Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Ремонт арендованного автомобиля

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Ремонт арендованного автомобиля

 

Арендованный легковой автомобиль попал в аварию. Как относятся на валовые расходы предприятия расходы на транспортировку автомобиля эвакуатором и дальнейший его ремонт? Включать ли такую транспортировку в состав расходов на ремонт? В договоре с собственником указано, что ремонт производит арендатор.

(г. Харьков)

 

Возможность проведения арендатором ремонта с ориентиром на валовые расходы предусмотрена

пп. 8.7.1, 8.8.1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР (далее — Закон о налоге на прибыль), правда, для этого необходимо, чтобы такая обязанность или возможность была предусмотрена в договоре. Кстати, не противоречит это и Гражданскому кодексу Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ), где части 1 и 2 ст. 776 предусматривают возможность урегулирования данного вопроса сторонами в договоре.

Итак, поскольку в договоре ремонт арендатором предусмотрен, то возможность

отнесения на валовые расходы есть (см. также п. 3 письма ГНАУ от 05.12.2005 г. № 24181/7/22-1017, от 30.04.2004 г. № 3416/6/15-1116, Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности от 24.12.2003 г. № 06-10/1010). Теперь перейдем непосредственно к порядку такого отражения в налоговом учете.

На расходы

по ремонту арендованного имущества распространяется 10 % ремонтный лимит, об этом указано в п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль. Сумма превышения указанного лимита идет либо на увеличение балансовой стоимости группы, к которой относится* ремонтируемый объект, либо на создание балансовой стоимости соответствующей ремонтируемому объекту группы основных фондов (если в налоговом учете арендатора нет такой группы основных фондов). При этом, в отличие от бухгалтерского учета в налоговом вид ремонта не имеет значения.

* Точнее, относился бы ремонтируемый объект в случае его приобретения.

В бухгалтерском учете

ремонт автомобиля после ДТП не следует рассматривать как его улучшение, поскольку зачастую такой ремонт включает в себя замену поврежденных деталей и приведение объекта в прежнее рабочее состояние, что, в свою очередь, модернизацией или дооборудованием не является.

Поскольку

Положением (стандартом) бухгалтерского учета 14 «Аренда», утвержденным приказом Минфина от 28.07.2000 г. № 181, особые правила для отражения такого ремонта объектов операционной аренды не установлены, то руководствоваться следует нормами отражения расходов на ремонт основных средств, установленных Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденным приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92 (далее — П(С)БУ 7). В соответствии с п. 15 П(С)БУ 7 расходы на поддержание объекта в рабочем состоянии и получение первоначально установленных выгод включаются в состав расходов.

Что касается транспортировки транспортного средства эвакуатором, то их необходимо отражать отдельно в составе валовых расходов; они не включаются в совокупную стоимость ремонта. Буксировка эвакуатором транспортного средства на его качествах, восстановлении первоначальной работоспособности никоим образом не отражается, по сути это обычные услуги по перевозке грузов (в частности, автомобиля). А вот в отнесении на валовые расходы поможет

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. Ведь арендуемый автомобиль как раз используется в подготовке, организации производства, а также продаже продукции (работ, услуг).

Рассмотрим указанные операции на примере.

Предприятие перечислило оплату в сумме 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.) за услуги по восстановлению и ремонту автомобиля после ДТП, а также 1800 грн. (в том числе НДС — 300 грн.) на его транспортировку до станции технического обслуживания. По состоянию на дату осуществления ремонта 10 % ремонтный лимит у предприятия составляет 5800 грн.

 

Таблица 1

Отражение в налоговом и бухгалтерском учете транспортировки и ремонта автомобиля после ДТП


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Отражены расходы по проведению ремонта сторонней организации

99 (94)

631

10000

5800*

* В налоговом учете в состав валовых расходов включается сумма, не превышающая 10 % ремонтный лимит; оставшаяся сумма идет на увеличение балансовой стоимости 2 группы основных фондов.

2

Отражен налоговый кредит

641

631

2000

3

Отражены расходы на эвакуацию транспортного средства до станции технического обслуживания

99 (94)

631

1500

1500

4

Отражен налоговый кредит

641

631

300

5

Оплачена стоимость услуг сторонней организации по ремонту автомобиля

631

311

12000

6

Оплачена стоимость услуг сторонней организации по транспортировке автомобиля

631

311

1800

 

В случае, если автомобиль застрахован и налогоплательщику страховая компания возмещает сумму ущерба, то в налоговом учете эта операция отражается по правилам, установленным

пп. 8.4.8 и 8.4.9 Закона о налоге на прибыль (см. также письмо ГНАУ от 30.01.2004 г. № 655/6/15-1116, консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 48).

В частности, если в результате ДТП автомобиль полностью поврежден или какая-то его часть, то на балансовой стоимости группы 2 это никак не отразится (

абз. «б» п.п. 8.4.8). А вот при компенсации стоимости ремонта страховой компанией (или другим лицом, признанным виновным в причинении ущерба) балансовую стоимость группы 2 необходимо уменьшить на сумму такой компенсации в налоговом периоде ее получения (абз. «б» п.п. 8.4.9).

В бухгалтерском учете сумма страхового возмещения признается доходом в соответствии с

п. 19 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденного приказом Минфина от 29.11.99 г. № 290, и отражается либо на субсчете 751 «Возмещение убытков от чрезвычайных событий», либо на субсчете 719 «Прочие доходы от операционной деятельности». Подробнее с этими вариантами можно ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 42. Рассмотрим пример.

Пример.

Во втором квартале автомобиль предприятия попал в ДТП не по вине водителя автомобиля. Сумма ремонта с учетом приобретения запчастей составила 8814 грн. (в том числе НДС — 1469 грн.). В том же квартале сумма ремонта была возмещена страховой компанией в полном размере. Размер неиспользованного 10 % ремонтного лимита на предприятии составляет 4450 грн.

 

Таблица 2

Отражение в налоговом и бухгалтерском учете ремонта автомобиля после ДТП и страхового возмещения

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Отражен доход на основании акта страховой компании

375

751

8814

2

Перечислена предоплата за ремонт автомобиля

371

311

8814

4450*

* Сумма, не превышающая ремонтный лимит, включается в состав валовых расходов.

3

Отражен налоговый кредит в составе предоплаты за ремонт автомобиля

641

644

1469

4

Подписан акт выполненных работ по ремонту автомобиля

99 (94)

631

7345

—**

** Сумма превышения идет на увеличение балансовой стоимости основных фондов группы 2 по результатам отчетного периода.

5

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

644

631

1469

6

Произведен зачет задолженностей

631

371

8814

7

Получена сумма страхового возмещения

311

375

8814

—***

*** По результатам отчетного периода уменьшена балансовая стоимость основных фондов группы 2.

 

Антон Иванченко, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше