Утверждены приказом ГНА Украины от 11.12.2006 № 766
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при администрировании налога на прибыль
I. Общие положения и основные термины
Настоящие Методические рекомендации разработаны согласно требованиям Закона Украины от 4 декабря 1990 года № 509-ХII «О государственной налоговой службе в Украине», с изменениями и дополнениями (далее — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине») и во исполнение статьи 16 Закона Украины от 28 декабря 1994 года № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий», с изменениями и дополнениями (далее — Закон Украины «О прибыли») для применения органами государственной налоговой службы при осуществлении администрирования налога на прибыль.
Методические рекомендации применяются к налоговой отчетности, составленной по результатам отчетного периода, для плательщиков налога на прибыль с квартальной и годовой формами отчетности и к уточняющим расчетам.
Термины, изложенные в настоящих Методических рекомендациях, употребляются в следующем значении:
документальная не выездная (камеральная) проверка по вопросам определения достоверности начисления налога на прибыль, отрицательного значения объекта налогообложения
— проверка, которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы на основании предоставленных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей), независимо от способа их предоставления;акт
— служебный документ, утверждающий факт проведения невыездной документальной проверки, являющийся носителем доказательной информации о выявленных нарушениях, которые приводят к занижению или завышению суммы налогового обязательства субъектами хозяйствования при применении налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС;справка
— служебный документ, утверждающий факт проведения невыездной документальной проверки, являющийся носителем доказательной информации о выявленных нарушениях, которые не приводят к занижению или завышению суммы налогового обязательства субъектами хозяйствования при применении налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС;информационно-аналитическая справка
— служебный документ, содержащий обобщенную аналитическую информацию по данным налоговой отчетности плательщиков налога, результаты сопоставления показателей налоговой отчетности и существующей информации с различными источниками происхождения и формируется в электронном виде.Важнейшими составными частями администрирования налога на прибыль являются следующие процедуры:
оперативный и качественный прием отчетности по налогу на прибыль;
проверка соблюдения сроков предоставления налоговой отчетности и уплаты налога на прибыль;
камеральная проверка налоговой отчетности по налогу на прибыль;
анализ внешней и внутренней информации о плательщике;
составление информационно-аналитической справки по предприятиям, определенным по данным аналитической информации как минимизирующие налоговые обязательства при расчетах налога на прибыль;
передача информационно-аналитических справок в подразделения аудита юридических лиц с целью качественного планирования и подготовки к проверкам.
II. Прием и обработка налоговой отчетности по налогу на прибыль
Порядок приема и сроки рассмотрения налоговых деклараций по налогу на прибыль разработаны на основании норм Закона Украины «О прибыли» и Закона Украины от 21 декабря 2000 года № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181).
Декларация подается плательщиком налога на прибыль согласно требованиям Закона Украины «О прибыли» в орган ГНС по месту регистрации. Порядок заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на прибыль регламентируется приказом ГНА Украины от 29.03.2003 № 143 «Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль предприятия и Порядка ее составления», с изменениями, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 08.04.2003 под № 271/7592.
Порядок приема и компьютерной обработки налоговой декларации по налогу на прибыль плательщиков налога государственных налоговых инспекций районного уровня и специализированной государственной налоговой инспекции по работе с крупными плательщиками налогов охватывает полный цикл приема и обработки документов налоговой отчетности, которые подаются в органы государственной налоговой службы юридическими лицами и физическими лицами — субъектами хозяйствования, и регламентируется приказом ГНА Украины от 01.04.2006 № 171 «Об утверждении Методических рекомендаций по приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налога в ОГНС Украины».
В состав отчетности по налогу на прибыль
(далее — декларация или налоговая отчетность) включаются:отчетность по налогу на прибыль предприятий, по форме и в объемах, утвержденных приказом ГНА Украины от 29.03.2003 № 143, с изменениями и дополнениями;
отчетность по налогу на прибыль страховщика, по форме и в объемах, утвержденных приказом ГНА Украины от 31.03.2003 № 146, с изменениями и дополнениями;
отчетность по налогу на прибыль банка, по форме и в объемах, утвержденных приказом ГНА Украины от 31.03.2003 № 148, с изменениями и дополнениями;
расчет уплаты консолидированного налога на прибыль и уведомление о принятом решении по уплате консолидированного налога на прибыль, по форме и в объемах, утвержденных приказом ГНА Украины от 10.02.2003 № 68, с изменениями и дополнениями;
отчет об использовании средств неприбыльных организаций и учреждений, по форме и в объемах, утвержденных приказом ГНА Украины от 11.07.97 № 233, с изменениями и дополнениями;
отчет о выплаченных доходах, удержании и внесении в бюджет налога на доходы нерезидентов, утвержденный приказом ГНА Украины от 16.01.98 № 28, с изменениями и дополнениями;
расчет налога на прибыль нерезидента, который осуществляет свою деятельность на территории Украины через постоянное представительство, утвержденный приказом ГНА Украины от 31.07.97 № 274, с изменениями и дополнениями;
налоговый отчет о прибыли, освобождаемой от налогообложения, предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, имущество которых является их собственностью, полученной от продажи товаров (работ, услуг), кроме подакцизных товаров и прибыли, полученной от игорного бизнеса, утвержденный приказом ГНА Украины от 30.07.97 № 270, с изменениями и дополнениями;
отчет о результатах совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица, по форме и в объемах, утвержденных приказом ГНА Украины от 30.09.04 № 571;
уточняющий расчет налоговых обязательств в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок, по форме и в объемах, утвержденных приказами ГНА Украины от 29.03.2003 № 143 «Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль предприятия и Порядка ее составления», от 31.03.2003 № 146 «Об утверждении формы декларации по налогу на доходы (прибыль) страховщика и порядка ее составления», от 31.03.2003 № 148 «Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль банка и Порядка ее составления»;
декларации и расчеты, предоставленные плательщиком налога в не определенной нормативными документами форме с обязательным приложением к ней объяснений причин выбора плательщиком отличной от установленной формы отчетности в порядке и в объемах, определенных частью «з» подпункта 4.4.2 статьи 4 Закона № 2181;
отчетность предприятия (банка, страховщика) по налогу на прибыль за 11 месяцев соответствующего года, которая предоставляется по форме и в объемах, определенных дополнительно.
Во исполнение статьи 67 Закона Украины 20 декабря 2005 года № 3235-IУ «О Государственном бюджете Украины на 2006 год» Кабинет Министров Украины постановлением от 17 мая 2006 года № 678 утвердил Порядок и нормативы отчисления хозяйственными организациями в общий фонд государственного бюджета части прибыли (дохода) по результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2005 году и ежеквартальной финансово-хозяйственной деятельности в 2006 году.
Форма расчета утверждена приказом ГНА Украины от 19.07.2006 № 421. Согласно указанному Порядку расчет части прибыли (дохода) подается в органы государственной налоговой службы в сроки, предусмотренные для предоставления декларации по налогу на прибыль.
Отчисление в общий фонд государственного бюджета части прибыли (дохода) в последующих годах будет осуществляться в сроки и по форме, предусмотренными соответствующими нормативными актами.
Согласно требованиям Закона № 2181 налоговая отчетность по налогу на прибыль подается плательщиком налога в орган ГНС для регистрации в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода.
Исключения
1. Декларация за 11 месяцев соответствующего года предоставляется в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.
В будущем налоговая отчетность за 11 месяцев подается в случае, если это будет предусмотрено положениями Закона Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.
2. Предприятия, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, подают декларацию по итогам налогового (отчетного) года в сроки, установленные законом для годового базового налогового (отчетного) периода. При этом, Законом Украины от 1 июля 2004 года № 1957 «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» определено, что налоговый период для таких плательщиков начинается с 1 июля текущего отчетного (бюджетного) года.
3. Для субъектов космической деятельности Украины с 1 января 1999 года до 1 января 2009 года налоговым периодом налогообложения их прибыли устанавливается отчетный налоговый год.
Если последний день срока предоставления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным операционный (банковский) день
.Для вновь созданных плательщиков налога первый отчетный налоговый период начинается с даты, на которую приходится начало такого учета, и заканчивается последним календарным днем следующего налогового периода
.
Налоговая отчетность может быть предоставлена (направлена) плательщиком:
на бумажных носителях;
на магнитных носителях с распечатанными копиями файлов;
средствами электронной почты Е-mаіl (Оn-Line, Оff-Lіnе, Utеl или другой провайдер связи, гарантирующий доставку пакета отчетных документов плательщика в ОГНС в течение одного часа);
почтовыми отправлениями в сроки и в порядке, установленные ст. 4 Закона № 2181 и постановлением Кабинета Министров Украины от 28 июля 1997 года № 799 «Об утверждении Порядка оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций». Специфика предоставления декларации по почте определяется подпунктами 4.1.2 и 4.1.7 Закона № 2181.
Согласно подпункту 4.1.7 Закона № 2181 плательщик налогов имеет право не позднее чем за десять дней до окончания предельного срока предоставления декларации направить декларацию (расчет) в адрес налогового органа по почте с уведомлением о вручении. В случае утери или повреждения почтового отправления или задержки его вручения контролирующему органу ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление налоговой декларации несет оператор почтовой связи в порядке, предусмотренном законодательством, при этом плательщик налогов освобождается от какой-либо ответственности за непредоставление или несвоевременное предоставление такой налоговой декларации. Плательщик налогов в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об утере или повреждении почтового отправления обязан направить по почте или предоставить лично (по его выбору) контролирующему органу второй экземпляр налоговой декларации.
Согласно подпункту 4.1.2 Закона № 2181
отказ служебного (должностного) лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по каким-либо причинам или выдвижение им каких-либо условий относительно такого приема (включая изменение показателей такой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и т. п.) запрещается и расценивается как превышение служебных полномочий таким лицом, что влечет за собой его дисциплинарную и материальную ответственность в порядке, определенном законом.В таком случае плательщик налогов обязан до окончания предельного срока предоставления декларации направить такую декларацию по почте с описью вложенного и уведомлением о вручении, к которой приобщается заявление на имя руководителя соответствующего контролирующего органа, составленное в произвольной форме, с указанием фамилии служебного (должностного) лица, отказавшегося принять декларацию, и/или с указанием даты такого отказа. При этом декларация считается предоставленной в момент ее вручения почте, а предельный десятидневный срок, установленный для почтовых отправлений подпунктом 4.1.7, не применяется.
Налоговая отчетность принимается непосредственно от плательщика налога подразделением приема и обработки налоговой отчетности без предварительной проверки указанных в ней показателей. Подразделение приема и обработки налоговой отчетности обеспечивает ввод указанных в отчетности показателей в электронные базы налоговой отчетности в порядке, объемах и срок, предусмотренные Методическими рекомендациями по приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налога в органах государственной налоговой службы Украины, утвержденными приказом ГНА Украины от 01.04.2006 № 171.
Выгрузка информации из баз данных налоговой отчетности и передача ее для формирования данных отчетных документов в областной уровень выполняется подразделением информационных процессов налогообложения.
Подразделения, на которые возложены функции администрирования информационных баз данных, обеспечивают возможность их использования подразделениями налоговой службы с учетом установленного разграничения доступа.
Если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 15 Закона № 2181) плательщик налогов самостоятельно выявляет ошибки в показателях ранее предоставленной налоговой декларации, такой плательщик налогов имеет право подать
уточняющий расчет.Плательщик налогов имеет право не подавать такой расчет, если такие уточненные показатели указываются им в строках 02.2 или 05.2 в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены. Форма уточняющих расчетов определяется в порядках, установленных для налоговых деклараций.
Уточняющий расчет к декларации по налогу на прибыль предприятия (банка) и по налогу на доходы (прибыль) страховщика вносится в электронную базу налоговой отчетности в отчетный период текущего месяца, соответствующего дате предоставления уточняющего расчета.
Уточняющий расчет по налогу на прибыль не предусматривает предоставления справки, изменяющей суммы налогового обязательства. Изменение суммы налоговых обязательств отражается в самом уточняющем расчете
.Если после подачи налоговой отчетности за отчетный период плательщик налогов подает новую декларацию с исправленными показателями до окончания предельного срока предоставления декларации за такой же отчетный период, то штрафы, предусмотренные в п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181, не применяются.
По окончании сроков обработки налоговой отчетности (приложение 2 к приказу ГНА Украины от 01.04.2006 № 171) на следующий рабочий день подразделениями информатизации процессов налогообложения формируется сводная информация по налогу на прибыль в виде следующих перечней (приложение 3*):
* Приложения 3 — 7 не публикуются. —
Примеч. ред.перечень № 1 «Неподанная отчетность по налогу на прибыль по плательщикам, которые не отчитываются более 1 года»;
перечень № 2 «Неподанная отчетность по налогу на прибыль по плательщикам, которые не отчитываются до 1 года, в т. ч. которые не отчитались за последний срок»;
перечень № 3 «Отчетность, не прошедшая арифметического контроля, и отчетность с нулевыми показателями»;
перечень № 4 «Несвоевременно предоставленная отчетность (по мере поступления отчетов)»;
перечень № 5 «Предприятия, минимизирующие налоговые обязательства при определении налога на прибыль».
Сформированные перечни передают в течение 2 рабочих дней подразделениям налоговой службы для совершения таких действий.
После внедрения в промышленную эксплуатацию программного обеспечения по формированию сводной информации по налогу на прибыль указанная сводная информация подготавливается подразделениями налогообложения юридических лиц.
Подразделениям, ответственным за администрирование налога на прибыль, предоставляются перечни № 1, 2, 3, 4, 5
.По предприятиям, которые не отчитываются до 1 года (перечень № 2).
По плательщикам, не подавшим отчетность впервые, ответственные работники этих подразделений в течение 5-ти дней с момента получения перечня направляют письменные уведомления согласно п. 4 ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» о необходимости предоставления отчетности и прибытия в ГНИ для предоставления объяснения и согласования акта о непредоставлении отчетности (приложение 4). На основании акта о несвоевременном предоставлении отчетности принимается решение о применении штрафных санкций (п.п. 17.1.1 п. 17.1 ст. 11 Закона № 2181 и п. 6.1.1 Инструкции, утвержденной приказом ГНА Украины от 17.03.2001 № 110), о чем делается отметка в перечне. По предприятиям, руководители которых в течение месяца не явились по письменному приглашению (приложение 7), ответственные работники подают докладную записку руководителю инспекции о необходимости проведения внеплановых выездных проверок (п. 2 ст. 11.1 Закона Украины «О государственной налоговой службе») по установлению местонахождения плательщика налога. Кроме того, по этим предприятиям подразделениями администрирования подготавливаются и предоставляются необходимые материалы в юридические подразделения для обращения в суд о предоставлении информации учреждениями банков о движении средств на счетах. Юридические подразделения подготавливают в течение 3-х рабочих дней и подают соответствующие иски в суд.
По предприятиям, которые не отчитываются более 1 года (перечень № 1), передаются перечень и акт о последней отчетности в подразделение учета плательщиков с целью формирования и предоставление материалов в юридические подразделения для дальнейшего обращения в суд с иском о прекращении юридического лица.
По предприятиям, которые более года не отчитываются и местонахождение которых не определено, отмена государственной регистрации возможна согласно п.п. 8.6 п. 8 Инструкции о порядке учета плательщиков налога, утвержденной приказом Государственной налоговой администрации Украины от 19.02.98 № 80 (зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 16.03.98 под № 172/2612), при условии, что плательщик налогов не имеет задолженности перед бюджетом.
Рассмотрев перечни № 3, 4, 5,
работники отделов администрирования налога на прибыль составляют акты проверок своевременности предоставления отчетности по налогу на прибыль предприятия, своевременности уплаты этого налога в бюджет и камеральной проверки налоговой отчетности по этому налогу (приложения 4, 5, 6).Согласно перечню № 5 (разделы I, II, III) работники отделов администрирования налога на прибыль составляют информационно-аналитическую справку (приложение 3), анализируя отчетность плательщиков налога и всю имеющуюся внешнюю и внутреннюю информацию.
Подразделениям аудита юридических лиц предоставляется перечень № 5.
На основании данных перечня № 5 осуществляется действенный контроль и принимаются меры по уменьшению количества предприятий, которые минимизируют налоговые обязательства при определении налогов и уклоняются от их уплаты.
Подразделениям налоговой милиции предоставляются перечни № 1, 2, 5.
Перечни № 1,2 используются для оперативной обработки информации в порядке, установленном действующими законодательными и нормативно-правовыми актами. Перечень № 5 обрабатывается работниками налоговой милиции в направлении сбора всей имеющейся информации по предприятиям, минимизирующим налоговые обязательства при определении налога на прибыль, с целью предоставления информации подразделениям администрирования для оформления информационно-аналитической справки.
Для обработки всей имеющейся информации перечень № 5 предоставляется одновременно следующим подразделениям:
по контролю в сфере ВЭД, администрирования платежей за землепользование и местных налогов и сборов, взыскания налогового долга, апелляции, специальных режимов налогообложения, борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, администрирования акцизного сбора, юридическому.Все документы, касающиеся взимания налога на прибыль отдельного плательщика, хранятся в налоговом деле, которое является сводом документов долгосрочного пользования. Работникам, имеющим отношение к работе с этими делами, запрещается без разрешения руководства государственного налогового органа сообщать устно или письменно кому-либо сведения, содержащиеся в документах дела.
Общее руководство, контроль и ответственность за процессом формирования и хранения учетных дел (после получения от отдела учета плательщиков налога деклараций) осуществляет начальник управления (отдела) налогообложения юридических лиц, а при его отсутствии — замещающее его должностное лицо. Непосредственный контроль и персональная ответственность за их сохранность осуществляются налоговым инспектором, закрепленным за ведением налогового дела конкретного плательщика распорядительным документом руководителя налогового органа или его заместителя.
На структурное подразделение, ответственное за администрирование налога на прибыль, возлагается контроль за полнотой и своевременностью уплаты налоговых обязательств плательщиком налога и применение к плательщикам, которые несвоевременно или в неполном объеме уплатили задекларированные обязательства, финансовых санкций, предусмотренных подпунктом 17.1.7 пункта 17.1 Закона № 2181.
Для контроля за погашением налогового долга и применения предусмотренных нормативно-правовыми актами мер по его ликвидации по запросам подразделений органа государственной налоговой службы подразделением учета и отчетности формируются сведения о налоговом долге плательщиков налога на прибыль. Указанные сведения формируются на дату запроса для дальнейшей передачи указанным подразделениям в электронном виде.
В случае несвоевременной уплаты согласованных сумм налоговых обязательств по данным АИС «Учет налогов и платежей» подразделением налогообложения юридических лиц составляется акт о нарушении налогового законодательства (приложение 5) и подготавливается Решение о применении штрафных санкций за несвоевременную уплату плательщиками согласованной суммы налогового обязательства в течение предельных сроков (п.п. 17.1.7 п.17.1 ст.17 Закона № 2181, п.п. 6.1.7 приказа ГНА Украины от 17.03.2001 № 110).
За непредоставление или несвоевременное предоставление в учреждения банков платежных поручений на перечисление подлежащих уплате сумм налога на прибыль подразделения налогообложения юридических лиц имеют право на составление протокола об административном правонарушении в отношении руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в непредоставлении или несвоевременном предоставлении платежных поручений за период с момента согласования налогового обязательства до предельного срока уплаты (статьи 1632 и 255 Кодекса об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 года № 8073-Х).
Протокол об административном правонарушении за непредоставление или несвоевременное предоставление платежных поручений не составляется при предоставлении предприятием оригинала и копии платежных поручений с отметкой банка на нем об отсутствии средств на расчетном счете плательщика.
Кроме того, Кодексом Украины об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность:
за нарушение порядка ведения налогового учета (статья 1631);
невыполнение законных требований должностных лиц органов государственной налоговой службы (статья 1633).
III. Организация и проведение камеральной проверки налоговой отчетности по налогу на прибыль
Все налоговые декларации и расчеты, которые подаются плательщиком в налоговую инспекцию, подлежат обязательной камеральной проверке работниками подразделений администрирования налога на прибыль.
Согласно подпункту 4.2.2 пункта 4.2 статьи 4 Закона № 2181
камеральной считается проверка, которая проводится контролирующим органом исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях, без проведения каких-либо других видов проверок плательщика налогов.Камеральная проверка налоговых деклараций и расчетов осуществляется непосредственно в налоговой инспекции.
Целью проведения камеральной проверки налоговой отчетности являются выявление и предупреждение на наиболее ранней стадии возможных нарушений налогового законодательства за счет применения отдельных методов контроля и анализа деятельности субъектов хозяйствования.
Основными задачами (направлениями) камеральной проверки являются:
проверка правильности составления налоговых деклараций и расчетов по налогам, которая включает в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, проверка обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, правильности отражения показателей, необходимых для исчисления базы налогообложения (выявление арифметических или методологических ошибок);
проверка своевременности предоставления расчетов по налогам в налоговый орган; логический контроль (проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, сравнение отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода);
проверка согласованности показателей, повторяющихся в налоговых декларациях и расчетах;
предварительная оценка налоговых деклараций и расчетов по достоверности отдельных отчетных показателей, наличию сомнительных фактов или несоответствий, указывающих на возможные нарушения налогового законодательства.
Порядок камеральной проверки деклараций по налогу на прибыль определен в
приложении 1.Специалисты, ответственные за администрирование налога на прибыль, обязаны обеспечить
проведение камеральной проверки плательщиков в следующие сроки:по бюджетообразующим предприятиям; по плательщикам, декларирующим отрицательное значение объекта налогообложения, а также по предприятиям, минимизирующим налоговые обязательства по налогу на прибыль — до 20 рабочих дней от конечной даты предоставления декларации;
по другим плательщикам — в течение квартала после конечной даты предоставления декларации.
В случае выявления в ходе проверки арифметических или методологических ошибок в предоставленной плательщиком налоговой декларации, которые привели к занижению или завышению суммы налогового обязательства, ответственное лицо государственного налогового органа составляет акт о результатах проведения проверки налоговой отчетности (далее — акт) по форме, приводимой в приложении 6 к настоящему Порядку.
В акте в обязательном порядке должны указываться:номера строк и приложений к декларации, в которых плательщиком допущены арифметические ошибки;
краткое описание методологических ошибок со ссылкой на нарушенные плательщиком конкретные пункты и статьи Закона Украины «О прибыли»;
сумма налогового обязательства, исчисленная плательщиком налога самостоятельно в налоговой декларации;
сумма налогового обязательства, определенная проверяющим после исправления допущенных таким плательщиком налога ошибок на основании части «в» подпункта 4.2.2 пункта 4.2 статьи 4 Закона № 2181;
сумма занижения (завышения) налога на прибыль;
сумма, название показателя налоговой отчетности, который корректируется плательщиком налога и не приводит к возникновению налоговых обязательств.
Если в ходе камеральной проверки возникают вопросы достоверности отдельных отчетных показателей или несоответствий, которые указывают на возможные нарушения налоговой дисциплины, подразделения налогообложения юридических лиц могут получать от плательщиков налогов (должностных лиц плательщиков налогов) объяснения по этим вопросам, приглашать плательщиков налогов или их представителей для проверки правильности начисления и своевременности уплаты налога на прибыль такими плательщиками налогов. Письменные уведомления о таких приглашениях направляются не позднее чем за десять рабочих дней до дня приглашения заказными письмами, в которых указываются основания приглашения, дата и время, на которые приглашается плательщик налогов (должностное лицо плательщика налогов) (пункты 3 и 4 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине») (приложение 7).
Числовые показатели в акте о результатах невыездной документальной (камеральной) проверки налоговой отчетности по налогу на прибыль указываются в гривнях.
Акт камеральной проверки составляется на государственном языке на бумажном носителе и в электронном виде в двух экземплярах и имеет сквозную нумерацию, подписывается специалистом, проводившим проверку, и должностными лицами предприятия. Титульный лист акта камеральной проверки печатается на номерном бланке органа государственной налоговой службы для составления актов. Второй экземпляр акта предоставляется должностному лицу предприятия. Датой акта проверки является дата подписания акта.
При этом налоговый орган не обязан доказывать плательщику налога в судебном или любом другом порядке, что начисление, осуществленное налоговым органом в связи с допущением таким плательщиком налога арифметических и/или методологических ошибок в налоговой декларации, является правомерным.
В случае несогласия плательщика налога с таким начислением на основании подпункта «в» подпункта 4.2.2 пункта 4.2 статьи 4 Закона № 2181 у него остается право судебного или административного обжалования налогового обязательства, начисленного ему налоговым органом согласно статье 5 Закона № 2181.
Если должностные лица субъекта хозяйствования или уполномоченное им лицо отказываются явиться в налоговую инспекцию для подписания акта, такому плательщику направляется (на юридический или фактический адрес) письмо-приглашение (приложение 7) явиться в налоговую инспекцию для подписания акта.
Если должностное лицо субъекта хозяйствования или уполномоченное им лицо отказывается от получения письма-приглашения или в случае ненахождения лица по адресу, на который необходимо направить письмо-приглашение, то датой вручения письма-приглашения плательщику налогов считается дата, указанная работником почтовой связи на уведомлении о вручении почтового отправления об отказе плательщика налога от получения письма-приглашения, или дата совершенной работником почтовой связи записи на уведомлении об отсутствии получателя по адресу, на который необходимо направить письмо-приглашение.
Если плательщик не является в налоговую инспекцию в определенный срок для подписания акта, акт направляется такому плательщику по почте с уведомлением о вручении. Датой получения плательщиком такого акта считается дата, указанная на уведомлении о вручении.
В случае отражения в акте занижения налоговых обязательств руководитель органа государственной налоговой службы или его заместитель по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки принимает налоговое уведомление-решение. Уведомление-решение принимается и направляется плательщику по форме и согласно требованиям, установленным Порядком направления органами государственной налоговой службы Украины налоговых уведомлений плательщикам налогов, утвержденным приказом Государственной налоговой администрации Украины от 21.06.2001 № 253, с изменениями.
В уведомлении-решении указывается сумма доначисленных налоговых обязательств и сумма штрафа, исчисленного согласно подпункту 17.1.4 статьи 17 Закона № 2181.
В случае установления проверкой фактов завышения налоговых обязательств плательщиком налога работник органа ГНС, ответственный за администрирование налога на прибыль, по данным АИС «Учет налогов и платежей» устанавливает факт наличия у такого плательщика налога налогового долга.
В случае наличия налогового долга указанный работник налоговой службы приглашает в налоговый орган руководителя и/или главного бухгалтера такого плательщика и предлагает ему предоставить уточненную отчетность.
После составления акта камеральной проверки делается соответствующая отметка в декларации плательщика подразделениями налогообложения юридических лиц:
в случае отсутствия нарушений ставится отметка в соответствующей графе «нарушения не выявлены»;
в случае выявления нарушений ставится отметка в соответствующей графе «дата и номер акта, должностное лицо, проводившее проверку».
Проверенные декларации должны находиться в учетных делах плательщиков налога.
IV. Порядок работы органов ГНС при осуществлении анализа деятельности субъектов хозяйствования, минимизирующих налоговые обязательства при определении налога на прибыль
Основными направлениями работы органов ГНС при осуществлении анализа деятельности субъектов хозяйствования, минимизирующих налоговые обязательства при определении налога на прибыль, являются:
отбор субъектов хозяйствования, минимизирующих налоговые обязательства при определении налога на прибыль, на основании определенных критериев по каждой области отдельно (
приложение 8);оперативная передача результатов осуществленного отбора всем определенным подразделениям органов ГНС для обработки имеющейся информации об этих плательщиках и совершения действенных мер по предупреждению минимизации и уклонения от уплаты налогов;
анализ и систематизация имеющейся информации из внутренних и внешних источников;
формирование информационно-аналитической справки на основании анализа налоговой отчетности, информации из внешних источников, информации по совершенным действиям и установленных фактов выявленных нарушений по предприятиям, определенным в перечне № 5;
отбор плательщиков налогов, подлежащих обязательным плановым или внеплановым проверкам с целью минимизации безрезультативных проверок;
предупреждение возникновения разнообразных схем уклонения от налогообложения.
По окончании сроков обработки налоговой отчетности на следующий рабочий день подразделениями информатизации процессов налогообложения формируется перечень № 5 «Предприятия, минимизирующие налоговые обязательства при определении налога на прибыль» (приложение 3).
После внедрения в промышленную эксплуатацию программного обеспечения по формированию сводной информации по налогу на прибыль указанная сводная информация подготавливается подразделениями налогообложения юридических лиц.
Перечень № 5 формируется из 5 разделов (
приложение 3):I. СПД, имеющие отрицательное значение объекта налогообложения «убыточные».
II. СПД, которые определили нулевое значение начисленной суммы налога на прибыль (стр. 12 = 0) «нулевики», кроме плательщиков, у которых стр. 08 < 0.
III. СПД, у которых налоговая нагрузка < 1 процента при (стр. 08 > 0).
IV. СПД с количеством работающих до 5 человек, у которых отношение положительного сальдо между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита по НДС к объемам операций, облагаемых налогом по 20 % ставке, за месяц, составляет до 5 %.
V. СПД с разным количеством работающих, у которых размер налогового обязательства равен размеру налогового кредита за месяц и размер объема поставок за этот месяц больше соответствующей суммы по каждой области отдельно.
Формирование перечня № 5 осуществляется на основании конкретно определенных размеров критериев риска по каждой области (
приложение 8):сумма скорректированных валовых доходов;
сумма задекларированного отрицательного значения объекта налогообложения;
сумма начисленного налога на прибыль;
процент налоговой нагрузки;
отношение размера амортизационных отчислений к размеру скорректированного валового дохода, %;
количество работающих;
размер объемов поставки за месяц без НДС (декларация по НДС);
отношение положительного сальдо между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита по НДС к объемам операций, облагаемых налогом по 20 % ставке;
равенство размеров налогового обязательства и налогового кредита по НДС.
В течение 2-х дней после формирования перечня № 5 подразделения учета и отчетности предоставляют эти реестры в оперативном порядке следующим подразделениям налоговой службы:
аудита юридических лиц;
налоговой милиции;
борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем;
юридическому;
по контролю в сфере ВЭД;
администрирования платежей за землепользование и местных налогов и сборов;
взыскания налогового долга;
апелляции;
специальных режимов налогообложения;
администрирования акцизного сбора.
Указанные выше подразделения в течение последующих 7 рабочих дней рассматривают предоставленный перечень предприятий и обрабатывают всю имеющуюся информацию о них с целью предоставления ее подразделениям администрирования налога на прибыль сопроводительной служебной запиской и в электронном виде для формирования информационно-аналитической справки по каждому предприятию отдельно.
Сопроводительная служебная записка должна быть подписана ответственным лицом, которое осуществляло обработку всех материалов и вносило их в электронную форму информационно-аналитической справки.
Работа налоговых подразделений по обработке информационных данных по плательщикам налогов должна соответствовать следующим требованиям:
непрерывность обеспечения постоянного сбора, фиксации и обработки всей имеющейся информации о плательщиках налогов;
систематизация создания информационного массива данных в разрезе каждого плательщика налогов;
актуализация обеспечения периодического обновления информации о плательщиках налогов с учетом новых полученных данных;
полнота информации о плательщиках налогов, достаточная для обобщения и принятия решения о целесообразности их отбора для проведения документальных проверок;
достоверность обеспечения осуществления предварительного анализа информации, поступающей в налоговые органы, на предмет ее соответствия реальному положению дел.
С целью постоянного мониторинга начисления и уплаты налога на прибыль и уменьшения количества субъектов хозяйствования, которые минимизируют налоговые обязательства и уклоняются от уплаты налогов, а также обеспечения наиболее рационального отбора этих плательщиков налогов для проведения документальных проверок органами ГНС, специалисты подразделений администрирования налога на прибыль формируют информационно-аналитическую справку по каждому плательщику, определенному в перечне № 5 (разделы I, II, III).
Форма информационно-аналитической справки приведена в
приложении 3.Для формирования информационно-аналитической справки необходимо осуществить анализ информации о плательщике налогов из внутренних и внешних источников.
К информации из внутренних источников относится информация, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими контрольных функций, в частности:
1. Базы данных: «Учет плательщиков», «Отчет оf Огасlе», «Отрасль», «Таможня», «Аннулированные ГТД», «Аудит», «Кассовые аппараты», «АИС «Учет налогов и платежей», «ПДС», «Расширенный поиск в схемах товарно-денежных потоков», «АБПР» «Банк данных сомнительных финансовых операций».
2. Налоговая отчетность (декларация по налогу на прибыль предприятия, НДС).
3. Информация подразделений налоговой милиции: уголовное производство в отношении служебных лиц отобранных предприятий (дата возбуждения дела, статья, дата закрытия, факты применения предприятиями схем минимизации налоговых обязательств и сведения о возможном уклонении от уплаты налогов).
4. Информация подразделений аудита юридических лиц: дата окончания и проверяемый период последней комплексной проверки, сумма уменьшенных убытков по результатам проверки, общая сумма доначислений по актам, состояние реализации результатов акта документальной проверки, удельный вес уплаченных доначисленных сумм, %, информация по необработанным ответам по письмам-запросам, указанным в актах проверок, установленные факты использования предприятиями схем уклонения от уплаты налогов, взаимоотношений с фиктивными и ликвидированными на момент проверки предприятиями, информация о причинах отмены налоговых уведомлений-решений.
5. Информация юридических подразделений: о пребывании предприятия в процедуре банкротства, о претензионно-исковой деятельности плательщиков налогов.
6. Информация подразделений по контролю в сфере ВЭД: информация об объемах несвоевременно возвращенных субъектами валютных ценностей на отчетную дату.
7. Информация подразделений администрирования платежей за землепользование и местных налогов и сборов: размеры земельных участков, находящихся в пользовании, и земельных участков, сданных в аренду, название арендаторов, код ЕГРПОУ.
8. Информация подразделений взыскания налогового долга: сумма налогового долга в разрезе налогов по состоянию на отчетную дату текущего года и на аналогичную дату в прошедшем году; информация о пользовании предоставленными в законодательном порядке правами отсрочки и рассрочки платежей в бюджет (с какого времени пользуются, на основании каких документов, в каком размере) по состоянию на отчетную дату, факты отчуждения активов, находящихся в налоговом залоге, без согласования с ОГНС.
9. Информация подразделений апелляции: результаты апелляционного согласования налоговых обязательств в административном порядке.
10. Информация специальных режимов налогообложения: информация об установленных нарушениях при использовании плательщиками лицензий, патентов, других разрешений.
К информации из внешних источников относится информация о плательщиках налогов, полученная органами ГНС от других контролирующих и правоохранительных органов: СБ Украины, МВД Украины, Минфина Украины, прокуратуры Украины, Государственной таможенной службы Украины, Министерства экономики, Министерства транспорта, Фонда государственного имущества и других, а также с сайтов Интернета, прессы, писем, заявлений, жалоб.
Информационно-аналитическая справка составляется ежеквартально в течение 16-ти рабочих дней после получения необходимой информации. При этом в последующих кварталах информация не изменяется, а только дополняется с указанием даты проведенных изменений.
Информационно-аналитическая справка должна содержать заключение о целесообразности или нецелесообразности проведения плановых или внеплановых проверок.
После проведения плановых или внеплановых проверок ответственные работники подразделений аудита юридических лиц, осуществлявших проверки, в информационно-аналитической справке делают отметку (подтверждено, не подтверждено) о проверке ими фактов, на основании которых было предложено делать эти проверки с обязательным указанием должностей и фамилий.
Информационно-аналитическая справка составляется в электронном виде и подписывается специалистом, который ее составил, и руководителем подразделения администрирования налога на прибыль.
В течение дня ее составления информационно-аналитическая справка передается в отдел, ответственный за подготовку планов документальных проверок плательщиков налогов подразделений аудита юридических лиц, и является одним из оснований для включения предприятия в план проведения документальной проверки соблюдения налогового и валютного законодательства в дальнейшем.
Ответственность за достоверность приведенной в информационно-аналитической справке информации возлагается на работников всех структурных подразделений, предоставлявших информацию, и в обязательном порядке на работников структурных подразделений по вопросам администрирования налога на прибыль, которые осуществляли ее обработку, анализ и делали окончательное заключение.