Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Меняем старый телефон на новый

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Январь, 2007/№ 8
В избранном В избранное
Печать
Статья

Меняем старый телефон на новый

(или trade-in в Украине)

 

В последнее время все большее распространение получают различные акции, во время которых торговые предприятия предлагают приобрести новый товар в обмен на старый с доплатой. Данная статья посвящена вопросам налогообложения и бухгалтерского учета таких обменных операций.

Наталья ВОРОНАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Система trade-in, широко распространенная на Западе, постепенно входит в практику и украинских предприятий торговли. Суть ее состоит в том, что бывшие в употреблении товары принимаются в счет оплаты за новый товар. Причем, как правило, в качестве частичного взноса принимается такой же вид товара, что и продается. Например, в обмен на старый мобильный телефон покупатель может получить новый телефон, доплатив при этом разницу между их стоимостями. Бывший в употреблении товар, полученный в счет оплаты нового, в дальнейшем обычно продается торговым предприятием.

В данной статье остановимся на рассмотрении вопросов, связанных с оформлением, бухгалтерским учетом и налогообложением таких обменных операций. Как правило, покупателями нового товара являются физические лица, поэтому особое внимание уделим налогу с доходов.

 

Общие положения

В данном случае фактически имеет место

договор мены. В соответствии со ст. 715 ГКУ по договору мены (бартера) каждая из сторон обязуется передать другой стороне в собственность один товар в обмен на другой. Каждая из сторон договора мены является продавцом того товара, который он передает, и покупателем товара, который он получает взамен.

При этом

ч. 3 ст. 715 ГКУ предусматривает возможность установления в договоре доплаты за товар большей стоимости, который обменивается на товар меньшей стоимости .

В соответствии со

ст. 716 ГКУ к договору мены применяются общие положения о купле-продаже, положения договора поставки или других договоров, элементы которых содержатся в договоре мены, если это не противоречит сути обязательств.

Если иное не установлено договором, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам одновременно после фактической передачи имущества обеими сторонами друг другу.

Бывший в употреблении товар, обмениваемый на новый, оценивается (при этом составляется

акт оценки ) и передается на основании акта приема-передачи.

В связи с тем, что операция обмена старых товаров на новые является бартерной, для торговых предприятий, которые уплачивают единый налог, данная система торговли является неприемлемой, ведь в соответствии со

ст. 1 Указа № 746 юридические лица — единоналожники за отгруженную продукцию имеют право применять расчеты исключительно денежными средствами. Такие предприятия торговли должны разбить данную операцию на два самостоятельных договора купли-продажи. По одному из них юридическое лицо приобретает старый товар за денежные средства, а по второму — продает новый товар.

Однако предметом рассмотрения данной статьи является система trade-in в чистом виде. Проанализируем порядок налогообложения таких операций.

 

Налог на прибыль и НДС

В соответствии с

п.п. 7.1.1 Закона о налоге на прибыль доходы и расходы от осуществления товарообменных (бартерных) операций определяются исходя из договорной цены, но не ниже обычной цены.

В связи с тем, что бывший в употреблении товар приобретается, как правило, у физических лиц, следует помнить о нормах

пп. 7.4.2 и 7.4.3 Закона о налоге на прибыль, согласно которым расходы при приобретении товаров у неплательщиков налога на прибыль признаются исходя из договорной цены, но не выше обычных цен.

Обычная цена определяется на основании

п. 1.20 Закона о налоге на прибыль.

Относительно налога на добавленную стоимость отметим следующее. В соответствии с

п. 4.2 Закона об НДС налоговые обязательства по товарообменным операциям исчисляются исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен. При этом, если продавец бывшего в употреблении товара — физическое лицо, налогового кредита не возникает, поскольку он не является плательщиком НДС.

Таким образом, при обмене нового товара на старый с доплатой торговое предприятие отражает:

1) валовые доходы и налоговые обязательства по НДС исходя из цены договора, но не ниже обычной цены нового товара. Обычной ценой нового товара будет цена, указанная в ценнике или прайс-листе;

2) валовые расходы по приобретению бывшего в употреблении товара исходя из договорной цены, но не выше обычной.

Теперь перейдем к порядку налогообложения доходов физических лиц.

 

Ставка налога с доходов

Напомним, что доходы от обмена движимого имущества включаются в налогооблагаемый доход физического лица. Однако, к сожалению,

Закон № 889 не уделяет данному вопросу достаточного внимания.

Так, в соответствии с

п. 12.4 Закона № 889, если один объект движимого имущества обменивается на другой объект движимого имущества, то каждая из сторон договора мены уплачивает 50 % суммы налога, определяемой путем применения ставки налога, указанной в п. 7.1 данного Закона*, к стоимости имущества, рассчитанной по обычным ценам, которое отчуждается каждой из сторон.

* Напомним, что с 1 января 2007 года ставка налога с доходов составляет 15 %.

Как можно убедиться, данная норма определяет порядок налогообложения операций обмена

между двумя физическими лицами. В связи с этим возник вопрос: может ли она применяться, если одна из сторон не является плательщиком налога с доходов физических лиц (юридическое лицо, физическое лицо — предприниматель и т. п.)?

Взгляды специалистов здесь разделились. Однако ГНАУ довольно либерально подошла к возможности применения 50 % суммы налога в такой ситуации. По мнению налоговиков, изложенному в совместном

письме ГНАУ и Минюста от 18.01.2005 г. № 378/5/17-2116, № 31-50/77 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 11), если одна из сторон договора мены является юридическим лицом, налог с доходов уплачивается только второй стороной (физическим лицом) в размере, предусмотренном п. 12.4 Закона № 889. Ранее такая же точка зрения излагалась в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 12, с. 29.

Таким образом, ГНАУ не возражает против применения «половинного» размера налога с доходов, рассчитанного исходя из ставки 15 %, и в случае осуществления обмена между физическим и юридическим лицами. Самые осторожные налогоплательщики могут дополнительно подстраховаться, обратившись за разъяснением в налоговые органы по своему местонахождению с запросом. Письменный ответ будет являться налоговым разъяснением для такого плательщика и обезопасит его от штрафных санкций, если в дальнейшем мнение налоговиков изменится.

 

Налоговые агенты при обмене движимого имущества

Следующий вопрос, возникающий при обмене старого товара на новый: кто является налоговым агентом, ответственным за перечисление в бюджет налога с доходов (само физическое лицо или торговое предприятие)?

В

ст. 12 Закона № 889 в качестве налоговых агентов упоминаются нотариус, удостоверяющий договор или подлинность подписей сторон соглашения, и посредники (юридические лица, их филиалы и другие обособленные подразделения или представительства нерезидентов). В связи с этим, если договор мены нотариально не удостоверяется, возможны два подхода к порядку уплаты налога в бюджет:

1. Налог уплачивается физическим лицом самостоятельно на основании предоставляемой им в конце года декларации. Аргументом в пользу такой точки зрения является то, что непосредственно

покупатели движимого имущества — юридические лица в ст. 12 Закона № 889 в качестве налоговых агентов не указаны.

2. Налог удерживает и перечисляет в бюджет юридическое лицо, которое осуществляет обмен с физическим лицом. Именно такой точки зрения придерживается ГНАУ в

письме от 18.10.2006 г. № 11774/6/17-0716.

Таким образом, если торговое предприятие не желает отстаивать первую позицию в судебном порядке, ему необходимо

удержать налог с доходов от обычной стоимости имущества, отчуждаемого физическим лицом (т. е. принимаемого от физлица в оплату нового товара), и перечислить его в бюджет.

В налоговом расчете по форме № 1ДФ данная операция должна быть отражена с признаком дохода «07».

 

Расчет суммы налога

Итак, если предприятие приняло позицию ГНАУ относительно своей обязанности как налогового агента по начислению и уплате в бюджет налога с доходов физических лиц, его следует правильно рассчитать.

В связи с тем, что доход физическому лицу в виде встречной поставки нового товара выплачивается в неденежной форме, возникает вопрос по применению «натурального» коэффициента, предусмотренного

п. 3.4 Закона № 889.

В соответствии с

п. 12.4 Закона № 889 сумма налога определяется путем применения ставки налога к стоимости отчуждаемого имущества, рассчитанной по обычным ценам. По нашему мнению, данная норма является специальной для операций, связанных с обменом имуществом и в ней не содержится ссылки на п. 3.4 Закона № 889.

Из-за того, что физическое лицо решило обменяться товаром не с физическим, а с юридическим лицом, размер уплаченного им налога меняться не должен, ведь база налогообложения остается той же.

Таким образом, на наш взгляд, «натуральный» коэффициент при исчислении суммы налога с дохода, полученного от обмена старого товара на новый, не применяется. Однако при этом

сумма доплаты за новый товар должна определяться с учетом налога с доходов физических лиц.

Проиллюстрируем расчет суммы налога на примере.

Пример 1.

Физическое лицо передает в качестве частичной уплаты нового мобильного телефона старый мобильный телефон. Стоимость нового телефона — 1200 грн. Стоимость старого телефона согласно акту оценки — 300 грн. Установленная в акте оценки стоимость бывшего в употреблении телефона соответствует обычной стоимости.

Налог с доходов физических лиц рассчитывается следующим образом:

300 грн. х 15 % х 50 % = 22,50 грн.

Предприятие должно выплатить (в данном случае путем передачи нового мобильного телефона) физическому лицу доход в размере стоимости старого телефона за минусом удержанного согласно

ст. 12 Закона № 889 налога с доходов физических лиц:

300 грн. - 22,50 грн. = 277,50 грн.

Именно эта сумма и должна быть зачтена в счет уплаты стоимости нового телефона.

Таким образом, физическое лицо должно доплатить предприятию торговли за новый мобильный телефон:

1200 грн. - 277,50 грн. = 922,50 грн.

Данная сумма подлежит отражению в договоре мены.

В том случае, если предприятие рассчитало сумму доплаты за новый телефон без учета налога с доходов физических лиц, ситуация несколько изменится. Проиллюстрируем это на примере.

Пример 2.

Используя данные примера 1 о стоимостях нового и старого телефонов, предположим, что физическое лицо уплатило разницу между ними без учета налога с доходов, т. е. 900 грн. (1200 грн. - 300 грн.).

Так как физическое лицо получило на руки «чистый» доход, равный стоимости старого мобильного телефона, предприятию для определения базы налогообложения («грязного» дохода) необходимо применить «натуральный» коэффициент, предусмотренный

п. 3.4 Закона № 889*:

* Подробно о порядке применения п. 3.4 Закона № 889 см. в статье «Натуральный» коэффициент: особенности применения» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 71.

К = 100 : (100 - Сн)

,

где

К — коэффициент;

Сн

— ставка налога, установленная для таких доходов на момент такого начисления.

Для расчета «натурального» коэффициента используем 50 % ставки, определенной

п. 7.1 Закона № 889:

100 : (100 - 7,5) = 1,081081.

Таким образом, объект налогообложения равен:

300 грн. х 1,081081 = 324,32 грн.

Налог с доходов, подлежащий перечислению в бюджет:

324,32 грн. х 15 % х 50 % = 24,32 грн.

Разобравшись с особенностями начисления налога с доходов физических лиц, перейдем к бухгалтерскому учету операций по обмену старых товаров на новые.

 

Бухгалтерский учет

В соответствии со стандартами бухгалтерского учета получение старого товара в счет частичной оплаты нового является операцией обмена неподобными активами с денежной доплатой.

В соответствии с

п. 23 П(С)БУ 15 в бухгалтерском учете сумма дохода по бартерному контракту признается в размере справедливой стоимости полученного актива, увеличенной на сумму полученных денежных средств.

Первоначальная стоимость полученных запасов определяется по их справедливой стоимости (

п. 13 П(С)БУ 9). При этом под справедливой стоимостью понимается сумма, по которой может быть осуществлен обмен актива или оплата обязательства в результате операции между осведомленными, заинтересованными и независимыми сторонами.

Рассмотрим порядок отражения операции по получению предприятием торговли бывшего в употреблении товара в счет уплаты стоимости нового товара на примере.

Пример 3.

В соответствии с договором мены предприятие розничной торговли принимает от покупателя — физического лица в оплату стоимости нового мобильного телефона старый телефон. Стоимость нового телефона — 1440 грн., в том числе НДС — 240 грн. Согласно акту оценки бывший в употреблении телефон оценен в сумме 400 грн. Эта стоимость соответствует обычной цене товара, приобретаемого торговым предприятием. Сумма, подлежащая доплате за новый телефон денежными средствами, в соответствии с условиями договора учитывает налог с доходов физических лиц.

Дополнительные данные:

— торговая наценка, установленная при продаже нового телефона, — 540 грн., его себестоимость — 900 грн.;

— торговая наценка, установленная при продаже старого телефона, — 200 грн.

Налог с доходов физических лиц составляет: 400 грн. х 15 % х 50 % = 30 грн.

Сумма, которую физическое лицо должно доплатить денежными средствами:

1440 грн. - (400 грн. - 30 грн.) = 1070 грн.

На счетах бухгалтерского учета данная операция будет отражена следующим образом:

 


п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

2

3

4

5

1

Оприходован старый мобильный телефон

282

685

400

2

Удержана сумма налога с доходов физических лиц

685

641/НДФЛ

30

3

Перечислен налог с доходов в бюджет

641/НДФЛ

311

30

4

Отражен доход от продажи нового мобильного телефона, полученный в виде денежных средств

301

702

1070

5

Отражен доход от продажи нового мобильного телефона, полученный в виде стоимости старого телефона (400 грн. - 30 грн.)

685

702

370

6

Начислены налоговые обязательства по НДС

702

641/НДС

240

7

Списана торговая наценка проданного нового телефона

285

282

540

8

Списана себестоимость проданного нового телефона

902

282

900

9

Отражена торговая наценка на старый мобильный телефон, полученный в уплату
за новый

282

285

200

10

Реализован старый мобильный телефон

301

702

600

11

Отражены налоговые обязательства по НДС

702

641/НДС

100

12

Списана торговая наценка проданного старого телефона

285

282

200

13

Списана себестоимость проданного старого телефона

902

282

400

 

Как можно убедиться, наибольшее количество вопросов при обмене новых товаров на старые касаются порядка обложения налогом с доходов физических лиц. Надеемся, что на большинство из них читатели получили ответы в данной статье.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно