О механизме привлечения денежных средств граждан с целью жилищного строительства
Письмо Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 02.03.2007 г. № 8/8-163
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины рассмотрело обращение организации о привлечении строительной компанией денежных средств физических лиц путем заключения прямых договоров на строительство индивидуальных жилых домов и сообщает.
С 1 января 2006 года вступили в силу государственные строительные нормы Украины ДБН В.2.2-15-2005 «Жилые дома. Основные положения» (далее — Нормы).
Данные нормы распространяются на проектирование новых и реконструкцию жилых домов с отметкой уровня пола верхнего этажа до 73,5 м (как правило, до 25 этажей включительно при высоте этажа 2,8 м): одноквартирные и многоквартирные, в том числе специализированные квартирные жилые дома для лиц преклонного возраста и семей с инвалидами и общежития.
Требования этих Норм обязательны для юридических и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности на территории Украины независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
В соответствии с приложением Б ДБН В.2.2-15-2005 «Термины и определение понятий» одноквартирный жилой дом — это индивидуальный жилой дом, имеющий придомовой участок.
Одноквартирные и многоквартирные жилые дома, в случае их возведения, являются объектами жилищного строительства.
В соответствии с частью третьей статьи 4 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности»
привлечение денежных средств физических и юридических лиц с целью инвестирования и финансирования сооружения объектов жилищного строительства осуществляется исключительно через фонды финансирования строительства, фонды операций с недвижимостью, институты совместного инвестирования, негосударственные пенсионные фонды, созданные и действующие в соответствии с законодательством, а также через выпуск беспроцентных (целевых) облигаций, по которым базовым товаром выступает единица такой недвижимости.Использование
других механизмов привлечения денежных средств физических и юридических лиц с целью инвестирования и финансирования объектов жилищного строительства законодательством не предусмотрено.Первый заместитель министра А. Орлов
комментарий редакции
При индивидуальном строительстве применимы общие ограничения на финансирование
Теме применения ограничительных положений ст. 4 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности» при индивидуальном строительстве жилья на страницах газеты уделялось уже достаточно внимания. В статье «Индивидуальное инвестирование» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 9, с. 48) подробно рассматривался поднятый в письме вопрос и подчеркивался факт существования потенциальных угроз в части
возможности распространения на строительство индивидуальных жилых домов исчерпывающего перечня разрешенных источников финансирования (фонды финансирования строительства, фонды операций с недвижимостью, институты совместного инвестирования, негосударственные пенсионные фонды, целевые облигации).Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с позицией профильного министерства. Комментируемое письмо Минстроя свидетельствует о том, что наши опасения были небеспочвенны. Иными словами, действие ст. 4 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности»
вовсе не ограничивается массовым (многоквартирным) строительством. Выходит, заказчику и подрядчику следует избегать заключения договоров, предусматривающих сооружение законченного объекта жилищного строительства.Дмитрий Винокуров