Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Момент определения обычной цены

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Момент определения обычной цены

 

На какую дату следует определять обычную цену при продаже товара: на дату заключения договора или на дату первого события (отгрузки товара либо получения предоплаты за него)?

(г. Белая Церковь)

 

Справедливость такого вопроса не вызывает сомнения, поскольку зачастую договорные отношения между хозяйствующими субъектами строятся таким образом, что между датой заключения договора и датой осуществления каких-либо действий по его выполнению существует определенный временной интервал. Очевидно, что в условиях свободного ценообразования, когда цена на товар регулируется исключительно рыночными механизмами баланса спроса и предложения, ее величина на момент заключения договора, вполне представлявшаяся обычной, спустя некоторое время будет отличаться от обычной в ту или иную сторону. А такое положение вещей влияет на налоговые последствия сторон, если исходить из того, что обычность цены продажи не фиксируется в момент заключения договора, а должна каждый раз проверяться впоследствии при частичных поставках/авансах.

Неопределенность в данном случае усиливается еще и тем, что

Закон о налоге на прибыль не дает прямого ответа на указанный вопрос, а в разных ситуациях, вызывающих необходимость применения обычных цен, по-разному подходит к рассматриваемой проблеме. Так, при определении согласно п.п. 7.1.1 Закона о налоге на прибыль доходов и расходов от осуществления товарообменных (бартерных) операций исходя из договорной цены такой операции, но не ниже обычных цен, о моменте применения таких цен не сказано вообще.

Однако в

п.п. 1.20.1 Закона о налоге на прибыль, устанавливающем общие правила применения обычных цен, говорится, что обычной считается цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, из чего, на первый взгляд, можно сделать вывод о необходимости сопоставления цены продажи с уровнем обычных цен именно на момент заключения договора.

Хотя уже

п.п. 1.20.2 этого Закона предписывается для определения обычной цены товара (работ, услуг) использовать информацию о заключенных на момент продажи такого товара (работы, услуги) договорах с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами). Аналогичная конструкция содержится и в п.п. 7.4.1, в котором говорится об определении дохода , полученного плательщиком налога от продажи товаров (работ, услуг) связанным лицам, исходя из договорных цен, но не ниже обычных цен на такие товары (работы, услуги), действовавших на дату такой продажи. При этом остается неясным, что же считать моментом (датой) продажи, поскольку такого определения в Законе о налоге на прибыль нет.

Вместе с тем следует отметить, что данным

Законом (п. 11.3) однозначно определена дата увеличения валового дохода, которой считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, происшедшее ранее:

— либо

дата зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на банковский счет плательщика налога в оплату товаров (работ, услуг), подлежащих продаже,

— либо

дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) — дата фактического предоставления результатов работ (услуг) плательщиком налога.

Если при этом учесть, что институт обычной цены в

Законе о налоге на прибыль играет роль регулятора, препятствующего в установленных этим Законом случаях безосновательному занижению налогоплательщиками валовых доходов, то следует признать, что обычные цены на тот или иной товар необходимо определять в момент отражения валового дохода по операции продажи, т. е. при наступлении одного из событий, перечисленных выше, а не на дату составления договора.

Игорь Хмелевский, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше