Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Товары по карточкам: ближайшая перспектива

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2007/№ 45
В избранном В избранное
Печать
Статья

Товары по карточкам: ближайшая перспектива

 

Нет, нам не угрожает пресловутый дефицит, о котором сразу подумали представители старшего поколения. Товаров в стране много, и никто, конечно же, распределять их по карточкам не собирается. Надеемся, та эпоха миновала безвозвратно. Сейчас, наоборот, следует задуматься о самых современных способах привлечения покупателя в магазин. Один из таких способов подсказал торговцам сам Кабинет Министров. Речь идет о поэтапном (и обязательном) оснащении торговой сети соответствующими техническими средствами для оплаты за проданные товары с помощью банковских платежных карточек (БПК). Благо это или вред, особенно если принять во внимание принудительный характер планируемых мероприятий? Читайте об этом в предлагаемой статье.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», igor.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Документы статьи

Закон № 2346

— Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (в редакции Закона Украины от 01.07.2000 г. № 1776-III).

Постановление № 377

— постановление Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.03.2006 г. № 377.

Положение № 137

— Положение о порядке эмиссии платежных карточек и осуществления операций с их применением, утвержденное постановлением Правления НБУ от 19.04.2005 г. № 137.

 

Карточная экспансия: много «плюсов» и один большой «минус»

Очереди у банкоматов, стихийно возникающие то тут, то там в традиционные для большинства работающего населения дни выплаты зарплаты, являются наглядным подтверждением того, что большинство предприятий, учреждений и организаций все настойчивей внедряют для своих сотрудников так называемые зарплатные проекты*, предполагающие выплату заработной платы в безналичной форме. Прогресс не остановить, и вот уже учебные заведения перечисляют на карточки студенческие стипендии, центры занятости выплачивают таким же образом пособия по безработице и даже наиболее «продвинутые» пенсионеры получают свои пенсии не в отделениях связи или на дому, а с помощью современных банковских технологий.

* Подробно об организационных моментах внедрения зарплатного проекта на предприятии, а также о бухгалтерском и налоговом учете выдачи заработной платы с помощью пластиковых карточек можно прочесть в статьях, опубликованных в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 81 и № 85 соответственно.

Да и сами банки в последнее время чрезвычайно активно содействуют широчайшему охвату платежными карточками всех слоев населения, позиционируя их как бесплатный довесок к депозитным вкладам, кредитным операциям или тем же зарплатным проектам. Значительный удельный вес в общей массе эмитированных различными банками платежных карточек сегодня составляют карточки, работающие по кредитной схеме, которые позволяют их держателю, не обращаясь повторно в банковское учреждение, распоряжаться заемными денежными средствами (в пределах выделенного кредитного лимита) на свое усмотрение.

Положительные моменты такого бурного развития банковских карточных продуктов налицо: предприятия-работодатели и прочие учреждения и организации, производящие наличные выплаты населению, избавлены от необходимости держать штатных кассиров и обеспечивать сохранность денежных средств при их транспортировке из банка; вкладчики получают ежемесячные проценты по депозитным вкладам непосредственно в свой «пластиковый кошелек»; банки неуклонно повышают доходность своего бизнеса, наращивая кредитные портфели с помощью кредитных карточек и тем самым постепенно приучая население жить в долг.

Почему же при этом не исчезают очереди у банкоматов, о которых мы упоминали в начале статьи? С одной стороны, получатели безналичных доходов зачастую и не подозревают, что существует возможность таким же образом (в безналичной форме) совершить и соответствующие расходы, т. е. расплатиться за приобретенные товары (полученные услуги) с помощью пластиковой карточки. С другой стороны, реализация такой возможности на сегодняшний день достаточно иллюзорна, поскольку совсем не факт, что торговая точка, в которой есть необходимый товар по приемлемой цене, принимает такие карточки в оплату за него. Об услугах и говорить нечего: «его величество нал» царствует здесь безраздельно. В результате полностью теряется изначальный смысл выплаты доходов в безналичной форме, если их все равно тут же приходится обналичивать.

Какой же существует выход из сложившейся ситуации? О нем скажем немного позже, а сейчас сделаем небольшое отступление в сторону основных принципов регулирования указанной проблемы отечественным законодательством.

 

«Гладко было на бумаге...»

Основы функционирования платежных систем в Украине, а также отношения в сфере перевода денег регулируются

Законом Украины «О Национальном банке Украины» от 20.05.99 г. № 679-XIV, Законом Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III, Законом № 2346, являющимся специальным нормативно-правовым актом по указанным вопросам, а также другими актами законодательства Украины и постановлениями Правления НБУ, в том числе международно-правовыми актами по вопросам перевода денег.

Так,

п. 14.7 Закона № 2346 предусмотрено, что торговцы, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и которые согласно закону должны использовать регистраторы расчетных операций, обязаны обеспечить возможность осуществления держателями специальных платежных средств расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием этих специальных платежных средств (как минимум трех международных и/или внутригосударственных платежных систем).

Напомним, что в соответствии с

п. 1.14 этого Закона специальное платежное средство (платежная карточка и т. п.) — это платежный инструмент, выполняющий функцию средства идентификации, с помощью которого держателем этого инструмента инициируется перевод денег с соответствующего счета плательщика или банка, а также осуществляются другие операции, предусмотренные соответствующим договором. С помощью специальных платежных средств формируются документы по операциям с применением специальных платежных средств или предоставляются другие услуги их держателям.

Рассмотрим, на кого же распространяются требования

Закона № 2346 об обязательном приеме пластиковых карточек. Для ответа на этот вопрос следует в первую очередь обратиться к ст. 1 Закона об РРО, которой определена область применения регистраторов расчетных операций. Так, РРО применяются предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, а также физическими лицами (резидентами и нерезидентами) — субъектами предпринимательской деятельности, которые осуществляют операции по расчетам в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также уполномоченными банками и субъектами предпринимательской деятельности, выполняющими операции купли-продажи иностранной валюты.

Как видим, оба рассматриваемых нами закона содержат перекрестные смысловые ссылки друг на друга, согласно которым БПК должны приниматься в обязательном порядке, если обязательным является использование РРО, и, наоборот, РРО применяется, в частности, при оплате за товар с помощью БПК, несмотря на то что такая операция является безналичной. Следовательно,

если Законом об РРО допускается неприменение регистраторов расчетных операций отдельными категориями субъектов хозяйствования в зависимости от форм и условий осуществления их деятельности (статьи 9 и 10), то и обеспечивать прием платежных карточек им тоже необязательно.

В связи с этим заметим, что в условиях жесткого налогового пресса отечественные предприниматели уже давно научились теми или иными путями, не нарушая при этом

Закон об РРО, без этих самых РРО обходиться. Поэтому чисто формально так же просто будет уклониться и от перехода на прием «пластиковых» денег. Другое дело, что такой переход зачастую становится выгоден самим субъектам хозяйствования, поскольку создает дополнительные удобства покупателям и повышает деловой имидж предприятия (предпринимателя) в отличие от применения РРО, имеющего чисто фискальные цели.

Отсюда можно сделать вывод, который, кстати, уже сейчас подтверждается на практике, — как только массовый потребитель, «вооруженный» БПК, сформирует определенный интерес к возможности оплаты за товары (услуги) в безналичной форме, рынок тут же повсеместно отреагирует на этот интерес и предоставит такую возможность. И наоборот, пока можно будет обходиться без этого, не теряя преимущества перед конкурентами, торговцы будут сопротивляться навязываемым им нововведениям. Тем более что никакой ответственности за невыполнение именно этих требований

Закона № 2346 ни этим Законом, ни другими актами законодательства на сегодняшний день не установлено.

Однако закон есть закон, и его следует выполнять. Но соответствующей нормой

Закона № 2346 (см. абз. второй п. 14.7) предусмотрено, что условия перевода торговцев на обязательный прием специальных платежных средств в оплату за проданные ими товары (предоставленные услуги), а также исключения, касающиеся выполнения таких расчетов отдельными категориями торговцев, определяются Кабинетом Министров Украины. А это означает, что пока подзаконным актом не были утверждены такие условия перевода, реализовать требования этого закона не представлялось возможным.

К сожалению (а может быть, и к счастью — все зависит от того, с какой стороны посмотреть), Кабмин не слишком торопился возлагать на предпринимателей дополнительные обязанности по приему БПК, хотя такие требования появились в

Законе № 2346 еще в ноябре 2004 года. Наконец, в начале прошлого года соответствующее правительственное постановление (имеется в виду постановление № 377 // см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 29) было принято, но начало его реального применения приходится только на середину года текущего.

Надеемся, что все заинтересованные лица за столь длинный отрезок времени приняли все меры, необходимые для перехода на обязательный прием карточек при расчете за проданные товары (предоставленные услуги). Для тех же субъектов хозяйствования, которые забыли об этом или вообще не слышали о таких требованиях, рассмотрим подробно упомянутое выше постановление Кабинета Министров.

 

Что сказал Заратустра, или Кабмин об условиях перехода на прием БПК

Прежде всего отметим, что

сроки перевода торговцев, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере торговли, общественного питания и услуг, на обязательный прием специальных платежных средств в оплату за проданные товары (предоставленные услуги) для всех указанных в приложении к постановлению № 377 видов деятельности дифференцированы только в зависимости от территориального расположения таких субъектов хозяйствования. В частности, в областных центрах, гг. Киеве, Симферополе и Севастополе переход торговцев на прием платежных карточек должен быть завершен до 1 июля 2007 года. Для районных центров с численностью населения свыше 25 тыс. человек этот срок заканчивается 1 января 2008 года. И наконец, СПД, осуществляющие свою деятельность в других районных центрах и поселках городского типа, должны обеспечить возможность оплаты за проданные товары (предоставленные услуги) с помощью специальных платежных средств до 1 января 2009 года.

Кроме того, в приложении к

постановлению № 377 содержится следующий перечень видов деятельности, осуществление которых влечет за собой необходимость перехода торговцев на прием платежных спецсредств (разумеется, с учетом приведенных выше сроков такого перехода):

1) продажа товаров на предприятиях торговли

с площадью торговых залов от 400 кв. метров;

2) продажа транспортных средств и запасных частей к ним, сложнотехнических товаров, бытовой и офисной техники, мебели, изделий из натурального меха и кожи, ювелирных изделий, парфюмерно-косметических товаров в специализированных предприятиях торговли;

3) продажа лекарственных средств, изделий медицинского назначения и средств личной гигиены в аптеках;

4)

продажа нефтепродуктов на автозаправочных станциях;

5) торговля в общедоступных заведениях общественного питания с количеством мест свыше 40, в которых продукцию и услуги может получить любой потребитель;

6) продажа товаров (

предоставление услуг) в гостиницах;

7)

предоставление услуг субъектами туристической деятельности;

8) продажа железнодорожных и авиабилетов;

9)

предоставление услуг по ремонту, техническому обслуживанию и прокату автотранспортных средств;

10)

предоставление услуг страховыми компаниями;

11)

предоставление услуг банковскими учреждениями;

12)

игорный бизнес.

Анализ приведенного перечня наводит на мысль, что Кабмину при его формировании не удалось соблюсти основное требование

абз. первого п. 14.7 Закона № 2346, о котором уже говорилось. Ведь только в случае установленной законом необходимости в использовании РРО обязательным является и обеспечение возможности оплаты за товары (услуги) с помощью специальных платежных средств. В действительности получилось так, что постановлением № 377 введены дополнительные основания для обязательного приема БПК, не предусмотренные актом высшей юридической силы, т. е. Законом № 2346. Разумеется, такое положение дел недопустимо, и уже только на этом основании отдельные категории субъектов хозяйствования могут не выполнять незаконные требования рассматриваемого правительственного постановления.

Так,

п. 1 ст. 9 Закона об РРО предусмотрено, что регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, при проведении расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке. Следовательно, субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность, перечисленную в пунктах 6, 7, 9, 10 и 12 приведенного выше перечня, и на законных основаниях не применяющие РРО, на тех же основаниях могут не торопиться обеспечивать прием платежных карточек.

Кроме того, в

п. 2 ст. 9 Закона об РРО прямо определено, что регистраторы расчетных операций не применяются при выполнении всех банковских операций (кроме операций по купле-продаже иностранной валюты), с чем вступает в противоречие требование пункта 11 перечня видов деятельности из постановления № 377, заставляющее в обязательном порядке принимать БПК при предоставлении услуг банковскими учреждениями. В результате приходим к выводу, что ровно половина (6 из 12) охваченных данным постановлением КМУ видов деятельности полностью или частично не вписываются в требования действующего законодательства, определяющего общие принципы функционирования платежных систем в Украине. Да уж, Заратустре, который хоть и был религиозным реформатором и пророком, но в то же время свято чтил существующие законы, такое и не снилось!

Из положительных моментов

постановления № 377 отметим, что Кабмин не стал настаивать на приеме платежных спецсредств всеми предпринимателями и предприятиями от мала до велика. Надо сказать, что согласно п. 2 данного постановления такая обязанность не распространяется на торговцев, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере торговли, общественного питания и услуг, если годовой объем расчетных операций по продаже товаров (предоставлению услуг) не превышает 5 млн гривень (кроме продажи нефтепродуктов на автозаправочных станциях). Если же объем расчетных операций с начала года достигает указанного значения, такие торговцы обязаны обеспечить обязательный прием БПК в течение одного месяца после определения такого объема.

 

Что такое площадь и как ее рассчитать: Минэкономики разъясняет

Остановимся еще на одном нюансе, содержащемся в рассматриваемом постановлении. Из пункта 1 перечня видов деятельности, приведенного в предыдущем разделе, следует, что при продаже товаров на предприятиях торговли

с площадью торговых залов менее 400 кв. метров о необходимости обеспечения приема «пластиковых» денег можно не беспокоиться. Однако тут же возникает вопрос: каким образом определить искомую площадь? Формулировка указанного пункта довольно расплывчатая, вследствие чего невозможно понять, что для его практического применения следует принимать в расчет, если, скажем, субъект хозяйствования имеет несколько торговых точек на территории одного и того же населенного пункта. Нужно ли суммировать площади таких торговых точек вместе или же сравнивать их с предельной величиной (400 кв. м) по отдельности?

На помощь в данном вопросе пришло Министерство экономики, которое своим

письмом от 06.11.2006 г. № 91-28/372 разъяснило термин «площадь торгового зала», а также привело пример, с помощью которого можно однозначно трактовать обсуждаемые ограничения, содержащиеся в постановлении № 377 относительно такой площади.

Так, согласно

Национальному стандарту Украины (ДСТУ 4303:2004) «Торговля розничная и оптовая. Термины и определения понятий» торговый зал — это торговое помещение для показа, выбора товаров и обслуживания покупателей, которое охватывает площадь для размещения торгово-технологического оборудования, узлов расчета, рабочих мест продавцов и площадь для покупателей. На основании этого определения Минэкономики делает вывод, что в постановлении № 377 подразумевается площадь отдельного торгового зала. Другими словами, если, например, предприятие осуществляет торговлю в двух магазинах суммарной площадью торгового зала 700 кв. м, каждый из которых имеет площадь по 350 кв. м, то навязывать принимать БПК такому предприятию никто не должен.

К сожалению, других аргументов, основываясь на которых Минэкономики сделало указанное заключение, в данном письме нет. Остается уповать лишь на то, что, по имеющейся информации, разработкой и внесением на рассмотрение Кабинета Министров

постановления № 377 занималось именно это министерство. А поэтому ему как непосредственному автору документа, надеемся, верить можно.

Но вот еще одному пассажу, высказанному в письме, мы бы доверять не советовали. Речь идет о том, что, по мнению Министерства экономики, применение с 01.07.2007 г. на предприятиях торговли с площадью торговых залов свыше 400 кв. м платежных карточек введено

только для торговых предприятий с широким ассортиментом (свыше 5 тысяч ассортиментных позиций) продовольственных и непродовольственных товаров: гипермаркетов, супермаркетов, универмагов, универсамов и т. п. Таких послаблений само постановление № 377 не содержит, следовательно, обращать внимание на них не стоит.

 

Что делать и кто будет виноват, если ничего не делать

И в завершение напомним вкратце о технических деталях, которые следует иметь в виду субъектам хозяйствования, решившимся на внедрение безналичных расчетов с помощью платежных карточек. За более подробной информацией отсылаем читателей к циклу статей по данной теме, опубликованных в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2002, № 93 и 94.

Система расчетов банковскими платежными карточками при оплате товаров (услуг) объединяет трех участников: продавца (торговца — в терминах

Закона № 2346), покупателя (владельца карточки) и банк. При этом для получения возможности на осуществление торговли с использованием БПК продавцу (торговцу) следует заключить с банком договор эквайринга (обслуживания), по которому ему предоставляется право принимать к оплате в качестве равноценного платежного средства банковские платежные карточки. Банк, в свою очередь, обязуется обеспечивать систематическую обработку расчетных документов, являющихся основанием для перечисления денежных средств с картсчета покупателя на текущий счет продавца.

При заключении указанного договора обязательно следует обратить внимание на срок, в течение которого банк обрабатывает документы и перечисляет предприятию денежные средства по операциям с БПК, а также на размер комиссионного вознаграждения, которое при этом взимается. В соответствии с

п. 3.9 Положения № 137 порядок начисления, уплаты и размер комиссионного вознаграждения определяются банком-эквайром самостоятельно исходя из правил платежной системы и своих тарифов. На сегодняшний день размер такого вознаграждения в среднем по банкам Украины составляет 2 — 3 % от суммы продаж с использованием БПК.

Следует заметить, что

п. 5 постановления № 377 рекомендовано Национальному банку рассмотреть вопрос о возможности установления банками комиссионного вознаграждения за обслуживание торговцев, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере торговли, общественного питания и услуг, в размере, не превышающем 2 % от суммы товаров (услуг), проданных (предоставленных) с использованием специальных платежных средств.

Кроме заключения договора, предприятие должно обзавестись соответствующим оборудованием для выписки первичных документов. Согласно

п. 4.3 Положения № 137 при осуществлении операций с БПК должны оформляться расчетные документы на бумажных носителях (слип или квитанция торгового терминала), которые составляются по месту проведения операции в необходимом для всех участников расчетной операции количестве экземпляров. Слип печатается при помощи механического устройства — импринтера, которое переносит рельефные реквизиты карточки (номер картсчета, фамилию и инициалы держателя, срок действия) на бумажный документ. Квитанция торгового терминала печатается специальным электронным устройством — торговым терминалом.

Следует отметить, что на сегодняшний день большинство установленных у торговцев терминалов являются собственностью банков, и банки только предоставляют их торговцам в аренду. Вместе с тем

п. 3.4 Положения № 137 установлено, что для обеспечения приема платежных карточек торговцы могут по согласованию с эквайром самостоятельно приобретать платежные терминалы, импринтеры и прочее оборудование, необходимое для обслуживания БПК. Одновременно с этим Министерству промышленной политики предписано принять меры для обеспечения производства платежных терминалов с целью осуществления расчетов с использованием специальных платежных средств (п. 4 постановления № 377).

Одним словом, на сегодняшний день складывается благоприятная ситуация, чтобы обзавестись соответствующим оборудованием для приема платежных карточек. А что будет с теми субъектами хозяйствования, кто по каким-то причинам не успеет (или не захочет) это сделать? Еще раз повторим — ни

Закон № 2346, ни постановление № 377 не содержат никаких карательных мер для лиц, не выполнивших своевременно их требования по внедрению специальных платежных средств.

Полагаем, что такой подход (даже если это чистая случайность, а не сознательное решение законодателей и правительства) со временем докажет свою правильность. А поскольку рыночные механизмы обладают удивительной способностью к саморегулированию, все встанет на свои места без какого-либо принуждения. И тогда такие коммунистические мифы (чуть не ставшие реальностью), как товары по карточкам или полное отмирание денег, наполнятся новым смыслом. А вслед за этим

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно