Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Вы нам писали. Если в 1 ДФ средняя зарплата по предприятию получилась ниже минимальной

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2007/№ 13
В избранном В избранное
Печать
Статья

Если в 1ДФ средняя зарплата по предприятию оказалась ниже минимальной

Причиной написания данной статьи послужило письмо, поступившее в редакцию от одного из подписчиков. Предприятие занимается медицинскими консультациями и широко использует услуги врачей — внешних совместителей. Количество консультаций, которые предоставляют некоторые специалисты за месяц, бывает весьма незначительным по причине их узкой специализации, и заработная плата, которую они получают, также невелика. Проблема состояла в том, что налоговые органы постоянно приглашали руководителя и главного бухгалтера для дачи объяснений по поводу низкого показателя средней заработной платы на предприятии. Средняя зарплата, рассчитанная сотрудниками налоговых органов на основании формы № 1ДФ, была значительно ниже минимальной. Впоследствии выяснилось, что подобная проблема волнует многих наших читателей, поэтому было принято решение рассмотреть ее подробнее.

Людмила КОРЖ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Документы статьи

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон о ГНС

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон о госбюджете

-2007 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 489-IV.

Закон об оплате труда

— Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Инструкция № 5

— Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5.

Инструкция № 286

— Инструкция по статистике численности работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. № 286.

Порядок № 100

— Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Порядок № 1266

— Порядок исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266.

Порядок № 451

— Порядок заполнения и подачи налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного с них налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.09.2003 г. № 451.

Право приглашения

Начнем с главного: имеют ли право сотрудники налоговых органов приглашать налогоплательщиков на такое «собеседование»?

Так,

п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона о ГНС установлено право органов налоговой службы приглашать налогоплательщиков либо их представителей для проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) такими налогоплательщиками. Этим же пунктом предусмотрены правила оформления такого приглашения: оно должно высылаться заказным письмом с указанием оснований для приглашения, даты и времени не позднее чем за 10 рабочих дней до дня приглашения. Поэтому первое, что можно смело утверждать: если приглашение было устным или, к примеру, оформлено ненадлежащим образом, то налогоплательщик приходить в налоговую инспекцию для проведения проверки не обязан.

Заметим, что поскольку под «налогоплательщиками»

Закон о ГНС (п. 1 ч.1 ст. 11) понимает лиц, на которых в соответствии с законами Украины возлагается обязанность удерживать и/или уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи), то в число проверяемых вполне попадают и юрлица-работодатели (ведь именно они в соответствии с п. 17.1 Закона № 889 являются ответственными за начисление и уплату налога с доходов своих сотрудников, а также несут за это ответственность, предусмотренную ст. 20 этого Закона).

Другое дело, что в

права налоговиков входят не любые проверки, а проверки правильности начисления и уплаты налогов и сборов (т. е. налоговых платежей). Поэтому проверять собственно соответствие размера заработной платы ее минимальному уровню — компетенция скорее не налоговиков, а Минтруда. Стало быть, если в поступившем от налоговой письменном запросе в качестве основания указывается «низкий уровень средней заработной платы (ниже минимального)», то у налогоплательщика-работодателя появляются все основания на такой запрос не реагировать (ввиду его незаконности). Вместе с тем налоговики могут зайти несколько с другой стороны, утверждая, что при заниженном уровне средней зарплаты работодатели тем самым недоплачивают сумму налога с доходов в бюджет. И тогда такая причина приглашения налогоплательщика для предоставления пояснений, как «правильность начисления налога на доходы» (указанная в письменном приглашении), будет выглядеть уже вполне обоснованной.

Ответственность за неявку

Следует отметить, что на данный момент совершенно неясно, какими будут

последствия неявки налогоплательщика в налоговый орган для проведения такой проверки. Дело в том, что ст. 1633 КоАП предусмотрена ответственность за невыполнение должностными лицами предприятий законных требований должностных лиц государственной налоговой службы, перечисленных в п. 5 — 8 ч. 1 ст. 11 Закона о ГНС, в то время как за невыполнение п. 4 этой статьи ответственность не предусмотрена.

Однако возникает вопрос: будет ли неявка по приглашению налогового инспектора основанием для выездной проверки? Так,

п. 3 ч. 6 ст. 111 Закона о ГНС предусмотрено проведение внеплановой проверки, если выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговой декларации, поданной налогоплательщиком, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.

По нашему мнению, рассматриваемый случай не относится к ситуации, описанной в указанном

пункте. Тем более что форма № 1ДФ не является налоговой декларацией в понимании Закона № 2181, о чем неоднократно говорила и сама ГНАУ (письмо ГНАУ от 09.08.2005 г. № 7584/6/17-3116 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 71; письмо ГНАУ от 14.09.2005 г. № 18388/7/17-2117). И тем не менее, если вы все же решите явиться в налоговую инспекцию для дачи пояснений, вам могут быть полезны следующие аргументы.

Может ли зарплата быть ниже минимальной?

Как следует из письма, претензии налоговиков были вызваны тем, что средняя заработная плата на предприятии оказалась ниже минимальной. В связи с этим возникает вопрос: имеет ли право работодатель платить своим сотрудникам зарплату ниже минимальной?

Напомним, что определение минимальной заработной платы содержится в

ст. 95 КЗоТ, а также в ст. 3 Закона об оплате труда. Так, минимальная заработная плата (МЗП) — это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может производиться оплата за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объем работ). Заметим, что в 2007 году согласно ст. 76 Закона о госбюджете-2007 минимальная заработная плата установлена в следующих размерах: с 1 января 2007 года — 400 грн., с 1 июля 2007 года — 420 грн., с 1 декабря 2007 года — 450 грн. в месяц. При этом ВР Украины выразила готовность рассмотреть вопрос о повышении размера МЗП: с 01.05.2007 г. — до 420 грн., с 01.08.2007 г. — до 430 грн., с 01.12.2007 г. — до 460 грн. (постановление ВРУ «О пересмотре прожиточного минимума и размера минимальной заработной платы в 2007 году» от 22.12.2006 г. № 518-V).

Таким образом, МЗП, по сути, является государственной соцгарантией, действующей на всей территории Украины, которая должна соблюдаться всеми субъектами хозяйствования (как предприятиями, так и частными предпринимателями). С другой стороны, в некоторых случаях МЗП также является базовой величиной для расчета размеров ряда налогов, сборов, штрафов, пособий и других обязательных платежей и компенсационных выплат.

В связи с этим попутно хотим обратить внимание на

ответственность работодателя за выплату зарплаты ниже минимального уровня. В этом случае должностные лица в соответствии со ст. 41 КоАП могут быть привлечены в судебном порядке к административной ответственности за нарушение требований законодательства о труде в виде наложения админштрафов в размере от 15 до 50 ннмдг (т. е. от 255 до 850 грн.). При этом если положениями коллективного договора гарантируется работникам предприятия выплата заработной платы не ниже установленного минимума, то на собственника или лиц, которые его представляют, за несоблюдение обязательств по коллективному договору согласно ст. 412 КоАП может быть наложен штраф в размере от 50 до 100 ннмдг (т. е. от 850 до 1700 грн.). Налагать такие админштрафы могут органы Минтруда и социальной политики Украины (ст. 255 КоАП).

Вдобавок, как предусмотрено

п. 11 ст. 41 КЗоТ, выплата заработной платы в размере ниже минимального может служить основанием для расторжения трудового договора с виновным в том руководителем предприятия (т. е. являться причиной его увольнения).

В то же время ни для кого не секрет, что не все сотрудники предприятия работают на полную ставку и выполняют норму труда. А потому в законодательстве на этот счет имеются свои оговорки. Так, например,

ст. 21 Закона об оплате труда прямо предусмотрено, что размер заработной платы может быть ниже минимального размера заработной платы в случаях невыполнения норм выработки, изготовления бракованной продукции и по другим причинам, предусмотренным законодательством, которые имели место по вине работника. Также ст. 102 КЗоТ оговорено, что сотрудники, работающие по совместительству, получают зарплату за фактически выполненную работу. Кроме того, зарплату ниже минимальной (пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки) могут получать сотрудники предприятия, работающие неполный рабочий день (ст. 56 КЗоТ). Либо же лица, выполняющие работы для предприятия, вообще могут не быть его сотрудниками, а работать по гражданско-правовым договорам, отношения при которых регулируются ГКУ. В таком случае размер выплачиваемого им вознаграждения устанавливается по договоренности сторон и требования КЗоТ относительно размера заработной платы на них не распространяются, поскольку согласно ст. 1 КЗоТ он регулирует трудовые, а не гражданско-правовые отношения.

Как видим, в некоторых случаях размер заработной платы сотрудников предприятия (или вознаграждений по гражданско-правовым договорам) может (на вполне законных основаниях) оказаться ниже

минимального. Что же касается требований, установленных ст. 95 КЗоТа, то они распространяются только на штатных сотрудников, работающих на полную ставку.

Вместе с тем справедливости ради стоит заметить, что и

КЗоТ, и Закон об оплате труда говорят о необходимости выплаты (в размере не ниже минимального) заработка именно каждому (в отдельности) штатному работнику и не содержат условий о соответствии этому (минимальному) размеру величины среднего заработка по всему предприятию в целом. Поэтому сама по себе привязка величины средней по предприятию заработной платы к ее минимальному размеру, установленному законодательством, и сопоставление этих двух величин, как то практикуют налоговики, выглядит законодательно необоснованной. Таким образом, считаем, что при даче пояснений налогоплательщик должен быть готовым к тому, чтобы обосновать в каждом конкретном случае (т. е. по какому-либо конкретному сотруднику или нештатному работнику) «маленькие» выплаты и удержанную с них сумму налога с доходов, но никак не то, почему средний заработок по предприятию в целом оказался ниже минимального.

Более того, считаем, что в случае когда помимо выплат штатным сотрудникам предприятие также выплачивает доходы и внештатным лицам (к примеру, внешним совместителям или по гражданско-правовым договорам), то на основании

формы № 1ДФ рассчитать среднюю заработную плату вообще не представляется возможным. В связи с этим напомним, как рассчитывается средняя заработная плата.

Как рассчитывается средняя зарплата

На сегодняшний день можно выделить три порядка расчета средней заработной платы:

— в соответствии с

Порядком № 1266 — применяется с целью исчисления выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию;

— в соответствии с

Порядком № 100 — применяется для всех остальных случаев сохранения среднего заработка;

— в соответствии с

Инструкцией № 5 — применяется для определения статистических показателей средней заработной платы по предприятию .

Как видим, первые два порядка расчета нужны для исчисления соответствующих выплат лицам в случаях сохранения за ними среднего заработка, а значит, в данной ситуации нас интересовать не могут (тем более, что с

формой № 1ДФ связать их достаточно сложно).

Поэтому остановимся на порядке расчета средней заработной платы в соответствии с

Инструкцией № 5. Так, п. 4.1 Инструкции № 5 выделяет три показателя средней заработной платы:

1.

Средняя заработная плата одного штатного сотрудника учетного состава, которая определяется путем деления суммы начисленного фонда оплаты труда штатных сотрудников на среднеучетную численность этих сотрудников за соответствующий период.

Однако нужно заметить, что определение фонда оплаты труда

штатных сотрудников на основании данных, содержащихся в форме № 1ДФ, не представляется возможным, поскольку доходы, полученные в виде заработной платы и вознаграждения, отражаются в ней под признаком 01 независимо от того, кому выплачивается такое вознаграждение: штатному сотруднику, внешнему совместителю либо лицу, привлеченному на основании гражданско-правового договора.

2.

Средняя зарплата на одного работника в эквиваленте полной занятости, которая определяется путем деления суммы начисленного фонда оплаты труда наемных работников (штатных и внештатных) на их среднее количество в эквиваленте полной занятости , за соответствующий период.

В данном случае хотим сделать следующее уточнение. Так,

п.п. 3.1.6 и 3.1.7 Порядка № 451 предусмотрено заполнение в форме № 1ДФ полей «Работало в штате» и «Работало по совместительству» исходя из их учетной численности. Напомним, что согласно п. 2.1 Инструкции № 286 в учетную численность штатных сотрудников включаются все наемные работники, заключившие трудовой договор (контракт) и выполняющие постоянную, временную либо сезонную работу один день и более, а также собственники предприятия, если кроме дохода они получают заработную плату на предприятии. Согласно п. 2.6 указанной Инструкции сотрудники, привлеченные к выполнению работ по гражданско-правовым договорам и внешние совместители не включаются в учетную численность штатных сотрудников. Работник, который получает на одном предприятии две, полторы ставки, т. е. оформлен по совместительству на том же предприятии, где и основное место работы (внутренний совместитель), либо менее одной ставки, в учетной численности штатных сотрудников учитывается как одно физическое лицо. Сотрудник, который пребывает в учетном составе предприятия и заключил гражданско-правовой договор с этим же работодателем, учитывается в учетной численности работников один раз по месту основной работы и не учитывается в количестве работающих по гражданско-правовым договорам. Таким образом, исходя из информации, содержащейся в форме № 1ДФ, невозможно определить среднее количество работников в эквиваленте полной занятости и данный показатель средней заработной платы.

3.

Средняя заработная плата на один оплаченный либо отработанный час, которая определяется путем деления суммы начисленного фонда оплаты труда штатных сотрудников на количество оплаченных либо отработанных этими сотрудниками человеко-часов за соответствующий период. Как мы уже говорили, определить, исходя из формы № 1ДФ, фонд оплаты труда штатных сотрудников не представляется возможным, а информация об отработанном времени тем более не содержится в форме № 1ДФ. Поэтому определить этот показатель налоговые органы также не могут.

Как видим, в том случае, когда доходы выплачивались как работникам, так и не работникам предприятия,

рассчитать среднюю заработную плату на основании формы № 1ДФ невозможно. Каким образом ее рассчитывают налоговые инспекторы — остается загадкой (кстати, в связи с этим также очевидно и то, что выводы о выплате предприятием заработной платы «в конвертах», сделанные налоговиками исходя только из формы № 1ДФ, являются безосновательными).

Поэтому еще раз повторим главный вывод: при общении с налоговиками налогоплательщик должен быть готов обосновать в каждом из конкретных случаев (т. е.
по какому-либо конкретному сотруднику или нештатному работнику) небольшую сумму выплат и удержанную с них сумму налога с доходов, но никак не то, почему средний заработок по предприятию в целом оказался ниже минимального. Уверены, что при законных «маленьких» начислениях это будет сделать несложно.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно