Темы статей
Выбрать темы

О некоторых вопросах, возникающих при применении норм постановления Кабинета Министров Украины от 28.03.2007 г. № 596

Редакция НиБУ
Письмо от 16.05.2007 г. № 37-21-1-12/7569, 34-04/1320-5896

О некоторых вопросах, возникающих при применении норм постановления Кабинета Министров Украины от 28.03.2007 г. № 596

Письмо Министерства аграрной политики Украины, Государственного казначейства Украины от 16.05.2007 г. № 37-21-1-12/7569, № 34-04/1320-5896

 

Министерство аграрной политики и Государственное казначейство

на многочисленные запросы с мест о применении отдельных норм постановления Кабинета Министров Украины от 28.03.2007 г. № 596 «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 26 февраля 1999 г. № 271 и от 12 мая 1999 г. № 805» (далее — постановление № 596) предоставляют совместное разъяснение .

 

Об остатках средств на отдельных счетах в обслуживающих отделениях банков

Отдельные счета

перерабатывающих предприятий, открытые в обслуживающих отделениях банков для зачисления сумм налога на добавленную стоимость для выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям, подлежат закрытию.

Остатки

средств на отдельных счетах перерабатывающих предприятий, которые будут открыты в обслуживающих отделениях банков, по состоянию на день открытия бюджетных счетов в соответствующих территориальных органах Государственного казначейства подлежат перечислению на такие небюджетные счета.

 

О расчетах с личными крестьянскими хозяйствами

Для оплаты стоимости

поставленных личными крестьянскими хозяйствами перерабатывающему предприятию молока и мяса в живом весе и выплаты им дотации наличными перерабатывающее предприятие предоставляет территориальному органу Государственного казначейства по месту открытия небюджетного счета платежные поручения на перечисление необходимой суммы средств с небюджетного счета на текущий счет для дальнейшего получения этих средств в кассу перерабатывающего предприятия.

Копии платежных поручений

о перечислении средств на текущий счет и платежные ведомости, содержащие информацию о выплаченных личным крестьянским хозяйствам дотациях, служат подтверждением целевого использования средств для выплаты дотаций личным крестьянским хозяйствам.

Ответственность

за использование средств, перечисленных с небюджетного счета на текущий счет для дальнейшего получения этих средств в кассу перерабатывающего предприятия с целью выплаты личным крестьянским хозяйствам дотаций за поставленные ими перерабатывающему предприятию молоко и мясо в живом весе несут руководители перерабатывающих предприятий.

Заместитель министра аграрной политики Украины Ю. Лузан

Заместитель председателя Государственного казначейства Украины Е. Чечулина



комментарий редакции

Минагрополитики и Госказначейство разъясняют молоко-, мясопереработчикам

Появление вопросов, а следовательно, и разъяснений относительно применения нового (изложенного в редакции постановления Кабмина от 28.03.2007 г. № 596) Порядка № 805, в силу наличия в нем белых пятен было вполне прогнозируемо. В статье «О сельхозНДС и дотациях: новации от Кабмина» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 31), которая по сути была расширенным комментарием к упомянутому постановлению КМУ № 596, нами уже высказывались критические замечания в отношении его положений.

В комментируемом совместном письме Минагрополитики и Госказначейства рассмотрено два вопроса.

На

вопрос об остатках средств на отдельных счетах в обслуживающих отделениях банков, как мы понимаем, по замыслу авторов комментируемого письма в двух абзацах должно содержаться фактически два ответа.

Первый — о дальнейшей судьбе общепринято называемых спецсчетов, ранее открытых перерабатывающими предприятиями

в обслуживающих их отделениях банков. Здесь сказано предельно ясно: спецсчета подлежат закрытию.

Второй — о судьбе остатков средств на таких спецсчетах. И вот здесь авторы письма, как говорится, смешали грешное с праведным. Только что сказав (в одном абзаце) о закрытии спецсчетов в банках, они тут же (в следующем абзаце), мягко говоря, непоследовательно говорят об отдельных счетах, которые, обратите внимание,

будут открыты перерабатывающими предприятиями в обслуживающих отделениях банков(?).

Что касается установленного постановлением Кабмина от 28.03.2007 г. № 596 порядка открытия перерабатывающими предприятиями

счетов в территориальных органах Госказначейства, то авторы письма в формулировке одного и того же предложения «умудрились» назвать их в одном случае бюджетными, а в другом — небюджетными.

К сожалению, такое разъяснение ясности не вносит, скорее, наоборот. А ведь можно было бы сказать проще и, главное, понятнее:

остатки средств на закрываемых в банках спецсчетах перерабатывающих предприятий подлежат перечислению на небюджетные счета перерабатывающих предприятий, открываемых в территориальных отделениях Госказначейства. Такое перечисление должно быть осуществлено по состоянию на день открытия небюджетного счета.

Следовательно, перерабатывающее предприятие как собственник средств должно в день открытия (по его заявлению) небюджетного счета в Госказначействе сразу же подать в обслуживающее отделение банка:

платежное поручение на перечисление самому себе остатка средств со спецсчета на небюджетный счет;

заявление о закрытии спецсчета.

Ответ на второй вопрос

относительно расчетов перерабатывающих предприятий с личными крестьянскими хозяйствами также нельзя обойти без критических замечаний. Абсолютно неверно авторы комментируемого письма указывают, что для оплаты стоимости поставленных личными крестьянскими хозяйствами перерабатывающему предприятию молока и мяса в живом весе и выплаты им дотаций наличными средствами перерабатывающему предприятию необходимо подать территориальному органу Госказначейства платежное поручение на перечисление необходимой суммы с небюджетного счета на текущий счет для дальнейшего получения этих средств в кассу перерабатывающего предприятия. По нашему мнению, такой механизм может быть приемлем только в отношение дотации, но не в коем случае не должен применяться для оплаты собственно стоимости сырья: молока и мяса в живом весе. Ибо на небюджетном счете аккумулируются не подлежащие направлению в бюджет суммы НДС, которые используются для выплаты только дотаций и ни о каких расчетах за сырье речи быть не может! Средств целевого назначения — для оплаты стоимости поставленного молока и мяса в живом весе на небюджетном счете вообще не может быть по определению.

Не будем гадать, вследствие чего: то ли поверхностного прочтения, то ли искаженного восприятия норм абзацев первого и второго п. 5 Порядка № 805, у авторов комментируемого письма сложилось такое мнение. Уместно напомнить эти нормы. «Перечисление средств сельхозтоваропроизводителям за поставленные ими молоко и мясо в живом весе осуществляется по платежным поручениям с текущего счета перерабатывающего предприятия <...>, а сумм дотаций — с его небюджетного счета <...> на отдельные счета сельхозтоваропроизводителей (кроме тех, которые ведут личное крестьянское хозяйство), которые они должны открыть в обслуживающих банках в течение одного отчетного периода» (

абзац первый п. 5 Порядка № 805). Отмеченное выше уточнение «кроме тех, которые ведут личное крестьянское хозяйство» является, на наш взгляд, уместным, и понимать его следует лишь в отношении обязательности открытия сельхозтоваропроизводителями счетов в банках (личные крестьянские хозяйства открывать их не должны).

Согласно

абзацу второму п. 5 Порядка № 805 оплата личным крестьянским хозяйствам стоимости поставленных ими перерабатывающему предприятию молока и мяса в живом весе и выплата дотаций осуществляются наличными средствами непосредственно из кассы перерабатывающего предприятия или согласно договорам поручения. Но то, что (по мнению авторов комментируемого письма) средства в кассу для двух видов расчетов (первый — оплата за сырье, второй — выплата дотаций) должны поступать с небюджетного счета (транзитом через текущий счет), явный нонсенс. Еще раз акцентируем внимание: по нашему глубокому убеждению, в расчетах за поставленное сельхозтоваропроизводителями (а к ним согласно п. 1 Порядка № 805 относятся и личные крестьянские хозяйства) сырье: молоко и мясо в живом весе никакой «завязки» с небюджетным счетом в Госказначействе быть не должно (как не было и раньше при использовании спецсчетов, открытых в банке).

Как положительный момент письма можно отметить перечисление

документов, которые будут приниматься в качестве подтверждения целевого использования средств, полученных в кассу для выплаты дотаций личным крестьянским хозяйствам. Обращаем внимание, что средства в кассу с небюджетного счета должны поступать транзитом через текущий счет.

К сожалению, Минагрополитики и Госказначейство

не осветили один из принципиальных вопросов относительно проведения расчетов с сельхозтоваропроизводителями за сырье и выплаты им дотаций в случаях установления по отдельной налоговой декларации перерабатывающего предприятия превышения суммы налогового кредита над суммой налоговых обязательств. Прецедент возникает вследствие дополнения абзаца третьего п. 6 Порядка № 805 новым предложением: «При этом до полного погашения налогового кредита платежи, определенные пунктом 5 настоящего Порядка, не осуществляются». Обратите внимание, запрет на проведение платежей «привязан» именно к факту погашения налогового кредита по спецдекларации.

Анатолий Бобро

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше