Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Особенности выбытия отдельных видов запасов (ГСМ, бланки строгого учета, тара)

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2007/№ 15
В избранном В избранное
Печать
Статья

Особенности выбытия отдельных видов запасов (ГСМ, бланки строгого учета, тара)

 

Предыдущий номер нашей газеты (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 14) был посвящен такой важной теме, как выбытие запасов, и в нем мы во всех подробностях рассмотрели особенности отражения в бухгалтерском учете и нюансы налогового учета при осуществлении соответствующих операций.

Понятно, что эта тема настолько многогранна, что исчерпать ее полностью кажется невозможным, но мы умеем объять необъятное и с этой целью предлагаем вашему вниманию рекомендации по бухгалтерскому и налоговому учету операций, связанных с выбытием запасов, в разрезе отдельных их видов, и в частности ГСМ, бланков строгого учета и тары.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Горюче-смазочные материалы (далее — ГСМ), прежде всего, используются для собственных нужд, ведь без них невозможно осуществлять хозяйственную деятельность. Помимо этого, ГСМ могут реализовываться предприятиями на сторону. Рассмотрим особенности учета этих, наиболее распространенных, вариантов выбытия.

 

Бухгалтерский учет

Фактически израсходованные ГСМ

включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), их списывают с кредита субсчета 203 «Топливо» на счета 23 «Производство», 91 «Общепроизводственные расходы». В том случае, если транспортное средство используется в административных целях или с целью сбыта продукции, ГСМ списывают на счета 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт».

При использовании горючего в

собственной хозяйственной деятельности документом, подтверждающим расход ГСМ, являются путевой лист и прилагающиеся к нему товарно-транспортные накладные. Однако на себестоимость продукции такое списание производится только в пределах норм. При определении нормативного расхода горючего используются Нормы расхода горючего и смазочных материалов для автомобильного транспорта, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы расхода ГСМ). В этом документе предусмотрена система коэффициентов корректировки норм расхода горючего, в частности надбавки за работу зимой, применяемые в зависимости от фактической температуры воздуха, за работу автомобиля в условиях города: в зависимости от численности населения за работу в горной местности, в зависимости от высоты над уровнем моря и т. д. При работе в зимних условиях согласно п.п. 3.1.1 Норм расхода ГСМ применяются следующие надбавки:

при температуре от 0 °С до -10 °С — до 5 %;

от -10 до -20 °С — от 5 % до 10 %;

от -20 °С и ниже — от 10 % до 15 %.

Заметим, что перерасход ГСМ на валовые расходы не относят, нет по ним и налогового кредита.

Пример:

В городе с населением 1 млн чел. предприятие эксплуатирует легковой автомобиль ВАЗ-21043. Протяженность его маршрута согласно показателям спидометра 100 км, при температуре воздуха в течение месяца -5... -7 °С. Автомобиль находится в эксплуатации 9 лет. За январь 2007 года было израсходовано 13 л бензина.

Согласно

п. 4.1 Норм расхода ГСМ нормативный расход горючего определяется по формуле:

QH = 0,01 x HS x S x (1 + 0,01 x K

å),

где QH — нормативный расход горючего, л.;

HS — базовая линейная норма расхода горючего — 9,1 л/100 км (таблица А-2

Норм расхода ГСМ);

S — пробег автомобиля — 100 км;

K

å — суммарный корректирующий коэффициент, % (раздел 3 Норм расхода ГСМ) равен + 25 % +
+10 % (при населении от 0,5 до 1,0 млн чел.);
+ 10 % (при эксплуатации автомобиля более 8 лет);
+ 5 % (при эксплуатации автомобиля при температуре от 0 °С до -10 °С).

QH = 0,01 x 9,1x 100 x (1 + 0,01 x (10 + 10 + 5)) = 11,4 л.

Что касается

реализации ГСМ, то у предприятия возникает доход, для отражения которого предусмотрены субсчета:

— 702 «Доход от реализации товаров», используется торговыми предприятиями;

— 712 «Доход от реализации прочих оборотных активов», применяется в случае реализации ГСМ, изначально приобретенных для собственных хозяйственных нужд.

Расходы в бухгалтерском учете признаются одновременно с получением дохода, для которого они были осуществлены, и отражаются на субсчетах:

902 «Себестоимость реализованных товаров»,  применяется торговыми предприятиями;

943 «Себестоимость реализованных производственных запасов», используется предприятиями всех видов деятельности.

 

Налоговый учет

В момент приобретения ГСМ для хозяйственных нужд предприятие увеличивает валовые расходы с последующим включением их стоимости в расчет прироста (убыли) ТМЦ согласно

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. Исключение составляют ГСМ для легковых автомобилей. в этом случае надо учитывать 50% ограничение при отражении валовых расходов, установленное п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль. В любом случае налоговый кредит покупатель ГСМ отражает в полном объеме.

При

реализации ГСМ валовой доход возникает по первому событию согласно п.п. 11.3.1 Закона о налоге на прибыль, т. е. на дату отгрузки или на дату получения оплаты. Исключение составляет доход от реализации горючего, оплаченного за счет бюджетных средств, он признается в момент получения компенсации (п.п. 11.3.5 Закона о налоге на прибыль).

И еще один момент. Если ранее продавцы дизтоплива при начислении НДС могли применять

кассовый метод (налоговые обязательства возникали на дату получения денежных средств или другой компенсации) согласно ст. 3 Закона № 1521, то со вступлением в силу Закона № 2505 все изменилось. Теперь п. 11.4 Закона об НДС изложен в новой редакции. В нем сказано, что если другим законом, независимо от времени его принятия, устанавливаются правила обложения НДС отличные от тех, которые установлены в Законе об НДС, то приоритет имеют нормы Закона об НДС (исключения составляют некоторые международные договоры). Это означает, что кассовый метод в отношении дизтоплива не применяется.

Рассмотрим на условном числовом примере применение правил бухгалтерского и налогового учета операций по использованию ГСМ.

 

Первичный документ

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет, грн.

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

Использование ГСМ для собственных нужд

Сводная ведомость учета расхода ГСМ за месяц

Списана сумма фактически использованного грузовым автомобилем топлива
(в пределах норм) для целей производства

23

203

1500

— *

*В дальнейшем ГСМ будут участвовать в подсчете материальной составляющей по п. 5.9 Закона о налоге
на прибыль.

Карточка учета расхода топлива, личная карточка водителя

Отражена сумма перерасхода ГСМ

947

203

200

-200*

* Валовые расходы корректируются через расчет прироста (убыли) ТМЦ путем отражения всей суммы недостачи в графе 4 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль.

Бухгалтерская справка

Откорректирован налоговый кредит, относящийся на сумму сверхнормативного расхода ГСМ методом «красное сторно»
(200 х 20 % = 40 грн.)

641

644

40

Бухгалтерская справка

Отнесена на расходы откорректированная сумма НДС

947

644

40

Бухгалтерская справка

Списан перерасход на финансовый результат предприятия

791

947

240

 

Использование бланков строгой отчетности

 

Списание бланков строгой отчетности (далее — БСО) происходит вследствие их использования в хозяйственной деятельности, порчи, недостачи.

 

Бухгалтерский учет

Бланки строгой отчетности числятся на субсчете 209 «Прочие материалы» — по стоимости приобретения, а также на забалансовом счете 08 «Бланки строгого учета» — по условной стоимости, в частности:

— по номинальной стоимости, указанной на бланках;

— по стоимости бланков, установленной законодательством;

— по стоимости приобретения.

При выбытии бланки списываются с субсчета 209 «Прочие материалы» на сумму, равную

стоимости приобретения, а вот с забалансового счета 08 «Бланки строгой отчетности» — по номинальной стоимости бланков. В том случае, если на бланках она не указана, то по стоимости приобретения или стоимости, установленной законодательством. Себестоимость использованных в хозяйственной деятельности БСО списывается на счета 23, 91, 92, 93, 94.

 

Налоговый учет

Бланки строгой отчетности включаются в состав валовых расходов и участвуют в перерасчете запасов по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

Напомним, что для списания использованных бланков на предприятии создается специальная комиссия, которая проводит проверку этих бланков. По результатам проверки составляется «Акт на списание использованных бланков строгой отчетности» по форме № СЗ-3 (далее — Акт списания ф. № СЗ-3), приведенной в

приказе Минстата от 11.03.97 г. № 67. Акт списания ф. № СЗ-3 составляется на каждое материально ответственное лицо на основании данных регистрационных журналов (в них регистрируются выданные и использованные БСО).

На

испорченные БСО составляется такой же Акт списания ф. № СЗ-3. Заметим, что бланки обязательно подшиваются к акту, иначе они могут быть отнесены к недостающим.

Утвержденные членами комиссии акты сдаются в бухгалтерию предприятия, именно на основании этих документов производится

списание БСО из подотчета материально ответственных лиц.

Что касается списания

бланков доверенностей, то для этого также создается комиссия, которая проверяет использование выписанных бланков, а также возврат неиспользованных. При этом составляется «Акт списания бланков доверенностей» по форме № М-2а, приведенной в приложении № 3 к Инструкции о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденной приказом Минфина от 16.05.96 г. № 99 (далее — Инструкция о доверенностях). Неиспользованные бланки доверенностей должны подшиваться к акту.
Списание доверенностей производится не реже чем 1 раз в квартал (п. 14 Инструкции о доверенностях).

Свои особенности имеет и списание бланков трудовых книжек и вкладышей к ним. Так, на испорченные бланки составляется акт типовой формы № П-11, утвержденной

приказом Минстата от 27.10.95 г. № 277.

В случае обнаружения недостачи БСО устанавливаются ее причина и виновные лица. определяется размер возмещаемого ущерба по недостающим или

испорченным бланкам в следующих размерах:

— в

пятикратном размере от стоимости бланков, указанной непосредственно на них или установленной законодательством (например, каждый утерянный бланк доверенности возмещается виновным лицом в сумме 7,50 грн. (1,5 х 5));

— в

пятидесятикратном размере от стоимости приобретения бланков, если на них не указана номинальная стоимость или она не установлена законодательством.

Приведем пример отражения операций с бланками строгой отчетности в налоговом и бухгалтерском учете.

 

Первичный документ

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет, грн.

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

Использование бланков строгой отчетности, приобретенных плательщиком НДС

«Акт списания бланков доверенностей» по форме № М-2а

В конце квартала списаны использованные бланки доверенностей (30 шт.)

(0,32 грн. х 30 шт.= 9,60 грн.) — стоимость приобретения;

(1,50 грн. х 30 шт. = 45 грн.) — номинальная стоимость

92

 —

209

08

9,60

45

— *

* Стоимость таких бланков уменьшает остаток запасов на конец отчетного периода для перерасчета по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

Акт утери доверенности

Списана сумма утерянных бланков на расходы операционной деятельности
(0,32 грн. х 2 шт. = 0,64 грн.)

947

 —

209

08

0,64

3

-0,64*

 —

* Стоимость утерянных бланков исключается из валовых расходов через графу 4 таблицы 1 приложения К1/1
при перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

Акт утери доверенности

Корректировка налогового кредита по НДС в части, приходящейся на утерянные бланки
(0,06 грн. х 2 шт. = 0,12 грн.) (методом «красное сторно»)

641

644

0,12

Акт утери доверенности

Сумма корректировки налогового кредита включена в расходы

947

644

0,12

Бухгалтерская справка

Отнесена сумма ущерба
на виновное лицо
(7,5 грн. х 2 шт. = 15 грн.)

375

716

15

— *

* Согласно п.п. 4.2.3 Закона о налоге на прибыль суммы компенсации прямых расходов

не включаются в ВД, если они не были отнесены таким плательщиком в состав валовых расходов .

Расчетная ведомость, расчетно-платежная ведомость

Сумма к возмещению удержана из заработка работника

661

375

15

Бухгалтерская справка

Определена сумма возмещения ущерба, подлежащая перечислению в бюджет
(15 грн. - 0,76 грн. = 14,24 грн.)

716

642

14,24

Платежное поручение

Перечислена в бюджет часть суммы возмещения ущерба

642

311

14,24

Бухгалтерская справка

Списаны расходы и доходы
на финансовый результат

791

791

716

92

947

791

9,60

0,76

0,76

 —

 —

 —

 —

 

Выбытие тары

 

В зависимости от кратности использования тара делится на одноразовую и многооборотную, последняя, в свою очередь, может быть невозвратной и возвратной.

 

Бухгалтерский учет

При выбытии

одноразовой, а также невозвратной тары (освобождение от возврата установлено в договоре), ее стоимость согласно Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету запасов, утвержденным приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2 («Налоги и бухгалтерский учет», 2007, №14), включается в:

— производственную себестоимость готовой продукции, если она используется для затаривания готовой продукции непосредственно в процессе производства. Эта операция отразится по дебету счета 23 «Производство» в корреспонденции с кредитом субсчета 204 «Тара и тарные материалы»;

— расходы на сбыт, если она используется для затаривания товаров, готовой продукции и прочих запасов на складах, при этом будет сделана запись по дебету счета 93 «Расходы на сбыт» и кредиту субсчета 204 «Тара и тарные материалы» или субсчета 284 «Тара под товарами»;

— себестоимость реализованных производственных запасов, если ее стоимость не включена в первоначальную стоимость реализованной готовой продукции, товаров. При этом будет сделана запись по дебету субсчета 943 «Себестоимость реализованных запасов» и кредиту субсчетов 204 «Тара и тарные материалы», 284 «Тара под товарами».

После отгрузки товара, а также готовой продукции покупателю, предприятие начисляет доход, при этом используются субсчета 701 «Доход от реализации готовой продукции», 702 «Доход от реализации товаров», 712 «Доход от реализации прочих оборотных активов».

Если в договоре предусмотрен возврат тары поставщику, то такая тара называется

возвратной. При этом важным моментом в учете операций с возвратной тарой является переход права собственности на нее.

Так, при передаче возвратной тары, определенной только

родовыми признаками (стеклянные бутылки), право собственности на тару переходит к покупателю, в бухгалтерском учете делается запись по дебету субсчета 377 «Расчеты с разными дебиторами» и кредиту субсчета 204 «Тара и тарные материалы» или субсчета 284 «Тара под товарами». Сумма полученного залога за возвратную тару отражается на субсчете 377 «Расчеты с прочими дебиторами» в корреспонденции с субсчетом 311 «Текущие счета в национальной валюте». Кроме того, сумма залога учитывается на забалансовом счете 06 «Гарантии и обеспечения полученные».

Другое дело, если, реализуя продукцию (товар) в таре, наделенной

индивидуальными признаками (металлические контейнеры, кеги из-под пива), договором предусмотрено, что право собственности на тару остается за поставщиком, поскольку он заинтересован в возврате именно той тары, которая была предоставлена ранее. Как правило, такая тара используется собственником на протяжении периода, превышающего год, и учитывается на субсчете 115 «Инвентарная тара». При реализации товара она с баланса не списывается. Сумма полученного залога за тару отражается по дебету субсчета 311 «Текущие счета в национальной валюте» и кредиту субсчета 377 «Расчеты с прочими дебиторами», а также на забалансовом счете 06 «Гарантии и обеспечения полученные».

Бывают ситуации, когда тара по тем или иным причинам приходит в негодность, тогда на предприятии постоянно действующей комиссией составляется акт списания тары: по

форме № ОЗ-3 — для инвентарной тары, в произвольной форме — для тары, числящейся в составе запасов.

Для отражения списания инвентарной тары применяется субсчет 976 «Списание необоротных активов», а для списания тары, которая числится в составе запасов, — субсчет 977 «Прочие расходы обычной деятельности».

 

Налоговый учет

При реализации товара в

одноразовой или невозвратной таре показывается валовой доход и начисляются обязательства по НДС в общем порядке.

Точно так же по правилу первого события возникает валовой доход и при реализации тары, наделенной

родовыми признаками. А вот при передаче инвентарной тары валовые доходы не возникают, поскольку нет факта перехода права собственности на нее от продавца к покупателю.

Одноразовая, невозвратная и возвратная тара с переходом права собственности исключается из состава запасов при перерасчете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. Индивидуальная тара стоимостью более 1000 грн. и сроком использования, превышающим 365 дней, остается на балансе предприятия и продолжает амортизироваться.

Что касается НДС, то на возвратную тару согласно

п. 4.6 Закона об НДС налоговые обязательства не начисляются, однако для этого необходимо соблюсти ряд условий. Подробнее об этом см. статью «Налогообложение операций с тарой: НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 38, с. 12).

Балансовая стоимость основных фондов группы 3

не изменяется в случае списания инвентарной тары, которая учитывается в составе этой группы (п.п. 8.4.8 Закона о налоге на прибыль).

А вот что касается НДС, то согласно

п. 4.9 Закона об НДС при ликвидации основных фондов по самостоятельному решению плательщика необходимо начислить налоговые обязательства исходя из обычных цен. Однако этого делать не придется, если будет составлен акт на списание основных средств (ф. № ОЗ-3), а также в наличии будет заключение соответствующей экспертной комиссии о невозможности использования основных фондов по первоначальному назначению вследствие несоответствия существующим техническим или эксплуатационным нормам или невозможности осуществления ремонта* (см. письмо ГНАУ от 06.05.2001 г. № 2235/6/16-1215-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2001, № 45). При списании тары вследствие технического износа налоговые обязательства по НДС не начисляются согласно абзацу второму п. 4.9 Закона об НДС при надлежащем документальном оформлении* ликвидации инвентарной тары. Что касается налогового кредита, то его корректировать не нужно, поскольку налоговый кредит не зависит от валовых расходов, хотя налоговики в своем письме от 20.06.2006 г. № 6744/6/16/1515-26 придерживаются другой точки зрения.

* Налоговики требуют эти документы предоставлять в гни вместе с декларацией по НДС. —

Примеч. ред.

Рассмотрим на примере учет выбытия тары на производственном и торговом предприятиях.

 

Первичный документ

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1. Отгрузка возвратной тары торговым предприятием*

* В данном случае обороты по товарам и таре разграничены, однако зачастую возврат тары продавцу не предусматривается. Как следствие, возвратной такая тара считаться не может, а значит, от обязательств по НДС она не освобождается. Подробнее об этом смотрите статью «Тара в рознице: НДС-особенности и отражение в РРО» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 38, с. 23.

Получение партии пива от поставщика

Приходный ордер

1. Получено пиво от поставщика

282

631

1600

1600

Налоговая накладная поставщика

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

320

Приходный ордер

3. Оприходованы стеклянные бутылки

284/1

685

200

200

Приходный ордер

4. Оприходованы ящики

284/1

685

125

125

 

5. Перечислены денежные средства поставщику:

 

 

 

 

 

Платежное поручение

— в оплату за пиво

631

311

1920

Платежное поручение

— в сумме залога за возвратную тару (без НДС)

377

311

325

Платежное поручение

6. Сумма залога отражена в забалансовом учете

05

325

Бухгалтерская справка

7. На поступивший товар начислена торговая наценка

282

285

800

Продажа пива покупателям

Чек РРО

8. Реализовано пиво покупателям

301

702

2400

2000

Чек РРО

9. Отражены налоговые обязательства по НДС

702

641

400

Чек РРО

10. Отражена оплата покупателем залоговой стоимости стеклотары

301

685

200

200

Чек РРО

11. Отражена передача стеклотары под товаром покупателям

377

284/1

200

Чек РРО

12. Отражена за балансом сумма полученного от покупателей залога за тару

06

200

Возврат стеклотары покупателями

Чек РРО (РРО в операции «служебная выдача»)

13. Возвращена стеклотара покупателями

284/2

377

200

200

Чек РРО (РРО в операции «служебная выдача»)

14. Покупателям возвращена залоговая стоимость стеклотары

685

301

200

Чек РРО (РРО в операции «служебная выдача»)

15. Сумма возвращенного покупателям залога списана с забалансового учета

06

200

Возврат стеклотары поставщику

Накладная
на отпуск

16. Поставщику возвращены стеклянные бутылки

685

284/2

200

200

Накладная
на отпуск

17. Поставщику возвращены ящики

685

284/1

125

125

Банковская выписка

18. Поставщик вернул магазину залог за тару

311

377

325

Банковская выписка

19. Сумма залога списана с забалансового счета

05

325

В конце месяца:

Бухгалтерская справка

20. Списана себестоимость реализованного пива

902

282

1600

Бухгалтерская справка

21. Списана сумма торговой наценки, приходящейся
на реализованный товар

285

282

800

2. Отгрузка возвратной тары производственным предприятием без перехода права собственности на нее

Накладная
на отпуск

Отражен доход за отгруженное покупателю пиво в кегах

361

701

3600

3000

Налоговая накладная

Начислены налоговые обязательства по НДС

701

641

600*

* Налоговые обязательства по НДС начисляются только на стоимость пива (без стоимости тары, согласно п. 4.6 Закона об НДС).

Банковская выписка

Получена оплата
за отгруженное пиво

311

361

3600

Банковская выписка

Получен залог за тару

311

377

800

— *

* Валовой доход не возникает, поскольку возвратная тара имеет индивидуальные признаки и согласно договоренности сторон не передается в собственность покупателю.

Банковская выписка

В забалансовом учете отражено получение обеспечения

06

800

Бухгалтерская справка

Списана себестоимость реализованного пива

901

26

2500

Бухгалтерская справка

Списаны доходы и расходы
на финансовый результат

701

791

791

901

3000

2500

3. Списание пришедшей в негодность тары

Списание инвентарной тары

Акт на списание
(ф. ОЗ-3)

Списан начисленный износ
за контейнер

132

115

1400

Акт на списание
(ф. ОЗ-3)

Списана остаточная стоимость контейнера

976

115

100*

* Налоговые обязательства по НДС не начисляются согласно абзацу второму п. 4.9 Закона об НДС при надлежащем документальном оформлении ликвидации инвентарной тары. Что касается налогового кредита, то его корректировать не нужно, поскольку налоговый кредит не зависит от валовых расходов, хотя налоговики в своем письме от 20.06.2006 г. № 6744/6/16/1515-26 придерживаются другой точки зрения.

Приходный ордер

Оприходован металлолом, оставшийся от контейнера по цене возможной реализации

209

746

20

— *

*Стоимость материальных ценностей, полученных в результате ликвидации, не включается в валовые расходы и соответственно не участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль (см. письмо ГНАУ от 02.03.2006 г. № 1197/Х/15-0314 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 27).

Бухгалтерская справка

Величина доходов и расходов списана на финансовый результат

793

746

976

793

100

20

Списание тары, находящейся в составе запасов

Акт списания в произвольной форме

Списаны бумажные мешки

977

204

180

Приходный ордер

Оприходована макулатура по цене возможной реализации

209

746

10

Накладная
на отпуск

Макулатура реализована

361

712

12

10

Налоговая накладная

Начислены налоговые обязательства по НДС

712

641

2

Бухгалтерская справка

Списана себестоимость макулатуры

943

209

10

Приходный кассовый ордер

Получены денежные средства за отходы

301

361

12

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно