Темы статей
Выбрать темы

Бухгалтерский калейдоскоп. Возвращение на круги чужие

Редакция НиБУ
Статья

Возвращение на круги чужие

Всегда ли переход плательщика единого налога — десятипроцентника на общую систему налогообложения означает, что ему придется регистрироваться плательщиком НДС? Не всегда!

Александр ГОЛЕНКО, главный редактор

Как известно, в конце прошлого календарного года над плательщиками единого налога — юридическими лицами сгустились тучи, и по этой причине многие из них стали муссировать вопросы перехода (возвращения) на общую систему налогообложения.

Практически все подобные вопросы, касающиеся

налоговых последствий перехода с упрощенной системы на общую, оставшиеся «за кадром» при разработке Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99 «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (далее — Указ), за все годы действия Указа так и не получили должного урегулирования. Если, конечно, не считать «должной» существующую ситуацию, когда налоговые последствия перехода туда-обратно диктуются в разъяснениях ГНАУ разной степени официальности.

На этом, не очень приглядном, фоне есть все же один вопрос, который с некоторых пор получил весьма благоприятный ответ, причем не в письме или консультации налоговиков (что не слишком надежно в связи с вероятным последующим изменением позиции), а во вполне добротном до-кументе —

Положении о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденном приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79 (далее — Положение о регистрации).

Из названия документа уже понятно, что дальше речь пойдет о том, есть ли

необходимость регистрироваться плательщиком НДС юридическому лицу, перешедшему с упрощенной системы налогообложения с уплатой единого налога по ставке 10 % на общую систему налогообложения, или такой необходимости (обязательности) нет.

«Вход — рубль, выход — два»

Самое интересное, что коренной поворот в этом вопросе произошел довольно давно — около года назад, да, видно, не все заинтересованные лица обратили на него внимание (оно и понятно: они же тогда не были плательщиками НДС).

Для наглядности приводим здесь две цитаты из

Положения о регистрации:

подпункт «б» пункта 7 относительно того, что в Реестр заносятся:

«лица, которые согласно Указу Президента Украины от 28 июня 1999 года № 746/99 «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (далее — Указ), уплачивая единый налог по ставке единого налога в размере 10 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг),

нарушили требования, установленные статьей 1 Указа (среднеучетная численность работающих превысила 50 человек или объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год превысил 1 млн гривень), обязаны подать в орган государственной налоговой службы заявление о регистрации как плательщика налога на добавленную стоимость начиная со следующего отчетного периода (квартала)»;

— абзац первый пункта 12:

«В случае

отказа от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности или других упрощенных систем налогообложения, которые определяют особый порядок начисления или уплаты налога на добавленную стоимость, отличный от установленных Законом, лицо регистрируется плательщиком налога на добавленную стоимость в порядке, определенном Законом и настоящим Положением».

Понятно, что «

Закон» — это Закон Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость».

Вся соль ситуации в том, что эта редакция

абзаца первого пункта 12 Положения о регистрации (кстати, как и весь пункт 12) действует всего лишь с 10 февраля 2006 года, причем раньше этот пункт 12 никак не затрагивал «отказников» (т. е. можно утверждать, что в этом контексте мы имеем дело с новой нормой Положения о регистрации), тогда как процитированный здесь же подпункт «б» пункта 7 этого Положения мозолит нам глаза с самого начала — аж с 14 апреля 2000 года.

А весь перец ситуации в том, что новый

абзац первый пункта 12 Положения о регистрации, очевидно, полностью соответствует Закону, если только сделать одно маленькое, но немаловажное уточнение: при условии, что « настоящее Положение» полностью соответствует Закону. К сожалению, в этом смысле документы ГНАУ, в отличие от жены Цезаря, уж никак не «вне подозрений»... И за негативными примерами далеко ходить не надо: взять тот же процитированный подпункт «б» пункта 7 Положения о регистрации...

Но об этом чуть позже, а пока остановимся на

абзаце первом пункта 12 Положения о регистрации, согласно которому (не поленимся это повторить) в случае отказа от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности «лицо регистрируется плательщиком налога на добавленную стоимость в порядке, определенном Законом и настоящим Положением». Обратите внимание, что слово «регистрируется» лишь подчеркивает, что ни о какой исключительной обязательности речь не идет ни в коем случае, а наоборот — такое лицо регистрируется на общих основаниях, установленных Законом.

Посмотрим, что это за основания.

Между Законом и Положением

Посмотрим в

Закон, а именно в статью 2 и статью 9 Закона, и признаем, что пункты 10 и 11 Положения о регистрации по сути являются квинтэссенцией пунктов 2.2, 2.3 статьи 2, а также пунктов 9.3 и 9.4 статьи 9 Закона. Да что там — в пункте 2 Положения о регистрации прямо установлено, что «Реестр создается в соответствии со статьей 9 Закона».

А теперь разберемся с

обязательностью регистрации в ее понимании собственно Законом.

Очевидно, что в

пунктах 10 и 11 Положения о регистрации имеется исчерпывающий перечень ситуаций, регламентированных пунктом 2.3 статьи 2 и пунктами 9.3 и 9.4 статьи 9 Закона, при которых лицо зарегистрироваться плательщиком НДС обязано. Тут никаких претензий нет и быть не может. Но откуда, скажите на милость, взялись законодательные основания для требования об обязательной регистрации, выдвигаемого в подпункте «б» пункта 7 этого Положения? Таких оснований непосредственно в Законе нет!

Разумеется, это требование

Положения о регистрации распространяется только на нарушителей критериев, установленных статьей 1 Указа (по объему выручки и по среднеучетному количеству работников за год), — нарушителей, вынужденных из-за этого отказаться от упрощенной системы и перейти на общую, к тому же — только на нарушителей-десятипроцентников, потому что для шестипроцентников вопрос вообще не стоит. Но смотрите что получается: если десятипроцентник переходит на общую систему налогообложения по собственной воле, то Положение о регистрации не требует от него обязательной регистрации плательщиком НДС, а если не по собственной, а в связи нарушением критериев, установленных Указом, то требует. Добавим: требует незаконно!

Ведь что написано в

статье 5 Указа? — «При нарушении требований, установленных статьей 1 настоящего Указа, плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности, начиная со следующего отчетного периода (квартала)». Согласитесь, что переход на общую систему налогообложения — это далеко не синоним регистрации плательщиком НДС (в противном случае не осталось бы ни одного субъекта общей системы налогообложения, который оставался бы неплательщиком НДС!). Так что из статьи 5 Указа никоим образом не следует обсуждаемая исключительная обязательность НДС-регистрации нарушителей, вытекающая из подпункта «б» пункта 7 Положения о регистрации!

В конце концов статус лица — бывшего десятипроцентника — в первый момент его пребывания на общей системе налогообложения ничем не отличается от статуса любого другого субъекта общей системы налогообложения — неплательщика НДС (ведь согласно

подпункту «в» пункта 9.8 Закона и подпункту «в» пункта 25 Положения о регистрации, если до своей десятипроцентной истории он и был плательщиком НДС, то в момент ее начала его НДС-регистрация была аннулирована). Соответственно — требования Закона и Положения о регистрации в части пунктов 10 и 11 к таким субъектам абсолютно одинаковы. А требование подпункта «б» пункта 7 Положения о регистрации этому формально противоречит! И давно пора от него избавиться.

Разумеется, утверждая это, мы даем себе отчет в том, что хотя в

подпункте «б» пункта 7 Положения о регистрации прямо речь идет о нарушении хотя бы одного из критериев, установленных статьей 1 Указа (по объему выручки или по среднеучетному количеству работников за год), — кстати говоря, там игнорируется такое основание для вынужденного отказа от упрощенной системы, как проведение бартерной операции, — подход к нарушению этих двух разных критериев должен быть разным и вот почему.

Нарушение критерия

объема выручки, установленного статьей 1 Указа в размере 1 млн грн. за календарный год (или меньшую его часть), автоматически означает, что на соответствующее лицо распространяется подпункт 2.3.1 Закона и пункт 10 Положения о регистрации, а значит, регистрироваться, т. е. подавать соответствующее заявление, оно все же обязано. В какой срок? По нашему мнению — на общих основаниях, т. е. согласно абзацу второму пункта 9.4 Закона и подпункту «а» пункта 13 Положения о регистрации — в течение двадцати календарных дней с момента перехода на общую систему налогообложения, если только нет оснований применять подпункт «б» пункта 13 Положения о регистрации (за двадцать календарных дней до начала осуществления соответствующих операций). Хотя следует признать, что вопрос о сроках дискуссионный, и в случае нарушения десятипроцентником критерия «1 млн грн.» выглядит благоразумным обеспечить свою регистрацию плательщиком НДС уже с даты перехода на общую систему.

А вот что касается нарушения критерия

среднеучетного количества работников за год и вызванного его нарушением вынужденного перехода на общую систему налогообложения, то согласно Закону эта ситуация не влечет за собой обязанность лица подавать заявление о регистрации плательщиком НДС. Таким образом, в этой части подпункт «б» пункта 7 Положения о регистрации не соответствует Закону.

И последнее.

Как известно,

часть седьмая статьи 4 Указа разрешает субъекту упрощенной системы налогообложения отказаться от ее применения с начала любого следующего календарного квартала, подав соответствующее заявление. В частности, плательщик НДС, отвечавший критериям Указа, ставший десятипроцентником с 1 января и тогда же отпраздновавший аннулирование своей регистрации как плательщика НДС, вправе довольно быстро вернуться на общую систему: уже с 1 апреля. Если он вел себя осмотрительно, то никто не сможет усмотреть основания для применения подпункта «б» пункта 7 Положения о регистрации, а значит, это можно рассматривать как один из вариантов «ускорения» срока в 24 календарных месяца, предусмотренного подпунктом «а» пункта 9.8 Закона.

Другими словами, если в момент аннулирования регистрации лица как плательщика НДС оно не будет отягощено необходимостью начисления значительных налоговых обязательств по НДС в связи с «условной продажей» остатков запасов и/или недоамортизированных основных фондов и при этом за календарный квартал пребывания на едином налоге это лицо не превысит известный трехсоттысячный предел за последние двенадцать месяцев, то по окончании этого квартала к лицу вернется его безэндээсная целомудренность.

Если, конечно, хорошо подумать...

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше