Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Методические рекомендации о составлении регистров бухгалтерского учета налоговых разниц, валовых доходов и валовых расходов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2007/№ 17
В избранном В избранное
Печать
Методические рекомендации от 29.01.2007 г. № 45

Утверждены приказом Министерства финансов Украины от 29 января 2007 г. № 45

Методические рекомендации о составлении регистров бухгалтерского учета налоговых разниц, валовых доходов и валовых расходов

 

Общие положения

1.

Методические рекомендации о составлении регистров бухгалтерского учета налоговых разниц, валовых доходов и валовых расходов (далее — Методические рекомендации) определяют порядок ведения регистров предприятиями — плательщиками налога на прибыль, определенными согласно Закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий», кроме банков, страховщиков, неприбыльных учреждений и организаций (далее — предприятия).

Методические рекомендации разработаны на основании норм Положения

о порядке расчета налоговых разниц по данным бухгалтерского учета, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 29.12.2006 № 1316 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 24.01.2007 под № 60/13327.

2.

Регистры предназначены для систематизации данных бухгалтерского учета для составления финансовой отчетности, Расчета налоговых разниц по данным бухгалтерского учета (далее — Расчет) и декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденной приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29.03.2003 № 143 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 08.04.2003 под № 271/7592. Формы регистров приведены в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

Перечень регистров приведен в таблице.

 

Номера ведомостей

Наименования регистров

Синтетические счета и субсчета, по данным аналитического учета которых формируется информация о налоговых разницах, валовых доходах и валовых расходах

Номера журналов и ведомостей, к которым составляются ведомости аналитического учета

*

Код строки Расчета

журналов

ведомостей

1

2

3

4

5

6

1-п

Ведомость аналитического учета доходов

70, 71, 72, 73, 74, 75

6

01.1,

01.4,

01.5,

01.6,

02.1, 05.1

2-п

Ведомость аналитического учета расчетов по авансам полученным

681

3

3.5

01.1,

01.3, 04.7

3-п

Ведомость аналитического учета доходов будущих периодов

69

3

01.1

Разработочная таблица 1. Расчет прироста (убыли) балансовой стоимости запасов

20, 22, 23, 25, 26, 28

5

01.2,

04.1, 04.2

4-п

Ведомость аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками

36

3

3.1

02.3, 05.3

5-п

Ведомость аналитического учета расчетов по финансовой помощи, предоставленной другим предприятиям

01.6,

04.12

Разработочная таблица 2. Расчет налоговых разниц, сумм амортизации необоротных активов

10, 11, 12, 13

4

04.10, 07

6-п

Ведомость 6.1-п аналитического учета расходов

Ведомость 6.2-п аналитического учета расходов по элементам

90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99 80, 81, 82, 83, 84

5

01.3,

01.4,

01.5,

01.6,

04.3,

04.4,

04.5,

04.7,

04.8,

04.11,

04.12,

05.1

7-п

Ведомость аналитического учета расчетов по выданным авансам

371

3

04.1,

04.11,

04.12

8-п

Ведомость аналитического учета расходов будущих периодов

39

5

04.1,

04.11,

04.12

9-п

Ведомость аналитического учета расчетов с бюджетом

64

3

04.6

10-п

Ведомость аналитического учета отсроченных налоговых активов

17

3

 

11-п

Ведомость аналитического учета отсроченных налоговых обязательств

54

3

 

Разработочная таблица 3. Расчет валовых доходов и валовых расходов
от операций с ценными бумагами (к ведомостям 1-п и 6.1-п)

01.4

Разработочная таблица 4. Временные налоговые разницы для определения отсроченных налоговых активов и обязательств

17, 54

 

 

* В таблице приведены номера журналов и ведомостей согласно Методическим рекомендациям по применению регистров бухгалтерского учета, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 29.12.2000 № 356 (по тексту — приказ № 356).

3. По своему экономическому содержанию и характеру обобщения информации указанные регистры аналитического учета детализируют данные синтетических счетов и данные субсчетов с целью формирования постоянных и временных налоговых разниц.

По техническому построению они являются ведомостями и разработочными таблицами. Разработочные таблицы предназначены для подготовки данных к составлению ведомостей и Расчета налоговых разниц по данным бухгалтерского учета. В этом Расчете осуществляется сведение данных бухгалтерского учета и других данных, необходимых для расчета налоговой прибыли (убытка).

Ведомости и разработочные таблицы составляются ежемесячно

.

4.

Субъекты малого предпринимательства, которые являются плательщиками налога на прибыль и применяют упрощенный План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 19.04.2001 № 186 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 05.05.2001 под № 389/5580, могут составлять регистры, предусмотренные настоящими Методическими рекомендациями, с обозначением в свободных графах номеров счетов указанного Плана счетов.

5.

Предусмотренные настоящими Методическими рекомендациями учетные регистры согласовываются с действующими формами учета и в случае дублирования информации могут заменять соответствующие регистры бухгалтерского учета, применявшиеся предприятием.

 

Учет налоговых разниц для формирования валовых доходов

6.

Информация о налоговых разницах и валовых доходах формируется в ведомостях 1-п, 2-п, 3-п, 4-п, 5-п.

7.

Ведомость 1-п предназначена для ведения аналитического учета доходов от обычной деятельности и чрезвычайных событий, выделения из их состава доходов, которые согласно налоговому законодательству включаются в валовые доходы с учетом обычных цен и особенностей их расчета, определенных Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в отношении связанных лиц.

Данные, отражаемые в графе 21 «Сумма валовых доходов», определяются как алгебраическая сумма доходов за отчетный месяц без налога на добавленную стоимость, других налогов и сборов согласно Закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий» и соответствующих постоянных, временных налоговых разниц. В графе 25 накапливаются данные с начала года, которые переносятся в строку 01.1 графы 7 Расчета.

В строке 1.1 графы 16 отражается сумма доходов от реализации продукции (товаров, работ, услуг) с начала года, которая переносится в строку 01.1 графы 4 Расчета. В строке 1.1 граф 20 и 24 со знаком «минус» отражается сумма авансов, полученных под поставку материальных ценностей или под выполнение работ, а также сумма предварительной оплаты покупателями и заказчиками счетов поставщика за продукцию и выполненные работы (услуги), которая была включена в состав валовых доходов в предыдущих периодах (

Ведомость 2-п). Сумма налоговой разницы (постоянной и временной, строка 1.1 граф 23 и 24) переносится согласно строке 01.1 граф 5, 6 Расчета с соответствующим знаком.

В строках 2 — 6 граф 21 и 25 отражаются суммы доходов, которые согласно налоговому законодательству включаются в состав валовых доходов, а в графах 19, 20, 23, 24 — постоянные и налоговые разницы, возникающие при несоответствии критериев и оценки признания доходов в бухгалтерском учете и Законе Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

Если предприятием осуществляется деятельность, подлежащая патентованию, то доходы от такой деятельности отражаются в дополнительной ведомости (отдельно от других видов операционной деятельности) с указанием вида деятельности.

Итоговые данные

Ведомости 1-п (строка 7 граф 3 — 14) переносятся в регистры, в которых ведется синтетический учет по соответствующим счетам (Журнал 6, форма которого утверждена приказом № 356, или соответствующий регистр машиноориентированной формы).

8.

Ведомость 2-п предназначена для аналитического учета авансов, полученных под поставку материальных ценностей или выполнение работ, а также суммы предварительной оплаты покупателями и заказчиками товаров, работ и услуг.

В графе 25 приводятся остатки авансов, полученных в текущем месяце и не погашенных на конец месяца, с учетом обычных цен (если осуществляется такой пересчет). При выполнении предприятием долгосрочных договоров (контрактов) сумма авансовых платежей приводится в графе 27.

В графе 26 приводится сумма списанных авансов (списание кредиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек) и погашения авансов и предоплат, которые были включены во временные налоговые разницы в прошедших отчетных периодах.

Итоговые данные строки «Всего» графы 25 переносятся в строку 01.1 графы 6 Расчета. Итоговые данные граф 15 — 21 Ведомости 2-п в конце месяца переносятся в регистр, в котором ведется синтетический учет таких расчетов (графа 11 раздела I Журнала 3, форма которого утверждена приказом № 356, или соответствующий регистр машиноориентированной формы).

9.

Ведомость 3-п предназначена для ведения аналитического учета доходов, которые получены в отчетном периоде и по своему экономическому содержанию подлежат включению в доходы в будущих отчетных периодах (полученные авансовые платежи за сданные в аренду основные средства и другие необоротные активы, подписка на газеты, журналы, периодические и справочные издания, выручка за грузовые перевозки, выручка от продажи билетов транспортных и театрально-зрелищных предприятий, абонентная плата за пользование средствами связи и т. п.).

В графе 18 отражаются доходы будущих периодов, полученные в текущем периоде и включенные в валовые доходы, а в графе 19 — сумма списания на соответствующие счета учета доходов и включения в состав доходов отчетного периода. Отнесение таких доходов в состав валовых доходов осуществляется согласно пункту 7.10.12 статьи 7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий». Итоги строки 12 «Всего» граф 10 — 14 этой Ведомости переносятся в регистр синтетического учета доходов будущих периодов (графа 11 раздела II Журнала 3, форма которого утверждена приказом № 356, или соответствующий регистр машиноориентированной формы).

Итог строки 12 «Всего» графы 18 переносится в строку 01.1 графы 6 Расчета.

10.

Для определения прироста (убыли) балансовой стоимости запасов на основании данных аналитического учета запасов на предприятии составляется Разработочная таблица 1. В указанной таблице отражаются данные по субсчетам (или группам запасов) об их остатках на начало и конец месяца, а также движении (поступлении и выбытии) в течение месяца (графы 3 — 29).

Данные для составления Расчета формируются в графах 32 — 40, при этом балансовая стоимость поступления и выбытия запасов корректируется согласно требованиям статьи 5.9 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий». Прирост балансовой стоимости запасов отражается в графе 39

Разработочной таблицы 1 и итоги переносятся в строку 01.2 графы 5 Расчета.

11.

В Разработочной таблице 3 осуществляется расчет валовых доходов (прибыли) от операций с ценными бумагами, фондовыми и товарными деривативами.

12. Данные для корректировки валовых доходов в результате урегулирования сомнительной (безнадежной) задолженности отражаются в строке 02.3 Расчета на основании

Ведомости 4-п, которая ведется к счету 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками». В этой ведомости отражается задолженность за отгруженную и неоплаченную продукцию (товары, работы, услуги) по каждому договору и счету. В конце каждого месяца выводится сумма задолженности по неоплаченным счетам.

В графе 24 отражается дата возникновения и урегулирования задолженности, сумма которой должна быть включена в валовые доходы или валовые расходы согласно налоговому законодательству.

В конце отчетного месяца остаток непогашенной задолженности делится на группы: задолженность по счетам, срок оплаты которых не наступил (строка 29), счета с просроченной оплатой (строка 40), просроченная задолженность, включенная в состав валовых расходов (строка 48), просроченная задолженность, включенная в состав валовых доходов (строка 56). В начале нового месяца остаток в таком разрезе переносится в новую

Ведомость 4-п.

В Расчет из этой ведомости переносятся:

сумма просроченной задолженности, которая включается в валовые доходы в отчетном периоде;

пеня, начисленная на сумму налогового обязательства, которая включается в состав валовых доходов в отчетном периоде, и т. п.

13.

Ведомость 5-п предназначена для аналитического учета расчетов, включаемых в валовые доходы и валовые расходы в части возвратной и безвозвратной финансовой помощи. Такие валовые доходы и валовые расходы отражаются в строках 01.6, 02.3, 04.13, 05.3 Расчета.

14. В строке 01.6 графы 5 Расчета отражается сумма бесплатно предоставленных товаров (работ, услуг), переданных активов, которая согласно налоговому законодательству включается в состав валовых доходов, а при определении учетной прибыли такая сумма включается в состав расходов отчетного периода, и т. п.

 

Учет налоговых разниц для формирования валовых расходов

15.

Информация о валовых расходах в разрезе, необходимом для составления Расчета, формируется в ведомостях 6.1-п, 6.2-п, 7-п, 8-п, 9-п.

Ведомости 6.1-п и 6.2-п

предназначены для аналитического учета расходов. В графе 20 обеих ведомостей отражается сумма расходов согласно налоговому законодательству. В графах 21, 22 отражаются постоянные и временные налоговые разницы соответственно, возникающие в отчетном периоде. В графах 19, 24, 25, 23 накапливается информация с начала года и переносится с соответствующим знаком в графы 4, 5, 6, 7 Расчета соответственно. Итоговые данные по этим ведомостям (графы 3 — 18) переносятся в регистр, в котором ведется синтетический учет расходов (раздел III Журнала 5 и раздел III А Журнала 5 А, формы которого утверждены приказом № 356, или соответствующий регистр машиноориентированной формы). В строках 1.1 — 1.5 графы 20 отражаются расходы производства за вычетом суммы материальных и других расходов, не включаемых в состав валовых расходов.

К строкам 1.6 граф 20, 22

Ведомости 6.1-п и 3.4 граф 20, 22 Ведомости 6.2-п приводятся формы для расчета и формирования необходимых для составления Расчета показателей с учетом норм налогового законодательства.

Предприятия, которые не ведут счетов класса 8 «Расходы по элементам»,

Ведомость 6.1-п составляют детализированно в части расходов на оплату труда, отчислений на социальные мероприятия, в частности, выделяются расходы на материальную помощь, освобождаемую от налогообложения, расходы на долгосрочное страхование жизни, негосударственное пенсионное обеспечение и т. п.

16. Информация об авансах, выданных другим предприятиям, и осуществленных предоплатах за продукцию (товары, работы, услуги) и не погашенных на конец отчетного месяца, накапливаются по данным

Ведомости 7-п.

Ведомость 7-п предназначена для аналитического учета расчетов по выданным авансам. Итоговые данные (графы 16 — 22) в конце месяца переносятся в регистр, в котором ведется синтетический учет расчетов (графа 6 раздела I Журнала 3, форма которого утверждена приказом № 356, или соответствующий регистр машиноориентированной формы).

В графе 25

Ведомости 7-п накапливаются данные для составления Расчета. В этой графе не приводятся выданные авансы, которые в валовые расходы не включаются, в частности предварительная оплата за основные средства, нематериальные активы и т. п. Итоговые данные строки «Всего» графы 25 переносятся в строку 04.1 графы 6 Расчета.

В графе 26 приводится сумма списанных в текущем месяце выданных авансов (списание дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек) и погашение авансов и предоплат за продукцию (товары, работы, услуги), включенные во временные налоговые разницы и валовые расходы в прошедших отчетных периодах.

17.

Ведомость 8-п предназначена для аналитического учета расходов, которые осуществляются в отчетном месяце и подлежат отнесению в будущих отчетных периодах (расходы, связанные с: подготовительными к производству работами в сезонных производствах; освоением новых производств и агрегатов, внедрением новых видов работ и услуг, разработкой новых видов продукции, которые планируется выпускать предприятием; уплаченными авансом арендными платежами; подпиской на газеты, журналы, периодические издания; предоплатой за пользование Интернетом и мобильной связью и т. п.).

В графе 20 отражаются расходы будущих периодов, которые согласно налоговому законодательству включаются в валовые расходы, а в графе 21 — суммы списания и включения этих расходов в состав расходов текущего месяца.

Итоги строки 12 «Всего» граф 11 — 16 этой ведомости переносятся в регистр, в котором ведется синтетический учет расходов (графа 13 раздела III Журнала 5 или графа 10 раздела III Б; графа 13 раздела III А Журнала 5 А, формы которых утверждены приказом № 356, или соответствующие регистры машиноориентированной формы). Итоги строки 12 графы 20 переносятся в строку 04.1 графы 6 Расчета.

18. Информация о стоимости запасов, поступивших и оприходованных в отчетном периоде, накапливается в

Разработочной таблице 1. В строку 04.1 Расчета включается сумма запасов, которые поступили в отчетном периоде и согласно налоговому законодательству включаются в валовые расходы, за вычетом стоимости запасов, которые приобретены по предварительной оплате и в прошедших отчетных периодах были включены в валовые расходы с отражением в Ведомости 7-п.

19. Расчет налоговых разниц, сумм амортизации необоротных активов, подлежащих включению в Расчет, суммы амортизации необоротных активов осуществляется в

Разработочной таблице 2.

В строке 3 приводится информация о: движении необоротных материальных активов в разрезе необоротных материальных активов производственного назначения, на которые начисляется амортизация согласно налоговому законодательству, и основных непроизводственных средств (сооружения благоустройства, жилые дома, библиотечные и архивные фонды и т. п.); бесплатно полученных основных средствах; основных средствах, находящихся на консервации; других группах необоротных материальных активов, на которые амортизация согласно налоговому законодательству не начисляется. Сумма, указанная в строке 3 «Всего необоротных материальных активов», должна равняться сумме строк 1.10 и 2.8. Кроме того, данные строки 3 должны равняться сумме строк 3.1 — 3.14. В строках 1 — 3 отражаются операции по поступлению, переоценке, увеличению стоимости в результате улучшения, а также операции по выбытию необоротных материальных активов, учитываемых согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 № 92 и зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 18.05.2000 под № 288/4509.

Строки 4.1 — 4.7

Разработочной таблицы 2 предназначены для обобщения информации о нематериальных активах. Основанием для их составления являются первичные документы или данные Ведомости 4.3 аналитического учета нематериальных активов Журнала 4, форма которого утверждена приказом № 356, или соответствующего регистра машиноориентированной формы, в которой учет ведется пообъектно.

В строках 4.1 — 4.7 отражаются операции по движению нематериальных активов согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 18.10.99 № 242 и зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 02.11.99 под № 750/4043.

В строках 6, 7 приводятся данные о движении основных производственных фондов в разрезе 4-х групп и данные о движении нематериальных активов (согласно Закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

В строках 6, 7 графы 13 отражается сумма расходов, связанных с улучшением основных средств и нематериальных активов, подлежащих амортизации, в сумме, превышающей 10 процентов совокупной балансовой стоимости всех групп по состоянию на начало такого отчетного периода.

В графах 15 — 17 отражается выбытие необоротных активов в результате: ликвидации объекта основных фондов группы 1; ликвидации объекта основных фондов групп 2 — 4 (по решению предприятия; по не зависящим от предприятия обстоятельствам, а именно разрушенные, похищенные, подлежащие ликвидации и других норм, определенных подпунктом 8.4.8 пункта 8.4 статьи 8 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий»; осуществление взноса в уставный капитал других предприятий и т. п.

Сумма строк 6.5 и 7 графы 22

Разработочной таблицы 2 переносится в строку 07 графы 6 Расчета.

20. Убыль балансовой стоимости запасов рассчитывается в

Разработочной таблице 1 (п. 10 настоящих Методических рекомендаций), и итоговое значение отражается в строке 04.2 графы 5 Расчета.

21. Данные для корректировки валовых расходов, возникших в результате сомнительной (безнадежной) задолженности, отражаются в строке 05.3 Расчета на основании

Ведомости 4-п, как это изложено в пункте 12 настоящих Методических рекомендаций.

22. Данные о формировании валовых доходов и валовых расходов, возникших в результате получения возвратной финансовой помощи, формируются в

Ведомости 5-п.

23.

Ведомость 9-п предназначена для аналитического учета расчетов с бюджетом.

 

Учет отсроченных налоговых активов и обязательств

24.

Обобщение информации о составе отсроченных налоговых активов и обязательств соответственно осуществляется в ведомостях 10-п, 11-п.

В

Разработочной таблице 4 накапливается информация о временных налоговых разницах, подлежащих вычитанию, и временных налоговых разницах, подлежащих налогообложению. В графах 7 и 8 рассчитываются отсроченные налоговые активы и обязательства путем умножения данных граф 5 и 6 (соответственно) на ставку налога на прибыль.

При осуществлении видов деятельности, облагаемой налогом по ставке иной, чем установленная пунктом 10.1 статьи 10 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», временные налоговые разницы отражаются в

дополнительной разработочной таблице с указанием ставки налога на прибыль в графах 7, 8.

Аналитические данные в ведомостях 10-п, 11-п

должны согласовываться с данными синтетического учета, который ведется по кредиту счетов 17 «Отсроченные налоговые активы» и 54 «Отсроченные налоговые обязательства» в Журнале 3 (раздел II, графы 3 и 6 соответственно), форма которого утверждена приказом № 356, или в соответствующем регистре машиноориентированной формы, и с данными Главной книги.

25. Перечень регистров бухгалтерского учета налоговых разниц может дополняться предприятием в случае внесения изменений в законодательство с целью накопления и обобщения в бухгалтерском учете в необходимом разрезе информации для составления Расчета, Отчета о финансовых результатах (приложение к Положению (стандарту) бухгалтерского учета 3 «Отчет о финансовых результатах», утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 № 87 и зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины от 21.06.99 под № 397/3690) и для определения расходов (доходов) по налогу на прибыль.

Начальник Управления методологии бухгалтерского учета Л. Ловинская



комментарий редакции

«Поцелуй» Минфина: и превратилась финансовая отчетность в налоговую...

Итак, Положение о порядке расчета налоговых разниц по данным бухгалтерского учета, утвержденное приказом Минфина от 29.12.2006 г. № 1316 (далее — Положение), и Методические рекомендации о составлении регистров бухгалтерского учета налоговых разниц, валовых доходов и валовых расходов, утвержденное приказом Минфина от 29.01.2007 г. № 45 (далее — Методрекомендации), — это бухгалтерская реальность. По этой причине мы обязаны донести эти документы до наших читателей.

Заметим, что Положение зарегистрировано в Минюсте, что подтверждает обязательность соблюдения его норм для всех

предприятий — плательщиков налога на прибыль , кроме банков, страховщиков и не прибыльщиков. Единственным ощутимым «продуктом» Положения является составляемое по утвержденной в качестве приложения к Положению форме (форма № 7) так называемое Приложение к примечаниям к годовой финансовой отчетности «Расчет налоговых разниц по данным бухгалтерского учета». И хотя в Положении (пункт 6) утверждается, что «информация для составления Расчета формируется в регистрах бухгалтерского учета ежемесячно», но сама-то форма № 7 является приложением к годовой финансовой отчетности, т. е. составляется этот Расчет один раз в год. Другими словами: никто не требует составлять форму № 7 ежемесячно, а поскольку у предприятия, которое собственно ведет бухгалтерский учет, есть соответствующие регистры этого учета и поскольку информация в них и так формируется не то что ежемесячно — ежедневно, то речь идет по сути лишь о переформатировании этой информации. В этом и кроется, пожалуй, самый негативный с формальной точки зрения момент новаций — серьезные дополнительные трудозатраты.

То, насколько эти трудозатраты будут значительными, зависит от выбранного предприятием варианта переформатирования учетной информации. Минфин не придумал ничего лучшего, чем

порекомендовать (делаем акцент на этом слове!) свой вариант из 12 ведомостей и 4 разработочных таблиц. Хотелось бы предложить авторам этого гениального изобретения заполнить хотя бы один комплект этих бумажек, но если судить о возрасте новаторов по свежести и современности их «научной» разработки, то они дремучие старцы и вписать числа в клеточки у них вряд ли получится. Ну что поделаешь, если наши профессионалы никогда не занимались реальным бухучетом? А тем более учетом налоговым...

В любом случае все эти пустографки следует рассматривать лишь как иллюстрацию того, как

могут выглядеть реальные учетные регистры реального предприятия. Понятно, что предприятиям придется пойти по пути разработки своих регистров с соответствующими корректировками своего программного обеспечения (наверняка не останутся в стороне и разработчики самых распространенных бухгалтерских программ). Представить, что все эти бумажки будут заполняться вручную — это чистое маркшейдерство. Ведь неспроста же Минфин назвал свое детище Метод рекомендациями: последнее слово в выборе форм регистров остается за  предприятием, как это установлено статьей 5 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

Как известно, комментируемые документы вызвали шквал критики со стороны незаангажированных специалистов (в том числе и налоговиков) еще на этапе рассмотрения проекта, в частности Методрекомендаций. Воздержимся сегодня как от эмоциональных оценок, так и от предметного разбора всех «покойников», зарытых в шедеврах Минфина. Конечно же, делаем это не в угоду Минфину, потому что действительно — доброго слова комментируемые документы не заслуживают. Ограничимся одним словом — «профанация». К сожалению, опыт критики упомянутого проекта показал, что ни эмоции, ни здравые рассуждения Минфин сегодня не воспринимает, и ему даже удалось обеспечить некий «одобрямс» своих документов со стороны неких предприятий (интересно бы узнать их перечень?).

Видно, что авторы документов не понимают (или вынуждены делать вид) таких прописных истин, как разнонаправленность целей современного бухгалтерского учета (предосудительно завышение финансового результата) и фискального учета (наказуемо занижение объекта налогообложения); как то, что новая форма № 7 по большому счету не является финансовой отчетностью; как неприменимость П(С)БУ 17 «Налог на прибыль» к форме № 7 ввиду их полной методологической несовместимости: ведь форма № 7 предусматривает прямую трансформацию величины учетной прибыли в величину налоговой прибыли (что по сути соответствует давно не рекомендованному МСБУ и устаревшему так называемому методу обязательств по отчету о финансовых результатах), тогда как П(С)БУ 17 основано на рекомендованном МСБУ методе обязательств по балансу. Перечень противоречий слишком велик.

Чтобы принять верное решение, важно указать главную цель обсуждаемых новаций, а

цель эта , несомненно , заключается в том, что-бы возложить на плательщика налога на прибыль обязанность составления документа , в котором бы явно прослеживались все причины и все составляющие разницы между величиной учетной прибыли, отражаемой в Отчете о финансовых результатах ( форма № ) согласно П(С)БУ 3, — с  одной стороны, и величиной объекта налогообложения , рассчитываемого и декларируемого по установленной приказом ГНАУ от г. № 1 форме.

В конце концов необходимость составления и подачи декларации по налогу на прибыль и все сопутствующие санкции за нарушения, связанные с этим, установлены

законом. Чего не скажешь о форме № 7, которая по сути играет роль шпаргалки для налоговика, проверяющего декларацию по налогу на прибыль предприятия. Не похоже, что эта шпаргалка избавит его от большинства тех трудностей, которые возникают при проверке декларации по данным привычных бухгалтерских регистров. Об этом позаботился законодатель, об этом же позаботится и бухгалтер. И налоговики это понимают.

Поэтому всем нам остается найти варианты (не бойкота — нет!) таких действий, которые с минимальными потерями обеспечили бы строго формальное получение результата. Вы хотели получить форму № 7? — Вы ее получите! В конце концов при каждой налоговой проверке бухгалтер и так успешно доказывает проверяющему,

как показатели бухгалтерского учета трансформировались в  показатели декларации по налогу на прибыль предприятия. И если форма № 7 является по сути черновиком декларации по налогу на прибыль предприятия, то какая разница, между чем и чем обосновывать трансформацию — между существующими регистрами бухучета и декларацией по налогу на прибыль или между переделанными в той или иной степени (по усмотрению предприятия) регистрами бухучета и формой № 7?

Кстати говоря, разрабатываемый сегодня Налоговый кодекс в части налогообложения прибыли предусматривает не мнимое, как в обсуждаемых поделках Минфина, а реальное базирование правил налогообложения непосредственно на показателях бухгалтерского учета.

В скором времени мы продолжим предметный разговор и дадим конкретные практические рекомендации по воплощению в жизнь великих предначертаний Минфина...

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно