Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Торговые автоматы: устанавливаем и ведем учет

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Январь, 2007/№ 8
В избранном В избранное
Печать
Статья

ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ:

устанавливаем и ведем учет

 

Торговля через торговые автоматы (ТА) — так называемый вендинг — только начинает принимать серьезный размах в нашей стране. Самое главное преимущество установки ТА вместо, скажем, обычной торговой точки — возможность ведения круглосуточной торговли без участия человека. Наиболее распространенными на данный момент являются ТА по продаже чая и кофе, безалкогольных напитков на разлив, а также снэк-автоматы (по продаже закусок). Сегодня мы остановимся на организационных и учетных моментах, связанных с осуществлением торговой деятельности через ТА.

Забегая вперед, отметим, что наиболее приемлемой организационной формой для ведения этого бизнеса является частное предпринимательство на упрощенной системе налогообложения. Предприятию организовать собственную «автоматическую» торговую сеть будет и хлопотно и дорого.

Жанна СЕМЕНЧЕНКО, Марина КОРДЮКОВА, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

 

Идентифицируем торговый автомат

Согласно

КВЭД деятельность по продаже всех видов товаров через торговые автоматы относится к деятельности в сфере розничной торговли (код 52.63.0). И именно это определение наиболее важно для нас.

В то же время в действующем законодательстве можно найти целый ряд определений торгового автомата для каждой сферы государственного регулирования:

1)

для целей статистики: торговые автоматы — разновидность сети розничной торговли предметами повседневного спроса и импульсивной покупки, необходимой в разных ситуациях (табачные изделия*, прохладительные и горячие напитки, конфеты, другие легкие продукты питания, газеты, косметика, книги, музыкальные альбомы, фильмы, футболки и т. п.). Их устанавливают на улицах, площадях, вокзалах, в местах отдыха населения для продажи штучных товаров;

* На самом деле действующее законодательство запрещает продавать табачные изделия через торговые автоматы, о чем чуть ниже, но из определения, как говорится, слов не выбросишь.

2)

для целей учета: автомат по продаже товаров (услуг) — регистратор расчетных операций, который в автоматическом режиме осуществляет выдачу (предоставление) за наличные средства или с применением платежных карточек, жетонов и т. п. товаров (услуг) и обеспечивает соответствующий учет их количества и стоимости (ст. 2 Закона об РРО);

3)

для целей получения разрешения на размещение объекта торговли торговые автоматы отнесены к пунктам некапитального строительства;

4)

для целей получения разрешения в органе градостроительства и архитектуры торговый автомат причислен к передвижной малой архитектурной форме.

В соответствии с

Законом о патентовании объекты малых архитектурных форм являются пунктами продажи товаров.

Итак, торговый автомат является розничной торговой точкой, деятельность через которую требует получения соответствующих разрешений. Так, размещение ТА необходимо согласовать с органами градостроения и архитектуры*, пожарного надзора, санэпидемстанции. Кроме того, местные органы самоуправления выдают разрешение на размещение объекта торговли (подробнее об этом см. «Разрешительные документы при открытии магазина», с. 9).

* Получать такое разрешение не нужно, если ТА размещается на территории рынка и проектная документация разрешает их размещение; на платформах инженерных сооружений, внутри помещений на части их площади по согласованию с органами государственного надзора.

 

Получаем торговый патент

Как мы уже отмечали выше, для целей патентования ТА относится к пунктам продажи товаров и требует приобретения патента.

Сразу отметим, что

предпринимателиплательщики единого налога освобождены от обязанности приобретения торговых патентов (п. 6 Указа № 746).

Прочие субъекты должны обратиться в налоговый орган для приобретения патента на

каждый ТА. Обращаем внимание, что патент на стационарные пункты продажи приобретается в налоговом органе по местонахождению такого пункта продажи, а по передвижным пунктам продажи — по месту регистрации субъекта. В соответствии с п. 3 Правил МТС (а, на наш взгляд, именно на этот документ следует ориентироваться в решении, стационарной или передвижной точкой является ТА) автоматы отнесены к пунктам некапитального строительства, а не передвижной торговой сети. Следовательно, приобретать патент на ТА нужно в налоговом органе по местонахождению торгового автомата. Причем в письме ГНАУ от 17.02.2005 г. № 1403/6/15-1216 отмечено, что субъекту хозяйственной деятельности торговый патент необходим на каждый торговый автомат.

Если рассматривать ситуацию размещения ТА в собственном помещении, то необходимость приобретения патента зависит от вида деятельности, осуществляемой субъектом в этом помещении. Если это торговая деятельность (неважно оптовая или розничная) или общепит, то приобретать еще

один торговый патент не нужно. Это обусловлено п. 20 Положения о патентовании, согласно которому при осуществлении предпринимательской деятельности в одном пункте продажи товаров двух или трех видов торговой деятельности (розничная и оптовая торговля, общественное питание) будет приобретаться один торговый патент по максимальной стоимости, установленной местными органами исполнительной власти. Таким образом, если субъект уже имеет торговый патент на торговую деятельность (по максимальной ставке!), то новый ему получать не нужно. Если субъект размещает ТА в своем помещении, где не осуществляется торговая деятельность или деятельность по общепиту, то ему нужно будет приобретать торговый патент.

Законом о патентовании установлен перечень продукции, при продаже которой приобретать торговый патент не нужно. Это, в частности, хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочная продукция (кроме сгущенного молока и сливок с добавками и без них), безалкогольные напитки, мороженое. Отметим, что

чай и кофе не входят в группу безалкогольных напитков согласно УКТ ВЭД. Следовательно, на ТА, изготавливающий чай и кофе, нужно приобретать торговый патент.

Путем приобретения

льготного торгового патента через ТА можно торговать, например:

— почтовыми марками, открытками, поздравительными открытками и конвертами;

— периодическими изданиями печатных средств массовой информации, которые имеют регистрационные свидетельства, выданные уполномоченными органами Украины, книгами, брошюрами, альбомами, нотными изданиями, буклетами, плакатами, картографической продукцией, издаваемыми юридическими лицами — резидентами Украины.

 

Что нельзя продавать через ТА

Перечень товаров, которыми запрещено торговать через мелкорозничную торговую сеть, установлен

п. 8 Правил МТС. Речь, в частности, идет о (применительно только к ТА):

— алкогольных напитках и табачных изделиях;

— огнеопасных товарах бытовой химии, пиротехнических игрушках, горюче-смазочных материалах;

— изделиях, реализация которых запрещена законодательными актами;

— товарах, которые не имеют сопроводительных документов и документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, наличие которых обусловлено нормативными актами.

Запрет на торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями через ТА прямо установлен и в

ст. 153 Закона № 481.

 

Оформляем ТА

Под оформлением ТА мы подразумеваем размещение на нем той информации, которую требуют

Правила МТС и которая при необходимости позволит защитить права потребителей.

Согласно

п. 21 Правил МТС на видном месте мелкорозничной торговой точки размещается свидетельство о государственной регистрации, адрес и телефон субъекта, которому принадлежит этот ТА.

Кроме того, на ТА необходимо разместить информацию о ценах на продаваемый товар. Согласно

п. 7 Инструкции № 2 указатели цен должны иметь такие реквизиты:

для продовольственных товаров:

для весовых товаров — название товара, сорт, цена за один килограмм или за сто граммов;

для товаров или напитков, которые продаются на разлив, — название товара или напитка, сорт, цена за единицу емкости или единицу веса;

для штучных товаров и напитков в бутылках — название товара или напитка, вес или емкость, сорт, цена за штуку;

для расфасованных товаров — название товара, сорт, цена за один килограмм или за сто граммов, вес единицы расфасовки, цена за единицу расфасовки;

для непродовольственных товаров:

для товаров, на которые цены установлены в зависимости от сортности, — название товара, сорт, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;

для товаров, на которые цены по сортам не установлены, — название товара, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;

для мелких штучных товаров (парфюмерные, галантерейные и др.) — название товара, вес или емкость, цена за штуку или единицу упаковки.

Информация о ценах должна быть подписана лицом, ответственным за это, и скреплена печатью субъекта (при наличии) с проставлением даты подписания.

Что касается Книги отзывов и предложений, то, по нашему мнению, размещать ее на ТА нет необходимости. В то же время субъект должен завести такую Книгу и хранить ее у себя, а при необходимости предъявлять потребителям и проверяющим. И еще один момент: на ТА необходимо разместить табличку, которая содержит информацию с адресами и телефонами органов, которые обеспечивают защиту прав потребителей.

Пункт 27 Правил МТС

требует при размещении торговой точки на участках без твердого покрытия проводить необходимое благоустройство вдоль их фасадов.

Кроме того, запрещается продажа пищевых продуктов и напитков с применением одноразовой посуды без емкостей для ее сбора и дальнейшей утилизации (

п. 28 Правил МТС). Это, в частности, касается автоматов по продаже кофе и чая, безалкогольных напитков на разлив.

 

ТА = РРО?

Начнем с того, что в соответствии с

Законом об РРО ТА является регистратором расчетных операций (РРО). В то же время согласно пп. 3 ст. 3 раздела II Закона об РРО субъекты обязаны применять РРО, включенные в Государственный реестр регистраторов расчетных операций, который утвержден решением Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем от 16.12.2005 г. № 20. Однако на данный момент из всех торговый автомат по продаже товаров (услуг) в Государственный реестр входят лишь автоматы по оформлению проездных документов на поезда пригородного значения, на услуги автоматических камер хранения, а также контрольные пункты прохода пассажиров в метрополитене.

Следовательно, если субъект не имеет права на осуществление деятельности без применения РРО (не является, к примеру, предпринимателем-единоналожником), то единственным возможным вариантом для него торговать через ТА является подключение к ТА регистратора расчетных операций, внесенного в Государственный реестр. Однако вряд ли его кто-нибудь решит осуществить.

Отдельные нормы по ТА, установленные

пп. 9 и 10 ст. 3 раздела II Закона об РРО, в данном случае применить нельзя, так как они распространяются на ТА, внесенные в Государственный реестр.

Без применения РРО вести торговую деятельность

имеют право частные предприниматели — плательщики единого и фиксированного налогов. Следовательно, такие субъекты могут спокойно торговать через торговый автомат без подключения к нему РРО.

ТА содержит блок фискальной памяти, посредством которой субъект предпринимательства снимает информацию о количестве проданного товара, сумме выручки и списанного сырья (например, по кофе-автоматам, снэк-автоматам). На основании полученной информации предприниматель делает записи в Книге учета доходов и расходов по форме № 10 (далее — Книга). Что касается периодичности осуществления записей в Книге, то датой получения выручки логично считать выемку денег из ТА. На эту дату и нужно делать запись в Книге. Отметим, что

п. 8 приказа № 599 требует от предпринимателя лишь хронологического отражения сведений в Книге за отчетный период. При этом графа 1 Книги содержит название «Период учета (день, неделя, месяц, год)». Отсюда, приходим к выводу, что записи в Книге можно делать не ежедневно, а за определенный период («с_ по _» за несколько дней или за неделю) в день, когда предприниматель изымает выручку из ТА.

 

Налоговый учет

Приобретая ТА, субъект хозяйствования классифицирует его как объект основных фондов, поскольку срок эксплуатации превышает 365 дней, а стоимость 1000 грн. ТА относятся к

группе 4 основных фондов , а значит, амортизируются по норме 15 % (см. письмо ГНАУ от 27.09.2004 г. № 484/4/23-2114 //«Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 82).

Что касается сырья для изготовления готовой продукции и товаров, которые находятся в ТА, то это запасы, участвующие в перерасчете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. Поэтому стоимость сырья и товаров указывается в таблице 1 приложения К1/1 соответственно в строке А1 «Балансова вартість запасів на складах (місцях зберігання)» и в строке А6 «Балансова вартість запасів у роздрібній торгівлі».

На наш взгляд, не будет ошибкой, если сырье, предназначенное для производства продукции (изготовления напитков), будет отражено в строке

А3 «Балансова вартість запасів у незавершеному виробництві».

Теперь остановимся на учете выручки от продажи товаров. В

п.п. 11.3.2 Закона о налоге на прибыль и п.п. 7.3.2 Закона об НДС четко указано, что валовой доход, а также налоговые обязательства возникают на дату изъятия денежной выручки из ТА. Если же расчеты производятся с использованием жетонов, карточек или других заменителей гривни, то датой увеличения валовых доходов и налоговых обязательств является день продажи таких жетонов, карточек и т. д.

В редких случаях ТА оснащаются платежными терминалами, тогда для расчета можно применять платежные карточки. При этом валовые доходы и налоговые обязательства возникают

на дату оформления чека (п.п. 11.3.3 Закона о налоге на прибыль, п.п. 7.3.3 Закона об НДС).

Если ТА принадлежит субъекту хозяйствования, находящемуся на едином налоге, то выручка, по нашему мнению, определяется таким же образом — на дату изъятия из ТА.

На этом завершаем рассмотрение вопросов, связанных с организацией и ведением торговой деятельности посредством торговых автоматов. Как вы сами смогли убедиться, предприятиям довольно дорого устанавливать ТА: это и плата за размещение объекта торговли, и ежемесячная плата за патент, и проблемы с подключением РРО (причем далеко не все ТА позволяют это осуществить, что делает невозможным для предприятий осуществлять эту деятельность). Кроме того, проблемы с ежедневной инкассацией выручки и соблюдением требований

Закона об РРО и кассовой дисциплины. Гораздо менее хлопотно и в финансовом и в организационном плане заниматься вендинг-бизнесом, будучи предпринимателем-единоналожником, но выбор, как всегда, остается за вами.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно