Темы статей
Выбрать темы

О налоговом расчете коммунального налога

Редакция НиБУ
Письмо от 06.12.2006 г. № 13745/6/15-0616

О налоговом расчете коммунального налога

Письмо Государственной налоговой администрации Украины
от 06.12.2006 г. № 13745/6/15-0616

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо <...> о предоставлении плательщиками налогов расчета по уплате коммунального налога и сообщает следующее.

Согласно абзацу «з» подпункта 4.4.2 пункта 4.4 статьи 4 Закона Украины от 21 декабря 2000 года № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181-III), если в результате введения нового налога, сбора (обязательного платежа) или изменения правил налогообложения изменяются формы налогового учета или обязательной налоговой отчетности центральный (руководящий) орган контролирующего органа обязан бесплатно обнародовать такие новые формы учета или отчетности. Запрещается использование бланков строгой отчетности или учета в качестве форм налогового учета или отчетности, если иное прямо не установлено законом по вопросам отдельного налога, сбора (обязательного платежа).

Формы обязательной налоговой отчетности (налоговые декларации или налоговые расчеты), определенные центральным (руководящим) органом контролирующего органа, должны отвечать нормам и содержанию соответствующего налога, сбора (обязательного платежа). Плательщик налогов имеет право подать налоговый отчет по другой форме, если он считает, что форма налоговой отчетности, определенная центральным (руководящим) органом контролирующего органа, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства, вопреки нормам закона по такому налогу, сбору (обязательному платежу). Такой отчет по другой форме подается вместе с объяснением мотивов его составления.

Приказом ГНА Украины от 20.03.2006 № 143

, обнародованным в «Официальном вестнике Украины» № 13 от 12 апреля 2006 года, были внесены изменения в форму налогового расчета коммунального налога.

Абзацем «ї» подпункта 4.4.2 пункта 4.4 статьи 4 Закона № 2181-III установлено, что форма налоговой декларации (расчета) устанавливается центральным (руководящим) органом контролирующего органа по согласованию с комитетом Верховной Рады Украины, который отвечает за проведение налоговой политики.

В таком же порядке устанавливаются

формы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам, которые являются обязательными для применения их плательщиками (налоговыми агентами).

Заместитель председателя Л. Боенко



комментарий редакции

Правильная форма расчета коммунального налога: прочти сам и дай прочесть налоговику!

На первый взгляд это письмо ничем не отличается от многих других писем налогового ведомства, в которых прямой ответ на вопрос подменяется пересказом (точным или не очень, в тему или не очень) общеизвестных норм законодательства. Возьмем на себя смелость сформулировать тот вопрос, на который отвечает ГНАУ в этом письме: «Следует ли в грифе «Утверждено» формы налогового расчета коммунального налога наряду с приказом ГНАУ от 24.12.2003 г. № 625,

в редакции которого была утверждена эта форма отчетности, указывать реквизиты (дату и номер) приказа ГНАУ от 20.03.2006 г. № 143, согласно которому в форму были внесены отдельные изменения

Получается, что самыми важными в комментируемом письме являются слова, подтверждающие общеизвестный факт (см. четвертый абзац письма): «Приказом ГНА Украины от 20.03.2006 г. № 143...

были внесены изменения в форму налогового расчета коммунального налога». Внимание: форма не была утверждена в новой редакции, а в нее были внесены изменения, что далеко не одно и то же!

А теперь процитируем другое письмо ГНАУ на эту же тему — письмо от 20.04.2006 г. № 7570/7/15-0117 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 37): «Пунктом 2.7 Порядка подачи нормативно-правовых актов на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины и проведения их государственной регистрации, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины от 12.04.2005 г. № 34/5, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 12.04.2005 г. под № 381/10661, определено: если приложение к распорядительному документу

излагается в новой редакции, в грифе утверждения либо отметке к приложению указываются вид, дата и номер основного распорядительного документа, а в скобках указываются вид, дата и номер распорядительного документа, в соответствии с которым это дополнение изложено в новой редакции.

С учетом изложенного, в случаях если в форму налоговой отчетности вносятся только

отдельные изменения (без изложения ее в новой редакции), то в грифе «Утверждено» формы декларации (расчета) ссылки на приказы Государственной налоговой администрации Украины, которыми были утверждены такие изменения, не являются обязательными».

Да, в указанном письме в качестве примера дается ссылка на форму декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденную

в редакции приказа ГНАУ от 29.03.2003 г. № 143, и говорится, что в грифе «Утверждено» этой формы декларации вполне достаточно указания реквизитов только приказа ГНАУ от 29.03.2003 г. № 143 и никаких других. Кстати, в редакционном комментарии к тому письму мы разъяснили, что его выводы можно распространить и на другие подобные случаи, когда в формы налоговых деклараций (расчетов) вносились отдельные изменения без изложения их в новой редакции, но, видимо, не до всех (налоговиков) это дошло. Надеемся, что сегодняшнее письмо таких окончательно образумит.

На всякий случай специально для них даем ссылки еще на два издания, где упомянутое письмо ГНАУ от 20.04.2006 г. № 7570/7/15-0117 тоже было опубликовано: «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 19 и «Урядовый курьер» от 01.06.2006 г. № 101.

Заметим, что мы не утверждаем, что указание в грифе «Утверждено» той или иной формы налоговой декларации (расчета) реквизитов и других приказов, которыми она

изменялась, делает такую форму «неправильной», — ни в коем случае! Мы утверждали и утверждаем только то, что налоговики не вправе подобного указания требовать!

В заключение полагаем уместным процитировать еще одну норму — подпункт 4.1.2 статьи 4 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами»:

«Прием налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа. Налоговая декларация принимается без предварительной проверки указанных в ней показателей через канцелярию, чей статус определяется соответствующим нормативно-правовым актом.

Отказ служебного (должностного) лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по какой-либо причине или выдвижение им каких-либо условий по ее приему (включая изменение показателей такой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и т. п.) запрещается и расценивается как превышение служебных полномочий таким лицом, что влечет за собой его дисциплинарную и материальную ответственность в порядке, определенном законом.

Если служебное (должностное) лицо контролирующего органа нарушает нормы абзаца первого настоящего подпункта, плательщик налогов обязан до окончания предельного срока предоставления декларации направить такую декларацию по почте с описью вложенного и уведомлением о вручении, к которой прилагается заявление на имя руководителя соответствующего контролирующего органа, составленное в произвольной форме, с указанием фамилии служебного (должностного) лица, отказавшегося принять декларацию, и/или с указанием даты такого отказа.

При этом декларация считается предоставленной в момент ее вручения почте, а предельный десятидневный срок, установленный для почтовых отправлений подпунктом 4.1.7, не применяется».
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше