Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Учет эксплуатации основных фондов. Начисление амортизации ОФ

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2007/№ 50
В избранном В избранное
Печать
Статья

Учет эксплуатации основных фондов

 

Наталия ДЗЮБА, Людмила СОЛОШЕНКО, Марина КОВЕНКО,
экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

 

1. Начисление амортизации ОФ

Общие принципы начисления амортизации

 

Бухгалтерский учет

Под

амортизацией основных средств понимается систематическое распределение амортизируемой стоимости необоротных активов на протяжении срока их полезного использования.

В бухгалтерском учете

амортизация начисляется на каждый объект основных средств ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию.

Начисление

амортизации заканчивается с месяца, следующего после вывода объекта основных средств из эксплуатации. Приостанавливают амортизацию при реконструкции, модернизации, достройке, дооборудовании и консервации объекта с месяца, который следует после начала таких мероприятий (п. 23 и п. 29 П(С)БУ 7).

Амортизируемой стоимостью

необоротных активов (в том числе основных средств) является первоначальная стоимость таких активов, уменьшенная на ликвидационную стоимость.

 

Методы начисления амортизации

Суть метода

Сумма амортизации годовая (Агоді)

Дополнительные показатели

Примечания

1

2

3

4

1. Прямолинейный метод

Размер амортизации зависит только от срока использования объекта ОС

 

 

Агоді = АмС
________
Т

 

 

АмС = ПНС - ЛС

Преимущества:

стоимость объекта ОС списывается равными частями в течение всего срока его эксплуатации.
Недостатки: не учитывается моральный износ объектов ОС и фактор повышения затрат на ремонты по мере его эксплуатации (особенно в последние годы использования объекта ОС)

2. Метод уменьшения остаточной стоимости

Определяется годовая сумма амортизации исходя из остаточной стоимости объекта ОС на начало года или из первоначальной стоимости по введенным в течение года объектам ОС

Агодi =  ОСТ (ПНС) х На

 

На = 1 -img 1

ЛС _______
ПНС

 

 

Преимущества:

в течение первых лет эксплуатации объекта ОС накапливается значительная сумма средств, необходимых
для его восстановления.
Недостатки:
предполагает обязательное наличие ликвидационной стоимости, необходимой для расчета нормы амортизации (т. е. ЛС 0)

3. Метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости

Является разновидностью метода уменьшения остаточной стоимости

Агодi = ОСТ(ПНС) х На

 

На = 2
___
Т

 

 

Преимущества:

в течение первых лет эксплуатации объекта ОС накапливается значительная сумма средств,
необходимых для его восстановления

4. Кумулятивный метод

Годовая сумма амортизации определяется как произведение амортизируемой стоимости и кумулятивного коэффициента (отношение лет, оставшихся до конца ожидаемого срока использования объекта ОС, к сумме числа лет его полезного использования)

Агодi = АмС х kki

АмС = ПНС-ЛС

ki = T - (i - 1)
___________
1 + ... + T

 

Преимущества:

1. В первые годы амортизируется большая стоимость объекта ОС, когда интенсивность его использования максимальна.
2. В первые годы накапливаются денежные средства для замены амортизируемого объекта ОС.
3. Обеспечивается возможность увеличения части расходов на ремонт амортизируемых объектов ОС, приходящихся на последние годы использования их без соответствующего увеличения расходов производства (себестоимости продукции) за счет того, что сумма начисляемой амортизации в эти годы уменьшается.
Недостатки: Определенная степень трудоемкости

5. Производственный метод

Применяется для начисления амортизации объектов ОС, техническое состояние которых зависит от количества произведенной продукции

Амесi = Nмесi х На

 

На = АмС
_______
Nобщ

 

Преимущества:

этот метод очень прост и рационален.
Удобно применять при определении амортизации автотранспорта в зависимости от его пробега, станков и любого производственного оборудования.
Недостатки:
применение связано с трудностью определения выработки отдельных объектов ОС (особенно в настоящее время)

Условные обозначения

: Агоді — годовая сумма амортизации, АмС — амортизируемая стоимость, ПНС — первоначальная стоимость, ЛС — ликвидационная стоимость, ОСТ — остаточная стоимость, На — норма амортизации, Т — срок полезного использования объекта, kі — кумулятивный коэффициент, Nмесі — месячная норма выработки, Nобщ — общий объем продукции.

 

Кроме перечисленных методов, предприятия по своему усмотрению могут применять нормы и методы, предусмотренные

Законом о налоге на прибыль.

Амортизацию прочих необоротных материальных активов (см.

п. 5.2 П(С)БУ 7) начисляют либо прямолинейным методом, либо производственным. А для малоценных необоротных активов и библиотечных фондов можно пользоваться одним из следующих методов (п. 27 П(С)БУ 7):

— прямолинейным:

— производственным;

— в первом месяце использования объекта амортизацию начислять в размере 50 % первоначальной стоимости, а остальные 50 % — при списании;

— в первом месяце использования объекта амортизировать 100 % его стоимости. Причем

стоимостной критерий, по которому объекты основных средств зачисляются в состав малоценных необоротных материальных активов, предприятия устанавливают самостоятельно (п. 5.2 П(С)БУ 7).

Согласно

П(С)БУ 16 сумма амортизации включается в состав расходов в зависимости от сферы использования объектов основных средств.

Кроме того, следуя нормам

Инструкции № 291, при начислении амортизации необоротных активов увеличивают остаток на забалансовом счете 09 «Амортизационные отчисления (поступления)».

Обратите внимание: в бухгалтерском учете амортизация начисляется абсолютно по всем объектам, независимо от того, будут они использованы в рамках хозяйственной (производственной) деятельности предприятия или за ее рамками.

 

Налоговый учет

Под амортизацией ОФ в налоговом учете понимается постепенное отнесение расходов на их приобретение, изготовление или улучшение на уменьшение скорректированной прибыли плательщика налога в пределах установленных норм амортизационных отчислений.

В соответствии с

п.п. 8.1.2 Закона о налоге на прибыль амортизации подлежат расходы на:

— приобретение ОФ для собственного производственного использования, включая расходы на приобретение племенного скота и приобретение, закладку и выращивание многолетних насаждений до начала плодоношения;

— самостоятельное изготовление основных фондов для собственных производственных нужд, включая расходы на выплату заработной платы работникам, которые были заняты изготовлением таких основных фондов;

— проведение всех видов ремонта, реконструкции, модернизации и других видов улучшения основных фондов (если расходы превысили 10 % лимит);

— капитальные улучшения качества земель, не связанные со строительством, а именно: ирригация, осушение, обогащение и другие подобные капитальные улучшения земли.

 

Не подлежат амортизации

Полностью относятся в состав валовых расходов отчетного периода
(

п.п. 8.1.3 Закона о налоге на прибыль)

Расходы на:
— приобретение и откорм продуктивного скота;
— выращивание многолетних плодоносных насаждений;
— приобретение основных фондов с целью их дальнейшей продажи другим лицам или их использования как комплектующих (составных частей) других основных фондов, предназначенных для дальнейшей продажи другим лицам;
содержание основных фондов, находящихся на консервации

Производятся за счет соответствующих источников финансирования
(

п.п. 8.1.4 Закона о налоге на прибыль)

— расходы бюджетов на строительство и содержание сооружений благоустройства и жилых домов, приобретение и хранение библиотечных и архивных фондов;
— расходы бюджетов на строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования;
— расходы на приобретение и хранение Национального архивного фонда Украины, а также библиотечного фонда, который формируется и содержится за счет бюджетов, библиотечных и архивных фондов;
— расходы на приобретение, ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения

непроизводственных фондов (поскольку такие фонды не используются налогоплательщиком в хозяйственной деятельности)

 

Начало и окончание начисления амортизации

Начисление амортизации начинают:

— по ОФ

группы 1 — со следующего квартала после ввода в эксплуатацию;

— по ОФ

групп 2, 3, 4 — с квартала, следующего за кварталом оприходования материальных ценностей, которые входят в состав таких групп ОФ, независимо от фактического осуществления расчетов за эти основные фонды и момента ввода в эксплуатацию (см., например, письмо ГНАУ от 13.09.2004 г. № 7978/6/15-1116 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 23).

Амортизация начисляется:

— по объектам ОФ группы 1 — до достижения балансовой стоимостью такого объекта 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, т. е.

1700 грн. При этом такая остаточная стоимость по результатам соответствующего периода относится в состав валовых расходов, а стоимость такого объекта приравнивается к нулю (п.п. 8.3.7 Закона о налоге на прибыль);

— по объектам ОФ групп 2, 3, 4 — до достижения балансовой стоимостью группы нулевого значения (

п.п. 8.4.7 Закона о налоге на прибыль).

При выводе из эксплуатации отдельного объекта ОФ группы 1 амортизацию прекращают начислять с квартала, следующего за кварталом их вывода из эксплуатации. А при выводе из эксплуатации отдельных объектов групп 2, 3, 4 по любым причинам (за исключением продажи) балансовая стоимость таких групп остается неизменной и продолжает амортизироваться (

п.п. 8.4.6 Закона о налоге на прибыль).

Начисление амортизации в налоговом учете производится

ежеквартально. Базой для начисления амортизации является балансовая стоимость соответствующей группы ОФ (отдельных объектов ОФ группы 1) на начало расчетного периода (квартала), которая определяется по формуле, приведенной в п.п. 8.3.2 Закона о налоге на прибыль:

 

Формула определения балансовой стоимости соответствующей группы ОФ
(отдельных объектов ОФ группы 1) на начало расчетного квартала:

Б(а) = Б(а - 1) + П(а - 1) - В(а - 1) - А(а - 1)

Условные обозначения:

А

расчетный квартал

а - 1

предыдущий квартал перед расчетным кварталом

Б(а)

балансовая стоимость группы (отдельного объекта ОФ группы 1) на начало расчетного квартала

Б(а - 1)

балансовая стоимость группы (отдельного объекта ОФ группы 1) на начало квартала, предшествовавшего расчетному

П(а - 1)

сумма расходов, понесенных на приобретение основных фондов, осуществление капитального ремонта, реконструкций, модернизаций и других улучшений основных фондов, подлежащих амортизации, в течение квартала, предшествовавшего расчетному

В(а - 1)

сумма выведенных из эксплуатации основных фондов (отдельного объекта ОФ группы 1) в течение квартала, предшествовавшего расчетному

А(а - 1)

сумма амортизационных отчислений, начисленных в квартале, предшествовавшем расчетному

 

Порядок определения балансовой стоимости рассмотрим на примере.

Пример 1.

Предприятие в I квартале 2007 года приобрело следующие основные фонды группы 4, предназначенные для использования в хозяйственной деятельности:

— сканер стоимостью 1800 грн. (в том числе НДС — 300 грн.);

— ноутбук стоимостью 5400 грн. (в том числе НДС — 900 грн.). Балансовая стоимость основных фондов этой группы на начало I квартала 2007 года составила 50000 грн. Сумма амортизационных отчислений за I квартал 2007 года, начисленная по основным фондам группы 4, составила 7500 грн. Рассчитаем балансовую стоимость ОФ группы 4 на начало II квартала 2007 года:

50000 грн. + 1500 грн. + 4500 грн. - 7500 грн. = = 48500 грн.

Перемножив балансовую стоимость группы ОФ (объекта ОФ группы 1) на соответствующую норму амортизации (15 %), определяют норму амортизационных отчислений. За II квартал сумма амортизационных отчислений равна 7275 грн.

 

Налоговые нормы амортизации

Согласно

п.п. 8.2.2 Закона о налоге на прибыль в налоговом учете ОФ делятся на четыре группы. Однако после того, как Законом о госбюджете на 2004 год и Законом № 1957 для новых ОФ групп 1, 2, 3 были введены «новые» (повышенные) нормы амортизации, то, начиная с 01.01.2004 г., в налоговом учете предприятия (в результате разбивки внутри групп 1, 2 и 3 основных фондов на «новые» и «старые») может оказаться 7 групп ОФ:

Группы ОФ в налоговом учете

Группа ОФ

Состав группы

Подгруппы ОФ
(старые и новые)

подгруппа

квартальная норма амортизации*

1

2

3

4

Группа 1

Здания, сооружения, их структурные компоненты и передаточные устройства, в том числе жилые дома и их части (квартиры и места общего пользования), стоимость капитального улучшения земли

— подгруппа 1/1
(старые ОФ)

1,25 %

— подгруппа 1/2
(новые ОФ)

2 %

Группа 2

Автомобильный транспорт и узлы (запасные части) к нему; мебель; бытовые электронные, оптические, электромеханические приборы и инструменты, другое конторское (офисное) оборудование, устройства и приспособления к ним

— подгруппа 2/1
(старые ОФ)

6,25 %

— подгруппа 2/2
(новые ОФ)

10 %

Группа 3

Любые другие основные фонды, не включенные в группы 1, 2 и 4

— подгруппа 3/1
(старые ОФ)

3,75 %

— подгруппа 3/2
(новые ОФ)

6 %

Группа 4

Электронно-вычислительные машины, другие машины для автоматической обработки информации, связанные с ними средства считывания или печати информации, другие информационные системы, компьютерные программы, телефоны (в том числе сотовые), микрофоны и рации, стоимость которых превышает стоимость малоценных товаров (предметов)

15 %

*Заметим: согласно п.п. 8.6.1 Закона о налоге на прибыль налогоплательщик может принять решение о применении

других норм амортизации, которые не превышают размера «новых» (повышенных) норм. По-видимому, именно этим и объясняется формулировка названий строк Б5 — Б8 таблицы 2 «Расчет амортизационных отчислений» приложения К 1/1 к декларации по налогу на прибыль. Правда, такое решение налогоплательщика:

— должно быть принято до начала отчетного налогового года и не может быть изменено в течение такого года;

— доводится до сведения налогового органа вместе с предоставлением декларации за I квартал такого отчетного налогового года.

 

Согласно

Закону № 1957 разделение амортизируемых объектов на «старые» и «новые» осуществляется по таким критериям:

 

«Старые»

«Новые»

а)

объекты ОФ групп 1, 2 и 3, которые:
— находились у налогоплательщика по состоянию на 01.01.2004 г. (т. е. приобретены (сооружены) до этой даты, в том числе введены в эксплуатацию (оприходованы) в 2004 году, но расходы на приобретение (сооружение) которых были понесены в 2003 году);
— приобретены после 01.01.2004 г., но введены в эксплуатацию первыми владельцами до 01.01.2004 г.;
б) расходы на улучшение таких ОФ

а) объекты ОФ групп 1, 2 и 3, которые одновременно отвечают следующим условиям:
— расходы на приобретение или сооружение таких ОФ понесены (начислены) налогоплательщиком

после 01.01.2004 г.;
— ОФ не были в эксплуатации или же были введены в эксплуатацию их первыми владельцами после 01.01.2004 г. — письмо ГНАУ от 12.04.2006 г. № 4101/6/15-0316 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 37);
б) расходы на улучшения таких новых ОФ

 

Порядок отнесения ОФ к «новым» и «старым» подгруппам рассмотрим на примерах:

Пример 2.

В 2005 году предприятие приобрело у поставщика новую офисную мебель. Такую мебель в налоговом учете предприятию следует отнести в подгруппу 2/2 (новые ОФ) группы 2.

Пример 3.

В 2007 году предприятие купило помещение склада, бывшее в эксплуатации (сооруженное в 2000 году и тогда же введенное в эксплуатацию первым владельцем). В налоговом учете помещение следует включить в подгруппу 1/1 (старые ОФ) группы 1.

Пример 4.

В 2007 году предприятие купило грузовой автомобиль. При этом предприятие-продавец в свое время приобрело автомобиль в 2005 году (как новый и не бывший до покупки в эксплуатации), и соответственно для продавца такое транспортное средство являлось новым. Учитывая это, предприятие-покупатель, т. е. второй хозяин грузового автомобиля, вправе расценивать его как новые ОФ и отразить в подгруппе 2/2 (новые ОФ) группы 2. Аналогичные разъяснения на этот счет приводились в письме ГНАУ от 12.04.2006 г. № 4101/6/15-0316 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 37 и в консультации налоговиков в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 97, с. 15.

Пример 5.

В 2007 году предприятие осуществило ремонт арендованного автомобиля. Здесь применение ставок амортизации к расходам, увеличившим балансовую стоимость группы 2, зависит от того, по каким нормам — «старым» или «новым» — амортизировался данный объект ОФ у арендодателя. Если арендодатель производил начисление амортизации по новым нормам, то и арендатор должен применять те же нормы к амортизации ремонтных расходов. Если в налоговом учете арендодателя амортизация начислялась по старым нормам, то и арендатор амортизирует такие расходы по старым нормам. Для этого арендатору следует выяснить, как именно осуществляется начисление амортизации у арендодателя по арендованному автомобилю. Такой порядок амортизации расходов на ремонт арендуемых объектов приведен специалистами ГНАУ в «Вестнике налоговой службы Украины», 2005, № 10, а также в письме ГНАУ от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 83). При этом доказательством правомерности применения новых норм предыдущим владельцем могут быть первичные документы и техническая документация на арендованный автомобиль (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 10, с.12).

Некоторую оговорку следует сделать в отношении

расходов на ремонт бесплатно полученных ОФ. В своих официальных разъяснениях ГНАУ разрешила проводить амортизацию расходов на ремонт, модернизацию, техническое перевооружение и другие виды улучшения безвозмездно полученных объектов основных фондов (см. письма от 24.09.2003 г. № 8032/6/15-1116 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 84 и от 15.06.2006 г. № 11332/7/15-0317).

Мы, в свою очередь, считаем, что надо применять

старые ставки независимо от того, старый или новый объект ОФ бесплатно получило предприятие. Ведь в данном случае предприятие не понесло расходов не до 01.01.2004 г., ни тем более после.

Расчет суммы амортизационных отчислений отражается

в таблице 2 «Расчет амортизационных отчислений» приложения К 1/1 к декларации по налогу на прибыль предприятия, данные которой переносятся в строку 07 «Сумма амортизационных отчислений» декларации .

В бухгалтерском и налоговом учете начисление амортизации по основным фондам отразится следующим образом:

 

Первичные документы

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

Амортизация ОФ предприятия, используемых на различные цели

Ведомость начисления амортизации

Отражена сумма амортизации стоимости ОС, используемых в капитальном строительстве

151

131

250

Ведомость начисления амортизации

Отражена сумма амортизации стоимости ОС, используемых для изготовления объектов основных средств собственными силами предприятия

152

131

380

Ведомость начисления амортизации

Отражена сумма амортизации стоимости ОС, используемых для изготовления объектов прочих необоротных материальных активов собственными силами предприятия

153

131

160

Ведомость начисления амортизации

Отражена сумма амортизации стоимости ОС, используемых для изготовления объектов нематериальных активов собственными силами предприятия

154

131

70

Ведомость начисления амортизации

Отражена сумма амортизации стоимости ОС, используемых в основной производственной деятельности предприятия (если эта сумма может быть непосредственно отнесена к конкретному объекту расходов)

23

131

650

Ведомость начисления амортизации

Отражена сумма амортизации стоимости ОС, используемых в работах, связанных с освоением новых производств и агрегатов, а также в подготовительных к производству работах в сезонных отраслях промышленности

39

131

320

Ведомость начисления амортизации

Отражена сумма амортизации стоимости ОС, используемых в основной производственной деятельности предприятия (если эта сумма не может быть непосредственно отнесена к конкретному объекту расходов), для управления производством и обслуживания производственного процесса

91

131

210

Ведомость начисления амортизации

Отражена сумма амортизации стоимости ОС, используемых в административных целях

92

131

420

Ведомость начисления амортизации

Отражена сумма амортизации стоимости ОС, используемых для целей реализации и сбыта продукции (товаров, работ, услуг)

93

131

130

Ведомость начисления амортизации

Отражена сумма амортизации стоимости ОС, используемых в работах, связанных с исследованиями и разработками, осуществляемыми предприятием

941

131

60

Ведомость начисления амортизации

Отражена сумма амортизации стоимости ОС, используемых для осуществления мероприятий, связанных с предупреждением стихийного бедствия, техногенных катастроф и аварий, других чрезвычайных событий, а также ликвидацией их последствий

99

131

180

Бухгалтерская справка

Отражена в забалансовом учете сумма начисленной амортизации основных средств

09

1970

 

Амортизация бесплатно полученных основных фондов

 

Бухгалтерский учет

В соответствии с

п. 10 П(С)БУ 7 при безвозмездном получении объектов основных средств первоначальная стоимость таких объектов равняется их справедливой стоимости на дату получения с учетом расходов, предусмотренных п. 8 этого же Положения.

По мнению Минфина Украины (см.

письмо от 17.11.2003 г. № 31-04200-04-5/5570 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 101), стоимость полученных бесплатно основных средств в состав капитальных инвестиций не включается и на счете 15 «Капитальные инвестиции» не отражается. Их стоимость зачисляется непосредственно на счет 10 «Основные средства», но в случае необходимости осуществления монтажа, наладки, тестовых испытаний и прочих расходов, связанных с доведением бесплатно полученных основных средств до работоспособного состояния, указанные расходы первоначально отражаются на счете 15 с последующим увеличением первоначальной стоимости полученных объектов в момент их ввода в эксплуатацию. Однако, по нашему мнению, для возможности формирования первоначальной стоимости объекта основных средств без применения счета 15 не обойтись, поэтому в числовом примере (см. ниже) приведены бухгалтерские проводки с учетом этого замечания.

Поскольку бесплатное получение основных средств приводит к увеличению собственного капитала предприятия, то в соответствии с

п. 7 П(С)БУ 3 в бухгалтерском учете необходимо ежемесячно признавать доход в сумме начисленной амортизации таких объектов. По мере признания дохода сумма дополнительного капитала уменьшается.

При этом

увеличение дополнительного капитала происходит на сумму, равную справедливой стоимости безвозмездно полученного объекта, без учета прочих обязательных платежей и расходов, связанных с доведением такого объекта до работоспособного состояния. Указанные суммы уплаченных прочих расходов не могут быть дополнительным капиталом предприятия. Такие расходы увеличивают исключительно первоначальную стоимость объекта основных средств.

Если первоначальная стоимость бесплатно полученных необоротных активов, и сумма дополнительного капитала, создание которого связано с получением этих активов, отличаются (в частности, в результате начисления налога на прибыль, транспортировки, установки, монтажа, наладки, переоценки, реконструкции, модернизации таких бесплатно полученных необоротных активов), то сумма признанного дохода не будет равна сумме начисленной амортизации указанных активов. Об этом говорится в

письме Министерства финансов Украины от 07.04.2004 г. № 31-04200-05/1010/5700 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 50).

 

Налоговый учет

При

безвозмездном получении объекта основных фондов расходы на его приобретение или самостоятельное изготовление, из которых в налоговом учете складывается балансовая стоимость соответствующей группы основных фондов (либо отдельного объекта группы 1), не осуществляются. Это означает, что предприятие, бесплатно получившее объект основных фондов, лишается права на амортизацию его стоимости. Не подлежат амортизации и основные фонды, бесплатно полученные в случаях, предусмотренных п.п. 4.2.15 Закона о налоге на прибыль.

Если же предприятие, бесплатно получившее основные фонды, осуществляет расходы, сопутствующие получению таких объектов (транспортные, страховые, регистрационные и проч.), а также расходы на монтаж, наладку, дооборудование и т. п., то предприятие, по нашему мнению, имеет право увеличить на сумму таких расходов балансовую стоимость соответствующей групп основных фондов (создать отдельный объект группы 1) с их последующей амортизацией по правилам, установленным

ст. 8 Закона о налоге на прибыль.

Заметим, что формальное прочтение

п.п. 8.4.1 Закона о налоге на прибыль оставляет некоторые сомнения в правомерности отнесения расходов, сопутствующих бесплатному получению основных фондов на увеличение балансовой стоимости соответствующей группы основных фондов. Дело в том, что там говорится о таком увеличении «в случае осуществления расходов на приобретение основных фондов». Однако, пока нет официальной позиции налоговиков по данному вопросу, полагаем, можно руководствоваться тем, что транспортные, страховые, регистрационные и прочие расходы, сопутствующие бесплатному получению основных фондов, предприятие все-таки вынуждено осуществлять, и хозяйственная направленность таких расходов очевидна (конечно, если объект основных фондов планируется использовать в хозяйственной деятельности). А если вспомнить, что в аналогичной ситуации ГНАУ позволяет амортизировать расходы на ремонт бесплатно полученных основных фондов (см. письма от 24.09.2003 г. № 8032/6/15-1116 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 84 и от 15.06.2006 г. № 11332/7/15-0317 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 53), то этот же подход вполне применим и здесь к таким сопутствующим расходам.

В бухгалтерском и налоговом учете начисление амортизации по бесплатно полученным основным фондам отразится следующим образом:

 

Первичные документы

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

Амортизация бесплатно полученных ОФ

Платежное поручение

Перечислена предоплата за транспортировку оборудования, бесплатно полученного предприятием

371

311

720

Налоговая накладная

Отражен налоговый кредит при наличии налоговой накладной от транспортного предприятия

641

644

120*

* Так как объект бесплатно полученных основных фондов планируется использовать в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности, возникает право на налоговый кредит по НДС согласно п.п. 7.4.1 Закона о налоге на прибыль.

Накладная

Получено оборудование

152

424

17000

17000

В бухгалтерском учете безвозмездное получение объекта основных средств предпочтительнее отражать на субсчете учета капитальных инвестиций (для соблюдения методологии формирования первоначальной стоимости ОС) с одновременным увеличением дополнительного капитала.

Акт

Получены транспортные услуги

152

685

600*

* Сопутствующие расходы (без НДС), в частности на транспортировку, следует включить в балансовую стоимость соответствующей группы ОФ на начало квартала, следующего за кварталом, в котором они были понесены (начислены).

Бухгалтерская справка

Списан налоговый кредит по транспортным услугам

644

685

120

Бухгалтерская справка

Отражен зачет задолженностей

685

371

720

Акт ф. ОЗ-1

Объект введен в эксплуатацию

10

152

17600

В отличие от бухучета, в налоговом учете амортизация начисляется только на стоимость транспортных расходов, сопутствующих безвозмездному получению объекта ОФ.

Ведомость начисления амортизации

В месяце, следующем за вводом объекта ОС в эксплуатацию, начислена амортизация исходя из срока полезной эксплуатации 6 лет

(17600 : 6 : 12) = 244,44

23, 91, 92, 93

131

244,44

Бухгалтерская справка

Отражена в забалансовом учете сумма начисленной амортизации основных средств

09

244,44

Бухгалтерская справка

Отражен доход в сумме начисленной амортизации без учета сопутствующих расходов

(17000 : 6 : 12) = 236,11

424

745

236,11

Бухгалтерская справка

Сумма дохода списана на финансовый результат

745

791

236,11

 

Амортизация основных фондов, полученных в рамках целевого финансирования

 

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет целевых источников финансирования ведется на счете

48 «Целевое финансирование и целевые поступления». Полученные ОФ в рамках целевого финансирования получатель отражает по дебету счетов учета такого имущества в корреспонденции со счетом 48.

Особенностью целевого финансирования в виде капитальных инвестиций является то, что оно признается доходом в течение периода полезного использования соответствующих объектов инвестирования (основных средств, нематериальных активов и т. п.) пропорционально сумме начисленной амортизации этих объектов (

п. 18 П(С)БУ 15).

 

Налоговый учет

В налоговом учете амортизация основных фондов, полученных как целевое финансирование, отражается аналогично амортизации основных фондов, полученных бесплатно.

В бухгалтерском и налоговом учете начисление амортизации по основным фондам, полученным как целевое финансирование, отразится следующем образом:

 

Первичные документы

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

Амортизация ОФ, полученных в рамках целевого финансирования

Приходный ордер, акт приемки оборудования

Получен объект основных фондов (легковой автомобиль)

152

48

145000

 

 

Бухгалтерская справка

Начислен Пенсионный сбор

152

651

4350

4350*

* Включается в состав валовых расходов на основании п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль.

Платежное поручение

Уплачен Пенсионный сбор

651

311

4350

Бухгалтерская справка

Начислен налог с владельцев транспортных средств (на всю сумму)

39

641

240

Платежное поручение

Уплачена сумма налога с владельцев транспортных средств

92

39

60

60*

641

311

* Включается в состав валовых расходов на основании п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль.

Платежное поручение

Отражена оплата государственной регистрации легкового автомобиля

377

311

2400

Увеличена первоначальная стоимость объекта ОС на стоимость услуг ГАИ по регистрации

152

377

2400*

* В налоговом учете включается в балансовую стоимость группы 2 ОФ на начало квартала,
следующего за кварталом, в котором они были понесены (начислены).

Акт ф. ОЗ-1

Объект введен в эксплуатацию

105

152

151750*

48

69

145000**

* В отличие от бухучета, в налоговом учете амортизация начисляется только на стоимость регистрации автобуса в ГАИ.
**Целевое финансирование признается доходом будущих периодов одновременно с вводом объекта в эксплуатацию.

Ведомость начисления амортизации

В месяце, следующем за вводом объекта ОС в эксплуатацию, начислена амортизация исходя из срока полезной эксплуатации 10 лет
(151750 : 10 : 12) = 1264,58

23, 91, 92, 93, 94, 99

131

1264,58

Бухгалтерская справка

Отражена в забалансовом учете сумма начисленной амортизации основных средств

09

1264,58

Бухгалтерская справка

Отражен доход в сумме начисленной амортизации без учета сопутствующих расходов
(145000 : 10 : 12) = 1208,33

69

745

1208,33

Бухгалтерская справка

Сумма дохода списана на финансовый результат

745

793

1208,33

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно