Темы статей
Выбрать темы

Самое главное в Законе о госбюджете-2007

Редакция НиБУ
Статья

САМОЕ ГЛАВНОЕ В ЗАКОНЕ О ГОСБЮДЖЕТЕ-2007

 

Наперекор традициям отечественного законотворчества Закон о госбюджете-2007 выгодно отличается от предыдущих практически полным отсутствием налоговых норм. Он в этом смысле перескакал даже госбюджет-2006, который налоговыми новациями также не блистал. Основные налоговые изменения, вступающие в силу с 2007 года, были приняты еще до утверждения Закона о госбюджете-2007 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 102, с. 3). Но это нисколько не умаляет его значимости, ведь многие очень важные для бухгалтера показатели мы узнаем именно из бюджета. Поэтому сегодня вместе с текстом бюджетного закона (с. 5) предлагаем вашему вниманию оперативный обзор самых главных его положений.

Дмитрий ВИНОКУРОВ, заместитель главного редактора
Наталья ВОРОНАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о госбюджете-2007

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 489-V.

Закон о госбюджете-2006

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2006 год» от 20.12.2005 г. № 3235-IV.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон № 400

— Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.

 

Минимальная зарплата и прожиточный минимум

Одними из важных показателей, установленных в

Законе о госбюджете-2007, являются минимальная зарплата и прожиточный минимум. Они имеют существенное значение для налогообложения заработной платы, о чем будет сказано ниже. Так же, как и в 2006 году, в течение 2007 года эти показатели будут изменяться. Приведем суммы минимальной зарплаты и прожиточного минимума, установленные на 2007 год,
в таблицах.

 

Минимальная зарплата

Период 2007 года

Размер минимальной зарплаты

1 января — 30 июня

400 грн.

1 июля — 30 ноября

420 грн.

1 декабря — 31 декабря

450 грн.

 

Прожиточный минимум

Социальные и демографические группы населения

Размер прожиточного минимума в 2007 году

январь — март включительно

апрель — сентябрь включительно

октябрь — декабрь включительно

Дети в возрасте до 6 лет

434 грн.

442 грн.

450 грн.

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

558 грн.

568 грн.

579 грн.

Трудоспособные лица

525 грн.

535 грн.

548 грн.

Лица, утратившие трудоспособность

380 грн.

387 грн.

395 грн.

Общий показатель

492 грн.

501 грн.

510 грн.

 

Отметим, что в соответствии с

постановлением Верховной Рады Украины от 22.12.2006 г. № 518-V Кабинету Министров Украины поручено внести на рассмотрение Верховной Рады проект закона о внесении изменений в Закон о госбюджете-2007 относительно увеличения в 2007 году прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц и минимальной заработной платы. В случае внесения соответствующих изменений в Закон о госбюджете-2007 мы обязательно об этом сообщим.

 

Налог с доходов физических лиц

Согласно

п.п. 6.1.1 Закона № 889 налоговая социальная льгота, на которую уменьшается налогооблагаемый доход, полученный налогоплательщиком из источников на территории Украины от одного работодателя в виде заработной платы, устанавливается в размере, равном 50 % минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года.

С 1 января 2007 года в соответствии со

ст. 76 Закона о госбюджете-2007 минимальная заработная плата установлена в сумме 400 грн.

В связи с этим в 2007 году налоговая социальная льгота будет применяться в таких размерах:

100 %

(п.п. 6.1.1 Закона № 889): 400 x 50 % = 200 грн.;

150 %

(п.п. 6.1.2 Закона № 889): 200 x 150 % = 300 грн.;

200 %

(п.п. 6.1.3 Закона № 889): 200 x 200 % = 400 грн.

Напоминаем, что налоговая социальная льгота устанавливается один раз в год и не изменяется в связи с изменением размера минимальной заработной платы в течение года.

Предельный размер заработной платы, к которой применяется налоговая социальная льгота

, определяется как прожиточный минимум для трудоспособного лица, действующий на 1 января отчетного налогового года, умноженный на 1,4 и округленный до ближайших 10 гривень (п.п. 6.5.1 Закона № 889). В соответствии со ст. 62 Закона о госбюджете-2007 прожиточный минимум для трудоспособных лиц на 1 января 2007 года установлен в размере 525 грн.

Значит, в течение всего 2007 года предельный размер зарплаты для получения налоговой социальной льготы составит:

740 грн. (525 грн. x 1,4 = 735 грн., округление до ближайших 10 грн. дает цифру 740 грн.).

Предельный размер зарплаты, который дает право на получение налоговой социальной льготы одному из родителей в случаях и размерах, предусмотренных

пп. «а» — «в» п.п. 6.1.2 Закона № 889, определяется как произведение суммы 740 грн. и соответствующего количества детей.

Напомним, что с 1 января 2007 года вступила в силу

ст. 11 Закона № 889, действие которой на 2006 год было приостановлено Законом о госбюджете-2006. В Законе о госбюджете-2007 такой нормы не предусмотрено. Таким образом, доходы от продажи и обмена объектов недвижимости с 2007 года облагаются налогом с доходов физических лиц.

 

Ставки взносов в Пенсионный фонд

Ставка взноса в Пенсионный фонд в очередной раз изменилась. В общем случае

для работодателей, использующих труд наемных работников, ставка пенсионного взноса в части начислений на 2007 год увеличилась с 31,8 % до 33,2 % (ст. 92 Закона о госбюджете-2007). Такую же ставку необходимо использовать при начислении взноса в Пенсионный фонд на суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам, выплачиваемых физическим лицам.

Обращаем внимание, что для начисления пенсионных взносов на выплаты

инвалидам, работающим на предприятиях, ставка взноса остается неизменной и составляет 4 % (абзац пятый п. 1 ст. 4 Закона № 400). При этом за инвалидов, работающих у физических лиц — предпринимателей, пенсионный взнос уплачивается по общей ставке 33,2 % (см. письмо Пенсионного фонда от 27.04.2005 г. № 4973/04).

Предприятия всеукраинских общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов не менее 50 % общей численности работающих, как и раньше, уплачивают пенсионный взнос по ставке 4 % от объекта налогообложения для всех работников этих предприятий.

Плательщики фиксированного сельхозналога

в 2007 году начисляют взносы в Пенсионный фонд по ставке, установленной абзацем седьмым п. 1 ст. 4 Закона № 400. Каких-то отдельных норм для таких страхователей Закон о госбюджете-2007, в отличие от Закона о госбюджете-2006, не предусматривает.

Согласно

абзацу седьмому п. 1 ст. 4 Закона № 400 в 2005 — 2006 годах ставка пенсионного взноса должна составлять 20 % от ставки, установленной абзацем вторым п. 1 ст. 4 Закона № 400, и подлежать увеличению ежегодно на 20 % до достижения общего размера ставки. Таким образом, в 2007 году плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога должны уплачивать страховой взнос в Пенсионный фонд в размере 40 % от общей ставки, что составляет 13,28 % (33,2 % х 0,4).

Следует отметить, что в отличие от

Закона о госбюджете-2006 Закон о госбюджете-2007 не определяет порядок начисления пенсионных взносов на выплаты лицам из числа летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, летчиков-наблюдателей) и борт-операторов, которые выполняют специальные работы в полетах. В связи с этим для них в 2007 году применяется ставка взноса в Пенсионный фонд, установленная абзацем четвертым п. 1 ст. 4 Закона № 400 в размере 42 %.

Ставка взноса в Пенсионный фонд в соответствии со

ст. 92 Закона о госбюджете-2007 была увеличена с 31,8 % до 33,2 % и для частных предпринимателей, находящихся на общей системе налогообложения и уплачивающих взнос в Пенсионный фонд со своего налогооблагаемого дохода (прибыли).

На 2007 год изменились также

ставки удержаний взноса в Пенсионный фонд. Согласно ст. 113 Закона о госбюджете-2007 для плательщиков — физических лиц, которые работают на условиях трудового договора, и физических лиц, выполняющих работы (услуги) по гражданско-правовым договорам, взнос устанавливается в следующих размерах:

— с заработной платы или

части заработной платы, не превышающей размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, — 0,5 %;

— с

части заработной платы, в размере сверх прожиточного минимума для трудоспособных лиц, — 2 %.

Таким образом, если заработная плата работника за январь 2007 года составляет 700 грн., ее часть в размере 525 грн. облагается взносом в размере 0,5 %, а 175 грн. (700 грн. - 525 грн.) — по ставке 2 %.

Отметим, что для лиц из числа летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и борт-операторов, которые выполняют специальные работы в полетах (

абзац четвертый п. 4 ст. 4 Закона № 400), а также госслужащих и прочих лиц, перечисленных в п. 5 ст. 4 Закона № 400, ставки удержаний не изменились и по-прежнему составляют от 1 до 5 %.

В соответствии со

ст. 100 Закона о госбюджете-2007 в 2007 году являются застрахованными в системе общеобязательного пенсионного страхования лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лица рядового и начальствующего состава. На суммы денежного обеспечения этих лиц воинские части, предприятия, учреждения, организации и органы, выплачивающие такое обеспечение, в 2007 году обязаны начислять и удерживать взнос в Пенсионный фонд.

Обращаем внимание, что в связи с изменением ставок взноса в Пенсионный фонд изменился размер минимального страхового взноса на 2007 год для соответствующих категорий застрахованных лиц. Так, например, для физических лиц — предпринимателей минимальный страховой взнос составит:

 

Период 2007 года

Размер минимального страхового взноса в Пенсионный фонд

Январь — июнь включительно

132,80 грн. (400 х 33,2 %)

Июль — ноябрь включительно

139,44 грн. (420 х 33,2 %)

Декабрь

149,40 грн. (450 х 33,2 %)

 

Ставки взносов в прочие фонды социального страхования

Законом о госбюджете-2007

приостановлено действие ст. 1 Закона Украины «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 22.02.2001 г. № 2272-III. Напомним, что указанной статьей установлены тарифы для взносов в Фонд страхования от несчастных случаев на производстве.

Вместе с тем

ст. 91 Закона о госбюджете-2007 установлены тарифы на текущий год в зависимости от класса профессионального риска производства. Они такие же, как действовали в 2006 году.

В Фонд социального страхования на случай безработицы

работодатели, как и прошлом году, будут уплачивать взнос в размере 1,3 %. Это установлено ст. 93 Закона о госбюджете-2007.

Снижена ставка взноса в

Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, начисляемая работодателями на сумму фактических расходов на оплату труда наемных работников, с 2,9 % до 1,5 %.

Для работодателей на предприятиях и в организациях общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов не меньше 50 % общей численности работающих и фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 % сумм расходов на оплату труда, взнос начисляется отдельно по ставкам:

— 0,7 % суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников-инвалидов;

1,5 % сумм фактических расходов на оплату труда прочих работников.

Также

ставка взноса в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности снижена для лиц, желающих зарегистрироваться в данном Фонде на добровольных началах. Если раньше ставка взноса составляла 3,4 %, то сейчас — 2,0 % налогооблагаемого дохода (прибыли). Ставка взноса в Фонд социального страхования на случай безработицы для добровольно застрахованных лиц осталась на прежнем уровне и составляет 1,8 %.

Следует отметить, что по «специальным» категориям плательщиков, как-то: по работникам-инвалидам, работникам организаций обществ УТОГ и УТОС и др.,

ставки взносов в социальные фонды не изменились.

Однако обращаем внимание, что с 01.01.2007 г. вступили в силу изменения к

абзацу второму ст. 5 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III, согласно которым страхованию на случай безработицы не подлежат работающие лица, которые получают или имеют право на назначение пенсии по возрасту, в том числе на льготных условиях, пенсию за выслугу лет, а также лица, которые достигли установленного законом пенсионного возраста.

В новой редакции данной статьи не упоминаются лица, которые получают пенсию по инвалидности. Это означает, что

с 1 января 2007 года работающие инвалиды относятся к застрахованным лицам, а поэтому из их заработной платы должны удерживаться страховые взносы по страхованию на случай безработицы.

В общем случае для работодателей и их работников ставки взносов в соцфонды составят:

 

Показатель

Фвпт

Фб

Фнс

Начисления

1,5 %

1,3 %

Тариф

Удержания

0,5 — 1 %*

0,5 %

Х

* 0,5 %, если зарплата равна или меньше действующего размера прожиточного минимума на трудоспособное лицо, 1 %, если зарплата больше действующего размера прожиточного минимума на трудоспособное лицо.

 

Согласно

ст. 81 Закона о госбюджете-2007 максимальный размер доходов, с которого взимаются страховые взносы, равен пятнадцати размерам прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных лиц. Учитывая, что прожиточный минимум на трудоспособное лицо изменяется в течение 2007 года, максимальный размер доходов, с которого взимаются взносы в фонды социального страхования, в том числе в Пенсионный фонд, по соответствующим периодам 2007 года составит:

 

Период 2007 года

Размер прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо, грн.

Максимальный размер дохода, который облагается соцвзносами, грн.

Январь — март включительно

525

7875

Апрель — сентябрь включительно

535

8025

Октябрь — декабрь включительно

548

8220

 

Пособие при рождении ребенка

Размер пособия при рождении ребенка в 2007 году не изменился по сравнению с 2006 годом и составляет 8500 грн. Выплата пособия при рождении ребенка будет осуществляться единоразово при рождении ребенка в размере 3400 грн., а остаток — в течение следующих 12 месяцев равными частями (по 425 грн.) в порядке, установленном КМУ.

Однако в 2007 году серьезно меняется порядок осуществления такой выплаты. В соответствии со

ст. 56 Закона о госбюджете-2007 пособие при рождении ребенка будет выплачиваться как незастрахованным, так и застрахованным лицам за счет бюджетных средств. Таким образом, в 2007 го-
ду средства Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности не будут направляться на выплату данного пособия.

Согласно

приказу Минтруда от 06.12.2006 г. № 453 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 101) функций назначения и выплаты пособия при рождении ребенка передаются органам труда и социальной защиты населения.

При этом

в I квартале 2007 года выплату пособия при рождении ребенка застрахованным лицам осуществляют работодатели. Денежные средства на выплату таких пособий должны поступать на счета страхователей от органов труда и социальной защиты населения в соответствии с предоставленными работодателями заявками.

Начиная

с 1 апреля 2007 года выплата пособий застрахованным лицам будет осуществляться органом труда и социальной защиты населения без участия страхователей.

Обращаем внимание, что в отчете по форме Ф4-ФСС з ТВП

в 2007 году пособие при рождении ребенка страхователи отражать не должны, так как финансирование выплат будет осуществляться за счет средств бюджета, а не Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности. Что касается пособий за декабрь 2006 года, то они в обязательном порядке должны быть указаны в разделе IV отчета по форме Ф4-ФСС з ТВП за 2006 год «Расходы за счет страховых взносов».

 

Пособие по уходу за ребенком

Так же, как и пособие при рождении ребенка,

пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и незастрахованным, и застрахованным лицам, в 2007 году будет выплачиваться за счет бюджетных средств.

На 2007 год

приостановлено действие ст. 43 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III, согласно которой размер данного пособия устанавливается Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности.

В соответствии со

ст. 56 Закона о госбюджете-2007 пособие по уходу за ребенком до трех лет предоставляется в размере, равном разнице между 50 % прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев, но не менее 90 гривень для незастрахованных лиц и 23 % прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, для застрахованных лиц, в порядке, установленном КМУ.

Таким образом, минимальный размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет для застрахованных лиц зависит от установленного прожиточного минимума.

 

Период 2007 года

Размер прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо, грн.

Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет, грн.

Январь — март включительно

525

120,75

Апрель — сентябрь включительно

535

123,05

Октябрь — декабрь включительно

548

126,04

 

Как и в прошлом году, пособие по уходу за ребенком до трех лет облагается взносом в Пенсионный фонд «сверху». Однако в 2007 году сумма страхового взноса составит 30 % от размера минимального страхового взноса в Пенсионный фонд (

ч. 3. п. 8 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV). Таким образом, сумма взноса, начисляемая на пособие по уходу за ребенком до трех лет, составит:

 

Период 2007 года

Размер минимального страхового взноса в Пенсионный фонд

Размер взноса в Пенсионный фонд с пособия по уходу за ребенком до 3 лет

Январь — июнь включительно

132,80 грн. (400 х 33,2 %)

39,84 грн. (132,80 х 30 %)

Июль — ноябрь включительно

139,44 грн. (420 х 33,2 %)

41,83 грн. (139,44 х 30 %)

Декабрь

149,40 грн. (450 х 33,2 %)

44,82 грн. (149,40 х 30 %)

 

В связи с тем, что теперь пособие по уходу за ребенком до 3 лет будет выплачиваться за счет средств бюджета, возникает вопрос относительно порядка начисления пенсионного взноса на сумму пособия. Напомним, что согласно

постановлению КМУ от 25.08.2004 г. № 1092 взнос в Пенсионный фонд с суммы пособия по уходу за ребенком уплачивается работодателем за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности. По всей видимости, в ближайшее время следует ожидать внесения изменений в данный документ, о чем мы обязательно сообщим.

 

Пособия из Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности

В 2007 году произошли изменения в порядке расчета

пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам.

В соответствии со

ст. 112 Закона о госбюджете-2007 данные виды пособия застрахованным лицам (кроме добровольно застрахованных), которые уплачивали страховые взносы меньше 6 месяцев в течение последних двенадцати месяцев перед наступлением страхового случая, выплачиваются исходя из фактической заработной платы, с которой были уплачены страховые взносы, но не выше размера минимальной заработной платы, установленной на момент наступления страхового случая.

Для лиц, добровольно застрахованных в Фонде социального страхования по временной потере трудоспособности, и частных предпринимателей — единоналожников также установлены определенные ограничения. Так, лица, застрахованные в Фонде на добровольных началах, и физические лица — предприниматели, которые уплачивают единый налог, в 2007 году имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги,

при условии уплаты ими страховых взносов (установленного размера единого налога) не менее 6 месяцев в течение календарного года перед наступлением страхового случая.

Относительно порядка применения указанных норм

Закона о госбюджете-2007 мы также надеемся в ближайшее время получить соответствующие разъяснения Минтруда и Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.

 

Госдивиденды: очередные изменения

Госдивидендные нормы в бюджетном законе уже давно (с 2003 года) стали традиционными. Однако сами эти нормы редко дублировались из года в год. Они постоянно изменялись. Госбюджет-2007 в данной части также не повторяет предшественников. Обратим внимание на основные моменты.

1.

Плательщики. К таковым сегодня относятся государственные (в том числе казенные) предприятия и их объединения, а также их дочерние предприятия (категория 1); смешанные предприятия, т. е. акционерные холдинговые компании и другие субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых присутствует госдоля, а также их дочерние предприятия (категория 2); хозобщества, более чем 50 процентов акций (долей, паев) которых находится в уставных фондах хозяйственных обществ, акционером которых является государство и владеет в них контрольным пакетом акций (категория 3, выделение этой категории из категории 2 является условным и связано с особенностями уплаты дивидендов за 2006 год).

2. Нормативы и направление отчислений.

Для плательщиков категории 1 норматив отчисления части прибыли в 2007 году снижен и составит 15 %, категории 2 — определяется на уровне базовых нормативов отчислений доли прибыли, которая направляется на выплату дивидендов. Иными словами, для смешанных предприятий (их дочерних предприятий) норматив отчислений части прибыли (так называемых госдивидендов) и собственно норматив отчислений, направляемых на выплату дивидендов, в 2007 году совпадают. Соответствующий норматив утверждается ФГИУ и зависит от отраслевой принадлежности конкретного предприятия.

Предприятия, оказавшиеся в

категории 3 по результатам деятельности 2007 года, не должны будут уплачивать дивиденды (но не госдивиденды) непосредственно в бюджет. Норма ст. 63 Закона о госбюджете-2007 об уплате ими дивидендов напрямую в бюджет касается лишь дивидендов за 2006 год. Таким образом, уплата дивидендов по результатам деятельности в 2007 году (за 2007 год) должна осуществляться непосредственно материнскому (смешанному) предприятию.

3.

Зачет госдивидендов и дивидендов. Поскольку часть прибыли (госдивиденды) и собственно дивиденды по-прежнему представляют собой разные платежи, то осталась необходимость в проведении соответствующего зачета. Его механизм предусмотрен в последнем абзаце ст. 63 Закона о госбюджете-2007. Он сводится к предоставлению смешанным предприятиям права на уменьшение суммы госдивидендов на сумму дивидендов, начисленных и уплаченных по результатам 2006 года.

 

Заимствования госпредприятий: только по согласованию

В

ст. 13 Закона о госбюджете-2007 появилась норма, согласно которой в 2007 году государственные предприятия, в уставном фонде которых государству принадлежит более 50 процентов акций, осуществляют внутренние долгосрочные и среднесрочные и внешние заимствования по согласованию с Министерством финансов Украины, внутренние краткосрочные заимствования — по согласованию с соответствующими органами центральной исполнительной власти, в сфере деятельности которых они находятся.

На наш взгляд, это ограничение касается, во-первых,

государственных предприятий, во-вторых, смешанных предприятий с госдолей, превышающей 50 % (хотя, строго говоря, такие смешанные предприятия государственными не являются), причем среди смешанных — только акционерные общества.

Срочность заимствований, видимо, следует определять по аналогии с установленной классификацией кредитов по срокам использования: краткосрочные — до одного года, среднесрочные — до трех лет, долгосрочные — свыше трех лет (

ч. 2 ст. 374 Хозяйственного кодекса Украины). Между тем соответствующие ограничения касаются согласования любых заимствований, а не только кредитов. Осталось только установить критерии отнесения тех или иных привлеченных средств к заимствованиям. По-видимому, к ним относятся лишь привлеченные за плату денежные средства. По крайней мере, критерий оплатности звучит в определении заимствования из Бюджетного кодекса Украины (п. 21 ч. 1 ст. 2) и Положения (стандарта) бухгалтерского учета 31 «Финансовые расходы», утвержденного приказом Минфина от 28.04.2006 г. № 415 (п. 3).

 

Аренда государственного и коммунального имущества: правила ужесточаются

В этой сфере в 2007 году арендаторам и арендодателям придется столкнуться сразу с несколькими новациями (

ст. 118 Закона о госбюджете-2007).

1. Конкурс арендаторов.

Передача в аренду государственного и коммунального имущества осуществляется исключительно на конкурсных началах. Таким образом, даже в условиях отсутствия нескольких заявлений об аренде ЦИК или недвижимого имущества должен быть проведен конкурс. Иными словами, конкурс проводится не по инициативе арендодателя и не по причине поступления нескольких заявок на аренду, а в силу прямой нормы закона. Более того, положения Закона о госбюджете-2007 в отношении обязательности проведения конкурса арендаторов не ограничиваются передачей в аренду ЦИК и недвижимого имущества, а распространяют свое действие и на любое другое государственное или коммунальное имущество, в том числе движимое (кстати, в отношении аренды которого общий порядок проведения конкурса не установлен).

2.

Арендная плата. Арендная плата за государственное и коммунальное имущество определяется в соответствии с ее рыночной стоимостью в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. В настоящее время порядка определения рыночной стоимости арендной платы не существует. Существующая методика основана на применении оценочной стоимости именно имущества (причем такая оценка не всегда обязательна), а не на оценке собственно арендной платы. До установления такой методики (а также индикативных ставок арендной платы) считаем возможным использование существующих документов Кабмина, а в отношении арендной платы за коммунальное имущество — соответствующих актов органов местного самоуправления.

3.

Пересмотр договоров аренды. На основании абзаца третьего ст. 118 Закона о госбюджете-2007 договоры аренды государственного и коммунального имущества, заключенные до 1 января 2007 года (кроме договоров на аренду государственного и коммунального имущества, заключенных бюджетными учреждениями, Пенсионным фондом Украины и его органами, а также относительно целостных имущественных комплексов), в шестимесячный срок подлежат обязательному пересмотру в соответствии с установленной нормой. Под установленной нормой, видимо, понимаются правила абзацев первого и второго ст. 118 Закона о госбюджете-2007 (кроме обязательности проведения конкурса). Причем до конца не понятны условия пересмотра договоров, заключенных с льготными категориями арендаторов (кроме бюджетников и Пенсионного фонда).

Также

Закон о госбюджете-2007 предусматривает обязательность пересмотра в двухмесячный срок «старых» договоров о совместной деятельности с госпредприятиями на соответствие оценки стоимости переданного государственного имущества его рыночной стоимости и обеспечение соответствующей прибыльности такого имущества.

 

Смена местонахождения

В случае изменения юридического адреса субъектов предпринимательской деятельности — налогоплательщиков уплата определенных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) после регистрации осуществляется

по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного периода (ст. 43 Закона о госбюджете-2007). Это правило не ново и его включение в госбюджетный закон стало уже традицией.

С учетом

ст. 3 Бюджетного кодекса Украины бюджетный период для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему, равен одному календарному году, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года.

После поступления уведомления о снятии с учета налогоплательщика в связи с изменением местонахождения (места проживания) по ф. № 11-ОПП, или поступления сведений от государственного регистратора об изменении местонахождения (места проживания) налогоплательщика, или подачи плательщиком налогов заявления о снятии с учета в связи с изменением местонахождения (места проживания) по ф. № 9-ОПП орган государственной налоговой службы по предыдущему местонахождению не снимает с учета налогоплательщика, т. е. срок пребывания налогоплательщика на учете

продолжается до окончания текущего бюджетного года.

Таким образом, изменение местонахождения (места проживания) плательщика налогов не означает автоматического снятия его с учета в налоговых органах по месту предыдущей регистрации. Поэтому уплачивать

налоги и сборы до конца этого года и предоставлять отчетность нужно будет по старому месту регистрации (месту проживания).

В целях практического применения

ст. 43 Закона о госбюджете-2007 нужно руководствоваться приказом ГНАУ от 12 марта 2004 г. № 134 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 90).

 

Отдельные сборы в Пенсионный фонд

Как и в прошлом году, в 2007 году будут взиматься сборы в Пенсионный фонд при осуществлении следующих операций:

— купли-продажи

безналичной валюты;

— продажи ювелирных изделий из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценных камней;

— отчуждения легковых автомобилей (кроме легковых автомобилей, которыми обеспечиваются инвалиды, переходящих в собственность наследникам по закону);

— купли-продажи недвижимого имущества;

— предоставлении услуг сотовой мобильной связи.

Уплата сбора в Пенсионный фонд с указанных видов операций производится точно так же, как и в прошлом году. Единственное исключение состоит в том, что по операциям по купле-продаже безналичной валюты сбор в Пенсионный фонд взимается в размере

1 % вместо 1,3 %, действовавших в 2006 году.

В заключение отметим: рамки сегодняшней статьи не позволяют охватить все интересные нюансы

Закона о госбюджете-2007. Многое осталось «за кадром». Среди них есть относительно формальные нормы (например, применение коэффициента 3,1 к ставкам земельного налога по населенным пунктам, денежная оценка которых не проведена), так и весьма революционные (в частности, вопросы отмены досрочных пенсий работающим пенсионерам). Но это не означает, что данные нюансы будут забыты редакцией. Мы обязательно вернемся к анализу норм бюджетного закона, рассматривая те или иные вопросы, которые волнуют бухгалтеров.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше