Темы статей
Выбрать темы

Об уплате налога с владельцев транспортных средств их продавцами

Редакция НиБУ
Письмо от 14.11.2006 г. № 12878/6/17-0316

Об уплате налога с владельцев транспортных средств их продавцами

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 14.11.2006 № 12878/6/17-0316

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела <…> письмо <…> об уплате налога с владельцев транспортных средств за транспортные средства, числящиеся на балансе предприятия как товар, и сообщает следующее.

Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов взимается на основании Закона Украины от 11.12.91 г. № 1963-ХII «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов», с изменениями и дополнениями (далее — Закон), которым определены плательщики и объекты налогообложения, ставки и сроки его уплаты, а также установлены льготы.

Плательщиками налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов являются

, в частности, предприятия, учреждения и организации, которые являются юридическими лицами и имеют зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные транспортные средства, определенные как объекты налогообложения под соответствующим кодом по Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности в статье 2 Закона.

Согласно статье 6 Закона,

налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов самостоятельно исчисляется юридическими лицами на основании отчетных данных о количестве транспортных средств и других самоходных машин и механизмов по состоянию на 1 января текущего года. Начисление налога с владельцев наземных транспортных средств производится исходя из объема цилиндров или мощности двигателя каждого вида и марки транспортных средств, а налог с владельцев водных транспортных средств — исходя из длины транспортного средства по ставкам, указанным в статье 3 этого Закона.

По форме и в порядке, установленным приказом ГНА Украины от 17.09.2001 г. № 373 и утвержденным в Министерстве юстиции Украины 05.10.2001 г. под № 862/6053, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ГНА Украины от 03.06.2002 г. № 257, юридическими лицами на основании бухгалтерского отчета (баланса)

составляется расчет суммы налога, который подается по месту своего нахождения и по месту постоянного базирования транспортных средств в налоговые органы, в сроки, определенные законом для годового отчетного периода.

Уплачивается налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов юридическими лицами ежеквартально равными частями до 15 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом.

Юридические лица — плательщики налога обязаны предъявлять органам, осуществляющим регистрацию, перерегистрацию или технический осмотр транспортных средств, платежные поручения об уплате налога с надписью (пометкой) учреждения банка о зачислении налога по наземным транспортным средствам в территориальные дорожные фонды, а по водным транспортным средствам — в соответствующие бюджеты местного самоуправления (сельские, поселковые, городские).

Если на балансе предприятия числятся транспортные средства, приобретенные для их дальнейшей продажи (в качестве товара) и не подлежащие регистрации в органах ГАИ,

за таким предприятием-продавцом в случаях, предусмотренных действующим законодательством, по таким транспортным средствам налог с владельцев транспортных средств не исчисляется и не уплачивается.

Заместитель председателя С. Лекарь



комментарий редакции

Платят ли продавцы автомобилей транспортный налог за них?

Прежде всего заметим, что комментируемое письмо формально корреспондирует именно со старой (т. е. действовавшей до 1 января 2007 года) редакцией Закона Украины от 11.12.91 г. № 1963-ХII «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» (далее — Закон старый) (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 12), однако

вывод этого письма вполне соответствует и новой редакции этого Закона (далее — Закон новый), установленной согласно Закону Украины от 06.12.2006 г. № 427-V «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регистрации транспортных средств» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 5). Поэтому на сегодня письмо не утрачивает свою ценность, однако на новые нюансы мы, конечно же, тоже обратим внимание.

Можно было бы просто порадоваться тому, что ГНАУ справедливо подтвердила правильность нашей позиции по данному вопросу (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 98, с. 41). Да не просто подтвердила, а по сути пересказала наш ответ. Но поскольку речь идет об официальном разъяснении главного налогового ведомства, то хотелось бы увидеть и в нем четкую аргументацию.

Тем более, что Законы (как новый, так и старый) являются нормативно-правовыми актами прямого действия, жаль, прямого ответа на поставленный вопрос они не содержат.

Вместо упоминания об общих сроках уплаты налога за транспортные средства, зарегистрированные предприятием — юридическим лицом (продавцом или нет — не важно), фигурирующего в абзаце шестом комментируемого письма (пересказ не названного в письме абзаца третьего части 1 статьи 5 Закона старого), более уместным было бы упомянуть те

сроки уплаты налога за приобретенные транспортные средства, которые установлены частью 2 статьи 5 Закона старого: «За приобретенные в течение года юридическими лицами транспортные средства налог уплачивается перед их регистрацией по срокам уплаты (кварталам), которые не наступили, начиная с квартала, в котором проведена регистрация транспортного средства».

Здесь же процитируем новую редакцию двух первых предложений части 2 статьи 5 Закона нового: «За приобретенные в течение года юридическими лицами транспортные средства, кроме тех, которые впервые регистрируются в Украине,

налог уплачивается перед их регистрацией за месяцы, оставшиеся до конца года, начиная с месяца, в котором проведена регистрация транспортного средства. За транспортные средства, впервые регистрируемые в Украине, налог уплачивается перед их первой регистрацией». Очевидно, что второе процитированное предложение, которого раньше не было, прямо относится к нашей ситуации.

Кстати, физические лица в подобной ситуации уплачивают налог аналогично: тоже

перед регистрацией (перерегистрацией) транспортного средства.

Очевидно, что в этой норме Закона (как нового, так и старого) ничего не сказано в отношении того, приобретается ли транспортное средство тем же продавцом для последующей продажи или для эксплуатации в рамках собственной хозяйственной деятельности. Зато абсолютно очевидно, что ключевым моментом, с точки зрения уплаты налога, является дата, а если точнее — то и сам

факт государственной регистрации приобретенного транспортного средства.

Как известно, пунктом 7 Правил государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок, утвержденных постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388 (далее — Правила госрегистрации), установлено: «Владельцы транспортных средств — юридические и физические лица...

обязаны зарегистрировать их в течение 10 суток после приобретения или таможенного оформления, или временного ввоза на территорию Украины, или возникновения обстоятельств, являющихся основанием для внесения изменений в регистрационные документы». Как видим, здесь тоже нет никаких специальных оговорок в отношении продавцов.

Тем не менее к правильному выводу можно прийти исходя из норм пункта 8 Правил госрегистрации, так сказать, методом исключения: если для госрегистрации приобретенного транспортного средства достаточно предоставить органам ГАИ «

справку-счет по форме согласно приложению № 1 к этим Правилам, выданную субъектом предпринимательской деятельности, реализующим транспортное средство» (абзац четвертый пункта 8 Правил госрегистрации), но ничего не говорится о техпаспорте (на такое транспортное средство) самого «реализующего субъекта», то становится понятно, что субъект-продавец, выдающий на продаваемое транспортное средство справку-счет по форме приложения № 1 к Правилам госрегистрации, сам не обязан госрегистрировать такое, продаваемое им транспортное средство.

Ведь пунктом 7 Правил госрегистрации

запрещается именно эксплуатация транспортного средства. Поэтому, кстати говоря, если продавец намерен сам эксплуатировать транспортное средство, то он обязан зарегистрировать его в органах ГАИ на общих основаниях. Понятно, что в бухгалтерском учете самого продавца такое транспортное средство перекочует со счета 28 на счет 10. Хотя, забегая вперед, отметим, что собственно факт оприходования транспортного средства на счет 28 от уплаты налога за него не спасает. А дело вот в чем.

Очевидно, что своеобразной

индульгенцией от обязательной госрегистрации продаваемого транспортного средства, а значит от уплаты за него налога продавцом, служит лишь наличествующий у него бланк справки-счета по форме приложения № 1 к Правилам госрегистрации, которую он выдает покупателю транспортного средства. А такую справку-счет вправе выдавать не каждый продавец.

Напомним, что согласно пункту 4 Правил госрегистрации

такими бланками субъектов предпринимательской деятельности обеспечивают органы ГАИ и что существует Инструкция о порядке учета субъектов предпринимательской деятельности, связанной с реализацией транспортных средств, подлежащих регистрации и учету в органах внутренних дел, и выдаче бланков справок-счетов, утвержденная приказом МВД от 22.04.98 г. № 286. В пункте 1.2 этой Инструкции прямо указано, что она «определяет порядок учета субъектов предпринимательской деятельности, связанной с реализацией транспортных средств, подлежащих регистрации и учету в органах внутренних дел, и обусловливает выдачу бланков справок-счетов». Учет таких субъектов ведут органы ГАИ.

Понятно, что если продавец не стоит на таком учете в ГАИ, т. е. у него нет таких бланков, то продаваемое им транспортное средство ему придется сначала зарегистрировать на себя, а значит, и уплатить налог по крайней мере за один календарный — сегодня месяц, а раньше было — квартал.

В принципе следует упомянуть еще об одном (а точнее — двух) варианте, позволяющем продавцу избежать уплаты налога в описанной ситуации: для этого он должен предстать «перепродавцом» — т. е. действовать в рамках посреднического договора в качестве комиссионера или поверенного. Тогда

госрегистрировать транспортное средство (читай: уплачивать налог) можно будет сразу непосредственно на покупателя (комитента, поручителя), а значит, уплатит налог за него только последний.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше