Об утверждении формы отчетности № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» и Инструкции по заполнению формы отчетности № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов»
Приказ от 10 февраля 2007 года № 42
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 13 февраля 2007 г. под № 117/13384
(извлечение)
Согласно пункту 2 Порядка предоставления предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины
от 31.01.2007 № 70, ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
Утвердить форму отчетности № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» (далее — форма) и Инструкцию по заполнению формы № 10-ПI (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» (далее — Инструкция) (прилагаются)*.* Форма № 10-ПІ вложена в середину этого номера газеты. —
Примеч. ред.2. Утвержденные настоящим приказом
форму и Инструкцию ввести в действие, начиная с отчета за 2006 год.3. Установить, что методологическое руководство по заполнению формы, утвержденной настоящим приказом, сбор и разработку информации и контроль за ее достоверностью осуществляет Фонд социальной защиты инвалидов.
4. Признать утратившим силу
приказ Минтруда от 29.12.2004 № 338 «Об утверждении формы № 10-ПI почтовая-годовая «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» и Инструкцию по ее заполнению», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 30.12.2004 под № 1671/10270.<...>
Министр М. Папиев
Утверждена приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 10 февраля 2007 г. № 42
ИНСТРУКЦИЯ
по заполнению формы № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов»
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 13 февраля 2007 г. под № 117/13384
1. Общие положения
1.1.
Форма № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» (далее — отчет), заполняемая за год, распространяется на все предприятия, учреждения и организации, в том числе предприятия общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, у которых работает по основному месту работы от 8 и более человек (далее — работодатели).1.2.
Работодатели, которые имеют обособленные подразделения или относятся к числу хозяйственных объединений, созданных с целью координации производственной, научной и другой деятельности для решения общих экономических и социальных задач согласно статье 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», заполняют сводный отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов.1.3.
Работодатели, имеющие обособленные подразделения, относятся к числу работодателей, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов, или хозяйственных объединений, созданных с целью координации производственной, научной и другой деятельности для решения общих экономических и социальных задач согласно статье 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», вместе с отчетом предоставляют в отделение Фонда социальной защиты инвалидов по месту их государственной регистрации документы, определенные Порядком предоставления предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 № 70, а также перечень предприятий, входящих в их состав, по форме согласно приложению.
2. Порядок составления отчета
2.1.
Отчет составляется работодателями ежегодно и до 1 марта, следующего после отчетного периода, подается или направляется заказным письмом по месту их государственной регистрации отделению Фонда социальной защиты инвалидов (далее — отделение Фонда).2.2. Адресная часть отчета и ее сетка кодов заполняются работодателями по данным справки из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины.
3. Количество работников и фонд оплаты труда
3.1.
В строке 01 отражается среднеучетное количество штатных работников учетного состава за год, которое определяется согласно пункту 3.2 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 28.09.2005 № 286 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 30.11.2005 под № 1442/11722 (с изменениями).3.2.
В строке 02 отражается среднеучетное количество штатных работников за год, которым согласно действующему законодательству установлена инвалидность.3.3.
В строке 03 отражается количество инвалидов — штатных работников, которые должны работать на рабочих местах, созданных работодателем, согласно нормативу рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов, установленному статьей 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».Показатель строки 03 определяется для работодателей, у которых работает от 25 человек, путем умножения показателя строки 01 на 4 %, а для работодателей, у которых работает от 8 до 25 человек, равен 1 человеку.
3.4. Данные по среднеучетному количеству штатных работников учетного состава (строка 01), среднеучетному количеству штатных работников, которым согласно действующему законодательству установлена инвалидность (строка 02), и количеству инвалидов, которые должны работать на рабочих местах (строка 03), отражаются в целых единицах. Если при исчислении возникает дробное число, его необходимо округлить до целого (если после запятой число 5 и больше, то оно округляется в сторону увеличения).
3.5.
В строке 04 отражается сумма фактических начислений за отчетный год по заработной плате штатных работников, учтенных в строке 01.3.6.
В строке 05 отражается среднегодовая заработная плата штатного работника, которая рассчитывается по формуле строка 05= | строка 04 х 1000 ___________ строка 01 |
3.7.
В строке 06 отражается сумма средств административно-хозяйственных санкций, которую должен уплатить работодатель в случае невыполнения норматива.Для работодателей, у которых работает 15 человек и более, сумма средств административно-хозяйственных санкций равняется
строка 06 = (строка 03 - строка 02) х строка 05
Для работодателей, у которых работает от 8 до 15 человек, сумма средств административно-хозяйственных санкций равняется
строка 06 =1 х | строка 05 |
Директор Департамента в делах инвалидов
И. Тарабукина
Додаток до пункту 1.3 Інструкції
Перелік підприємств, що ввійшли до складу господарського об’єднання,
|
№ з/п | Повна назва підприємств, що ввійшли до складу господарського об’єднання, відокремлених підрозділів | Місцезнаходження, телефон підприємств, що ввійшли до складу господарського об’єднання, відокремлених підрозділів | Ідентифікаційні коди (за ЄДРПОУ) підприємств, що ввійшли до складу господарського об’єднання, відокремлених підрозділів | Адреса відділень Фонду соціального захисту інвалідів за місцезнаходженням підприємств, що ввійшли до складу господарського об’єднання, відокремлених підрозділів |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М. П. Керівник __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (підпис, П. І. Б.)
|
Головний бухгалтер_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (підпис, П. І. Б.) |
комментарий редакции
Новый Отчет о занятости инвалидов, который давно уже подан
Начнем с того, что комментируемый документ ожидался давно (поскольку Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов за 2006 год правильнее было бы подавать по форме, приведенной в соответствие с законодательством), но появился он тогда, когда его никто уже не ждал. Не ждали его работодатели, которые (кому следовало) в основном все давно отчитались перед Фондом социальной защиты инвалидов согласно
прежнему предельному сроку («не позднее 1 февраля»), не ждал его и сам Фонд с его органами, которые давно уже приняли, обработали, зарегистрировали в качестве респондентов соответствующих работодателей, и даже успели подать наверх консолидированные отчеты.Что им всем теперь прикажете делать, если в пункте 2 комментируемого приказа Минтруда черным по белому написано, что
новую форму следует заполнить согласно новой Инструкции и подать ее «...начиная с отчета за 2006 год», а сам этот приказ вступает в законную силу лишь с 24 февраля 2007 года? То есть на все про все остается три дня до установленного постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13) нового предельного срока — «до 1 марта»!Это что же: из-за нерасторопности Минтруда все Отчеты, поданные до указанной даты органам Фонда и принятые ими по старой форме без каких-либо сомнений (см. консультацию ответственных работников Фонда под названием «Отчетность по трудоустройству инвалидов: по старой форме, но по новому сроку» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13, с. 46), теперь будут считаться неподанными, а все работодатели, зарегистрированные на основании таких Отчетов, — незарегистрированными?
Де-юре у Фонда
нет оснований требовать пересдачи уже поданных до 24 февраля по старой форме Отчетов. Да, согласно сложившейся противозаконной практике соответствующие органы потом зачастую обращаются с просьбами-требованиями о пересдаче отчетности по новой форме, но, по нашей информации, на этот раз органы Фонда к этой идее относятся скептически (для них в пересдаче нет никакой необходимости). Так что в принципе ситуация может сложиться и так, что новая форма Отчета понадобится большинству респондентов лишь в следующем году (если до тех пор ее не изменят, — а формальное основание для этого уже есть, но об этом потом). Тем не менее, если все пойдет по-другому (обычному) сценарию, чтобы никто не был застигнут врасплох, мы вложили новую форму Отчета в этот номер газеты.А теперь по существу изменений. В комментируемом документе нет ничего неожиданного или необычного.
По обыкновению не обошлось без ляпов, и самый вопиющий из них допущен в новой форме № 10-ПІ, где срок ее подачи указан как «
не позднее 1 марта после отчетного периода», тогда как в пункте 2.1 Инструкции указан правильный предельный срок — «до 1 марта».Еще один момент заслуживает разъяснения, и касается он пункта 3.7 Инструкции.
Формула для расчета суммы административно-хозяйственной санкции (строка 06 Отчета) для того работодателя, в Отчете которого показатель строки 01
составляет 15 и более (так и надо было написать!), по сути переписана из старой редакции Инструкции, но при этом оказалась упущенной весьма полезная фраза: «В случае, если показатель строки 02 меньше показателя строки 03...». Кстати говоря, в редакционном комментарии к постановлению КМУ от 31.01.2007 г. № 70 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13) мы обратили внимание на то, что вопрос относительно размера санкции (полный или половинный) для работодателя-нарушителя, для которого показатель строки 01 Отчета составляет ровно 15, решился не в пользу работодателей.Что касается новой формулы для расчета суммы административно-хозяйственной санкции (строка 06 Отчета) для того работодателя, в Отчете которого показатель строки 01 составляет
от 8 до 14 включительно (половинная санкция), то для ясности здесь следовало бы написать так: «В случае, если показатель строки 02 нулевой...».Видимо, авторы переделок решили, что все это и так понятно из слов, заключающих первый абзац пункта 3.7 новой Инструкции: «...
в случае невыполнения норматива». Ведь именно в этом случае «показатель строки 02 меньше показателя строки 03», а поскольку для работодателя, показатель строки 01 Отчета которого составляет от 8 до 14 включительно, в строке 03 Отчета проставляется именно 1, то при невыполнении им норматива в строке 02 его Отчета нет ничего большего чем прочерк.И наконец, вопрос
округления, ставший приметой времени.Можно было бы ожидать, что Минтруда откажется от слов в скобках, заключающих пункт 3.4 Инструкции («если после запятой число 5 и более, то оно округляется в сторону увеличения»), поскольку
эта норма прямо противоречит методологии округления показателей количества работников, установленной в специальном документе Госкомстата — Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286, — согласно которой округление показателей количества работников производится по так называемому правилу четной цифры (см. консультацию специалиста Госкомстата // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 95, с. 57). Очевидно, это приведет к разнобою соответствующих показателей обсуждаемой формы Отчета и форм статистической отчетности — правда, лишь в некоторых известных случаях.Что же касается округления сумм, то хотя относительно строк 05 и 06 Отчета слова «целых» и «без копеек» (как, например, в декларации по налогу на прибыль) остались ненаписанными, тем не менее можно заключить, что в этих строках копейки неуместны. Большего внимания заслуживает исключение из текстовки строки 04 Отчета прежних слов «...с одним десятичным знаком». Эта новация может легко превратить, например, показатель «94,4» в показатель «94», что при величине показателя строки 01 Отчета, равного 8, легко дает экономию на уплате санкции в сумме: (94,4 - 94) х 1000 : 8 : 2 = 25 (грн.). Может, из-за этой суммы и стоит пересдать копеечную бумажку?