Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Околокомпьютерная «периферийка» и расходники как объекты учета

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2007/№ 46
В избранном В избранное
Печать
Статья

Околокомпьютерная «периферийка» и расходники как объекты учета

 

Сегодня мы не можем представить себе жизнь без электронно-вычислительных машин, они наши незаменимые помощники практически в любых сферах жизнедеятельности. А сколько работы они взвалили на свои «железные плечи», облегчив наш человеческий труд! Каждый пользователь должен это ценить и отвечать помощникам тем же: организовать соответствующий уход, правильно укомплектовать рабочее место, использовать качественные периферийные устройства. Конечно, это потребует расходов, но они воздадутся сторицей. Осознав производственную необходимость околокомпьютерных растрат, дело остается за малым: директору — дать добро на приобретение, а бухгалтеру — учесть такие расходы.

Наталия ЯНОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Работа любого компьютеризированного отдела на предприятии связана с использованием разнообразных околокомпьютерных приспособлений, периферийных устройств, расходных материалов, аксессуаров и т. д. вплоть до банальных инструментов: зажимов и отверток. Все эти очень нужные вещи для одних работников — непосредственных их пользователей — являются средствами труда, а для других — бухгалтеров — ничем иным, как объектом учета. Чтобы облегчить участь последних, постараемся рассказать обо всех, объединив их в условные подгруппы.

 

Расходные материалы (тонеры, картриджи, чистящие средства)

В этой подгруппе мы рассмотрим расходники для оргтехники. К ним относятся: картриджи, тонеры (порошок для картриджей), чистящие салфетки, спреи, сжатый воздух и т. п.

Анализ учетных особенностей расходников мы начнем с

картриджей, и наш выбор не случаен. Дело в том, что этот периодически заменяемый элемент принтера вызывает у бухгалтеров наибольшее количество вопросов по сравнению с другими околокомпьютерными устройствами и материалами. В учетных спорах специалисты пытаются решить: к какому объекту причислить картридж (материалы, МБП, МНМА) и считать ли его замену ремонтом? От того или иного решения напрямую зависят налоговые последствия отражения операций с картриджем.

Как вы знаете, в некоторых моделях принтеров картриджи можно перезаправлять тонером (чернилами, порошком), и в итоге он может прослужить более года. Именно этот факт дает основания некоторым бухгалтерам задуматься над статусом картриджа как необоротного материального актива. Однако мы с такой позицией категорически не согласны, так как рассматриваемый нами актив не соответствует определению основных средств, изложенному в

п. 4 П(С)БУ 7. Ведь для того чтобы тот или иной объект считался основным средством, он должен быть либо законченным устройством, либо конструктивно обособленным объектом, выполняющим определенные самостоятельные функции. Ничего подобного о картридже сказать нельзя: он не обособлен и не самостоятелен.

Теперь вспомните, что мы относим к МБП — активы, отличные от материалов и сырья, которые не полностью и не сразу изменяют свою физическую форму в процессе производства, хотя и недолговечны (

Инструкция № 291 содержит такие примеры: инструменты, хозинвентарь, специальное оснащение, спецодежда и т. п.). Другими словами, к ним по сути применимы те же критерии, что и для основных средств (обособленность, выполнение самостоятельной функции), но с ограниченным сроком использования — менее года. Таким образом, и тут картридж не вписывается.

Самый правильный, на наш взгляд, подход — рассматривать

картридж как расходный материал независимо от срока его использования, а его замену классифицировать как техническое обслуживание принтера, а не как ремонт. Ведь мы меняем картридж не по причине поломки принтера, а по причине израсходования картриджа. Здесь можно провести аналогию с учетом шин для авто: несмотря на их долговечность, из Положения № 102 следует, что замена автошин — это техобслуживание, а значит, 100 % валовые расходы без каких-либо ремонтных лимитов (см. подробнее статью «Учет операций по подготовке авто к зиме» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 101). Кстати, не зря и продавцы картриджей в прайс-листах относят их к расходным материалам. В подтверждение такого подхода можно привести положения Методических рекомендаций по формированию состава расходов и порядку их планирования в торговой деятельности, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 22.05.2002 г. № 145. Там, в частности, картриджи отнесены к материалам и средствам по уходу за оборудованием (п. 3 пояснений к статье 2.4), а не к расходам на текущий ремонт основных средств, других необоротных материальных активов, МБП (п. 6 пояснений к статье 2.4).

Резюмируем: в бухгалтерском учете картриджи при покупке отражаются на субсчете 209 «Прочие материалы» и списываются на счета расходов (91, 92, 93, 94) в момент установки на принтер. В налоговом учете стоимость картриджей при покупке отражается в составе валовых расходов и пересчитывается по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до момента установки в принтер, налоговый кредит отражается в полном объеме по общим правилам (первое событие, наличие налоговой накладной или документа, ее заменяющего).

Что касается учета других перечисленных нами расходников (

тонеры, чистящие салфетки, спреи, сжатый воздух и т. п.), то здесь вопросов не возникает: их приходуют на субсчет 209, затем по мере использования списывают на расходные счета, при этом их стоимость включают в валовые расходы с последующим пересчетом по п. 5.9 до момента их списания со склада, право на налоговый кредит в размере 100 % (если, конечно, расходники используются в рамках налогооблагаемой хоздеятельности).

Приведем условный числовой пример.

Пример 1

. В рекламный отдел был куплен картридж Samsung ML-1520D3 (ML-1520P) стоимостью 300 грн. (в том числе НДС — 50 грн.) для замены на принтере, а также чистящий спрей для мониторов стоимостью 24 грн. (в том числе НДС — 4 грн.).

В учете предприятия будут сделаны следующие записи.

 

Таблица 1

Покупка расходников и замена картриджа


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Перечислен аванс за картридж

371

311

300

250

2

Отражен налоговый кредит

641

644

50

3

Оприходован картридж

209

631

250

— *

* С момента оприходования картриджа его стоимость пересчитывается по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до его установки на принтер.

4

Списана сумма налогового кредита

644

631

50

5

Отражен зачет задолженности

631

371

300

6

Произведена замена картриджа

93

209

250

7

Выданы денежные средства в подотчет для покупки чистящего спрея

372

301

24

8

Составлен авансовый отчет, оприходован спрей

209

372

20

20**

**

Стоимость спрея пересчитывается по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до его списания со склада

9

Отражена сумма налогового кредита на основании чека РРО

641

372

4

10

Выдан спрей рекламному отделу (ответственный Иванов С.)

93

209

20

 

Носители информации (дискеты, диски, флэшки)

Кто-то скажет, что

дискеты — это прошлый век, однако пока они не изъяты из обихода, бухгалтерам надо определиться с их учетом. Ввиду многоразовости использования этого носителя информации и относительной его недолговечности (более года они остаются «в живых» только у очень бережливых), считаем, что им самое место в МБП (сч. 22). Следовательно, по мере выдачи дискет на руки для пользования их стоимость как любого МБП списывается в бухгалтерском учете на расходы (сч. 91, 92, 93, 94). С налоговым учетом проблем нет: их стоимость включается в валовые расходы и пересчитывается по п. 5.9 до момента выдачи для эксплуатации, налоговый кредит отражается в общем порядке.

То же самое можно сказать об учете

дисков с возможностью перезаписи (CD-RW). Для одноразовых дисков (CD-R), на наш взгляд, ближе счет 209 «Прочие материалы», здесь можно провести сравнение с бумагой для записи, только в нашем случае письмо не чернильное, а электронное. Вместе с тем налоговый учет от такого отражения не пострадает: фактически валовые расходы уменьшат налогооблагаемую прибыль благодаря механизму перерасчета по п. 5.9 в периоде их выдачи для эксплуатации.

Иначе можно относиться к

флэшкам (USB Flash Drive — разновидность энергонезависимой перезаписываемой памяти). Здесь уже можно говорить о малоценном необоротном материальном активе (если, конечно, стоимость в рамках границы, установленной в учтенной политике предприятия для классификации МНМА), ведь ее срок использования превышает год. К слову, гарантия магазинов на этот предмет обычно составляет два года и более.

Таким образом, оприходование

флэшки в бухучете отражается на счете 153 «Приобретение (изготовление прочих необоротных материальных активов)», после ее «запуска» в дело — на счете 112 «Малоценные необоротные материальные активы». При этом рекомендуем выбрать метод амортизации: начисление 100 % износа при вводе в эксплуатацию (это один из методов бухгалтерской амортизации, который разрешен п. 27 П(С)БУ 7 для МНМА). Связана такая рекомендация с требованиями налоговиков, которые они выдвигают к перерасчету малоценки по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль стоимостью менее 1000 грн. и сроком использования более года. Так, в письме ГНАУ от 29.01.2007 г. № 1564/7/15-0217 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 11) сказано, что стоимость подобных объектов включается в валовые расходы (п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль) и участвует в перерасчете прироста-убыли согласно выбранному методу бухгалтерской амортизации. То есть если предприятие выберет метод: 50 % износа по вводу в эксплуатацию, а 50 % — по списанию, то 1/2 валовых расходов уменьшит налогооблагаемую прибыль при списании флэшки с баланса.

Вместе с тем некоторые крупные предприятия не желают так щепетильно относиться к обычной флэшке (вести первичку по ОС, начислять бухизнос, организовывать пообъектный учет), они ее считают мелочевкой и выдают на год как канцелярские товары. Для них самое время вспомнить о критерии существенности в бухучете (

п. 3 П(С)БУ 1), подробно о котором рассказал Минфин в своем письме от 29.07.2003 г. № 04230-04108 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 100). Из него можно сделать вывод, что если расходы на флэшки не превышают порог (5 % от стоимости всех активов или меньшую сумму, установленную предприятием в приказе об учетной политике), то они не учитываются в составе активов, а сразу списываются на расходы (например, на счет 92). Следовательно, они не участвуют в расчете прироста/убыли ТМЦ согласно п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. Для пущей убедительности срок использования меньше года флэшки можно обосновать энергичной эксплуатацией и моральным устареванием технологий флэш-памяти (мол, через год мы будем использовать более объемные и более скоростные модели).

Все вышеприведенные рассуждения справедливы для «обычных» флэшек (недорогостоящих и стандартнотехнологичных). Если же предприятие приобрело мощную флэш-память стоимостью более 1000 грн., то здесь вряд ли уместно говорить о недолгосрочном использовании и бухгалтерских/налоговых расходах. Такой актив в бухгалтерском учете следует классифицировать как объект основных средств, а в налоговом учете амортизировать в составе группы 4 (основание: по Государственному Классификатору продукции и услуг ДК 016-97 этот объект соответствуют коду 30.02.15, который входит в подгруппу «Машины электронно-вычислительные и другое оборудование для обработки информации», в Классификаторе основных фондов ДК 013-97 объект закодирован под номером 240205, который входит в аналогичную группу «Машины электронно-вычислительные и другие для автоматической обработки информации»).

Приведем условный числовой пример.

Пример 2

. Для работников бухгалтерии предприятие приобрело дискеты в количестве 20 шт. стоимостью 30 грн. (в том числе НДС — 5 грн.), диски (CD-R) — 10 шт. стоимостью 24 грн. (в том числе НДС — 4 грн.), флэш-память стоимостью 150 грн. (в том числе НДС — 25 грн.).

В учете предприятия будут сделаны следующие записи.

 

Таблица 2

Учет дискет, дисков и флэш-памяти


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Перечислен аванс за флэш-память

371

311

150

125

2

Отражен налоговый кредит

641

644

25

3

Оприходована флэш-память

153

631

125

— *

* С момента оприходования флэшки ее стоимость пересчитывается по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до ввода в эксплуатацию, если на предприятии на МНМА начисляется износ в размере 100 % при вводе в эксплуатацию.

4

Списана сумма налогового кредита

644

631

25

5

Отражен зачет задолженности

631

371

150

6

Введена флэш-память в эксплуатацию

112

153

125

7

Начислен износ в размере 100 %

92

132

125

8

Выданы денежные средства в подотчет для покупки дисков и дискет

372

301

54

9

Составлен авансовый отчет, оприходованы:
— дискеты
— диски (CD-R)



22
209



372
372



25
20






25**
20**

**

Стоимость запасов пересчитывается по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до их списания с баланса.

10

Отражена сумма налогового кредита на основании чека РРО

641

372

9

11

Выданы работникам бухгалтерии:
— дискеты
— диски (CD-R)



92
92



22
209



25
20

 

Другие периферийные устройства (Bluetooth, IR-port, TV-тюнер, Card reader)

Сегодня компьютер — это многофункциональная чудо-машина с многочисленными периферийными устройствами, которые и помогают в реализации этих самых функций. В данном подразделе поговорим об учетных особенностях некоторых из них.

В частности, речь пойдет о

внешних устройствах для: беспроводной передачи данных (Bluetooth, IR-port), приема и вывода телепрограмм на экран компьютера (TV-тюнер), считывания/записи информации с/на карты(ту) памяти (Card reader).

Начнем с относительно недорогостоящих, переносных и абсолютно автономных устройств (

Bluetooth, IR-port, Card reader), которые могут выполнять свои функции с любым компьютером. Для них справедливы все наши рассуждения, которые мы приводили выше, рассказывая об учете флэшки. Повторимся вкратце.

Предполагаемый срок использования этих объектов более года, а также умеренная стоимость позволяет их учитывать в бухучете как МНМА (ст. 153 — при покупке, сч. 112 — при вводе в эксплуатацию), в налоговом учете как «налоговую малоценку» (включаются в валовые расходы и пересчитываются по п. 5.9 до ввода в эксплуатацию при правильном выборе метода бухамортизации). Для больших предприятий возможно применить порог существенности и не отражать такие устройства в составе активов, а списать их сразу на расходы.

Немного сложнее с учетом

TV-тюнера. Здесь возможны варианты: либо улучшение компьютера*, либо учет как отдельного объекта основных средств (сч. 112 или сч. 104 в зависимости от стоимостного критерия для классификации на предприятии МНМА). Мы считаем, что выбор того или иного варианта — это прерогатива предприятия (основание — п. 4 П(С)БУ 7). Вместе с тем напомним о возможных несогласиях проверяющих с вариантом пообъектного учета, ведь в этом случае тюнеры стоимостью до 1000 грн. попадают в состав «налоговой малоценки» с соответствующим увеличением валовых расходов (подробнее см. статью «Учитываем компьютер» на с. 5).

* Если компьютер встраиваемый, то это единственно возможный вариант.

Если стоимость тюнера превышает 1000 грн., то в этом случае рекомендуем проводить его подключение как улучшение компьютера. Тогда в налоговом учете эти расходы увеличат балансовую стоимость группы 4 (с большей нормой амортизации), а не балансовую стоимость группы 3, куда бы тюнер попал при отдельном учете.

 

Инструменты и компьютерная мебель

Компьютер, как и любой другой сложный механизм, требует ухода, периодического техобслуживания. Для этого необходимо иметь соответствующие

инструменты: отвертки, клещи, пылесос и т. д. Здесь все будет зависеть от срока использования конкретного инструмента: если он меньше года, то это МБП (сч. 22), если более, то — МНМА (сч. 112). Обычно стоимость таких МНМА не зашкаливает за 1000 грн., поэтому в налоговом учете они пройдут как «налоговая малоценка» с соответствующим отражением валовых расходов. Если же предприятие приобрело для офисных компьютеров инструменты в наборе, который вполне может стоить и более 1000 грн., тогда в налоговом учете их следует амортизировать в составе группы 2, в бухучете дорогостоящие инструменты отражают на субсч. 106.

Любое компьютерное место должно быть соответствующим образом экипировано, а проще сказать —

меблировано. Ведь пользователю не обойтись как минимум без стола и стула, подставки для ног (наличие которой предусмотрено правилами работы за компьютером**), да и лотки со стойками для дисков порой просто незаменимые вещи. Тут, опять-таки, ничего военного: столы, стулья — объекты основных средств в бухучете (сч. 106) и основных фондов группы 2, если их стоимость более 1000 грн. (если меньше, то это «налоговая малоценка») в налоговом учете. Более мелкие предметы мебели (лотки, стойки) могут быть как МБП, так и МНМА, а последняя (если, конечно, стоимость не превышает 1000 грн.), в свою очередь, для налогового учета — это «налоговая малоценка».

** П. 4.13 Государственных санитарных правил и норм работы с визуальными дисплейными терминалами электронно-вычислительных машин ДСанПиН 3.3.2.007-98, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 10.12.98 г. № 7, п.п. 4.1.12 Правил охраны труда при эксплуатации электронно-вычислительных машин, утвержденных приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 10.02.99 г. № 21.

Вот, пожалуй, и все, что мы хотели сказать о компьютерной «периферийке» и расходниках. Безусловно, фактический перечень устройств, оборудования и расходных материалов гораздо шире охваченного нами, однако большинство из них отражается по образу и подобию рассмотренного выше. Если же вы будете сомневаться в учете того или иного элемента, то пишите нам, и мы обязательно проанализируем вашу ситуацию.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно