Об отдельных вопросах трудоустройства инвалидов
Письмо Фонда социальной защиты инвалидов Украины
от 26.03.2007 г. № 1/6-172
(извлечение)
Фонд социальной защиты инвалидов рассмотрел <...> обращение и на поставленные вопросы сообщает следующее.
1. Какая группа инвалидности может быть у принятого работника, являющегося инвалидом, какими документами предприятие должно подтвердить наличие той или иной группы инвалидности?
В соответствии со ст. 17 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»: «с целью реализации творческих и производственных способностей инвалидов и с учетом индивидуальных программ реабилитации им обеспечивается право работать на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также заниматься предпринимательской и другой трудовой деятельностью, не запрещенной законом».
Подтверждением того, что принятое лицо — работник является инвалидом, являются следующие документы:
— копия справки МСЭК о группе и причине инвалидности;
— копия пенсионного удостоверения или удостоверения получателя государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии.
Таким образом,
группа инвалидности у принятого работника, являющегося инвалидом, не имеет значения.
2. Обязательно ли, чтобы инвалид был трудоустроен именно с начала года?
В соответствии с частью первой пункта 3.2 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 № 286, среднеучетное количество штатных работников рассчитывается на основании ежедневных данных об учетном количестве штатных работников, которые должны уточняться в соответствии с приказами о приеме, переводе работника на другую работу и прекращении трудового договора.
Таким образом,
инвалид не обязательно должен быть трудоустроен в начале года, но он должен проработать не менее полугода.
3. Будут ли считаться выполненными нормы относительно трудоустройства инвалидов, если он проработал на предприятии 6 месяцев отчетного года (в таком случае сумма среднеучетных численностей работников-инвалидов за все месяцы года будет составлять «0,5» (6 : 12))?
В соответствии с пунктом 3.4 приказа Минтруда от 10.02.2007 № 42 «Об утверждении формы отчетности № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» и Инструкцией по заполнению формы отчетности № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» данные относительно среднеучетного количества штатных работников учетного состава (строка 01), среднеучетного количества штатных работников, которым в соответствии с действующим законодательством установлена инвалидность (строка 02), и количества инвалидов, которые должны работать на рабочих местах (строка 03), отражаются в целых единицах. Если при исчислении возникает дробное число, его необходимо округлить до целого (если после запятой число 5 и больше, то оно округляется в сторону увеличения).
Исходя из вышеприведенного
нормы относительно трудоустройства инвалидов будут считаться выполненными, если инвалид проработал на предприятии 6 месяцев отчетного года, а данные табельного учета использования рабочего времени работника будут соответствовать этим шести месяцам отчетного года согласно части второй пункта 3.2 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 № 286.
4. Будет ли соответствовать требованиям действующего законодательства вариант, когда в течение года в разные периоды проработало два или более инвалидов, но сумма среднеучетной численности работников за все месяцы работы равна 6 <...>?
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» для предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, установлен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере четырех процентов среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 человек — в количестве одного рабочего места.
Следовательно,
если среднеучетная численность работников за все месяцы работы равна «шести», то работодатели не должны предоставлять форму отчетности № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов».
5. Имеют ли нормы статьи 250 Хозяйственного кодекса Украины преимущество перед нормами Закона [от 21.03.91 г. № 875-XII «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»] с учетом того, что ХКУ является кодифицированным актом и поэтому будет иметь преимущество перед Законом? Применяется ли к административно-хозяйственным санкциям правило, установленное ст. 250 Хозяйственного кодекса (АХС могут быть применены в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через 1 год со дня нарушения)?
В соответствии с ч. 4 ст. 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» административно-хозяйственные санкции рассчитываются и уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, в том числе предприятиями, организациями общественных организаций инвалидов, физическими лицами, указанными в части первой данной статьи, самостоятельно в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива, установленного частью первой статьи 19 данного Закона. При этом к правоотношениям по взысканию административно-хозяйственных санкций, предусмотренных данным Законом, не применяются сроки, определенные статьей 250 Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХКУ).
Трудоустройство инвалидов не является хозяйственной деятельностью, что подтверждается ст. 3 Хозяйственного кодекса Украины.
В статье 3 ХКУ отмечается, что под хозяйственной деятельностью в данном Кодексе понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность.
Трудоустройство инвалидов в соответствии с действующим законодательством не является деятельностью в сфере общественного производства, направленной на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность.
Фонд не является участником хозяйственных отношений, что подтверждается ст. 2 и ст. 8 ХКУ.
В понимании статьи 2 ХКУ Фонд не является участником отношений в сфере хозяйствования.
В ст. 8 ХКУ указывается, что государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются субъектами хозяйствования.
В ст. 4 ХКУ четко определено, что не являются предметом регулирования данного Кодекса (ХКУ) административные и другие отношения управления с участием субъектов хозяйствования, в которых орган государственной власти или местного самоуправления не является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, и непосредственно не осуществляет организационно-хозяйственные полномочия в отношении субъекта хозяйствования.
Фонд социальной защиты инвалидов хотя и является органом государственной власти, но не является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, и непосредственно не осуществляет организационно-хозяйственные полномочия в отношении субъекта хозяйствования.
Таким образом, нормы статьи 250 Хозяйственного кодекса Украины
не имеют преимущества перед нормами Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».
6. Являются ли штрафные санкции, уплачиваемые в ваш Фонд, административно-хозяйственными санкциями (АХС согласно определению ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины)?
В соответствии с ч. 1 ст. 230 Хозяйственного кодекса Украины в качестве штрафных санкций определяются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, неисполнения или ненадлежащего исполнения хозяйственного обязательства.
Согласно ч. 4 ст. 217 Хозяйственного кодекса Украины административно-хозяйственные санкции применяются за нарушение правил хозяйственной деятельности, установленных законодательными актами.
Часть 1 ст. 238 Хозяйственного кодекса Украины определяет, что за нарушение установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности к субъектам хозяйствования
могут быть применены уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления административно-хозяйственные санкции, то есть меры организационно-правового или имущественного характера, направленные на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий.
7. Какие именно нормы действуют из постановления Совета Министров СССР от 14.09.73 г. № 674 «О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пенсионеров по старости и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах»?
Согласно п. 3 Положения о Фонде социальной защиты инвалидов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2002 № 1434, основными задачами Фонда[, в частности,] являются:
— участие в пределах своей компетенции в реализации государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов;
— осуществление контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и хозяйствования нормативов рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов.
Исходя из вышеприведенного
указанный вопрос не относится к компетенции Фонда социальной защиты инвалидов, поэтому советуем вам обратиться в Минюст.Директор Э. Скибинский
комментарий редакции
Норматив трудоустройства инвалидов: выполнение за счет округления
Остановимся на тех вопросах, на которые Фонд ответил более-менее внятно.
Из ответа 1 можно сделать вывод о том, что работающий инвалид может быть
зачтен с точки зрения выполнения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, если на предприятии имеются приказ о зачислении его в штат, трудовая книжка, а также копия любого документа, подтверждающего его инвалидность (любая группа), — то ли это будет копия справки о группе инвалидности, то ли копия соответствующего удостоверения.Очевидно, что ответы 2 — 4 посвящены порядку расчета показателей некоторых строк Отчета по форме № 10-ПІ, а именно: 01 «Среднеучетное количество штатных работников учетного состава (лиц)»; 02 «из них: среднеучетное количество штатных работников, которым согласно действующему законодательству установлена инвалидность (лиц)»; 03 «Количество инвалидов — штатных работников, которые должны работать на рабочих местах, созданных согласно требованиям статьи 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» (лиц)». Да это и понятно: от соблюдения верного соотношения этих показателей зависит, выполнен ли норматив и следует ли работодателю уплачивать административно-хозяйственные санкции.
Также очевидно, что соответствующие вопросы 2 — 4 порождены тонкостями округления указанных показателей, на которые мы обращали внимание в комментариях как к собственно приказу Минтруда от 10.02.2007 г. № 42, которым утверждена форма Отчета № 10-ПІ (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 17, с. 9), так и к письму Фонда социальной защиты инвалидов от 28.02.2007 г. № 1/6-110 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 24, с. 17). Отметим еще раз, что в отличие от общей методологии округления по
правилу четной цифры, которая применяется согласно Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 99), при составлении статистической отчетности, содержащей показатели количества работающих, напротив — при составлении Отчета по форме № 10-ПІ соответствующая Инструкция Минтруда требует применять другое правило округления, согласно которому если показатель количества работников в строках 01, 02 или 03 получается дробным и значит, его приходится округлять до целых единиц, то первая цифра справа от запятой и все остальные справа от нее отбрасываются, причем если она «4» или меньше, то после отбрасывания число целых единиц не меняется, а если «5» или больше — число целых единиц увеличивается на 1.При этом важно учесть, как именно предписывается рассчитывать величину среднеучетных показателей в пункте 3.2 Инструкции по статистике количества работников:
сначала следует рассчитать соответствующие среднеучетные показатели за каждый календарный месяц отдельно (округляя результаты для каждого календарного месяца до целых единиц), а уж потом согласно подпункту 3.2.5 этой Инструкции рассчитать величину среднеучетных показателей за весь календарный год (путем суммирования месячных показателей и деления этой их суммы на 12, если предприятие проработало год полностью). Последние, в свою очередь, тоже нужно округлить до целых единиц. Понятно, что эти рассуждения относятся к строкам 01 и 02 Отчета, поскольку показатель строки 03 Отчета рассчитывается сразу за календарный год исходя из итоговой величины показателя строки 01 Отчета за соответствующий год.Возвращаясь к сегодняшнему письму, заметим, что из ответов 2 и 3 следует, что
если, например, для выполнения норматива предприятию (работодателю) достаточно обеспечить трудоустройство 1 инвалида (т. е. показатель строки 01 Отчета не превышает 37 человек (37 х 0,04 = 1,48 ≈ 1,0) — в числе «37» учитывается и сам работающий инвалид), — т. е. если показатель строки 03 Отчета равен 1, то если один инвалид работал лишь 6 календарных месяцев в данном календарном году (т. е. за каждый из таких календарных месяцев он «давал» 1 как показатель среднеучетного количества работающих инвалидов соответствующего месяца), при расчете показателя строки 02 Отчета получим: (1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1) : 12 = 0,5 ≈ 1,0. Другими словами, за счет округления показателя строки 02 Отчета фактическая работа инвалида в течение шести календарных месяцев в календарном году обеспечивает выполнение годового норматива. Вот она — цена правила округления!Что касается ответа 4, то, судя по всему, его авторы не поняли сути вопроса. Очевидно, что вопрос заключался в следующем: обеспечит ли работодатель выполнение норматива, равного 1 (
показатель строки 03 Отчета равен 1), если в течение соответствующего календарного года будут трудоустроены 2 инвалида на 3 календарных месяца каждый? Ответом будут следующие выражения:— если инвалиды работали в разные месяцы года:
((1 + 1 + 1) + (1 + 1 + 1)) : 12 = 0,5
≈ 1,0;— если они работали одновременно:
(2 + 2 + 2) : 12 = 0,5 ≈ 1,0.
Другими словами: ответ положительный. Понятно, что допустимы любые другие подобные комбинации (имеется в виду — комбинации чисел), поскольку порядок расчета и порядок округления остается таким же и для других исходных величин.
Александр Голенко