Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Школа правовых знаний. Иные полезные международные договоры

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2007/№ 11
В избранном В избранное
Печать
Статья

Иные полезные международные договоры

 

В данном материале, который завершает начатый нами цикл публикаций о международных договорах*, мы остановимся на тех конвенциях и соглашениях, которые хотя и недостаточно часто применяются на практике, но тоже могут быть интересны как для бухгалтера, так и для юриста.

Андрей БРЫЛЕВ, юрист

 

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 77, с. 43, № 97, с. 53; 2007, № 9, с. 53.

 

Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров

В данной части материала речь пойдет о многосторонней Нью-Йоркской

Конвенции ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров от 14.06.74 г. (далее — Конвенция), которая вступила в силу для Украины 01.04.94 г.

Забегая вперед, следует отметить, что

Конвенция в части правоотношений по купле-продаже товаров в рамках внешнеэкономической деятельности устанавливает иной, по сравнению с предусмотренным законодательством Украины, срок исковой давности4 года. Поэтому данный международный договор в ряде случаев важен для практического применения положений Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.2004 г. № 334/94-ВР в части порядка отражения в налоговом учете кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, а также процедуры урегулирования сомнительной и безнадежной задолженности, предусмотренной статьей 12.

В настоящее время, исходя из содержания

писем Министерства иностранных дел Украины от 27.10.2003 г. № 72/17-612-4085 и от 16.11.2004 г. № 72/14-612/1-6237, действие Конвенции распространяется на внешнеэкономические договоры, заключенные предприятиями Украины с резидентами таких стран:

Аргентина, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Бурунди, Венгрия, Гана, Гвинея, Доминиканская Республика, Египет, Замбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Монголия, Никарагуа, Норвегия, Парагвай, Польша, Республика Молдова, Румыния, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, США, Уганда, Уругвай, Чешская Республика.

Обратите внимание, что из стран СНГ действие

Конвенции распространяется лишь на Украину и Республику Молдова. В отношении других стран-участниц СНГ Конвенция не действует.

Теперь перейдем к характеристике тех основополагающих положений, которые включает в себя

Конвенция и которые содержат отличные от законодательства Украины положения по применению исковой давности.

1.

Конвенция не распространяется на куплю-продажу следующих товаров:

а)

товаров для личного, семейного либо домашнего использования;

б)

товаров, приобретенных на аукционе;

в)

товаров, приобретаемых в порядке исполнительного производства либо в ином предусмотренном законодательством порядке;

г) ценных бумаг и денежных средств;

д) морских и воздушных судов;

е) электроэнергии.

Кроме того,

Конвенция не действует в отношении требований, основанных на:

a) причинении смерти или нанесении вреда здоровью;

б) ядерном ущербе, причиненном проданными товарами;

в) залоге, ипотеке или ином обеспечении вещного характера;

г) решении или постановлении, вынесенном в результате рассмотрения спора;

д) принудительном исполнении исполнительного документа;

е) исполнении обязательств по чеку либо векселю.

2.

По общему правилу, Конвенция не распространяется на внешнеэкономические договоры, предметом которых является выполнение работ либо оказание услуг. В то же время Конвенция может действовать в отношении договоров подряда на изготовление (производство) товаров при условии, что все материалы (или их существенная часть), необходимые для выполнения таких работ, будут предоставлены подрядчиком.

3.

Конвенция предусматривает, что право на иск (т. е. начало течения срока исковой давности) возникает в день нарушения того или иного условия договора купли-продажи. Так, право на иск в связи с ненадлежащим качеством товара возникает с момента принятия товара либо отказа от его принятия. Право на иск в случае неоплаты товара возникает в момент совершения покупателем просрочки в оплате товаров.

4.

В соответствии со ст. 13 Конвенции течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска к должнику (или к одному из солидарных должников) либо заявлением дополнительных требований в рамках уже начатого судебного разбирательства. Кроме того, срок исковой давности прерывается направлением должником кредитору письменного документа, подтверждающего признание долга, а также частичным погашением задолженности и уплатой должником процентов (пени).

5.

Течение срока исковой давности может быть приостановлено. Но Конвенция в данной части также предусматривает некоторые особенности по сравнению с установленным законодательством Украины порядком. Как предусмотрено Конвенцией, если течение срока исковой давности не может быть прервано кредитором вследствие не зависящих от него обстоятельств, то срок исковой давности не будет считаться истекшим до окончания одного года со дня прекращения действия соответствующего обстоятельства.

6.

Как уже отмечалось выше, общий срок исковой давности в правоотношениях международной купли-продажи товаров составляет 4 года. Однако Конвенция предусматривает, что данный срок может быть продлен по письменному заявлению должника кредитору, сделанному в рамках существующего срока исковой давности. При этом Конвенция ограничивает максимальный срок исковой давности десятью годами. Кроме этого, следует отметить, что Конвенцией, в отличие от Гражданского кодекса Украины (далее — ГК), не предусмотрены сокращенные сроки исковой давности по тем или иным требованиям.

7.

Конвенцией, как и ст. 267 ГК, предусмотрено, что истечение срока исковой давности принимается во внимание тем или иным судебным органом, уполномоченным рассматривать спор, только при наличии заявления сторон, принимающих участие в деле. Последствием истечения срока исковой давности (при наличии соответствующего заявления от сторон) является отказ в иске. Исключения составляют взаимные требования сторон, по которым может быть осуществлен взаимозачет.

8.

Стороны во внешнеэкономическом контракте вправе оговорить условия, согласно которым в своих взаимоотношениях они не применяют Конвенцию. В этом случае срок исковой давности будет определяться правом той страны, которую избрали стороны применительно к внешнеэкономическому контракту.

 

Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров

Этот международно-правовой договор был принят 11.04.80 г. и вступил в силу для Украины 01.02.91 г.

Положения этой

Конвенции применяются к договорам купли-продажи товаров, которые заключены между сторонами, предприятия которых находятся в разных государствах, выступающих участниками данного международно-правового договора, а также к тем договорам купли-продажи, к которым в соответствии с нормами международного частного права должно применяться законодательство одной из стран-участниц.

Данная

Конвенция, аналогично уже рассмотренной нами Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров, устанавливает перечень операций по купле-продаже, которые не являются предметом ее регулирования, оговаривает ее неприменение по отношению к договорам на выполнение работ (оказание услуг), а также определяет, при каких условиях договор подряда на изготовление товаров приравнивается к договору купли-продажи.

Содержание

Конвенции о международной купле-продаже товаров можно условно разбить на следующие разделы:

а) порядок заключения и расторжения договора купли-продажи;

б) взаимные права и обязанности продавца и покупателя;

в) порядок расчетов за поставленный товар;

г) порядок принятия товара покупателем;

д) способы правовой защиты в случае нарушения договора купли-продажи как продавцом, так и покупателем;

е) переход рисков, порядок исполнения договора купли-продажи частями;

ж) порядок возмещения убытков, уплаты процентов и хранения товаров продавцом.

Одновременно в рассматриваемой

Конвенции сделана оговорка о том, что ее положения не регулируют вопросы действительности договора, а также не устанавливают последствия перехода права собственности на товар от продавца к покупателю.

 

Договоры о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских и уголовных делах

Украиной с рядом стран подписаны двусторонние

договоры о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских и уголовных делах (далее — Договоры). Их целью является урегулирование процедуры оказания правовой помощи гражданам и предприятиям Украины на территории другого договаривающегося государства. Аналогичным образом Договоры определяют правила оказания правовой помощи гражданам и предприятиям других стран на территории Украины.

Договорами

предусматриваются:

— правовая защита граждан и предприятий Украины в других государствах в таком же объеме, каким пользуются резиденты этих стран;

— право граждан и предприятий Украины обращаться в уполномоченные органы другого договаривающегося государства (суд, прокуратура, органы юстиции) за защитой своих прав и интересов;

— возможность совершения необходимых процессуальных действий уполномоченных органов одного государства на территории другого (допрос сторон, обвиняемых и подсудимых, осмотр доказательств, проведение экспертиз, признание и исполнение решений иностранных судов).

Договорами

определяются уполномоченные органы договаривающихся государств, которые будут координировать оказание правовой помощи. Со стороны Украины, как правило, такими органами выступают Министерство юстиции и Генеральная прокуратура. Правовая помощь гражданину либо предприятию на территории другого государства оказывается на основании специального документа — поручения. Следует отметить, что существенная часть содержания большинства Договоров касается граждан. В частности, Договорами регулируются вопросы, касающиеся правоспособности и дееспособности граждан того или иного договаривающегося государства, семейные отношения (заключение и расторжение брака, взаимоотношения супругов и детей, усыновление, установление опеки и попечительства), порядок и условия наследования, предусматривается порядок признания гражданина безвестно отсутствующим (умершим).

Однако тот или иной

Договор может быть полезен и юридическим лицам. Так, в ряде Договоров содержится условие, согласно которому документы, выданные в одном договаривающемся государстве и скрепленные печатью уполномоченного органа, являются действительными в другом договаривающемся государстве без какого-либо специального удостоверения. Это значит, что данный документ считается легализованным и без проставления апостиля (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 9, с. 53).

Кроме того, в

Договорах , так же как и в Законе Украины «О международном частном праве» от 23.06.2005 г. № 2709-IV (далее — Закон), содержатся условия относительно того, законодательство какой из договаривающихся сторон следует применять в случае:

— возникновения права собственности на то или иное имущество;

— определения формы совершаемых сделок;

— определения формы и срока действия доверенности;

— определения взаимных прав и обязанностей сторон по сделке;

— определения порядка возмещения причиненного вреда;

— применения исковой давности.

Если правила, предусмотренные

Законом, отличаются от тех, которые закреплены Договором, применяются последние.

Кроме того,

Договором может быть определен механизм исполнения решений по гражданским, семейным и уголовным делам судов или иных органов юстиции одного договаривающегося государства на территории другого договаривающегося государства.

 

Соглашения о содействии и взаимной защите инвестиций

Международные двусторонние соглашения данного вида заключены Украиной с 57 странами. Перечень заключенных Украиной с другими странами

Соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций (далее — Соглашения) содержится в приложении 2 к письму Национального банка Украины от 19.08.2006 г. № 13-214/3031-8760.

Такие

Соглашения могут быть полезны прежде всего в случае появления в законодательстве Украины дискриминационных норм по отношению к действующим на ее территории предприятиям с иностранными инвестициями из страны, являющейся одной из сторон того или иного Соглашения. Соответственно, то или иное предприятие с инвестициями из Украины, зарегистрированное в стране — участнице Соглашения, также может ссылаться на его положения в случае наличия в иностранном законодательстве норм, носящих дискриминационный характер. В качестве примера практического применения того или иного Соглашения можно привести ситуацию, которая имела место сравнительно недавно. До 1 января 2004 года п. 11.5 ст. 11 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР запрещал предприятиям с иностранными инвестициями, независимо от времени внесения инвестиций, выписывать налоговые векселя при ввозе товаров на таможенную территорию Украины. Однако, используя положение соответствующего Соглашения, согласно которому инвесторам и инвестициям из одного договаривающегося государства предоставляется в другом государстве положение не менее благоприятное, чем национальным инвесторам и инвестициям, такие предприятия с иностранными инвестициями все-таки выдавали таможенным органам налоговые векселя. С применением Соглашений в части выдачи налоговых векселей были согласны и таможенные органы, о чем свидетельствует уже утратившее свою силу письмо Государственной таможенной службы Украины от 04.11.2002 г. № 11/2-15-10454.

Само содержание большинства двусторонних

Соглашений достаточно стандартно и, как правило, включает:

1) определение терминов «инвестор» и «инвестиция», а также «территория того или иного договаривающегося государства»;

2) нормы, устанавливающие гарантии защиты инвестиций на территории другого договаривающегося государства;

3) нормы, провозглашающие недескриминацию иностранных инвестиций в соответствующем договаривающемся государстве.

Иными словами, основная часть

Соглашений провозглашает, что в договаривающемся государстве иностранным инвесторам и иностранным инвестициям создается режим не менее благоприятный, чем по отношению к национальным инвесторам и инвестициям;

4) порядок выплаты компенсаций инвесторам вследствие наступления форс-мажорных обстоятельств в том или ином договаривающемся государстве (война, военные конфликты, перевороты и иные вооруженные мятежи, введение чрезвычайного положения и т. д.);

5) положения относительно недопущения экспроприации, национализации и иного принудительного изъятия иностранных инвестиций со стороны договаривающегося государства, кроме как для общественных нужд;

6) условия свободного банковского перевода инвестиций и доходов от их осуществления между договаривающимися государствами;

7) порядок разрешения инвестиционных споров между инвесторами, а также споров между договаривающимися государствами относительно порядка применения

Соглашения и толкования его условий.

Все рассмотренные в данной статье и предыдущих материалах международные договоры могут быть полезны для субъектов хозяйствования в связи с тем, что предусматривают другой, как правило, более упрощенный, по сравнению с законодательством Украины, порядок урегулирования тех или иных аспектов хозяйственной деятельности.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно