Темы статей
Выбрать темы

Организационно-правовое регулирование деятельности благотворительных организаций

Редакция НиБУ
Статья

Организационно-правовое регулирование деятельности благотворительных организаций

 

Предоставление помощи социально незащищенным гражданам, содействие развитию науки и образования, культуры и спорта, охраны здоровья, поддержка талантливой молодежи, участие в различных социально-экономических программах — вот далеко не полный перечень направлений деятельности благотворительных организаций. Учитывая их важную роль в общественной жизни, мы решили рассмотреть вопросы, связанные с созданием и ведением финансово-хозяйственной деятельности таких организаций.

 

Елена ПАВЛЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 531

— Закон Украины «О благотворительности и благотворительных организациях» от 16.09.97 г. № 531/97-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Положение № 382

— Положение о порядке государственной регистрации благотворительных организаций, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 30.03.98 г. № 382.

Постановление № 383

— постановление Кабинета Министров Украины «О размерах и порядке взимания платы за государственную регистрацию благотворительных организаций» от 30.03.98 г. № 383.

Регламент

— Регламент передачи Министерством юстиции и его территориальными органами государственным регистраторам данных о юридических лицах, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Министерства юстиции Украины от 27.02.2007 г. № 23/74/5.

Письмо № 3719

— письмо Государственной налоговой администрации Украины от 03.04.2006 г. № 3719/6/15-0516.

 

В повседневной жизни мы часто слышим о разного рода благотворительных акциях, о спонсорской поддержке, о меценатстве. Что же сходного в этих понятиях и чем они отличаются друг от друга? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к

Закону № 531, который регулирует организационно-правовые основы деятельности благотворительных организаций.

Приведем определения этих понятий согласно

ст. 1 Закона № 531. Итак:

благотворительность

— это добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в виде предоставления получателям материальной, финансовой, организационной и другой благотворительной помощи;

меценатство

— добровольная бескорыстная материальная, финансовая, организационная и другая поддержка физическими лицами получателей благотворительной помощи;

спонсорство

— добровольная материальная, финансовая, организационная и другая поддержка физическими и юридическими лицами получателей благотворительной помощи с целью популяризации исключительно своего имени (наименования), своего знака для товаров и услуг.

Из приведенных определений следует, что

меценатство и спонсорство являются специфическими формами благотворительности. Меценатами являются физические лица, а спонсорами могут быть как физические, так и юридические лица. При этом спонсоры, как правило, субъекты предпринимательской деятельности, при оказании благотворительной помощи преследуют вполне определенную цель — продвижение своего имени, товарного знака, что впоследствии может им принести дополнительный доход.

Благотворительными организациями в контексте

Закона № 531 являются негосударственные организации, главная цель которых — осуществление благотворительной деятельности в интересах общества или отдельных категорий лиц. При этом важно обратить внимание на то, что благотворительная деятельность не предусматривает получения прибыли от ее проведения, т. е. благотворительные организации имеют статус неприбыльных.

Далее и пойдет речь о благотворительных организациях.

 

Виды благотворительных организаций

Благотворительные организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах. Согласно

ст. 6 Закона № 531 таковыми являются:

— членская благотворительная организация;

— благотворительный фонд;

— благотворительное учреждение;

— другие благотворительные организации (фундации, миссии, лиги и прочие).

Благотворительные организации создаются и действуют по территориальному принципу и по своему статусу бывают: всеукраинские, местные и международные. Всеукраинские и международные организации имеют право создавать отделения, филиалы и представительства.

Конкретную организационно-правовую форму определяют учредители благотворительной организации. В свою очередь, в соответствии со

ст. 5 Закона № 531 учредителями благотворительных организаций могут быть как физические лица — граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие 18 лет, так и юридические лица независимо от форм собственности. При этом не могут быть учредителями таких организаций органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и коммунальные предприятия, учреждения и организации, финансируемые из бюджета.

 

Устав

Благотворительные организации действуют на основании устава или положения, которые не должны противоречить законодательству Украины. Об этом подробнее.

В

ст. 12 Закона № 531 перечислены основные положения, которые должен содержать устав (положение) благотворительной организации. В частности, в уставе указываются:

— название, местонахождение, статус и организационно-правовая форма благотворительной организации;

— предмет, цели, задачи и основные формы благотворительной деятельности;

— порядок создания и деятельности органов управления благотворительной организации;

— источники финансирования и порядок использования имущества и средств;

— порядок внесения изменений в устав (положение);

— порядок реорганизации или ликвидации, использования имущества и средств в случае прекращения деятельности;

— условия и порядок приема членов благотворительной организации, а также порядок выбытия из членства;

— права и обязанности членов благотворительной организации.

В устав могут включаться и другие положения, связанные с особенностями деятельности организации. Здесь уместно отметить, что

п.п. 7.11.13 Закона о налоге на прибыль выдвигает особое требование к уставу (положению) неприбыльных организаций, к каковым относятся благотворительные организации: устав (положение) таких организаций должен содержать исчерпывающий перечень видов их деятельности. При этом следует учитывать, что любая деятельность благотворительных организаций не должна преследовать цель получения прибыли. На то, что уставные документы неприбыльных организаций в целях налогообложения не должны противоречить положениям п. 7.11 Закона о налоге на прибыль, ГНАУ указывает в письме № 3719.

Следует добавить, что благотворительная организация не может быть реорганизована в юридическое лицо, целью деятельности которого является получение прибыли (

ст. 10 Закона № 531).

 

Органы управления

Высшим органом управления благотворительной организации является

коллегиальный орган — общее собрание, съезд, конференция. В компетенцию коллегиального органа, в частности, входят:

— утверждение устава и внесение в него изменений;

— избрание исполнительного и контрольного органов;

— определение основных направлений деятельности;

— утверждение благотворительных программ;

— принятие решений о реорганизации и ликвидации благотворительной организации.

Исполнительным органом благотворительной организации является

правление (комитет).

Для обеспечения текущей деятельности благотворительной организации назначается

административно-исполнительный орган во главе с президентом (директором).

Распорядительные и контролирующие функции в благотворительной организации осуществляет

наблюдательный совет. Персональный состав наблюдательного совета определяется учредителями.

Полномочия коллегиального органа, правления (комитета) и административно-исполнительного органа определяются уставом благотворительной организации.

 

Имущество

Относительно имущества благотворительных организаций и источников его формирования следует отметить следующее. Согласно

ст. 18 Закона № 531 в собственности благотворительной организации, в частности, могут находиться движимое и недвижимое имущество, материальные и нематериальные активы, денежные средства. При этом в соответствии со ст. 19 Закона № 531 имущество и денежные средства благотворительных организаций формируются за счет таких источников:

— взносов учредителей и других благотворителей;

— целевых благотворительных взносов и пожертвований (благотворительных грантов), предоставленных физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной формах;

— поступлений от проведения благотворительных кампаний по сбору благотворительных пожертвований, благотворительных массовых мероприятий, благотворительных лотерей и благотворительных аукционов по реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей;

— доходов от депозитных вкладов и ценных бумаг;

— поступлений от предприятий и организаций, пребывающих в собственности таких благотворительных организаций;

— других источников, не запрещенных законодательством Украины.

Благотворительным организациям

запрещается формировать имущество и средства за счет кредитов. Также имущество и средства не могут быть предметом залога.

Относительно имущества, находящегося в собственности, благотворительные организации могут совершать любые действия и заключать любые договоры, которые не противоречат уставным целям и законодательству Украины. При этом необходимо иметь в виду, что

Закон о налоге на прибыль предусматривает особые правила в отношении операций с имуществом благотворительных организаций. Так, согласно п.п. 7.11.8 ст. 7 Закона о налоге на прибыль имущество и доходы благотворительных организаций не подлежат распределению между их учредителями, участниками или членами и не могут использоваться для выгоды отдельного учредителя, участника или члена такой организации, а также ее должностных лиц (кроме оплаты их труда и отчислений на социальные мероприятия). Более того, в случае ликвидации благотворительной организации Закон о налоге на прибыль также предусматривает особые правила использования имущества и средств: в соответствии с п.п. 7.11.11 в случае ликвидации благотворительной организации ее активы должны быть переданы другой благотворительной организации или зачислены в бюджет.

В

письме № 3719 и в письме от 06.04.2007 г. № 1688/ш/15-0516 ГНАУ настаивает на приоритетности указанных норм Закона о налоге на прибыль в отношении неприбыльных организаций. Учитывая этот факт, рекомендуем в уставных документах все-таки отразить порядок использования имущества и средств при ликвидации благотворительной организации согласно налоговым правилам. Это не будет противоречить Закону № 531.

 

Государственная регистрация

Права юридического лица благотворительная организация приобретает с момента ее государственной регистрации. Филиалы и представительства всеукраинских и международных благотворительных организаций подлежат государственной регистрации без предоставления им статуса юридического лица.

Государственная регистрация осуществляется в соответствии с

Положением № 382. В соответствии с п. 2 Положения № 382 государственную регистрацию осуществляют:

— всеукраинских и международных благотворительных организаций — Министерство юстиции Украины;

— местных благотворительных организаций, а также отделений, филиалов, представительств всеукраинских, международных благотворительных организаций — органы Министерства юстиции на местах.

Заявление о проведении государственной регистрации рассматривается соответствующим органом Министерства юстиции

в двухмесячный срок со дня подачи всех необходимых документов (п. 6 Положения № 382). При этом регистрирующий орган может провести проверку сведений, указанных в документах.

Плата за государственную регистрацию благотворительных организаций установлена

постановлением № 383 и составляет:

— для всеукраинских организаций — 1 ннмдг (17 грн.);

— для международных организаций — 1,5 ннмдг (25,5 грн.);

— для местных организаций, а также отделений, филиалов, представительств всеукраинских, международных организаций — 0,5 ннмдг (8,5 грн.).

В

10-дневный срок со дня принятия решения о регистрации соответствующий орган Минюста уведомляет заявителя о регистрации благотворительной организации или об отказе в такой регистрации. Основаниями для отказа в проведении регистрации могут послужить нарушения порядка создания благотворительной организации. Поэтому при создании благотворительной организации нужно строго придерживаться положений Закона № 531 и других нормативно-правовых актов. Также отказ в регистрации может быть получен в случае существования зарегистрированной благотворительной организации под аналогичным именем. Однако не может послужить основанием для отказа в проведении государственной регистрации предоставление благотворительной организации юридического адреса гражданина по месту его проживания (п. 7 Положения № 382).

После госрегистрации благотворительной организации выдается свидетельство о государственной регистрации, которое оформляется государственным регистратором

в соответствии с Регламентом. Свидетельство о государственной регистрации выдается учредителям Министерством юстиции или его территориальными органами, а также согласно п. 3.6 Регламента может быть выдано государственным регистратором по письменному заявлению учредителей.

Решение об отказе в проведении государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

После получения свидетельства о государственной регистрации благотворительной организации следует стать на учет в органы налоговой службы по своему местонахождению. Постановка на учет в налоговом органе осуществляется в соответствии с

Порядком учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденным приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80.

 

Хозяйственная и финансовая деятельность

Деятельность благотворительной организации должна быть нацелена на выполнение уставных задач. Финансовая деятельность такой организации, направленная на благотворительность, не рассматривается как предпринимательская или другая прибыльная деятельность. При этом поступления от финансовой деятельности должны направляться исключительно на благотворительность и обеспечение хозяйственной деятельности.

Осуществление благотворительной организацией деятельности в виде предоставления определенных услуг (выполнения работ), подлежащих обязательной сертификации или лицензированию, допускается только после такой сертификации или лицензирования в установленном законом порядке (

п. 5 ст. 131 Хозяйственного кодекса Украины).

Следует учитывать, что

ст. 20 Закона № 531 устанавливает ограничение расходов на содержание благотворительной организации, а именно: размер расходов не должен превышать 20 процентов сметы благотворительной организации в текущем году. К сожалению, Закон № 531 не конкретизирует, какие же расходы попадают в «20 процентов сметы» такой организации и что такое «смета» для благотворительной организации вообще. Нет каких-либо рекомендаций на этот счет и в других документах. Разберемся подробнее с этим вопросом.

Понятие «смета» в большей степени отождествляется с бюджетными учреждениями и организациями, хотя и другие неприбыльные организации используют этот инструмент при планировании своей деятельности. Итак, что же такое «смета»?

Статья 51 Бюджетного кодекса Украины определяет смету как «основной плановый документ... который предоставляет полномочия по получению доходов и осуществлению расходов, определяет объем и направления средств для выполнения... своих функций и достижения целей, определенных на бюджетный период».

Проанализировав приведенное определение, можно сделать следующие выводы: во-первых, смета является основным плановым документом, во-вторых, смета предоставляет полномочия по получению доходов и осуществлению расходов, в-третьих, составляется смета на бюджетный период — календарный год. Несмотря на то что это определение относится к бюджетной смете, указанные характеристики в полной мере можно отнести и к смете благотворительной организации.

Таким образом, приходим к выводу, что

размер расходов на содержание благотворительной организации не должен превышать 20 процентов доходов, которые планирует получить такая организация за календарный год. При этом в состав доходов будет относиться и остаток неиспользованных средств с прошлого года (при его наличии).

Учитывая, что благотворительная организация несет расходы не только на свое содержание, но и на обеспечение всевозможных благотворительных программ, рекомендуем

четко разграничивать их по видам:

— расходы на обеспечение уставной деятельности;

— расходы на обеспечение собственной хозяйственной деятельности.

Это даст возможность избежать включения расходов, понесенных по благотворительным программам, в 20-процентный лимит, что, в свою очередь, позволит увеличить расходы на содержание благотворительной организации.

Перейдем к рассмотрению еще одного важного вопроса, связанного с отчетностью об использовании средств, поступивших от благотворителей. В соответствии со

ст. 22 Закона № 531 благотворители, передавшие свое имущество, средства и другие материальные ценности благотворительной организации, могут потребовать отчет об их использовании.

Если же имущество, средства и материальные ценности были переданы

на целевые программы, благотворительная организация в обязательном порядке должна предоставить отчет благотворителю. В свою очередь, получатели целевой благотворительной помощи (благотворительных грантов) также должны отчитываться перед благотворительной организацией об использовании полученных от нее благотворительных пожертвований.

На этом заканчиваем рассмотрение организационно-правовых аспектов, связанных с созданием и деятельностью благотворительных организаций. В следующих публикациях мы рассмотрим вопросы, связанные с налогообложением благотворительных организаций.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше