Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Разрешительные документы при открытии магазина

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Январь, 2007/№ 8
В избранном В избранное
Печать
Статья

Разрешительные документы при открытии магазина

 

Организация торговой деятельности через магазин, помимо получения соответствующих патентов, лицензий на осуществление такой деятельности, сопряжена с необходимостью получения целого ряда разрешительных документов непосредственно на торговый объект. Об основных документах разрешительного характера, особенностях и проблемах их получения и пойдет речь в данном материале.

Антон ИВАНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Основным нормативным документом, регулирующим осуществление торговой деятельности, является

Порядок № 833. В соответствии с п. 5 указанного Порядка субъект хозяйствования осуществляет торговую деятельность после его государственной регистрации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, — при наличии соответствующих разрешительных документов.

На сегодняшний день основным документом в разрешительной системе является

Закон № 2806. Порядок получения разрешительных документов*, установленный указанным Законом, предусматривает два пути. Первый — непосредственное обращение в соответствующие местные разрешительные органы, представители которых осуществляют прием субъектов хозяйствования в одном помещении, второй — обращение к администратору**.

* Документ разрешительного характера — это разрешение, заключение, согласование, свидетельство и т. п., которые дают субъекту хозяйствования право на осуществление определенных действий в рамках его хозяйственной деятельности (ст. 1 Закона № 2806).

** Администратор — должностное лицо городского совета, районной и районной в гг. Киеве и Севастополе государственных администраций, которое организует выдачу субъекту хозяйствования документов разрешительного характера и обеспечивает взаимодействие местных разрешительных органов относительно выдачи документов разрешительного характера (ст. 5 Закона № 2806).

Важными являются нормы

ч. 1 ст. 4 Закона № 2806, в соответствии с которыми необходимость получения документа разрешительного характера, разрешительный орган, уполномоченный выдавать данный документ, платность или бесплатность его выдачи, срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче документа, исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче и аннулирования документа разрешительного характера, а также возможность применения декларативного принципа должны быть установлены исключительно законами, регулирующими отношения, связанные с получением таких документов. В этой связи следует отметить письмо Госкомпредпринимательства от 01.10.2006 г. № 7121, которым комитет предоставил довольно конструктивные комментарии к применению данной нормы закона. Практический интерес у субъектов хозяйствования также может вызвать составленный Госкомпредпринимательства перечень*** законодательно установленных требований на получение разрешительных документов по состоянию на 05.10.2006 г. В случае, если разрешительный документ в данном перечне отсутствует, то вы имеете право не получать данный документ, а действия разрешительного органа обжаловать в суде.

*** С данным перечнем читатели могут ознакомиться на официальном сайте Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (www.dkrp.gov.ua).

Основные документы, наличие которых для открытия магазина является обязательным, представлены в таблице.

 

Основные разрешительные документы для открытия магазина

Вид разрешительного документа

Орган, уполномоченный выдавать разрешение

Срок действия разрешения

Документы, регулирующие выдачу разрешений

Разрешение на ввод в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилых и других объектов

Центральные, территориальные и местные органы Госпожарнадзора

Бессрочное, если на момент выдачи отсутствуют факты нарушения правил пожарной безопасности

Закон № 3745, Порядок № 150, Инструкция № 278

Согласование на введение в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного, социально-культурного и другого назначения

Учреждения санитарно-эпидемиологической службы Украины

Бессрочное — при условии соблюдения всех требований санитарного законодательства

Закон № 4004, Порядок № 247

Разрешение для размещения малой архитектурной формы

Органы градостроения и архитектуры

Срок согласовывается с исполнительным органом местного совета

Закон № 1699, приказ № 296

Разрешение на размещение объекта торговли

Исполнительный комитет Управления потребительского рынка Украины

Законодательно не определен*

Декрет № 56-93

* Однако Декретом № 56-93 прямо установлено, что субъекты, которые постоянно осуществляют торговлю в специально отведенных местах, сбор уплачивают единоразово.
Поэтому Госкомпредпринимательства в письме от 18.02.2006 г. № 1242 указал, что если срок действия ранее выданных разрешений истек, то их выдача для стационарных объектов торговли осуществляется бессрочно и бесплатно.

 

Вопросы, связанные с получением разрешительных документов, уже рассматривались на страницах нашей газеты (см. «Открываем торговую точку: что для этого нужно» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 60). Однако с того времени произошли некоторые изменения, поэтому вкратце рассмотрим основные моменты.

 

Разрешение на размещение объекта торговли и уплата соответствующего сбора

Сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли упоминается в составе местных сборов (

ст. 15 Закона Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII). Этим же законом установлено, что механизм взимания и порядок уплаты таких платежей вправе определять местные советы в рамках предельных размеров ставок, которые установлены Декретом № 56-93. Сбор является платой за выдачу разрешений на торговлю в специально отведенных для этого местах (ст. 17 Декрета № 56-93).

Непосредственно решением органа местного самоуправления определяются: ставки сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли (в рамках предельно допустимых), порядок и сроки уплаты сбора, а также порядок выдачи разрешения.

Сбор взимается с юридических лиц и граждан, которые реализуют сельскохозяйственную, промышленную продукцию и другие товары в зависимости от площади торгового места, его территориального размещения и вида продукции. Его сумма не должна превышать 340 грн. (20 ннмдг) при постоянной торговле в специально отведенных местах или 17 грн. (1 ннмдг) — при разовой торговле. Субъекты хозяйственной деятельности, которые осуществляют

постоянную торговлю в стационарных объектах, сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли уплачивают единоразово (ст. 17 Декрета № 56-93).

Следует помнить, что субъекты хозяйствования, которые избрали упрощенную систему налогообложения, в соответствии с

п. 6 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 не являются плательщиками сбора, при этом разрешение на размещение объекта торговли они получают бесплатно.

Однако некоторые сомнения в необходимости получения данного сбора вносят письма Госкомпредпринимательства (например,

письма от 20.12.2006 г. № 8080, от 10.11.2006 г. № 8104). Так, в письме № 8104 он указывает, что «со вступлением в силу части первой статьи 4 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» с 05.10.2006 г. правовых оснований для выдачи органами местного самоуправления разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг нет...».

В то же время Госкомпредпринимательства отмечает (см. там же), что органы местного самоуправления имеют полномочия осуществлять выдачу разрешения на размещение зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения (

п. 10 ст. 10 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV).

Определенная логика в этих письмах есть и субъекты хозяйствования могут ею воспользоваться. Однако мы не можем со 100 % уверенностью предсказать, как в таких условиях поступят органы местного самоуправления и какую позицию примут суды, если предприятие все же решит обжаловать действия местных администраций. По информации, размещенной на официальном сайте Госкомпредпринимательства, существуют многочисленные попытки трактовки документов согласовательного характера не как «документов разрешительного характера». По такому пути могут пойти и органы местного самоуправления и до внесения изменений в

Декрет № 56-93 будут настаивать на необходимости получения рассмат-риваемого разрешения и уплате сбора.

 

Разрешение госпожарнадзора

Согласно

ст. 5 Закона № 3745 обязанность по обеспечению пожарной безопасности возложена на собственников предприятий, учреждений и организаций или уполномоченные органы, а также арендаторов.

Деятельность

новосозданных предприятий, введение в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилых объектов и объектов другого назначения, а также аренда любых помещений осуществляется после получения на это разрешения органа государственного пожарного надзора, кроме случаев, когда ведение хозяйственной деятельности возможно по декларативному принципу (ст. 10 Закона № 3745).

Традиционно получение «пожарноразрешительных» документов осуществляется после

проведения экспертизы противопожарного состояния предприятий (объекта, помещения). Основными ведомственными документами, регулирующими порядок выдачи разрешения, являются Порядок № 150 и Инструкция № 278 .

Так,

п. 2 Порядка № 150 установлено, что разрешение выдается бесплатно центральным, территориальным и местным органом государственного пожарного надзора. Однако платным является проведение экспертизы, на основании которой выдается разрешение. Постановлением № 774 утверждены тарифы за человеко-час, при этом методика расчета необходимого количества человеко-часов на сегодня отсутствует. До ее утверждения данный показатель, скорее всего, будет определяться по согласованию сторон.

Там же уточняется (

п. 2 Порядка № 150), что центральный орган выдает разрешение на начало работы особо важных и пожароопасных объектов, перечень которых установлен в приложении 1 к Инструкции № 278. Срок действия разрешения не ограничен, кроме случаев наличия факторов незначительных нарушений правил пожарной безопасности. Если такие факторы присутствуют, то в разрешении указывается срок его действия, который зависит от уровня органа госпожарнадзора (п. 3.2 Инструкции № 278).

Для получения разрешения субъект хозяйствования должен предоставить

пакет документов, состав которого приведен в п. 3 Порядка № 150: заявление по форме, предусмотренной в приложении 1 к Порядку, заключение, оформляемое по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, а для получения разрешения на аренду помещения — также копия договора аренды. Здесь следует обратить внимание, что проведение экспертизы осуществляется на договорных началах любым, имеющим соответствующую лицензию, юридическим (физическим) лицом, однако на практике мы бы рекомендовали воспользоваться услугами госпожарнадзора.

Единственным случаем, когда субъект хозяйствования может

не проводить экспертизу для получения «пожарноразрешительных» документов, является применение им декларативного принципа* . Однако и здесь существуют определенные сложности. Так, п. 11-1 Порядка № 150 установлен ряд ограничений для тех, кто может воспользоваться декларативным принципом. Напомним содержание данной нормы:

* Декларативный принцип — принцип, согласно которому субъект хозяйствования приобретает право на осуществление определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности без получения документа разрешительного характера путем уведомления администратора или соответствующего разрешительного органа о соответствии его материально-технической базы требованиям законодательства.

«11-1. Собственник(арендатор) может начать хозяйственную деятельность по декларативному принципу в случае заключения договора страхования гражданской ответственности перед третьими лицами относительно возмещения последствий возможного вреда в случаях:

если не изменяется функциональное назначение объектов и арендованных помещений и не проводится их перепланировка (кроме потенциально опасных объектов);

если объекты не относятся к взрывопожароопасным и объектам с массовым пребыванием людей и не размещаются на территории или внутри указанных объектов».

Другими словами, договор страхования гражданской ответственности является обязательным условием для применения декларативного принципа.

Однако отметим, что такой подход не совсем верный. И вот почему. Исходя из норм

абз. 7 ч. 1 ст. 4 Закона № 2806 следует, что возможность приобретения субъектом хозяйствования права на осуществление определенных действий в рамках его хозяйственной деятельности по декларативному принципу устанавливается исключительно законом, регулирующим отношения, связанные с получением разрешительных документов. В данном случае таким законом является Закон № 3745 и абз. 9 ст. 10 данного закона такая возможность предусмотрена.

В соответствии с указанной нормой (

абз. 9 ст. 10 Закона № 3745) декларативным принципом могут воспользоваться: новосозданные предприятия, в том числе те, которые размещаются в арендованных помещениях, которые не изменяют вида своей деятельности (кроме потенциально опасных объектов) или не принадлежат к категории взрывопожароопасных и объектов с массовым пребыванием людей и не размещаются на территории или внутри указанных объектов. Если предприятие принадлежит к категории пожароопасных объектов, то декларативный принцип применяется только при условии заключения договора страхования.

Из этого следует, что

Порядком № 150 превышены полномочия в части распространения обязательного страхования на первую категорию лиц. В остальном же он вполне соответствует законодательству и повторяет нормы Закона № 3745, который, за некоторым исключением, на вполне законных основаниях устанавливает порядок применения декларативного принципа.

Именно в этом исключении кроется еще одна сложность получения разрешительных документов. Речь идет об установлении

Законом № 3745 обязательности декларативного принципа, при осуществлении деятельности в арендованных помещениях. Данная норма противоречит ч. 5 ст. 1 Закона № 2806, в соответствии с которой повторное получение арендатором разрешительных документов не требуется (при условии сохранения вида деятельности и состояния этих помещений и оборудования).

На практике, скорее всего,

арендаторы вынуждены будут либо получать разрешение традиционным способом , либо воспользоваться декларативным принципом, либо отстаивать данное им Законом № 2806 право в суде. От себя лишь отметим, что приоритет имеет Закон № 2806, нормы которого являются более специальными.

В данном материале мы лишь поверхностно затронули некоторые получения разрешительных документов от госпожарнадзора. Более подробно с этими вопросами вы можете ознакомиться на страницах газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 19, № 65.

 

Разрешение на размещение малой архитектурной формы

Основные вопросы, связанные с размещением малых архитектурных форм (МАФ), регулируются

Законом № 1699, приказом № 296 и местными правилами застройки.

МАФ для осуществления предпринимательской деятельности является небольшое одноэтажное сооружение, которое выполняется из облегченных конструкций и устанавливается временно без обустройства фундамента.

МАФ бывают передвижными и стационарными:

передвижная МАФ — сооружение, которое не имеет закрытого помещения для временного пребывания людей. Например, торговое оборудование, низкотемпературный прилавок, лоток, емкость, торговый автомат и другое;

стационарная МАФ — сооружение, которое имеет закрытое помещение для временного пребывания людей и по внешнему контуру имеет площадь до 30 кв. м. Примером стационарных МАФ могут быть киоски, павильоны и др.

Что касается разрешительных документов для МАФ, то необходимость их получения предусмотрена

ст. 24 Закона № 1699. Этой же статьей установлено, что органом, ответственным за выдачу разрешения, являются исполнительные органы соответствующих местных советов (орган градостроения и архитектуры).

Особое внимание обратим на местные правила застройки. В соответствии со ст. 24 Закона № 1699 порядок получения разрешения на размещение временных сооружений, к которым относятся и МАФ, определяется именно ими в соответствии с законом.

Для получения разрешения на размещение как стационарной, так и передвижной МАФ субъект предпринимательской деятельности подает исполнительному органу местного совета заявление установленной формы, к которому прилагаются (

п. 8 приказа № 296):

— нотариально удостоверенная копия свидетельства о госрегистрации субъекта предпринимательской деятельности в Украине;

— копия свидетельства о регистрации плательщика НДС (при необходимости);

— документ, который подтверждает право собственности на земельный участок;

— для иностранного субъекта предпринимательской деятельности — документы, которые свидетельствуют о регистрации субъекта хозяйственной деятельности в стране его местонахождения.

Размещение объектов на платформах инженерных сооружений, внутри помещений осуществляется на части их площади по согласованию с соответствующими органами государственного контроля в зависимости от функционального назначения, на основании договора аренды с собственником помещения или уполномоченным им лицом (

п. 6 приказа № 296).

Размещение МАФ на территориях с особым режимом использования осуществляется по согласованию с соответствующими органами государственного контроля (

п. 7 приказа № 296).

Документы, перечисленные в

пп. 6 — 8 приказа № 296, составляют исключительный перечень документов, которые необходимо предъявлять для получения разрешения на размещение МАФ (п. 8 приказа № 296).

Однако заметим, что в случае, когда заказчик (застройщик) не является собственником земельного участка, помимо документа, удостоверяющего право собственности на землю, также необходимо будет предоставить нотариально удостоверенное согласие собственника (пользователя) такого участка на его застройку (

ст. 24 Закона № 1699).

В течение 3-х рабочих дней, после принятия заявления и всех необходимых документов орган градостроения и архитектуры выдает согласие на обращение заявителя в соответствующее предприятие, учреждение, организацию для изготовления паспорта привязки стационарной МАФ. В течение такого же срока должен предоставляться аргументированный отказ в выдаче разрешения на размещение МАФ (

п. 9 приказа № 296). После предоставления заявителем паспорта привязки и проверки его на предмет соответствия государственным строительным нормам орган градостроительства и архитектуры в недельный срок выдает разрешение на размещение МАФ (п. 12 приказа № 296). Для выдачи разрешения на размещение передвижной МАФ приказом № 296 предусмотрено 10 рабочих дней (п. 9).

 

Разрешение органов санэпидемстанции

Для начала работы субъекту хозяйствования также необходимо будет получить разрешение органа санитарно-эпидемиологической службы (СЭС). Такой вывод следует из анализа

ст. 15 Закона № 4004.

Указанной нормой установлено, что

введение в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов производственного, социально-культурного и другого назначения осуществляется по согласованию с государственной СЭС.

Согласование с органами СЭС осуществляется в форме проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и получения положительного заключения. Без положительного заключения запрещаются использование и функционирование объектов.

Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы осуществляется в порядке, утвержденном

приказом № 247, учреждениями и заведениями государственной СЭС Украины (п. 4.1 приказа № 247), а в особо сложных ситуациях — комиссиями, которые создаются главным государственным санитарным врачом и которые уполномочены на определенный профиль деятельности.

Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в рамках подготовки заключения осуществляется в соответствии с тарифами (прейскурантами) на работы и услуги, которые утверждены

постановлением КМУ от 27.08.2003 г. № 1351.

В заключение отметим, что в данном материале были рассмотрены лишь некоторые аспекты получения основных разрешительных документов. Для выяснения всего перечня разрешительных документов, которые необходимы в той или иной ситуации, вы можете обратиться к администратору, одним из заданий которого является предоставление субъекту хозяйствования

исчерпывающей информации относительно требований и порядка получения документа разрешительного характера.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно