Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Автомобиль на предприятии: некоторые актуальные вопросы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2007/№ 11
В избранном В избранное
Печать
Статья

Автомобиль на предприятии: некоторые актуальные вопросы

Мог ли предполагать немецкий инженер Карл Фридрих Бенц, представивший публике в 1886 году первый в мире автомобиль, что к началу XXI века в мире ежегодно будут производить и покупать более 50 млн новых машин. На сегодняшний день только в нашей стране насчитывается около 8,5 млн транспортных средств, владельцами которых являются как граждане, так и юридические лица. Разумеется, порядок содержания автомобиля на предприятии имеет свои особенности. О некоторых из них мы и поговорим в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 1963

— Закон Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» от 11.12.91 г. № 1963-XII.

Правила № 1388

— Правила государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок, утвержденные постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388.

Порядок № 1740

— Порядок уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций, утвержденный постановлением КМУ от 03.11.98 г. № 1740.

Приказ № 373

— приказ ГНАУ «Об утверждении форм Расчета суммы налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, Справки к уточненному Расчету и Порядка их заполнения и предоставления в орган государственной налоговой службы» от 17.09.2001 г. № 373.

Приказ № 352

— приказ Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета» от 29.12.95 г. № 352.

Положение № 102

— Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. № 102.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

Затраты на регистрацию автомобиля: валовые расходы или увеличение балансовой стоимости основных фондов группы 2?

Как вы знаете,

п. 7 Правил № 1388 обязывает владельцев транспортных средств зарегистрировать их в органах ГАИ МВД Украины в течение 10 дней с момента приобретения, таможенного оформления или временного ввоза на территорию Украины, либо возникновения обстоятельств, ставших основанием для внесения изменений в регистрационные документы.

На зарегистрированные транспортные средства выдаются свидетельства о регистрации и номерные знаки, соответствующие государственному стандарту (см.

п. 15 Правил № 1388). При этом регистрация транспортных средств проводится только после уплаты предусмотренных законодательством налогов, внесения в установленном порядке платежей за осмотр транспортных средств, регистрацию или перерегистрацию, а также возмещения стоимости бланков регистрационных документов и номерных знаков.

В налоговом учете предприятия расходы, связанные с регистрацией автомобиля, его техосмотром и выдачей номерных знаков,

увеличивают балансовую стоимость основных фондов группы 2 на основании п.п. 8.4.1 Закона о налоге на прибыль предприятия (напомним, автомобильный транспорт относится именно к группе 2 основных фондов). Со следующего квартала после ввода автомобиля в эксплуатацию расходы на его приобретение с учетом регистрационных расходов начнут амортизироваться. Это, конечно, при условии, что транспортное средство будет использоваться в хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Между тем некоторые налоговики склонны рассматривать «авторегистрационные» расходы как составляющую валовых расходов. Так, по мнению представителей ГНАУ, при надлежащем документальном оформлении осуществленных расходов и подтверждении их связи с хозяйственной деятельностью налогоплательщика стоимость услуг по регистрации автомобиля и номерных знаков может быть включена в валовые расходы на основании

п. 5.1 Закона о налоге на прибыль (см. консультацию, опубликованную в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 47).

Что ж, возможно, в ближайшее время эта мысль найдет свое выражение не только в консультации, но и в письме ГНАУ. Поживем — увидим. А пока бухгалтерам, привыкшим следовать лишь официальным разъяснениям, советуем придерживаться старых позиций.

Приобретение автомобиля: не забудьте подать Расчет транспортного налога

Приобретение предприятием

в течение года автомобиля сопровождается заполнением и предоставлением Расчета суммы налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов (далее — Расчет), форма которого утверждена приказом № 373 . Такое требование прямо установлено ст. 5 Закона № 1963.

Расчет по вновь приобретенным автомобилям предоставляется в соответствующий налоговый орган в 10-дневный срок после их регистрации в органах ГАИ. Этот срок может быть перенесен, если последний день срока подачи Расчета приходится на выходной или праздничный день. В таком случае отчет можно подать на следующий рабочий день после выходного или праздничного дня (см.

п. 4 Порядка № 373).

Учтите: сам транспортный налог по приобретенным в течение года автомобилям (кроме тех, которые впервые регистрируются в Украине) уплачивается

перед их регистрацией за месяцы, оставшиеся до конца года, начиная с месяца, в котором осуществлена регистрация. А за транспортные средства, которые впервые регистрируются в Украине, налог уплачивается перед их первой регистрацией (см. абзац четвертый ст. 5 Закона № 1963).

Таким образом, если автомобиль приобретен и зарегистрирован, например, 12 февраля 2007 года, то транспортный налог уплачивается перед его регистрацией за оставшиеся до конца 2007 года месяцы, включая месяц, в котором осуществлена регистрация (т. е. за 11 месяцев).

При заполнении Расчета по приобретенным в течение года транспортным средствам в специальных его полях «Загальний розрахунок» и «Розрахунок за придбані транспортні засоби» предприятие должно поставить отметку «Х».

Пример.

Предприятие в феврале 2007 года приобрело автомобиль Daewoo Lanos 1.6 16V с объемом цилиндра двигателя 1598 куб. см. Автомобиль являетcя легковым и соответствует коду 8703 согласно Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Годовая ставка налога, соответствующая данному объему двигателя, составляет 5 грн. за 100 куб. см.

Рассчитаем сумму налога на год:

(1598 куб. см х 5 грн.) : 100 куб. см = 79,9 грн.

После округления (см.

п. 11 Порядка № 373) годовая сумма налога составит 80 грн. Соответственно сумма налога за 11 месяцев, подлежащая уплате перед регистрацией автомобиля, составит:

80 грн. : 12 месяцев х 11 месяцев = 73,33 грн.

Обратите внимание: транспортный налог не уплачивается и соответственно Расчет не подается, если автомобиль приобретен

не для эксплуатации, а для дальнейшей продажи. Ведь в данном случае нет необходимости в регистрации транспортного средства в органах ГАИ МВД Украины. С этим согласна и ГНАУ (см. письмо от 14.11.2006 г. № 12878/6/17-0316 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 5).

Кроме того,

нет оснований для предоставления Расчета и уплаты транспортного налога, если предприятие приобрело автомобиль, но по каким-либо причинам еще не зарегистрировало его в подразделениях ГАИ. В данной ситуации точкой отсчета как для уплаты налога (начиная с месяца, в котором проведена регистрация), так и для подачи Расчета станет дата регистрации автомобиля.

Установка автосигнализации: отражение расходов в учете

Чтобы правильно отразить расходы на установку автосигнализации в налоговом и бухгалтерском учете предприятия, нужно прежде всего разобраться, как классифицируется такое мероприятие.

Обратимся к

Положению № 102. Детальный анализ его норм позволяет сделать вывод, что оборудование автомобиля сигнализацией представляет собой не что иное, как его улучшение. К такому заключению нас подводят пп. 3.8 и 3.19 данного Положения, четко указывающие, какие мероприятия не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению, другим видам улучшений транспортного средства, — это ежедневное обслуживание, техническое обслуживание, сезонное техническое обслуживание, а также операции по замене шин и аккумуляторных батарей.

Получается, что мероприятия,

не входящие в этот исключительный перечень, в том числе и установка сигнализации, рассматриваются как улучшение транспортного средства.

При условии, что автомобиль будет использоваться в хозяйственной деятельности предприятия, затраты на такое улучшение в налоговом учете могут быть отнесены либо непосредственно на валовые расходы, либо на увеличение балансовой стоимости основных фондов группы 2 (напомним, автомобильный транспорт входит именно в эту группу основных фондов).

Правда, указанным затратам открыта дорога в валовые расходы только в сумме, не превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов по состоянию на начало отчетного периода. Расходы, превышающие указанную сумму, увеличат балансовую стоимость основных фондов группы 2.

Сумма НДС, уплаченная в составе стоимости сигнализации, при наличии налоговой накладной

включается в налоговый кредит предприятия на основании п.п. 7.4.1 Закона об НДС. Исключение составляют случаи, когда стоимость установленной автосигнализации оплачивается непосредственно при приобретении легкового автомобиля — здесь начинает действовать абзац второй п.п. 7.4.2 указанного Закона.

Если же автомобиль не участвует в хозяйственной деятельности налогоплательщика, то расходы на оборудование его сигнализацией нельзя ни отнести на валовые расходы, ни амортизировать. Соответственно и НДС, уплаченный при приобретении сигнализации, не попадет в налоговый кредит.

В

бухгалтерском учете расходы на установку автосигнализации согласно п. 14 П(С)БУ 7 увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как расходы, которые связаны с его улучшением, приводящим к увеличению будущих экономических выгод. Данные расходы классифицируются как капитальные инвестиции и отражаются на субсчете 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов».

Однако в ситуации, когда ранее установленную сигнализацию меняют на более совершенную, говорить об улучшении объекта основных средств оснований нет. В этом случае понесенные расходы, как связанные с поддержанием объекта в рабочем состоянии, включаются в состав расходов отчетного периода и отражаются в зависимости от их направленности на соответствующих счетах 91, 92, 93, 94.

Расходы на ремонт легкового автомобиля: налоговый кредит сохраняется

Прошло уже немало времени с момента появления в

Законе об НДС нормы относительно невозможности включения в налоговый кредит суммы НДС, которая уплачена при приобретении легкового автомобиля (кроме таксомоторов), относящегося к основным фондам (см. п.п. 7.4.2).

Налогоплательщикам пришлось смириться также с тем, что эта сумма не увеличивает ни валовые расходы, ни балансовую стоимость основных фондов группы 2. И все потому, что в

Законе о налоге на прибыль этот нюанс не урегулирован. Так разъясняет ГНАУ в письме от 27.07.2005 г. № 14787/7/15-1117 (см. спецвыпуск «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 11).

Однако данные ограничения совершенно не касаются порядка отражения сумм НДС, уплаченных (начисленных) в связи с

ремонтом (улучшением) легковых автомобилей. Так что «улучшенческий» НДС попадает в налоговый кредит по общим правилам, установленным п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

Ликвидация автомобиля: когда не начисляются налоговые обязательства по НДС

Вы знаете, что процедура ликвидации автомобиля довольно сложна: ее должна проводить специально созданная комиссия с оформлением целого ряда документов. Причем к составлению таких документов следует подойти очень ответственно, ведь от их наличия зависит порядок отражения «ликвидационного» НДС.

Дело в том, что согласно

абзацу первому п. 4.9 Закона об НДС ликвидация основных фондов по самостоятельному решению налогоплательщика рассматривается как поставка основных фондов по обычным ценам с соответствующим начислением налоговых обязательств по НДС по ставке 20 % и выпиской (самому себе) налоговой накладной.

Однако гораздо привлекательнее в рассматриваемой ситуации выглядит

абзац второй п. 4.9 Закона об НДС, позволяющий не начислять налоговые обязательства на стоимость ликвидируемого объекта, если:

— объект основных фондов ликвидируется в связи с его уничтожением или разрушением вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы;

— такая ликвидация осуществляется без согласия налогоплательщика, в том числе при хищении основных фондов;

— плательщик налога предоставляет налоговому органу

соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании объекта основных фондов другими способами, вследствие чего такой объект не может использоваться в будущем по первоначальному назначению.

Итак, по мнению ГНАУ, изложенному в

письме от 06.05.2001 г. № 2235/6/16-1215-26 (см. спецвыпуск «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 11), для освобождения от НДС операции по ликвидации автомобиля плательщику следует запастись:

во-первых, актом на списание автотранспортных средств, типовая форма № ОЗ-4 которого утверждена приказом № 352. К данному акту имеет смысл приложить инвентарную карточку учета основных средств (форма № ОЗ-6), в которой производятся соответствующие записи о выбытии, а также внести определенные отметки в опись инвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОЗ-7), карточку учета движения основных средств (форма № ОЗ-8), инвентарный список основных средств (форма № ОЗ-9);

во-вторых, заключением соответствующей экспертной комиссии о том, что ликвидируемый автомобиль не пригоден к дальнейшей эксплуатации (не подлежит ремонту, уничтожен, разобран), а не списан для каких-то целей.

На наличии заключения экспертной комиссии ГНАУ в последнее время настаивает довольно активно (см. консультацию, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 44). И судя по всему, без него отстоять перед проверяющими отсутствие НДС будет непросто.

Кстати, в указанной консультации налоговики по-прежнему требуют от налогоплательщиков предоставлять документы, подтверждающие уничтожение (преобразование) основных фондов в налоговую инспекцию

вместе с декларацией по НДС за период, в котором объект основных фондов ликвидирован.

Однако этот вывод является довольно спорным.

Приобретение легкового автомобиля: сбор в Пенсионный фонд включается в валовые расходы

Вы знаете, что согласно

п. 12 Порядка № 1740 операция по приобретению предприятием легкового автомобиля сопровождается уплатой сбора в Пенсионный фонд в размере 3 % его стоимости.

Напомним, что данный сбор уплачивается при:

— покупке легкового автомобиля, в том числе у производителей или торговых организаций;

— мене;

— дарении (бесплатной передаче);

— наследовании (кроме случаев наследования легкового автомобиля по закону);

— по другим основаниям, предусмотренным законом.

Долгое время налоговики настаивали на том, что суммы уплаченного сбора не включаются в валовые расходы предприятия, а увеличивают балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов с последующей амортизацией (см. уже отмененное

письмо ГНАУ от 21.01.99 г. № 465/5/15-1116 ).

Однако не так давно главный налоговый орган коренным образом изменил свое мнение в пользу налогоплательщиков, указав в

письме от 19.12.2006 г. № 23881/7/15-0317 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 103), что сумма данного сбора включается в состав валовых расходов на основании п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль. Единственное условие — приобретаемый автомобиль должен использоваться в хозяйственной деятельности предприятия.

Сумма уплаченного сбора отражается в строке 4.6.18 приложения Р1 к декларации по налогу на прибыль предприятия.

Что касается бухгалтерского учета, то в соответствии с

п. 8 П(С)БУ 7 пенсионный сбор увеличивает первоначальную стоимость приобретенного автомобиля и, следовательно, подлежит дальнейшей амортизации.

Итак, мы рассмотрели отдельные актуальные вопросы, касающиеся использования предприятиями собственных автомобилей. А интересующую вас информацию о содержании арендованных транспортных средств вы можете получить из статьи

«Горячая» десятка вопросов об аренде автомобиля» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 61.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно