Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Еще раз о скидках

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2007/№ 55
В избранном В избранное
Печать
Статья

Еще раз о скидках

 

Тот факт, что на запрос по слову «скидка» популярный Интернет-поисковик выдает примерно полтора миллиона ссылок только из украинского сегмента Всемирной сети, в первый момент несколько обескураживает. Но если на секунду задуматься, начинаешь осознавать, что такое положение дел естественно. Ведь с продажей чего-либо так или иначе связаны все субъекты хозяйствования, занятые как в сфере материального, так и нематериального производства. А наиболее эффективным фактором увеличения продаж наряду с рекламой является привлекательная цена, ставшая такой в результате применения к ней соответствующей скидки. О налоговом и бухгалтерском учете предоставления скидок читайте в предлагаемой статье.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», igor.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятия» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон об НДФЛ

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон о защите прав потребителей

— Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Инструкция № 2

— Инструкция о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления на предприятиях розничной торговли и общественного питания, утвержденная приказом МВЭСторга Украины от 04.01.97 г. № 2.

 

Если не запрещено, значит, можно

При существующем на сегодняшний день многообразии скидок, предлагаемых покупателю (потребителю, клиенту), останавливаться на каждой из них поочередно или на какой-нибудь одной в отдельности особого смысла не имеет. К тому же творческая мысль маркетологов и рекламистов по продвижению того или иного товара (услуги) тоже не стоит на месте. И может оказаться так, что те приемы применения скидок, которые были популярны еще совсем недавно, будут вытеснены новыми, более гибкими и эффективными, что потребует уточнения некоторых деталей в бухгалтерском и налоговом учете, присущих только им.

Вместе с тем для всех видов скидок существуют некоторые общие подходы к их отражению в учете предприятия, ознакомившись с которыми можно без труда справиться с учетными и налоговыми нюансами любого из возможных вариантов. Прежде всего стоит заметить, что возможность предоставления скидок как абсолютно всем покупателям, так и избирательно некоторым их категориям по определенному принципу (в зависимости от условий договора купли-продажи) не противоречит действующему хозяйственному и налоговому законодательству.

В частности,

ХКУ установлено, что цена (тариф) является формой денежного выражения стоимости продукции (работ, услуг), которую реализуют субъекты хозяйствования (п. 1 ст. 189). Статьей 190 этого Кодекса предусмотрена возможность применения свободных цен на все виды продукции (работ, услуг), за исключением тех, на которые установлены государственные цены. Здесь же указано, что свободные цены определяются субъектами хозяйствования самостоятельно.

Заметьте: никто не может запретить предпринимателю торговать некоторое время себе в убыток, что может быть следствием достаточно высоких скидок на реализуемые товары (услуги), если это делается для формирования устойчивого спроса на тот или иной товар, быстрого и агрессивного завоевания рынка и тому подобных целей. Кстати, еще одной причиной предоставления значительных скидок, приводящих к убыточным продажам, может быть противоположная ситуация, связанная со снижением спроса на определенный товар и стремлением собственника в короткие сроки распродать его.

Цель налогового законодательства в применении к рассматриваемой теме несколько другая. Не запрещая скидки сами по себе, налоговое законодательство собственными механизмами регулирует отрицательные (для бюджета) последствия занижения объекта налогообложения в случае неоправданно высоких скидок. Главным из таких регуляторов является налоговый институт обычной цены, упоминаемый сразу в трех базовых налоговых законах, —

Законе о налоге на прибыль, Законе об НДС и Законе об НДФЛ. Остановимся далее на проблеме обычных цен, встающей перед предприятием, которое предоставляет скидку.

 

Скидки, обычные цены и налог на прибыль

Для налогового учета хозяйственных операций, в ходе которых покупателям предоставляются скидки, вопрос применения обычных цен является основным. Ведь именно исходя из обычных цен в соответствии с

п. 7.4 Закона о налоге на прибыль определяются валовые доходы, в частности, при продаже товаров всем неплательщикам этого налога, в том числе и при продаже товаров физическим лицам — покупателям. Указанная законодательная норма возводит дополнительные преграды предоставлению скидок преимущественно в розничной торговле, но обходить их в рамках закона не составит особого труда для тех, кто знаком с принципами определения обычной цены.

Напомним, что по общему правилу, установленному

п.п. 1.20.1 Закона о налоге на прибыль, обычной является цена, определенная сторонами договора (т. е. продажная цена товара). Порядок определения обычной цены оговорен в п.п. 1.20.2 данного Закона. Так, при определении обычной цены согласно этому подпункту, в частности, учитываются обычные при заключении соглашений между несвязанными лицами надбавки или скидки в цене. Такие скидки могут быть связаны с сезонными и другими колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги), утратой товарами качества или других свойств, окончанием (приближением срока окончания) срока хранения (пригодности, реализации), сбытом неликвидных или низколиквидных товаров, маркетинговой политикой, в том числе при продвижении товаров (работ, услуг) на рынки, предоставлением образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Как видим, для подтверждения обычности цены

необходимо, чтобы и предоставляемая на товар (услугу) скидка также была обычной. В связи с этим основным правилом, подтверждающим «обычность» скидок, является неизбирательность в их предоставлении, т. е. когда право на получение скидки имеют все покупатели при одинаковых условиях продажи товара. В таком случае продажная цена со скидкой, по которой товар реализуется покупателям, и будет являться той обычной ценой, исходя из которой продавец должен будет отразить валовые доходы.

Также для подтверждения обычности цены со скидкой можно руководствоваться

п.п. 1.20.3 Закона о налоге на прибыль. В нем предусмотрено, что для товаров (работ, услуг), продаваемых путем публичного объявления условий их продажи, обычной признается цена, содержащаяся в таком публичном объявлении. Хотя понятие «публичное объявление» в отечественном законодательстве отсутствует, близкое к нему понятие «публичный договор» содержится в ст. 633 ГКУ. Так, под публичным договором понимается договор, в котором одна сторона берет на себя обязанность осуществлять продажу товаров каждому, кто к ней обратится. При этом условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

Отсюда можно сделать вывод, что публичное объявление условий продажи — это объявление, предназначенное неопределенному кругу лиц, т. е. всем покупателям. Например, размещенное в торговом зале, в прессе, на телевидении, в салоне общественного транспорта и т. п. объявление о проводимой акции, предполагающей предоставление скидок определенного размера, вполне можно считать таким публичным объявлением условий продажи акционного товара, поскольку оно обращено ко всем покупателям и устанавливает для них одинаковые условия его продажи.

Это еще раз подтверждает, что для доказательства обычности цены важен неизбирательный подход в предоставлении скидок. Если скидки предоставляются покупателям избирательно, то такие цены уже нельзя назвать обычными. В этом случае, реализуя товары (работы, услуги), валовые доходы следует исчислять исходя из обычной цены, т. е. без учета предоставления скидки. Если же акционный товар реализуется по одинаковой для всех покупателей цене, такая цена в целях налогообложения и будет считаться обычной.

Вместе с тем заметим, что ГНАУ считает иначе, полагая, что акционная цена на тот или иной товар не может быть обычной (см.

п. 3 письма от 09.03.2006 г. № 4280/7/17-0717), так как не отвечает определению справедливой рыночной цены. И хотя в данном письме речь шла об определении обычной цены на товар, предоставленный за символическую цену в виде приза, а мы обсуждаем определение обычной цены на товар, реализуемый со скидкой, на наш взгляд, это не должно изменять основных принципов определения этой самой «обычности».

В любом случае столь узкое понимание закона недопустимо, ведь в результате проведения акции, дающей право на скидки, предприятие только выигрывает. Наверняка, целью такой акции было расширение круга покупателей и увеличение объемов продаж, что вписывается в

п.п. 1.20.2 Закона о налоге на прибыль, предусматривающий возможность любых скидок в рамках маркетинговой политики предприятия. Кстати, такой же подход прослеживается и в многочисленных судебных решениях, например, в определении ВАСУ от 05.04.2006 г. или постановлении ВХСУ от 03.08.2005 г. № 32/585 (см. оба документа в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 44).

 

Скидки, обычные цены и НДС

В общем случае

база налогообложения операции по поставке товаров (услуг) для начисления НДС определяется по обычным ценам только тогда, когда обычная цена на такие товары (услуги) превышает договорную цену на них более чем на 20 %*. И хотя ныне действующая редакция п. 4.1 этого Закона сформулирована не совсем удачно (норма, в которой указано о безусловном применении обычных цен, осталась в данном пункте), есть все основания начислять налоговые обязательства исходя из договорной (контрактной) стоимости в тех случаях, когда она ниже обычной цены в пределах до 20 % (включительно) или выше обычной цены (см. письмо ГНА в г. Киеве от 05.03.2007 г. № 215/10/31-606).

* При продаже товаров (работ, услуг) в рамках товарообменных (бартерных) операций, связанным лицам, а также СПД, не зарегистрированным плательщиками НДС, база налогообложения определяется по обычным ценам без применения указанного 20 % ограничения (п. 4.2 Закона об НДС).

Заметим, что понятие «обычная цена» в целях

Закона об НДС понимается и применяется по тем же правилам, что и в Законе о налоге на прибыль (п. 1.18 Закона об НДС). Следовательно, чтобы не нести дополнительных расходов, связанных с уплатой НДС, предприятию нужно было доказать, что цена товара, реализуемого со скидкой, и является обычной. Об основных приемах такого обоснования мы уже говорили.

Итак, действующее законодательство предоставляет возможность варьировать в 20 % коридоре от обычной цены при предоставлении скидок, если обычной ценой считать продажную цену товара без скидки. Указанный подход позволяет существенно сократить документальное обеспечение различных акционных мероприятий, при которых скидки не превышают 20 %. О том же, что соответствующему оформлению торговли со скидками нужно уделить самое пристальное внимание, проницательные читатели, надеемся, уже поняли. Самое время остановиться на этом.

 

Документальное оформление скидок

Как и любая хозяйственная операция, осуществляемая предприятием, предоставление скидок на товары (услуги) также не может обойтись без должного документирования. Прежде всего, следует позаботиться о составлении соответствующего распорядительного документа о проведении акции, предусматривающей скидки, например

приказа руководителя, положения о маркетинговой политике , положения о скидках и т. д. В нем оговариваются:

— цель мероприятия;

— ассортимент товаров, участвующих в акции;

— период предоставления скидок;

— их размер, а также условия такого предоставления (скажем, в зависимости от объема единоразовой покупки или при наличии в составе покупки товара определенного производителя и т. п.);

— порядок оформления ценников;

— правила программирования скидок при использовании РРО и пр.

При этом в приказе целесообразно указать, что акция является маркетинговым мероприятием и направлена на продвижение товаров на рынок, привлечение новых клиентов, поощрение постоянных покупателей и так далее в том же духе. Кроме того, на свободном для всеобщего обозрения месте (скажем, при входе в магазин или в торговом зале)

следует разместить объявление об акции и условиях ее проведения .

Нельзя забывать и о необходимости соблюдения

п. 6 ст. 15 Закона о защите прав потребителей, согласно которому после публичного объявления о начале проведения распродажи, применения скидок или уменьшения цены до сведения потребителей должна доводиться информация о цене продукции, которая была установлена до начала проведения соответствующей распродажи, применения скидок или уменьшения цены, а также о цене этой продукции, установленной после их начала.

В связи с этим следует помнить также о требованиях

Инструкции № 2, регламентирующей порядок обозначения розничных цен на товары народного потребления на предприятиях розничной торговли и общественного питания. Так, согласно п. 11 этой Инструкции после переоценки товаров субъект хозяйствования должен перемаркировать цены путем перечеркивания прежней цены и обозначения новой на ярлыках цен (ценниках), товарных ярлыках, этикетках предприятий-изготовителей, упаковке и др. каждой единицы товара и заверить подписью работника, ответственного за формирование, установление и применение цен.

 

Скидки и НДФЛ

Как уже отмечалось, налоговые последствия предоставления скидок регламентированы также

Законом об НДФЛ. Очевидно, что речь в этом случае идет не о последствиях для субъектов хозяйствования, а, как можно понять из названия Закона, для покупателей — физических лиц, которым была предоставлена скидка.

Так, согласно

абзацу «е» п.п. 4.2.9 Закона об НДФЛ в налогооблагаемый доход плательщика налога включается доход, полученный от его работодателя как дополнительное благо в виде скидки с цены (стоимости) товаров (услуг), превышающей обычную, рассчитанную по правилам определения обычных цен. В абсолютном выражении сумма такого дополнительного дохода работника равна размеру предоставленной скидки.

Остановимся далее на нескольких моментах, связанных с практическим применением приведенной нормы

Закона. Во-первых, как следует из текста, такой дополнительный доход может появиться у физического лица только при предоставлении ему скидки непосредственно от работодателя. Во-вторых, такая скидка облагается налогом с доходов только в том случае, если она отличается (разумеется, в большую сторону) от скидок, предоставляемых тем же субъектом хозяйствования другим физлицам, не являющимся его сотрудниками.

Обратите внимание: в данном случае речь идет не об обычности цены продажи (такой обычной ценой согласно предписаниям

Закона о налоге на прибыль является цена с учетом обычных при заключении соглашений между несвязанными лицами надбавок или скидок в цене), а об обычности самой скидки. Другими словами, неважно, на сколько снижена цена для «чужих», но если для «своих» скидка хотя бы на копейку больше, эта копейка считается дополнительным благом работника и подлежит обложению НДФЛ.

Налоговым агентом в данном случае будет выступать сам работодатель, который обязан произвести соответствующее начисление налога с доходов и на следующий день после предоставления «необычной» скидки перечислить налог в бюджет. Такое требование содержится в

п.п. 8.1.4 Закона об НДФЛ, регламентирующем порядок перечисления налога при выплате дохода в неденежной форме.

При этом нельзя забывать и о требованиях

п. 3.4 этого же Закона, несмотря на длительное отрицание самими же налоговиками необходимости его применения. Напомним, что в нем предусмотрено применение к доходам, полученным в неденежной форме, так называемого натурального коэффициента, который рассчитывается по формуле:

К = 100 : (100 - Сп),

где Сп — ставка налога, установленная для «неденежных» доходов на момент их начисления. С 01.01.2007 г.

К = 1,176471.

Кроме того, полученный работником в виде скидки доход необходимо отразить в налоговом расчете по

ф. № 1ДФ с признаком «09».

 

Скидки в рознице

При всем разнообразии скидок (торговые, ценовые, дилерские, сезонные, бонусные, простые, специальные, прогрессивные, экспортные и т. д.) для целей учета непринципиальны причины, по которым они предоставляются, или то, кому они предоставляются. Для бухгалтерского учета важно другое:

когда предоставляется скидка. С этой позиции все скидки можно разделить на две большие группы:

1)

скидки, предоставляемые в момент продажи;

2)

скидки, предоставляемые после продажи.

О скидках, относимых к первой группе, идет речь, например, при закупке одного наименования товара в определенном количестве (тогда такой товар отпускается покупателю по оптовым ценам, уменьшенным на величину скидки по сравнению с розничными). При этом у предприятия розничной торговли возникает необходимость соответствующим образом перепрограммировать РРО, о чем пойдет речь в последнем разделе статьи.

Этот же вид скидки имеет место при закупке товаров на определенную сумму (из расчета розничных цен), когда покупатель получает оговоренную заранее скидку в натуральном выражении или выраженную в процентах. В этом случае скидка предоставляется не по каждой единице приобретенного товара, а к общей сумме покупки (рассчитанной по розничным ценам).

Главной

особенностью учета скидок, предоставляемых в момент продажи, является то, что такие скидки никак не отражаются на счетах учета. Они фактически прекращают существовать после того, как товар отпущен покупателю. Предоставление скидок в момент продажи требует особого подхода к расчету суммы наценок, приходящихся на реализованный товар, и себестоимости реализованного товара. Эти особенности вызваны тем, что при передаче товаров в розницу на них начисляется определенный размер торговой наценки. Однако реально товары продаются по меньшей стоимости, т. е. реализуется не вся начисленная торговая наценка. Это обстоятельство требует устранить влияние суммы скидки на названные показатели. В этом случае сумму наценки, приходящейся на реализованный товар, определяют по формуле:

Нреализ = Ср % х (СПреализ + Ск) = Ср % х (обороты по Кт 702 + Ск),

где

Нреализ — наценка, приходящаяся на реализованный товар;

СПреализ

— продажная стоимость реализованного товара;

Ск

— сумма предоставленной в отчетном периоде скидки;

Ср %

— средний процент торговой наценки.

Для расчета

среднего процента торговой наценки следует применять формулу:

Ср % = (Ннач + Нпост) : (СПнач + СПпост) х 100,

где

Ннач— торговая наценка на начало месяца (сальдо по Кт 285);

Нпост

— торговая наценка на товары, поступившие в течение месяца (оборот по Кт 285);

СПнач

— продажная стоимость товаров на начало месяца (сальдо по Дт 282);

СПпост

— продажная стоимость товаров, поступивших в течение месяца (оборот по Дт 285).

Себестоимость реализованного товара

(оборот по Дт 902) определяем так:

Ссреализ = (СПреализ + Ск) - Нреализ = (обороты по Кт 702 + Ск) - оборот по Дт 285.

Обозначения, использованные в последней формуле, расшифрованы выше.

 

Пример 1.

Предприятием розничной торговли предоставляются «летние» скидки покупателям, совершившим покупку в течение июня — августа, в размере 10 % от розничной стоимости товаров.

Сальдо по счетам бухгалтерского учета на 01.06.2007 г. составило:

— по дебету субсчета 282 «Товары в торговле» — 27000 грн.;

— по кредиту субсчета 285 «Торговая наценка» — 8100 грн.

В июне предприятие приобрело товар на сумму 36000 грн. (в том числе НДС — 6000 грн.). На поступивший товар начислена торговая наценка в сумме 10000 грн. В этом же месяце было реализовано товара на сумму 45000 грн., в том числе НДС 20 % — 7500 грн. (стоимость товара — 50000 грн., сумма скидки — 5000 грн.).

Рассчитаем средний процент торговых наценок и определим себестоимость реализованных товаров. Для удобства приведем все показатели в табл. 1.

 

Таблица 1

Условие примера

Показатель

Первоначальная (покупная) стоимость товаров

Сумма торговой наценки
(Кт 285)

Продажная стоимость товаров
(Дт 282)

1

2

3

4

1. Остаток на начало месяца, грн.

18900

8100

27000

2. Поступило в отчетном месяце, грн.

30000

10000

40000

3. Скидка, грн.

Х

Х

5000

4. Средний процент торговой наценки, %

27,01

(8100 + 10000) : (27000 + 40000) х 100

5. Реализовано товаров, грн.

36495
(45000 +

5000) - 13505

13505
(45000 +

5000) х 27,01 %

45000

6. Остаток на конец месяца
(стр. 1 + стр. 2 - стр. 3 - стр. 5)

12405

4595

17000

 

На счетах бухгалтерского учета рассмотренные операции отразятся следующим образом:

 

Таблица 2

Бухгалтерский и налоговый учет скидок в рознице

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет,
грн.

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

Остаток товаров на начало периода:

— продажная стоимость

282

27000

— торговая наценка

285

8100

1. Получен товар от поставщика

281

631

30000

30000

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

6000

3. Переданы товары в розницу

282

281

30000

4. Начислена торговая наценка на поступивший товар

282

285

10000

5. Реализованы товары (выручка)

301

702

45000

37500

6. Отражены налоговые обязательства по НДС

702

641

7500

7. Списана себестоимость реализованного товара

902

282

36495

8. Списана сумма наценки, приходящейся на реализованный товар

285

282

13505

9. Сформирован финансовый результат

791

902

36495

702

791

37500

Остаток товаров на конец периода:

— продажная стоимость

282

17000

— торговая наценка

285

4595

 

Типичным примером скидок второй группы (предоставляемых после продажи) являются так называемые скидки сконто — скидки за оплату раньше оговоренного срока.

Основным отличием скидок сконто от скидок, предоставляемых в момент продажи, является то, что такие скидки отражаются на счетах бухгалтерского учета. В отдельных случаях возможно их применение и в рознице, но в большинстве своем они характерны для оптовых торговцев. Рассмотрим далее особенности таких скидок применительно к оптовой торговле.

 

Скидки при торговле оптом

Для отражения в бухгалтерском учете скидок, предоставляемых после продажи, может применяться два метода: валовой метод и метод чистых продаж.

Ввиду того, что второй метод (чистых продаж) в отечественной практике применяется редко, остановимся на описании первого из них.

При применении

валового метода скидки отражаются путем уменьшения валовой величины продаж, отраженных по кредиту счета продаж, на сумму скидок, отражаемых по дебету указанного счета. Согласно принципу соответствия, в учете отражаются скидки, соответствующие объему продаж. В соответствии с отечественным Планом счетов для учета скидок при применении валового метода используется субсчет 704 «Вычеты из дохода». При составлении Отчета о финансовых результатах дебетовое сальдо указанного субсчета, которое записывается в строку 030, откорректирует общую величину выручки от продаж на сумму предоставленных скидок.

Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете скидки сконто с использованием валового метода.

 

Пример 2.

Предприятие оптовой торговли всем своим покупателям предоставляет скидку в размере 5 % от общей суммы договора поставки, если расчет по такому договору производится в течение трех банковских дней. Покупатель выполнил условия продавца, оплатив в указанный срок поставленные товары на сумму 24000 грн., в том числе НДС 20 % — 4000 грн., в результате чего получил скидку в размере 1200 грн. Предоставленная скидка будет учтена при оплате следующей поставки. Себестоимость отгруженных товаров в учете продавца составила 15000 грн.

 

Таблица 3

Бухгалтерский и налоговый учет скидок при оптовой торговле

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет,
грн.

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

1. Оприходованы товары у продавца

281

631

15000

15000

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

3000

3. Перечислены денежные средства в оплату за товары

631

311

18000

4. Отражена реализация товаров покупателю

361

702

24000

20000

5. Начислены налоговые обязательства по НДС

702

641

4000

6. Получена оплата за товары в срок, дающий право на получение скидки

311

361

24000

7. Отражена сумма скидки

704

361

1200

— *

* Поскольку полученная скидка учитывается при дальнейших взаиморасчетах, т. е. денежные средства покупателю не возвращаются, то, на наш взгляд, говорить об уменьшении валового дохода в данный момент нельзя.

8. Уменьшены методом «сторно» налоговые обязательства по НДС, приходящиеся на сумму скидки

704

641

200

9. Начислены налоговые обязательства по НДС на сумму аванса, возникшего в учете продавца после предоставления скидки

643

641

200

10. Списана себестоимость реализованных товаров

902

281

15000

11. Отражен финансовый результат

702

791

20000

791

704

1000

791

902

15000

 

И наконец, перейдем к последнему вопросу, который следовало бы рассмотреть в рамках данной статьи и о котором мы вскользь упомянули в разделе, посвященном розничной торговле. Речь пойдет об особенностях программирования регистраторов расчетных операций при предоставлении скидок.

 

Скидки и РРО

Существует несколько способов программирования товаров в РРО, если предприятие предоставляет скидку на тот или иной товар. Оптимальный путь решения проблемы в каждом конкретном случае будет зависеть от вида скидки.

Так, если речь идет о скидке, предоставляемой в момент продажи товара (в зависимости от объема или времени совершения покупки, либо от количества товаров одного наименования), некоторые предприятия предпочитают

заносить один и тот же товар в память РРО по разным ценам. Недостатком такого способа является то, что для одного и того же товара придется присваивать отдельные коды, а это при большом ассортименте повлечет за собой значительное число ошибок в работе кассиров. Да и памяти самого кассового аппарата может не хватить.

В качестве более удобного способа стоит отметить возможность

ввода скидки непосредственно перед продажей товара, предоставляемую практически всеми моделями регистраторов расчетных операций. При этом указанный способ допускает три разных варианта, на которых мы кратко остановимся.

Первый вариант предполагает программирование РРО таким образом, что скидка будет применяться ко всей сумме покупки. Это возможно только в том случае, если абсолютно на все товары, предоставленные в торговом зале, распространяется скидка в одном и том же размере. При всей своей простоте такой вариант не обладает достаточной гибкостью, которая должна быть присуща современной торговле с применением скидок.

Второй вариант более подвижен и используется, если предприятие применяет несколько дисконтных программ, охватывающих различные категории покупателей. Подтверждением принадлежности конкретного покупателя к той или иной категории (например, «бизнес», «элит», «голд» и т. п.) может служить дисконтная карточка, дающая право на фиксированный размер скидки. Тогда РРО программируют так, чтобы одна из нескольких возможных скидок автоматически применялась ко всем товарам, приобретенным участником определенной дисконтной программы.

По третьему варианту скидка заносится в РРО только на определенный товар или перечень товаров (например, скоропортящихся, с истекающим сроком реализации и т. п.). Тогда чем ближе конечная дата реализации, тем большую скидку сможет применить кассир к такому товару. При этом в чеке будет указана полная стоимость такого товара, сумма скидки на него (в процентном и/или денежном выражении) и окончательная цена с учетом скидки. К остальным ассортиментным позициям в этом же чеке можно применить другой размер скидки либо не применять ее вообще.

Разумеется, в рамках небольшой статьи мы не смогли охватить все проблемы, возникающие у предприятий, которые предоставляют скидки. Да, собственно говоря, такую задачу мы перед собой и не ставили, поскольку нельзя объять необъятное. А подтверждением многогранности и актуальности затронутой темы станут конкретные вопросы от читателей, на которые мы с удовольствием ответим на страницах нашей газеты.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно