Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Бюджетный учет. Предоплата бюджетными средствами: запреты, разрешения и возможности

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2007/№ 45
В избранном В избранное
Печать
Статья

Предоплата бюджетными средствами: запреты, разрешения и возможности

 

Бюджетное законодательство запрещает распорядителям бюджетных средств проводить авансирование закупок товаров, работ и услуг. Но в отдельных случаях вопросы предоплаты регулируются нормативно-правовыми актами, дающими «добро» на проведение такой формы расчетов.

О возможностях авансирования закупок товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств и пойдет речь в предлагаемом материале.

Елена ПАВЛЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Бюджетный кодекс

— Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III, с изменениями и дополнениями.

Постановление № 1404

— постановление Кабинета Министров Украины «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 09.10.2006 г. № 1404, с изменениями и дополнениями.

Письмо № 26471

— письмо Министерства финансов Украины от 11.12.2006 г. № 31-09000-18-13/26471*.

Письмо № 7095

— письмо Министерства финансов Украины от 06.04.2007 г. № 31-09000-18-13/7095**.

* См. с 15 —

Примеч. ред.

** См. с 16 —

Примеч. ред.

 

Запреты

Статья 51 Бюджетного кодекса

устанавливает такие стадии исполнения бюджета в расходной части:

1) установление бюджетных ассигнований распорядителям бюджетных средств на основании утвержденной бюджетной росписи;

2) утверждение смет распорядителям бюджетных средств;

3) взятие бюджетных обязательств;

4) получение товаров, работ и услуг;

5) осуществление платежей;

6) использование товаров, работ и услуг на исполнение бюджетных программ.

Как видим, стадия «получение товаров, работ и услуг»

предваряет стадию «осуществление платежей». В этой же статье Бюджетного кодекса указано, что распорядитель бюджетных средств принимает решение об оплате товаров, работ и услуг после их получения, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Таким образом, бюджетным учреждениям и организациям по общему правилу запрещено осуществлять предоплату, кроме случаев, оговоренных нормативно-правовыми актами.

 

Разрешения

Осуществление предоплаты

по отдельным видам закупок предусматривает постановление № 1404 вместе с предоставлением разрешения на предоплату как таковую. Этим постановлением в зависимости от вида закупки регламентированы сроки, на которые может быть произведена предоплата. Информацию о сроках предоплаты представим в виде таблицы.

 

Сроки предоплаты

Перечень товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства

НЕ БОЛЕЕ ОДНОГО МЕСЯЦА

услуги почты и связи

санаторно-курортные услуги для отдельных категорий лиц, имеющих право на их приобретение в соответствии с законодательством

услуги по энергоснабжению

товары, работы и услуги, связанные с организацией и проведением официальных государственных и международных мероприятий, съездов, конференций, а также выборов и референдумов

транспортные услуги по авиаперевозкам

НЕ БОЛЕЕ ТРЕХ МЕСЯЦЕВ

работы по капитальному строительству, капитальному ремонту, реконструкции и реставрации, приобретение основных средств и жилья

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

работы по созданию, изготовлению литературных, художественных и других произведений

товары, работы и услуги, имеющие длительный цикл производства (более трех месяцев) и/или технической спецификацией относительно которых установлены специальные требования к техническим характеристикам предмета закупки (процессу производства), отличающимся от международных или национальных стандартов, норм и правил

программное обеспечение (программные продукты, информационные продукты, информационные системы и комплексы, базы данных) и работы по его созданию

товары, работы и услуги у нерезидентов Украины, если они не производятся
(не предоставляются) в Украине

вакцины для профилактических прививок людей и животных

медицинское оборудование и санитарные автотранспортные средства для обеспечения заведений здравоохранения согласно государственным программам и мероприятиям программного характера

НЕ БОЛЕЕ ОДНОГО ГОДА

периодические издания

НЕ БОЛЕЕ ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

товары, работы и услуги, связанные с приобретением воздушных судов

 

Следует отметить, что законодательство не ограничивает размеры авансов при проведении закупок за счет бюджетных средств. Поэтому ни возможность такого авансирования товаров, работ и услуг, ни сроки предварительной оплаты не зависят от суммы аванса.

Практически всем бюджетным организациям и учреждениям приходится оплачивать услуги по энергоснабжению. Остановимся отдельно на этом вопросе.

Постановлением № 1404 предусмотрена возможность предоплаты бюджетными средствами по этим услугам на срок не более одного месяца. Что же необходимо понимать под понятием «услуги по энергоснабжению»? Ответ на этот вопрос дает письмо № 26471. По мнению Минфина, соответствующие нормы постановления № 1404 следует применять ко всем видам энергоносителей, к которым, в частности, относятся:

каменный и бурый уголь, торф, другие виды первичного твердого топлива;

каменноугольные брикеты, другие виды вторичного твердого топлива, буроугольные и торфяные брикеты;

газ нефтепереработки;

нефтепродукты;

природный газ;

природные энергетические ресурсы (ядерная, гидравлическая и геотермальная энергия, другие природные ресурсы);

электрическая и тепловая энергия.

В

письме № 7095 Минфин пошел еще дальше, расшифровав понятие «нефтепродукты» в целях постановления № 1404. По мнению ведомства, к таковым относятся: бензин, дизельное топливо, керосин, печное топливо, топливо для реактивных двигателей.

Поэтому, взяв на вооружение эти выводы, распорядители бюджетных средств вправе

осуществлять предоплату за электрическую и тепловую энергию, бензин, дизельное топливо и прочие энергоносители, но на срок не более одного месяца.

 

Возможности

Несмотря на четко регламентированный перечень бюджетных закупок со сроком предварительной оплаты, Минфин не лишает распорядителей бюджетных средств возможности осуществлять предоплату за товары, работы и услуги, не упомянутые прямо в

постановлении № 1404. Для этого распорядителю бюджетных средств необходимо обратиться в Министерство с просьбой рассмотреть вопрос о проведении предоплаты в отношении таких товаров, работ или услуг. О такой лояльной позиции Минфин заявил в письме № 26471.

В случае предоставления

детальных обоснований и объяснений по поводу необходимости проведения не регламентированной законодательством операции, вопрос, возможно, и разрешится в пользу просителя.

Распорядителям бюджетных средств остается надеяться, что большинство решений будет положительных.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно