Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка начисления пени и ее уплаты

Редакция НиБУ
Приказ от 15.05.2007 г. № 552/13819

Об утверждении Порядка начисления пени и ее уплаты

Приказ от 15.05.2007 г. № 223

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 30 мая 2007 г. под № 552/13819

(извлечение)

 

В соответствии с требованиями статей 19, 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», пункта 4 Порядка уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 г. № 70, ПРИКАЗЫВАЮ:

1.

Утвердить прилагаемый Порядок начисления пени и ее уплаты.

<...>

Министр М. Папиев

 

 

Утвержден приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 15.05.2007 г. № 223

Порядок начисления пени и ее уплаты

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 30 мая 2007 г. под № 552/13819

 

1. Общие положения

Настоящий Порядок устанавливает механизм начисления пени предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, за нарушение сроков уплаты административно-хозяйственных санкций, предусмотренных Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» (далее — Закон).

 

2. Определение терминов

2.1.

Орган контроля — территориальные отделения Фонда социальной защиты инвалидов (далее — Фонд).

2.2.

Пеня — это штрафная санкция, исчисляемая в процентах от суммы несвоевременно уплаченной административно-хозяйственной санкции, предусмотренной Законом за каждый календарный день просрочки выполнения обязательства.

2.3.

Административно-хозяйственная санкция — это денежное обязательство, альтернативное обязательству самостоятельно осуществить трудоустройство инвалидов согласно Закону, уплачивается в порядке и размерах, предусмотренных Законом и постановлением Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 г. № 70 «О реализации статей 19 и 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».

2.4.

Работодатели — предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд.

 

3. Механизм начисления пени

3.1. Нарушение сроков уплаты административно-хозяйственных санкций влечет за собой начисление пени в размере

120 процентов годовой учетной ставки Национального банка Украины за каждый календарный день просрочки (приведенных в постановлениях Правления Национального банка Украины), действовавшей на момент платы, начисленной на полную сумму недоимки за весь ее срок.

Однодневный размер пени при расчете округляется до второго знака после запятой в общем порядке арифметического округления.

3.2.

Пеня на пеню не начисляется.

3.3.

Документами, подтверждающими невыполнение норматива по трудоустройству инвалидов, являются отчет по форме № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденной приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 10.02.2007 г. № 42, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 13.02.2007 г. под № 117/13384, решение суда, акт проверки отделением Фонда работодателя.

3.4.

Начисление пени как работодателем, так и органом контроля осуществляется со следующего дня предельного срока уплаты административно-хозяйственных санкций по день уплаты включительно (т. е. с 16 апреля следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива).

3.5. Если срок уплаты совпадает с выходным (праздничным) днем, то последним днем предельного срока уплаты считается первый рабочий день после выходного (праздничного) дня, а пеня начисляется начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.

3.6.

Начисление пени осуществляется на дату фактического погашения суммы долга (части долга) за каждый календарный день просрочки платежа. При частичном погашении долга сумма такой части определяется с учетом пени, начисленной на такую часть долга.

3.7. В поданном исковом заявлении за невыполнение норматива по трудоустройству инвалидов в соответствующую судебную инстанцию отделение Фонда рассчитывает сумму пени на дату его подачи.

3.8.

Пеня уплачивается работодателями за счет прибыли, остающейся после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей). В случае отсутствия средств взыскание пени может быть обращено на имущество работодателя в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 20 Закона.

3.9.

Моментом уплаты работодателем пени считается:

а)

при уплате наличными — день внесения денег в соответствующие кассы на балансовый счет 3510 в учреждения Национального банка, открытый в органах Государственного казначейства, или на балансовый счет 2510 в учреждения коммерческих банков;

б)

при переводе денег по почте или через учреждение банка — день внесения денег на почту или в учреждение банка;

в)

при перечислении платежа со счета плательщика в учреждение банка — день списания учреждением банка суммы платежа со счета плательщика, независимо от времени ее зачисления в бюджет.

3.10. В течение действия моратория на удовлетворение требований кредиторов

пеня не начисляется.

3.11. Фонд и работодатели имеют право защищать свои интересы, возникающие из правоотношений по статьям 19, 20 Закона в судебном порядке.

3.12.

Суммы переплаты пени в государственный бюджет зачисляются работодателю как авансовые платежи на следующий отчетный год по административно-хозяйственным санкциям и пене.

 

4. Пример начисления пени

Работодатель 22.10.2006 уплачивает административно-хозяйственную санкцию, срок уплаты которой был 15.04.2006, в сумме 1100 гривень. Нарушение срока уплаты административно-хозяйственных санкций влечет за собой начисление пени, размер которой исчисляется исходя из 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму административно-хозяйственной санкции за весь ее срок. Расчет осуществляется за каждый календарный день просрочки платежа.

Следовательно, определяется учетная ставка Национального банка Украины, действовавшая на момент уплаты пени, начисленной на полную сумму административно-хозяйственной санкции и пени.

На момент уплаты долга (по состоянию на 22.10.2006) учетная ставка Национального банка Украины была равна 9,5 процента.

Расчет однодневного размера пени:

 

№ п/п

Название показателей

Пример расчета

1

Ставка Национального банка Украины

9,5 %

2

Количество дней в текущем году (невисокосный год)

365

3

Проценты от ставки НБУ, законодательно установленные для расчета размера пени

120 %

4

Расчетный размер пени (9,5 x 120 : 100 : 365)

0,03 %

 

Рассчитывается сумма пени за один день просрочки: 1100 грн. х 0,03 % = 0,33 грн.

Рассчитывается количество дней существования долга:

Количество дней за период от 16.04.2006 до 22.10.2006 включительно равняется 190.

Сумма пени, которую необходимо уплатить, равняется 0,33 грн. х 190 = 62,7 грн.

Директор Департамента
по делам инвалидов И. Тарабукина



комментарий редакции

Не успел принять на работу инвалида, не успел уплатить админхозсанкции... платить пеню можешь не спешить?

Если обратиться к действующему законодательству, то в части определения сумм пени, подлежащих уплате за

просрочку внесения административно-хозяйственной санкции за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, соответствующие нормативные акты гласят следующее:

— часть вторая статьи 20 Закона Украины от 21.03.91 г. № 875-ХII «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» (далее — Закон о защищенности):

«Нарушение сроков уплаты административно-хозяйственных санкций влечет за собой начисление пени. Пеня исчисляется исходя из 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь ее срок»;

— пункт 4 Порядка уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, утвержденного постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 (далее — Порядок уплаты)(см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13):

«Нарушение сроков уплаты суммы административно-хозяйственных санкций влечет за собой начисление пени в размере 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка за каждый календарный день просрочки».

Этим же пунктом прерогатива утверждения соответствующего порядка закреплена за Минтруда.

Не станем акцентировать внимание на различиях этих текстов, тем более что пункт 3.1 комментируемого Порядка представляет собой практически их симбиоз, но заметим только одно. Исходя из формулировки части второй статьи 20 Закона о защищенности прямо следует, что

пеня начисляется на дату уплаты административно-хозяйственных санкций и размер учетной ставки НБУ при таком начислении принимается на эту же самую дату — т. е. на дату уплаты административно-хозяйственных санкций, — тогда как из формулировки пункта 3.1 комментируемого Порядка можно сделать другой вывод: размер учетной ставки НБУ принимается на дату уплаты пени. Этот вывод может найти подтверждение во втором абзаце Примера начисления пени, приведенного в разделе 4 комментируемого Порядка, хотя тут же — в третьем абзаце Примера — можно увидеть, что размер учетной ставки НБУ принимается правильно — на дату уплаты административно-хозяйственных санкций! Это верно и это может быть важным, поскольку «предельный срок уплаты пени» не устанавливается вообще, да такое установление и не имело бы смысла, поскольку пеня на пеню не начисляется (об этом прямо сказано в пункте 3.2 комментируемого Порядка). Есть здесь одна тонкость, о которой следует сказать особо.

Что касается собственно механизма начисления пени, то он отличается от известных, например, применяемых налоговыми органами или органами ПФУ, немногим — тем, что там применяется расчет по формуле (и округляется полученный результат), а здесь расчет ведется, так сказать, по действиям, и в частности, в первом действии рассчитывается

однодневный размер пени с точностью до сотых долей процента. Исходя из второго абзаца пункта 3.1 комментируемого Порядка (при необходимости) эту сумму следует округлять так: если третий знак справа от запятой получился «4» или меньше, то этот знак и все остальные справа от него просто отбрасываются, а если он «5» или больше, то этот знак и все остальные справа от него тоже отбрасываются, но при этом итоговый (округленный) результат увеличивается на 0,01 %. Понятно, что итоговая сумма пени при необходимости тоже округляется до целых копеек. Вообще-то говоря, такой подход методологически ущербен в сравнении с упомянутыми, поскольку ведет к большей погрешности вычислений (не обязательно в пользу бюджета)...

Особая же тонкость заключается в том, что те же налоговики при

частичном погашении налогового долга давно применяют механизм так называемого распределения, согласно которому часть уплачиваемой в погашение налогового долга суммы засчитывается в счет погашения собственно просроченного налогового обязательства, а часть — в счет погашения начисленной ранее пени. Можно предположить, что во втором предложении пункта 3.6 комментируемого Порядка имеется в виду подобный механизм, но если ГНАУ прямо прописала его в соответствующей Инструкции (см. приложение 2 к приказу ГНАУ от 11.06.2003 г. № 290, которым утверждена Инструкция о порядке начисления и погашения пени по платежам, контролируемым органами государственной налоговой службы), то Минтруда заставляет заниматься догадками...

К большому сожалению, имеется далеко не единственный пример неряшливости Минтруда в отношении дат.

Достаточно напомнить о ситуации с

предельным сроком подачи Отчета по форме № 10-ПI, утвержденной приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 17). Несмотря на то что как в Порядке предоставления, утвержденном постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13), этот срок установлен «до 1 марта», так и в пункте 2.1 самой Инструкции, утвержденной тем же приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 17), тоже указан срок «до 1 марта», собственно в форме № 10-ПI красуется другой срок — «не позднее 1 марта»!

Судя по всему, то же случилось и с

предельным сроком уплаты административно-хозяйственных санкций, который в пункте 2 Порядка уплаты установлен как «до 15 апреля». Несмотря на это из пункта 3.4 комментируемого Порядка можно сделать вывод, что Минтруда рассматривает в качестве последнего дня предельного срока не 14 апреля, а именно 15 апреля!

И все же объективности ради следует сказать спасибо авторам документа за пункт 3.5, который пусть и не совсем к месту, но прямо устанавливает, что

если предельный срок уплаты истекает аккурат в выходной или праздничный день, то последним днем такого срока по общему правилу считается первый после этого рабочий день. Кстати говоря, по-видимому, Минтруда так же отнесется и к предельному сроку подачи формы № 10-ПI (во всяком случае по нашей информации органы Фонда социальной защиты инвалидов с этим согласны).

Пусть это не будет расценено как придирка, но к Примеру начисления пени следует относиться как к сугубо

условному: ведь если буквально, то, во-первых, на 22.10.2006 г. размер учетной ставки НБУ составлял не 9,5 %, а 8,5 % (кстати говоря, с 01.06.2007 г. размер учетной ставки НБУ составляет 8 %), во-вторых, 15.04.2006 г. было воскресенье, и если действовать согласно пункту 3.5 комментируемого Порядка, то первым днем начисления пени нужно было бы считать не 16.04.2006 г., а 17.04.2006 г., и наконец, в-третьих, 22.10.2006 г. пришлось тоже на воскресенье, и в этот день уплаты быть не могло в принципе. Наконец, просто смешно приводить пример за тот период времени, когда комментируемый Порядок еще не вступил в силу!

Александр Голенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше