САМОЕ ГЛАВНОЕ В ЗАКОНЕ О ГОСБЮДЖЕТЕ-2007
Наперекор традициям отечественного законотворчества Закон о госбюджете-2007 выгодно отличается от предыдущих практически полным отсутствием налоговых норм. Он в этом смысле перескакал даже госбюджет-2006, который налоговыми новациями также не блистал. Основные налоговые изменения, вступающие в силу с 2007 года, были приняты еще до утверждения Закона о госбюджете-2007 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 102, с. 3). Но это нисколько не умаляет его значимости, ведь многие очень важные для бухгалтера показатели мы узнаем именно из бюджета. Поэтому сегодня вместе с текстом бюджетного закона (с. 5) предлагаем вашему вниманию оперативный обзор самых главных его положений.
Дмитрий ВИНОКУРОВ, заместитель главного редактора
Наталья ВОРОНАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
Закон о госбюджете-2007
— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 489-V.Закон о госбюджете-2006
— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2006 год» от 20.12.2005 г. № 3235-IV.Закон № 889
— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.Закон № 400
— Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.
Минимальная зарплата и прожиточный минимум
Одними из важных показателей, установленных в
Законе о госбюджете-2007, являются минимальная зарплата и прожиточный минимум. Они имеют существенное значение для налогообложения заработной платы, о чем будет сказано ниже. Так же, как и в 2006 году, в течение 2007 года эти показатели будут изменяться. Приведем суммы минимальной зарплаты и прожиточного минимума, установленные на 2007 год,в таблицах.
Минимальная зарплата
Период 2007 года | Размер минимальной зарплаты |
1 января — 30 июня | 400 грн. |
1 июля — 30 ноября | 420 грн. |
1 декабря — 31 декабря | 450 грн. |
Прожиточный минимум
Социальные и демографические группы населения | Размер прожиточного минимума в 2007 году | ||
январь — март включительно | апрель — сентябрь включительно | октябрь — декабрь включительно | |
Дети в возрасте до 6 лет | 434 грн. | 442 грн. | 450 грн. |
Дети в возрасте от 6 до 18 лет | 558 грн. | 568 грн. | 579 грн. |
Трудоспособные лица | 525 грн. | 535 грн. | 548 грн. |
Лица, утратившие трудоспособность | 380 грн. | 387 грн. | 395 грн. |
Общий показатель | 492 грн. | 501 грн. | 510 грн. |
Отметим, что в соответствии с
постановлением Верховной Рады Украины от 22.12.2006 г. № 518-V Кабинету Министров Украины поручено внести на рассмотрение Верховной Рады проект закона о внесении изменений в Закон о госбюджете-2007 относительно увеличения в 2007 году прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц и минимальной заработной платы. В случае внесения соответствующих изменений в Закон о госбюджете-2007 мы обязательно об этом сообщим.
Налог с доходов физических лиц
Согласно
п.п. 6.1.1 Закона № 889 налоговая социальная льгота, на которую уменьшается налогооблагаемый доход, полученный налогоплательщиком из источников на территории Украины от одного работодателя в виде заработной платы, устанавливается в размере, равном 50 % минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года.С 1 января 2007 года в соответствии со
ст. 76 Закона о госбюджете-2007 минимальная заработная плата установлена в сумме 400 грн.В связи с этим в 2007 году налоговая социальная льгота будет применяться в таких размерах:
100 %
(п.п. 6.1.1 Закона № 889): 400 x 50 % = 200 грн.;150 %
(п.п. 6.1.2 Закона № 889): 200 x 150 % = 300 грн.;200 %
(п.п. 6.1.3 Закона № 889): 200 x 200 % = 400 грн.Напоминаем, что налоговая социальная льгота устанавливается один раз в год и не изменяется в связи с изменением размера минимальной заработной платы в течение года.
Предельный размер заработной платы, к которой применяется налоговая социальная льгота
, определяется как прожиточный минимум для трудоспособного лица, действующий на 1 января отчетного налогового года, умноженный на 1,4 и округленный до ближайших 10 гривень (п.п. 6.5.1 Закона № 889). В соответствии со ст. 62 Закона о госбюджете-2007 прожиточный минимум для трудоспособных лиц на 1 января 2007 года установлен в размере 525 грн.Значит, в течение всего 2007 года предельный размер зарплаты для получения налоговой социальной льготы составит:
740 грн. (525 грн. x 1,4 = 735 грн., округление до ближайших 10 грн. дает цифру 740 грн.).Предельный размер зарплаты, который дает право на получение налоговой социальной льготы одному из родителей в случаях и размерах, предусмотренных
пп. «а» — «в» п.п. 6.1.2 Закона № 889, определяется как произведение суммы 740 грн. и соответствующего количества детей.Напомним, что с 1 января 2007 года вступила в силу
ст. 11 Закона № 889, действие которой на 2006 год было приостановлено Законом о госбюджете-2006. В Законе о госбюджете-2007 такой нормы не предусмотрено. Таким образом, доходы от продажи и обмена объектов недвижимости с 2007 года облагаются налогом с доходов физических лиц.
Ставки взносов в Пенсионный фонд
Ставка взноса в Пенсионный фонд в очередной раз изменилась. В общем случае
для работодателей, использующих труд наемных работников, ставка пенсионного взноса в части начислений на 2007 год увеличилась с 31,8 % до 33,2 % (ст. 92 Закона о госбюджете-2007). Такую же ставку необходимо использовать при начислении взноса в Пенсионный фонд на суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам, выплачиваемых физическим лицам.Обращаем внимание, что для начисления пенсионных взносов на выплаты
инвалидам, работающим на предприятиях, ставка взноса остается неизменной и составляет 4 % (абзац пятый п. 1 ст. 4 Закона № 400). При этом за инвалидов, работающих у физических лиц — предпринимателей, пенсионный взнос уплачивается по общей ставке 33,2 % (см. письмо Пенсионного фонда от 27.04.2005 г. № 4973/04).Предприятия всеукраинских общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов не менее 50 % общей численности работающих, как и раньше, уплачивают пенсионный взнос по ставке 4 % от объекта налогообложения для всех работников этих предприятий.
Плательщики фиксированного сельхозналога
в 2007 году начисляют взносы в Пенсионный фонд по ставке, установленной абзацем седьмым п. 1 ст. 4 Закона № 400. Каких-то отдельных норм для таких страхователей Закон о госбюджете-2007, в отличие от Закона о госбюджете-2006, не предусматривает.Согласно
абзацу седьмому п. 1 ст. 4 Закона № 400 в 2005 — 2006 годах ставка пенсионного взноса должна составлять 20 % от ставки, установленной абзацем вторым п. 1 ст. 4 Закона № 400, и подлежать увеличению ежегодно на 20 % до достижения общего размера ставки. Таким образом, в 2007 году плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога должны уплачивать страховой взнос в Пенсионный фонд в размере 40 % от общей ставки, что составляет 13,28 % (33,2 % х 0,4).Следует отметить, что в отличие от
Закона о госбюджете-2006 Закон о госбюджете-2007 не определяет порядок начисления пенсионных взносов на выплаты лицам из числа летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, летчиков-наблюдателей) и борт-операторов, которые выполняют специальные работы в полетах. В связи с этим для них в 2007 году применяется ставка взноса в Пенсионный фонд, установленная абзацем четвертым п. 1 ст. 4 Закона № 400 в размере 42 %.Ставка взноса в Пенсионный фонд в соответствии со
ст. 92 Закона о госбюджете-2007 была увеличена с 31,8 % до 33,2 % и для частных предпринимателей, находящихся на общей системе налогообложения и уплачивающих взнос в Пенсионный фонд со своего налогооблагаемого дохода (прибыли).На 2007 год изменились также
ставки удержаний взноса в Пенсионный фонд. Согласно ст. 113 Закона о госбюджете-2007 для плательщиков — физических лиц, которые работают на условиях трудового договора, и физических лиц, выполняющих работы (услуги) по гражданско-правовым договорам, взнос устанавливается в следующих размерах:— с заработной платы или
части заработной платы, не превышающей размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, — 0,5 %;— с
части заработной платы, в размере сверх прожиточного минимума для трудоспособных лиц, — 2 %.Таким образом, если заработная плата работника за январь 2007 года составляет 700 грн., ее часть в размере 525 грн. облагается взносом в размере 0,5 %, а 175 грн. (700 грн. - 525 грн.) — по ставке 2 %.
Отметим, что для лиц из числа летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и борт-операторов, которые выполняют специальные работы в полетах (
абзац четвертый п. 4 ст. 4 Закона № 400), а также госслужащих и прочих лиц, перечисленных в п. 5 ст. 4 Закона № 400, ставки удержаний не изменились и по-прежнему составляют от 1 до 5 %.В соответствии со
ст. 100 Закона о госбюджете-2007 в 2007 году являются застрахованными в системе общеобязательного пенсионного страхования лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лица рядового и начальствующего состава. На суммы денежного обеспечения этих лиц воинские части, предприятия, учреждения, организации и органы, выплачивающие такое обеспечение, в 2007 году обязаны начислять и удерживать взнос в Пенсионный фонд.Обращаем внимание, что в связи с изменением ставок взноса в Пенсионный фонд изменился размер минимального страхового взноса на 2007 год для соответствующих категорий застрахованных лиц. Так, например, для физических лиц — предпринимателей минимальный страховой взнос составит:
Период 2007 года | Размер минимального страхового взноса в Пенсионный фонд |
Январь — июнь включительно | 132,80 грн. (400 х 33,2 %) |
Июль — ноябрь включительно | 139,44 грн. (420 х 33,2 %) |
Декабрь | 149,40 грн. (450 х 33,2 %) |
Ставки взносов в прочие фонды социального страхования
Законом о госбюджете-2007
приостановлено действие ст. 1 Закона Украины «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 22.02.2001 г. № 2272-III. Напомним, что указанной статьей установлены тарифы для взносов в Фонд страхования от несчастных случаев на производстве.Вместе с тем
ст. 91 Закона о госбюджете-2007 установлены тарифы на текущий год в зависимости от класса профессионального риска производства. Они такие же, как действовали в 2006 году.В Фонд социального страхования на случай безработицы
работодатели, как и прошлом году, будут уплачивать взнос в размере 1,3 %. Это установлено ст. 93 Закона о госбюджете-2007.Снижена ставка взноса в
Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, начисляемая работодателями на сумму фактических расходов на оплату труда наемных работников, с 2,9 % до 1,5 %.Для работодателей на предприятиях и в организациях общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов не меньше 50 % общей численности работающих и фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 % сумм расходов на оплату труда, взнос начисляется отдельно по ставкам:
— 0,7 % суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников-инвалидов;
—
1,5 % сумм фактических расходов на оплату труда прочих работников.Также
ставка взноса в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности снижена для лиц, желающих зарегистрироваться в данном Фонде на добровольных началах. Если раньше ставка взноса составляла 3,4 %, то сейчас — 2,0 % налогооблагаемого дохода (прибыли). Ставка взноса в Фонд социального страхования на случай безработицы для добровольно застрахованных лиц осталась на прежнем уровне и составляет 1,8 %.Следует отметить, что по «специальным» категориям плательщиков, как-то: по работникам-инвалидам, работникам организаций обществ УТОГ и УТОС и др.,
ставки взносов в социальные фонды не изменились.Однако обращаем внимание, что с 01.01.2007 г. вступили в силу изменения к
абзацу второму ст. 5 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III, согласно которым страхованию на случай безработицы не подлежат работающие лица, которые получают или имеют право на назначение пенсии по возрасту, в том числе на льготных условиях, пенсию за выслугу лет, а также лица, которые достигли установленного законом пенсионного возраста.В новой редакции данной статьи не упоминаются лица, которые получают пенсию по инвалидности. Это означает, что
с 1 января 2007 года работающие инвалиды относятся к застрахованным лицам, а поэтому из их заработной платы должны удерживаться страховые взносы по страхованию на случай безработицы.В общем случае для работодателей и их работников ставки взносов в соцфонды составят:
Показатель | Фвпт | Фб | Фнс |
Начисления | 1,5 % | 1,3 % | Тариф |
Удержания | 0,5 — 1 %* | 0,5 % | Х |
* 0,5 %, если зарплата равна или меньше действующего размера прожиточного минимума на трудоспособное лицо, 1 %, если зарплата больше действующего размера прожиточного минимума на трудоспособное лицо. |
Согласно
ст. 81 Закона о госбюджете-2007 максимальный размер доходов, с которого взимаются страховые взносы, равен пятнадцати размерам прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных лиц. Учитывая, что прожиточный минимум на трудоспособное лицо изменяется в течение 2007 года, максимальный размер доходов, с которого взимаются взносы в фонды социального страхования, в том числе в Пенсионный фонд, по соответствующим периодам 2007 года составит:
Период 2007 года | Размер прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо, грн. | Максимальный размер дохода, который облагается соцвзносами, грн. |
Январь — март включительно | 525 | 7875 |
Апрель — сентябрь включительно | 535 | 8025 |
Октябрь — декабрь включительно | 548 | 8220 |
Пособие при рождении ребенка
Размер пособия при рождении ребенка в 2007 году не изменился по сравнению с 2006 годом и составляет 8500 грн. Выплата пособия при рождении ребенка будет осуществляться единоразово при рождении ребенка в размере 3400 грн., а остаток — в течение следующих 12 месяцев равными частями (по 425 грн.) в порядке, установленном КМУ.
Однако в 2007 году серьезно меняется порядок осуществления такой выплаты. В соответствии со
ст. 56 Закона о госбюджете-2007 пособие при рождении ребенка будет выплачиваться как незастрахованным, так и застрахованным лицам за счет бюджетных средств. Таким образом, в 2007 го-ду средства Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности не будут направляться на выплату данного пособия.
Согласно
приказу Минтруда от 06.12.2006 г. № 453 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 101) функций назначения и выплаты пособия при рождении ребенка передаются органам труда и социальной защиты населения.При этом
в I квартале 2007 года выплату пособия при рождении ребенка застрахованным лицам осуществляют работодатели. Денежные средства на выплату таких пособий должны поступать на счета страхователей от органов труда и социальной защиты населения в соответствии с предоставленными работодателями заявками.Начиная
с 1 апреля 2007 года выплата пособий застрахованным лицам будет осуществляться органом труда и социальной защиты населения без участия страхователей.Обращаем внимание, что в отчете по форме Ф4-ФСС з ТВП
в 2007 году пособие при рождении ребенка страхователи отражать не должны, так как финансирование выплат будет осуществляться за счет средств бюджета, а не Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности. Что касается пособий за декабрь 2006 года, то они в обязательном порядке должны быть указаны в разделе IV отчета по форме Ф4-ФСС з ТВП за 2006 год «Расходы за счет страховых взносов».
Пособие по уходу за ребенком
Так же, как и пособие при рождении ребенка,
пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и незастрахованным, и застрахованным лицам, в 2007 году будет выплачиваться за счет бюджетных средств.На 2007 год
приостановлено действие ст. 43 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III, согласно которой размер данного пособия устанавливается Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности.В соответствии со
ст. 56 Закона о госбюджете-2007 пособие по уходу за ребенком до трех лет предоставляется в размере, равном разнице между 50 % прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев, но не менее 90 гривень для незастрахованных лиц и 23 % прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, для застрахованных лиц, в порядке, установленном КМУ.Таким образом, минимальный размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет для застрахованных лиц зависит от установленного прожиточного минимума.
Период 2007 года | Размер прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо, грн. | Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет, грн. |
Январь — март включительно | 525 | 120,75 |
Апрель — сентябрь включительно | 535 | 123,05 |
Октябрь — декабрь включительно | 548 | 126,04 |
Как и в прошлом году, пособие по уходу за ребенком до трех лет облагается взносом в Пенсионный фонд «сверху». Однако в 2007 году сумма страхового взноса составит 30 % от размера минимального страхового взноса в Пенсионный фонд (
ч. 3. п. 8 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV). Таким образом, сумма взноса, начисляемая на пособие по уходу за ребенком до трех лет, составит:
Период 2007 года | Размер минимального страхового взноса в Пенсионный фонд | Размер взноса в Пенсионный фонд с пособия по уходу за ребенком до 3 лет |
Январь — июнь включительно | 132,80 грн. (400 х 33,2 %) | 39,84 грн. (132,80 х 30 %) |
Июль — ноябрь включительно | 139,44 грн. (420 х 33,2 %) | 41,83 грн. (139,44 х 30 %) |
Декабрь | 149,40 грн. (450 х 33,2 %) | 44,82 грн. (149,40 х 30 %) |
В связи с тем, что теперь пособие по уходу за ребенком до 3 лет будет выплачиваться за счет средств бюджета, возникает вопрос относительно порядка начисления пенсионного взноса на сумму пособия. Напомним, что согласно
постановлению КМУ от 25.08.2004 г. № 1092 взнос в Пенсионный фонд с суммы пособия по уходу за ребенком уплачивается работодателем за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности. По всей видимости, в ближайшее время следует ожидать внесения изменений в данный документ, о чем мы обязательно сообщим.
Пособия из Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности
В 2007 году произошли изменения в порядке расчета
пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам.В соответствии со
ст. 112 Закона о госбюджете-2007 данные виды пособия застрахованным лицам (кроме добровольно застрахованных), которые уплачивали страховые взносы меньше 6 месяцев в течение последних двенадцати месяцев перед наступлением страхового случая, выплачиваются исходя из фактической заработной платы, с которой были уплачены страховые взносы, но не выше размера минимальной заработной платы, установленной на момент наступления страхового случая.Для лиц, добровольно застрахованных в Фонде социального страхования по временной потере трудоспособности, и частных предпринимателей — единоналожников также установлены определенные ограничения. Так, лица, застрахованные в Фонде на добровольных началах, и физические лица — предприниматели, которые уплачивают единый налог, в 2007 году имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги,
при условии уплаты ими страховых взносов (установленного размера единого налога) не менее 6 месяцев в течение календарного года перед наступлением страхового случая.Относительно порядка применения указанных норм
Закона о госбюджете-2007 мы также надеемся в ближайшее время получить соответствующие разъяснения Минтруда и Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.
Госдивиденды: очередные изменения
Госдивидендные нормы в бюджетном законе уже давно (с 2003 года) стали традиционными. Однако сами эти нормы редко дублировались из года в год. Они постоянно изменялись. Госбюджет-2007 в данной части также не повторяет предшественников. Обратим внимание на основные моменты.
1.
Плательщики. К таковым сегодня относятся государственные (в том числе казенные) предприятия и их объединения, а также их дочерние предприятия (категория 1); смешанные предприятия, т. е. акционерные холдинговые компании и другие субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых присутствует госдоля, а также их дочерние предприятия (категория 2); хозобщества, более чем 50 процентов акций (долей, паев) которых находится в уставных фондах хозяйственных обществ, акционером которых является государство и владеет в них контрольным пакетом акций (категория 3, выделение этой категории из категории 2 является условным и связано с особенностями уплаты дивидендов за 2006 год).2. Нормативы и направление отчислений.
Для плательщиков категории 1 норматив отчисления части прибыли в 2007 году снижен и составит 15 %, категории 2 — определяется на уровне базовых нормативов отчислений доли прибыли, которая направляется на выплату дивидендов. Иными словами, для смешанных предприятий (их дочерних предприятий) норматив отчислений части прибыли (так называемых госдивидендов) и собственно норматив отчислений, направляемых на выплату дивидендов, в 2007 году совпадают. Соответствующий норматив утверждается ФГИУ и зависит от отраслевой принадлежности конкретного предприятия.Предприятия, оказавшиеся в
категории 3 по результатам деятельности 2007 года, не должны будут уплачивать дивиденды (но не госдивиденды) непосредственно в бюджет. Норма ст. 63 Закона о госбюджете-2007 об уплате ими дивидендов напрямую в бюджет касается лишь дивидендов за 2006 год. Таким образом, уплата дивидендов по результатам деятельности в 2007 году (за 2007 год) должна осуществляться непосредственно материнскому (смешанному) предприятию.3.
Зачет госдивидендов и дивидендов. Поскольку часть прибыли (госдивиденды) и собственно дивиденды по-прежнему представляют собой разные платежи, то осталась необходимость в проведении соответствующего зачета. Его механизм предусмотрен в последнем абзаце ст. 63 Закона о госбюджете-2007. Он сводится к предоставлению смешанным предприятиям права на уменьшение суммы госдивидендов на сумму дивидендов, начисленных и уплаченных по результатам 2006 года.
Заимствования госпредприятий: только по согласованию
В
ст. 13 Закона о госбюджете-2007 появилась норма, согласно которой в 2007 году государственные предприятия, в уставном фонде которых государству принадлежит более 50 процентов акций, осуществляют внутренние долгосрочные и среднесрочные и внешние заимствования по согласованию с Министерством финансов Украины, внутренние краткосрочные заимствования — по согласованию с соответствующими органами центральной исполнительной власти, в сфере деятельности которых они находятся.На наш взгляд, это ограничение касается, во-первых,
государственных предприятий, во-вторых, смешанных предприятий с госдолей, превышающей 50 % (хотя, строго говоря, такие смешанные предприятия государственными не являются), причем среди смешанных — только акционерные общества.Срочность заимствований, видимо, следует определять по аналогии с установленной классификацией кредитов по срокам использования: краткосрочные — до одного года, среднесрочные — до трех лет, долгосрочные — свыше трех лет (
ч. 2 ст. 374 Хозяйственного кодекса Украины). Между тем соответствующие ограничения касаются согласования любых заимствований, а не только кредитов. Осталось только установить критерии отнесения тех или иных привлеченных средств к заимствованиям. По-видимому, к ним относятся лишь привлеченные за плату денежные средства. По крайней мере, критерий оплатности звучит в определении заимствования из Бюджетного кодекса Украины (п. 21 ч. 1 ст. 2) и Положения (стандарта) бухгалтерского учета 31 «Финансовые расходы», утвержденного приказом Минфина от 28.04.2006 г. № 415 (п. 3).
Аренда государственного и коммунального имущества: правила ужесточаются
В этой сфере в 2007 году арендаторам и арендодателям придется столкнуться сразу с несколькими новациями (
ст. 118 Закона о госбюджете-2007).1. Конкурс арендаторов.
Передача в аренду государственного и коммунального имущества осуществляется исключительно на конкурсных началах. Таким образом, даже в условиях отсутствия нескольких заявлений об аренде ЦИК или недвижимого имущества должен быть проведен конкурс. Иными словами, конкурс проводится не по инициативе арендодателя и не по причине поступления нескольких заявок на аренду, а в силу прямой нормы закона. Более того, положения Закона о госбюджете-2007 в отношении обязательности проведения конкурса арендаторов не ограничиваются передачей в аренду ЦИК и недвижимого имущества, а распространяют свое действие и на любое другое государственное или коммунальное имущество, в том числе движимое (кстати, в отношении аренды которого общий порядок проведения конкурса не установлен).2.
Арендная плата. Арендная плата за государственное и коммунальное имущество определяется в соответствии с ее рыночной стоимостью в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. В настоящее время порядка определения рыночной стоимости арендной платы не существует. Существующая методика основана на применении оценочной стоимости именно имущества (причем такая оценка не всегда обязательна), а не на оценке собственно арендной платы. До установления такой методики (а также индикативных ставок арендной платы) считаем возможным использование существующих документов Кабмина, а в отношении арендной платы за коммунальное имущество — соответствующих актов органов местного самоуправления.3.
Пересмотр договоров аренды. На основании абзаца третьего ст. 118 Закона о госбюджете-2007 договоры аренды государственного и коммунального имущества, заключенные до 1 января 2007 года (кроме договоров на аренду государственного и коммунального имущества, заключенных бюджетными учреждениями, Пенсионным фондом Украины и его органами, а также относительно целостных имущественных комплексов), в шестимесячный срок подлежат обязательному пересмотру в соответствии с установленной нормой. Под установленной нормой, видимо, понимаются правила абзацев первого и второго ст. 118 Закона о госбюджете-2007 (кроме обязательности проведения конкурса). Причем до конца не понятны условия пересмотра договоров, заключенных с льготными категориями арендаторов (кроме бюджетников и Пенсионного фонда).Также
Закон о госбюджете-2007 предусматривает обязательность пересмотра в двухмесячный срок «старых» договоров о совместной деятельности с госпредприятиями на соответствие оценки стоимости переданного государственного имущества его рыночной стоимости и обеспечение соответствующей прибыльности такого имущества.
Смена местонахождения
В случае изменения юридического адреса субъектов предпринимательской деятельности — налогоплательщиков уплата определенных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) после регистрации осуществляется
по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного периода (ст. 43 Закона о госбюджете-2007). Это правило не ново и его включение в госбюджетный закон стало уже традицией.С учетом
ст. 3 Бюджетного кодекса Украины бюджетный период для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему, равен одному календарному году, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года.После поступления уведомления о снятии с учета налогоплательщика в связи с изменением местонахождения (места проживания) по ф. № 11-ОПП, или поступления сведений от государственного регистратора об изменении местонахождения (места проживания) налогоплательщика, или подачи плательщиком налогов заявления о снятии с учета в связи с изменением местонахождения (места проживания) по ф. № 9-ОПП орган государственной налоговой службы по предыдущему местонахождению не снимает с учета налогоплательщика, т. е. срок пребывания налогоплательщика на учете
продолжается до окончания текущего бюджетного года.Таким образом, изменение местонахождения (места проживания) плательщика налогов не означает автоматического снятия его с учета в налоговых органах по месту предыдущей регистрации. Поэтому уплачивать
налоги и сборы до конца этого года и предоставлять отчетность нужно будет по старому месту регистрации (месту проживания).В целях практического применения
ст. 43 Закона о госбюджете-2007 нужно руководствоваться приказом ГНАУ от 12 марта 2004 г. № 134 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 90).
Отдельные сборы в Пенсионный фонд
Как и в прошлом году, в 2007 году будут взиматься сборы в Пенсионный фонд при осуществлении следующих операций:
— купли-продажи
безналичной валюты;— продажи ювелирных изделий из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценных камней;
— отчуждения легковых автомобилей (кроме легковых автомобилей, которыми обеспечиваются инвалиды, переходящих в собственность наследникам по закону);
— купли-продажи недвижимого имущества;
— предоставлении услуг сотовой мобильной связи.
Уплата сбора в Пенсионный фонд с указанных видов операций производится точно так же, как и в прошлом году. Единственное исключение состоит в том, что по операциям по купле-продаже безналичной валюты сбор в Пенсионный фонд взимается в размере
1 % вместо 1,3 %, действовавших в 2006 году.В заключение отметим: рамки сегодняшней статьи не позволяют охватить все интересные нюансы
Закона о госбюджете-2007. Многое осталось «за кадром». Среди них есть относительно формальные нормы (например, применение коэффициента 3,1 к ставкам земельного налога по населенным пунктам, денежная оценка которых не проведена), так и весьма революционные (в частности, вопросы отмены досрочных пенсий работающим пенсионерам). Но это не означает, что данные нюансы будут забыты редакцией. Мы обязательно вернемся к анализу норм бюджетного закона, рассматривая те или иные вопросы, которые волнуют бухгалтеров.