Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Почта редакции. Предприятие использует компьютер работника: можно ли отражать в налоговом учете покупку программ и принтера?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2007/№ 46
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Предприятие использует компьютер работника: можно ли отражать в налоговом учете покупку программ и принтера?

 

Бухгалтер предприятия для производственных целей использует собственный компьютер. Может ли предприятие приобрести программное обеспечение, принтер и т. д. и учесть такие расходы в налоговом учете (амортизировать их или отнести на валовые расходы)? Как лучше поступить в этой ситуации?

(г. Винница)

 

Прежде всего заметим: для подтверждения использования собственного компьютера работника (бухгалтера)

в хозяйственной деятельности предприятия целесообразно оформить отношения с работником соответствующим образом. При этом возможны следующие варианты.

1. Договор аренды (найма)

(ст. 759 — 786 ГКУ).
В данном случае между предприятием и работником заключается договор оперативной аренды, в котором оговаривается, что предприятие временно арендует у работника компьютер за определенную плату (ее размер устанавливается по договоренности сторон и может быть символическим). В налоговом учете согласно п.п. 7.9.6 Закона о налоге на прибыль сумма арендной платы по начислению включается предприятием в валовые расходы. При этом, будучи налоговым агентом, предприятие с суммы арендной платы удерживает налог с доходов по ставке 15 %. Оформив отношения с работником таким «арендным» образом, каких-либо опасений на счет законности и бесплатности пользования компьютером работника в деятельности предприятия возникать не должно.

2. Договор ссуды

(ст. 827 — 836 ГКУ).
Еще одним из возможных вариантов оформления операции является заключение договора ссуды компьютера, по которому одна сторона (работник) бесплатно передает другой стороне (предприятию) вещь (компьютер) для пользования в течение установленного срока. Правда (в отличие от рассмотренного выше «арендного» варианта), в таком случае при заключении договора ссуды нужно учесть, что бесплатное пользование компьютером работника налоговики, скорее всего, будут считать для предприятия бесплатно полученными услугами (п. 1.23, п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль), стоимость которых следует включить в валовые доходы , причем, по-видимому, с учетом обычных цен. Что касается физического лица, передавшего по договору ссуды компьютер предприятию, то для него налоговые последствия по налогу с доходов в данном случае не возникают, поскольку оно дохода не получает.

3. Компенсация по трудовому законодательству

(ст. 125 КЗоТ).
Предприятие может пойти и несколько другим путем и, как вариант оформления операции, использовать «компенсационный» подход, предусмотренный трудовым законодательством, а именно статьей 125 КЗоТ. Напомним, согласно этой статье работники, использующие свои инструменты для нужд предприятия, имеют право на получение компенсации за их износ (амортизацию). При этом размер и порядок выплаты такой компенсации, если они не установлены в централизованном порядке, определяются собственником или уполномоченным им органом по согласованию с работником. В связи с этим возможность выплаты такой компенсации работнику может предусматриваться в коллективном договоре, а также в трудовом договоре с работником. При этом на предприятии следует издать приказ о выплате компенсации работнику за использование для нужд предприятия его собственного компьютера, в котором будет указываться, для каких целей, на какой срок используется компьютер, а также размеры компенсации, равные сумме амортизации (метод амортизации для расчета суммы компенсации предприятие вправе выбрать самостоятельно). В налоговом учете сумму компенсации предприятие сможет отнести на валовые расходы на основании п.п. 5.6.2 Закона о налоге на прибыль (как компенсационную выплату, предусмотренную законодательством). С ее суммы предприятием удерживается налог с доходов (15 %). А вот соцвзносами сумма компенсации не облагается, поскольку она не включается в ФОТ (п. 3.22 Инструкции № 5).

Таким образом, предприятие может выбрать наиболее приемлемый для себя вариант оформления отношений с работником. В таком случае, оформив каким-либо из способов операцию по использованию компьютера, расходы на приобретение предприятием

программного обеспечения, принтера и другие «компьютерные» расходы будут являться для предприятия расходами, связанными с ведением хозяйственной деятельности.
А значит, такие расходы могут быть отражены в налоговом учете предприятия, т. е. будут относиться на валовые расходы (согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль) либо на увеличение (создание) балансовой стоимости ОФ (в соответствии с п.п. 8.4.1 Закона о налоге на прибыль), если приобретаемые ценности соответствуют налоговому понятию основных фондов.

Людмила Солошенко, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно