулевым согласно пункту 5.9 Положения по причине его неустановления предприятием (независимо от конкретной причины). Если такое предприятие наконец берется за ум и устанавливает лимит кассы, то ему следует руководствоваться общими правилами пункта 5.4 Положения.

Очень полезны изменения, внесенные в амнистирующий пункт 5.10 Положения: «

выданные для использования предприятием... на нужды, связанные с деятельностью предприятия» выглядит куда как более ясно и соответствующе либеральной концепции Положения, чем прежнее — «использованные предприятием... на хозяйственные нужды». Наконец-то (с третьей попытки) авторы документа четко сформулировали мысль, заключенную в пункте 5.10 Положения, имевшую право на жизнь с самого начала.

Главу 7 Положения, регламентирующую вопросы контроля за соблюдением порядка ведения операций с наличностью, постигли сразу четыре изменения: исключена абсурдная и никогда не соблюдавшаяся на практике норма, согласно которой предприятие следовало бы проверять каждые три месяца (абзац четвертый пункта 7.2); исключены бесполезные как по форме (пункт 7.24 — дублирование), так и по содержанию (пункт 7.35 — зачем проверять то, за что теперь не наказывают?) нормы Положения; наконец внесена правка в пункт 7.22 Положения, о которой стоит сказать отдельно.

С самого начала действия Положения мы обратили внимание на такую проблему (статья «Горе без ума» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 25): пункт 2.10 Положения по сути дискриминирует ряд выплат наличными, связанных с оплатой труда. Получается, что

выплаты, связанные с оплатой труда (см. определение в пункте 1.2 Положения) и относящиеся к фонду оплаты труда (из раздела 2 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5), разрешается хранить в кассах сверх лимита три дня (и даже пять — для счастливчиков), включая и день получения наличности в банке, тогда как выплаты, связанные с оплатой труда, но не относящиеся к фонду оплаты труда (из раздела 3 той же Инструкции), следует выдать в тот же день (самое позднее — на следующий, чтобы успеть вернуть сверхлимитные невыплаченные суммы в банк до конца второго дня).

Мы не видим разумных оснований для подобной дискриминации теперь, не видели мы их и с самого начала, но НБУ на ней настаивал (см. письму НБУ от 13.05.2005 г. № 11-113/1569-4857 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 63) и вот теперь подправил пункт 7.22 Положения: подправил так, чтобы он, ранее противоречивший пункту 2.10 Положения, ему соответствовал. Поэтому выплаты,

связанные с оплатой труда, но не входящие в фонд оплаты труда (кроме стипендий, пенсий, дивидендов), например больничные, не следует включать в общую ведомость с выплатами из фонда оплаты труда или во всяком случае учесть, что на конец второго дня (учитывая день получения в банке) невыплаченная часть этих сумм может рассматриваться как сверхлимитная наличность. Кстати говоря, в письме НБУ от 18.07.2006 г. № 11-113/2701-7507 подтверждается наше мнение (см. статью «Не депонируй на завтра то, что можешь не делать сегодня» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 13) о том, что депонированные суммы в пределах лимита кассы в банк возвращать не обязательно (как, кстати, и о том, что в денежном чеке символ кассовых оборотов указывать тоже не обязательно).
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно