Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Почта редакции. Предоставление скидок работникам

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2007/№ 48
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Предоставление скидок работникам

 

В целях маркетинговой политики с 1 по 30 июня 2007 года «Дом электроники» продает стиральные машины «BOSH» со скидкой 10 % по цене 2700 грн. Объявление об акции размещено на витрине магазина. По просьбе работника стиральная машина «BOSH» реализована ему со скидкой 20 % по цене 2400 грн. Цена стиральной машины без скидки — 3000 грн. Стоимость приобретения стиральной машины «Домом электроники»  — 1800 грн. (в том числе НДС — 300 грн.). Нужно ли облагать скидку, предоставляемую работнику?

(г. Харьков)

 

В соответствии с

п.п. «е» п.п. 4.2.9 Закона № 889 суммы скидки с цены (стоимости) товаров (услуг), превышающей обычную, рассчитанную по правилам определения обычных цен (в размере такой скидки), включаются в налогооблагаемый доход плательщика налога.

В связи с тем, что скидка, предоставляемая работнику, подлежит налогообложению в случае если ее размер превышает размер обычной скидки, рассчитанной по правилам обычных цен, необходимо выяснить, что является обычной ценой и обычной скидкой. Для этого обратимся к

Закону о налоге на прибыль.

Согласно

п.п. 1.20.1 Закона о налоге на прибыль, если иное не установлено этим пунктом, обычной является цена, определенная сторонами договора. Порядок определения обычных цен изложен в п.п. 1.20.2 того же Закона. В данном подпункте указано, что при определении обычной цены учитываются обычные при заключении соглашений между несвязанными лицами надбавки или скидки к цене. В частности, но не исключительно, учитываются скидки, связанные с сезонными и другими колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги), потерей товарами качества или других свойств, окончанием (приближением даты окончания) срока хранения (годности, реализации), сбытом неликвидных или низколиквидных товаров, маркетинговой политикой, в том числе при продвижении товаров (работ, услуг) на рынки, предоставлением образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Как видим, спектр скидок, учитываемых при определении обычной цены, достаточно разнообразен. Для обоснованности обычных цен при предоставлении скидок на предприятии издается приказ руководителя, в котором указываются основания для предоставления скидок, размер скидки, перечень товаров, на которые предоставляются скидки, период действия скидки.

Таким образом, при условии, что скидка предоставляется всем покупателем (а не избирательно) при одинаковых условиях продажи, а также при правильном документальном оформлении скидка считается обычной скидкой, а цена с учетом такой скидки — обычной ценой.

Кроме того, то, что цена с учетом скидки является обычной, можно обосновать с помощью

п.п. 1.20.3 Закона о налоге на прибыль, согласно которому при продаже товаров (работ, услуг) путем публичного объявления обычной признается цена, указанная в публичном объявлении. Определение понятия «публичное объявление» в действующем законодательстве отсутствует. Но ГКУ содержит определение публичного договора, которое может быть использовано для целей п.п. 1.20.3 Закона о налоге на прибыль. В соответствии со ст. 633 ГКУ под публичным договором понимается договор, в котором одна сторона берет на себя обязанность осуществлять продажу товаров каждому, кто к ней обратится. При этом условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Следовательно, если в объявлении, обращенном ко всем покупателям, размещенном, в частности, на витрине магазина, будет указано о продаже товаров со скидкой, то продажная цена товаров (т. е. с учетом скидки) будет считаться обычной.

Поскольку скидка на стиральную машину «BOSH»

в размере 10 % (300 грн.) предоставляется всем покупателям, при соответствующем документальном оформлении такая скидка является обычной, а цена стиральной машины в размере 2700 грн. — обычной ценой. В связи с тем, что работникам такие же стиральные машины продаются по цене 2400 грн., т. е. со скидкой 20 % (600 грн.), которая превышает обычный размер скидки, сумма скидки, предоставляемой работнику, а именно: разница между обычной ценой и ценой приобретения товара работником, подлежит налогообложению.

Следует отметить, что доход работника в виде суммы скидки, превышающей обычную, является

дополнительным благом, предоставляемым работодателем в неденежной форме. Поэтому необходимо учитывать нормы п. 3.4 Закона № 889 , согласно которому при начислении доходов в неденежной форме объект налогообложения определяется с учетом «натурального» коэффициента (с 01.01.2007 г. его размер составляет 1,176471).

Так, база для начисления налога с доходов физических лиц определяется путем умножения суммы скидки, рассчитанной как разница между обычной ценой и ценой приобретения товара работником, на «натуральный» коэффициент.

Рассчитаем объект налогообложения: (2700 грн. - - 2400 грн.) х 1,176471 = 352,94 грн.

Сумма налога с доходов физических лиц составляет: 352,94 грн. х 15 % = 52,94 грн.

 


п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Корреспондирующие счета

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

Отражена реализация стиральной машины

2400,00

361

702

2

Начислены налоговые обязательства по НДС

400,00

702

641/НДС

3

Доначислены налоговые обязательства по НДС исходя из обычной цены

50,00

949

641/НДС

4

Списана себестоимость стиральной машины

1500,00

902

282

5

Начислен доход работника в виде налогооблагаемой скидки

352,94

377

685

6

Начислен налог с доходов физических лиц

52,94

685

641/НДФЛ

949

377

7

Произведен зачет задолженностей

300,00

685

377

  

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ сумма скидки, предоставленная работнику, отражается как дополнительное благо с

признаком дохода «09». В графах «3а» и «3» отражается сумма дохода в размере 352,94 грн., в графах «4а» и «4» — сумма налога с доходов физических лиц в размере 52,94 грн.

Взносы в фонды социального страхования на сумму скидки, предоставленной работнику при покупке стиральной машины, не начисляются и из нее не удерживаются, поскольку данная выплата не входит в фонд оплаты труда.

Екатерина Скрипкина, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно