Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Вы нам писали. Особенности предоставления налоговой социальной льготы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2007/№ 15
В избранном В избранное
Печать
Статья

Особенности предоставления налоговой социальной льготы

 

Поводом для написания данной статьи стал вопрос читательницы о правомерности применения двух налоговых социальных льгот: «Я вдова и у меня двое детей в возрасте до 18 лет. В своих письмах ГНАУ говорит о возможности одновременного применения налоговой социальной льготы на каждого ребенка одинокой матери и ее собственной льготы. Не противоречит ли это закону?».

 

Антон ИВАНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон 1780

— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» (в части увеличения суммы налоговой социальной льготы на содержание детей)» от 15.06.2004 г. № 1780-IV.

Закон № 1958

— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц»» от 01.07.2004 г. № 1958-IV.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

 

Исходя из заданного вопроса мы можем предположить, что плательщик налога с доходов физических лиц соответствует всем требованиям, указанным в

п. 6.5 Закона № 889. В связи с этим он имеет право на уменьшение суммы месячного налогооблагаемого дохода на сумму налоговой социальной льготы (НСЛ) по нескольким основаниям (п. 6.1 Закона № 889):

1) на основании

п.п. 6.1.1 указанного Закона как любой налогоплательщик (50 % от минимальной заработной платы);

2) на основании п.п.

«а» п.п. 6.1.2 как одинокая мать, содержащая детей в возрасте до 18 лет (150 % от суммы льготы, установленной п.п. 6.1.1, в расчете на каждого такого ребенка);

3) на основании

п.п. «г» п.п. 6.1.2 как вдова (150 % от суммы льготы, установленной п.п. 6.1.1 ).

В то же время, если налогоплательщик имеет право на применение НСЛ по двум или более основаниям, то

льгота применяется один раз на основании, предусматривающем ее наибольший размер. Данное правило представлено первым абзацем п. 6.2 Закона № 889, однако из него есть исключение (второй абзац указанного пункта). Именно это исключение, точнее возможность его неоднозначной трактовки, и породило ряд вопросов, связанных с применением двух НСЛ.

Как вы помните, в течение 2004 года в

Закон № 889 дважды вносились изменения, которые в той или иной степени повлияли на механизм применения налоговой социальной льготы, в частности, возможности применения двух НСЛ: «родительской» и «на себя». Однако некорректные формулировки норм закона породили ряд вопросов, которые до сих пор остаются актуальными и нерешенными ни на законодательном уровне, ни на уровне официальных разъяснений.

Итак, прежде чем перейти к рассмотрению проблемы, обратимся к ее истории и приведем вам эти изменения*. 

* Изменения, внесенные в первый абзац п.п. 6.5.1 Закона № 889, к рассматриваемому вопросу относятся косвенно (определение предельного размера дохода), поэтому мы их не затрагиваем.

 

Редакции изменений, вносимых в

п.п. 6.5.1 и п. 6.2 Закона № 889

 

Законом 1780

(«Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 57)

Законом № 1958

(«Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 78)

«

6.2 Порядок выбора налоговой социальной льготы, большей по размеру

...

Нормы настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные в абзаце втором подпункта 6.5.1 пункта 6.5 настоящей статьи»

Оставлен без изменения

«6.5 Перерасчет и ограничения

6.5.1...

 

При применении налоговой социальной льготы в случаях, предусмотренных подпунктами «а» — «в» подпункта 6.1.2 пункта 6.1 настоящей статьи, предельный размер дохода, определенный абзацем первым этого подпункта, рассчитывается кратно количеству детей, в отношении которых предо-ставляется налоговая социальная льгота. При этом плательщик налога, получающий налогооблагаемый доход,

дополнительно имеет право на применение налоговой льготы, указанной в подпункте 6.1.1 пункта 6.1 настоящей статьи»

«

6.5 Перерасчет и ограничения

6.5.1...

 

При этом предельный размер дохода, дающий право на получение налоговой социальной льготы одному из родителей в случаях и размерах, предусмотренных подпунктами «а» — «в» подпункта 6.1.2 пункта 6.1 настоящей статьи, определяется как произведение суммы, указанной в абзаце первом этого подпункта, и соответствующего количества детей

»

 

Изменения, внесенные

Законом № 1780, впервые увеличили предельный размер дохода, дающего право на применение НСЛ, если физическое лицо имеет право на применение одной из «родительских» льгот, при этом такое лицо также получило право на применение дополнительной льготы «на себя».

Как видно из таблицы

Законом № 1958 из второго абзаца п.п. 6.5.1 Закона № 889 было исключено предложение о дополнительной льготе «на себя». Именно это и стало основанием считать, что физические лица, имеющие право на «родительскую» льготу, отныне не могут получить дополнительно льготу «на себя». Определенная логика в этом есть: законодатель устанавливает дополнительную льготу (последнее предложение второго абзаца п.п. 6.5.1 Закона № 889) и делает под нее исключение из общего правила поглощения льгот (второй абзац п. 6.2 указанного Закона). Следовательно, если дополнительная льгота, на которую было ориентировано исключение, отменена, то и данное исключение не имеет силы, а значит, права на применение двух льгот нет.

Однако в данной ситуации возможна и другая, более либеральная, трактовка этих норм и их изменений. Суть ее сводится к тому, что исключение из правила поглощения льгот наибольшей устанавливалось не в зависимости от применения дополнительной льготы «на себя», а в зависимости от права применения одной из «родительских» (

пп. «а» — «в» п.п. 6.1.2 Закона № 889) льгот. А значит, на эти случаи абзац первый п. 6.2 указанного Закона не распространяется.

Такой подход также имеет свои аргументы. Они состоят в сути

п. 6.2 и п.п. 6.5.1 Закона № 889 . Подпунктом 6.5.1 указанного Закона регулируется предельный размер дохода, дающий право на получение НСЛ, а п. 6.2 — количество налоговых льгот и порядок их определения. Отсюда следует, что фактически право на получение дополнительной льготы предусмотрено п. 6.2 Закона № 889, который, в свою очередь, никаких изменений не претерпел.

Как видите, несмотря на то что изменения в

Закон № 889 вносились неоднократно, проблема применения двух НСЛ до сих пор однозначного решения не имеет. Поэтому в данных условиях решение этого вопроса возможно лишь с учетом правила о конфликте интересов (п.п. 4.4.1 Закона № 2181): «Если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика налогов».

Возможно, именно этой нормой руководствовалась ГНАУ, предоставляя разъяснения по подобным вопросам (см., например,

письма ГНАУ от 12.06.2006 г. № 11125/7/17-0717, от 29.05.2006 г. № 10079/7/17-0717 и другие). По мнению налоговиков, физическое лицо, в случае применения «родительской» льготы (в 2007 году — 300 грн. на каждого ребенка в возрасте до 18 лет), имеет право на применение дополнительной льготы «на себя» (200 грн.).

Ввиду изменчивости позиции ГНАУ, отсутствия обобщающего налогового разъяснения и

очевидной неоднозначности законодательства по этому вопросу мы бы рекомендовали налогоплательщикам позаботиться о дополнительном «иммунитете». Таковым может являться разъяснение местных налоговиков по данному вопросу. В случае его наличия налогоплательщик сможет воспользоваться п.п. «д» п.п. 4.4.2 Закона № 2181, в соответствии с которым не может быть привлечен к ответственности плательщик налогов, который действовал в соответствии с предоставленным ему налоговым разъяснением (при отсутствии налоговых разъяснений по этому вопросу, имеющих приоритет) только на основании того, что в дальнейшем такое налоговое разъяснение было изменено или отменено либо предоставлено новое налоговое разъяснение такому плательщику налогов, противоречащее предыдущему, которое не было отменено (отозвано).
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно