Темы статей
Выбрать темы

Налоговые обязательства и налоговый кредит по НДС: «обычноценовые» тонкости

Редакция НиБУ
Статья

Налоговые обязательства и налоговый кредит по НДС: «обычноценовые» тонкости

Среди налоговых новаций, которыми ознаменовалось начало текущего года, некой «изюминкой» стал новый подход к применению обычных цен для целей НДС. Отныне при формировании налоговых обязательств и налогового кредита налогоплательщикам предписано маневрировать между договорной и обычной ценами с учетом 20 % ограничения. Однако пользоваться таким своеобразным запасом нужно не во всех случаях. Об этом сейчас и поговорим.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Налоговые обязательства: договорная цена с 20 % запасом

Изменения, внесенные

Законом № 398 в п. 4.1 Закона об НДС, позволили налогоплательщикам констатировать смягчение требований при определении налоговых обязательств по НДС. Ведь еще совсем недавно, до 01.01.2007 г., при отражении налоговых обязательств практически в любой ситуации следовало ориентироваться на договорную цену, но не ниже обычных цен. В настоящее же время налоговые обязательства согласно абзацу второму п. 4.1 Закона об НДС определяются исходя из обычной цены только в том случае, если она превышает договорную более чем на 20 %.

Казалось бы, данная норма изложена довольно четко и не должна вызывать каких-либо вопросов. Но это не совсем так — новая редакция

п. 4.1 Закона об НДС сформулирована неудачно. Законодатели, вводя 20 % границу, за которой возникает обязанность применения обычных цен (абзац второй п. 4.1), почему-то оставили нетронутой норму абзаца первого, в которой фигурирует фраза «но не ниже обычных цен». Этим несоответствием поспешили воспользоваться налоговики, заявив, что при поставке товаров (услуг) по договорной цене, которая ниже обычной в пределах до 20 % (включительно) или выше обычной, база обложения НДС определяется исходя из договорной цены, но не ниже обычных цен. Получается, ничего не изменилось? Согласиться с этим сложно. Ведь вся соль указанных изменений именно в том и состоит, чтобы налогоплательщики могли воспользоваться своеобразным 20 % запасом.

Надеемся, что в ближайшее время по этому поводу появятся дополнительные, более либеральные, разъяснения. А пока, к налогообложению операций, по которым обычная цена превышает договорную менее чем на 20 %, рекомендуем подходить с осторожностью.

Итак, руководствуясь новыми правилами, продавцу следует определять заветную 20 % границу с помощью алгоритма «

договорная цена + 20 %». Если обычная цена «вписалась» в установленные рамки, базой для начисления налоговых обязательств послужит договорная цена. А если допустимый предел оказался ниже обычной цены, то отталкиваться придется от обычной цены.

Пример 1.

Предприятие отгружает товар по договорной цене 120 грн. (без НДС — 100 грн.; НДС 20 % — 20 грн.). Обычная цена на этот товар составляет 150 грн. (без НДС — 125 грн.; НДС 20 % — 25 грн.).

Чтобы узнать, на какую цену ориентироваться при отражении налоговых обязательств по НДС — на договорную или обычную, определим допустимую границу. Для этого к договорной цене прибавим 20 %:

120 грн. + (120 грн. х 20 % : 100 %) = 144 грн. (без НДС — 120 грн.; НДС 20 % — 24 грн.).

Поскольку значение «договорная цена + 20 %» меньше обычной цены (144 грн. < 150 грн.), налоговые обязательства по НДС отражаются исходя из обычной цены. То есть в данном случае сумма налоговых обязательств составит 25 грн.

Представим порядок определения базы обложения НДС с целью отражения налоговых обязательств с учетом новых «обычноценовых» требований, изложенных в

п. 4.1 Закона об НДС, в виде таблицы.

Фактическая цена при поставке товаров (услуг)
по отношению к обычной цене

Вспомогательный алгоритм

База обложения НДС

Обычная цена выше договорной цены более
чем на 20 %

Оц > Дц + 20 %

Обычная цена

Обычная цена выше договорной цены ровно на 20 %

Оц = Дц + 20 %

Договорная цена*

Обычная цена выше договорной цены менее
чем на 20 %

Оц < Дц + 20 %

Договорная цена*

Обычная цена ниже договорной цены

Оц < Дц

Договорная цена*

* Налоговики настаивают на том, что договорная цена в этих случаях должна быть все-таки не ниже обычных цен (см. консультацию, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 1-2, с. 17). Однако суть изменений, внесенных в п. 4.1 Закона об НДС, состоит как раз в том, чтобы смягчить условия применения обычных цен при отражении налоговых обязательств по НДС.

 

 

Налоговые обязательства без «обычноценовых» границ

Все вышесказанное касается стандартных операций по поставке товаров (услуг). Однако
не нужно забывать, что в

Законе об НДС в плане применения обычных цен при отражении налоговых обязательств отдельное внимание уделено, например, таким операциям, как:

— бартер, бесплатная передача товаров (услуг), поставка связанным лицам или субъектам предпринимательской деятельности, не зарегистрированным плательщиками НДС (

п. 4.2);

— поставка товаров (услуг) под обеспечение простых или переводных векселей (

п. 4.8).

Предприятия, осуществляющие перечисленные операции, к сожалению,

не могут рассчитывать на более мягкие условия налогообложения в виде 20 % «обычноценовой» уступки. При начислении налоговых обязательств ориентиром для них, как и прежде, служит договорная цена операции, но строго
не ниже
обычных цен.

В аналогичной ситуации оказались и плательщики НДС, решившие распрощаться с этим статусом. При аннулировании регистрации они обязаны признать условную продажу товарных остатков или основных фондов

по обычным ценам (п. 9.8 Закона об НДС).

Ничего не изменилось и для налогоплательщиков, которые осуществляют определенные операции с основными фондами, а именно:

— ликвидируют их по самостоятельному решению;

— передают бесплатно неплательщику НДС;

— переводят в состав непроизводственных фондов.

В соответствии с

абзацем первым п. 4.9 Закона об НДС данные операции для целей налогообложения, как и ранее, рассматриваются в качестве поставки основных производственных или непроизводственных фондов по обычным ценам, действовавшим на момент такой поставки.

Налоговый кредит: теперь по обычным ценам

Решив не допускать чрезмерного увеличения налогового кредита и соответственно завышения сумм бюджетного возмещения, законодатели ввели в

п.п. 7.4.1 Закона об НДС своеобразный барьер. Смысл этого нововведения в том, что покупатель при отражении «входного» НДС по приобретенным товарам (услугам) должен проследить, не превышает ли договорная цена на них обычную цену с 20 % запасом. То есть для определения суммы НДС, которая вправе попасть в налоговый кредит, следует воспользоваться алгоритмом «обычная цена + 20 %».

Превышение установленной границы говорит о том, что в налоговый кредит попадет сумма НДС, рассчитанная исходя из

обычных цен. А не достижение этой планки позволяет учесть в составе налогового кредита сумму НДС, исчисленную исходя из договорной цены.

Пример 2.

Предприятие приобрело товар по договорной цене 120 грн. за единицу (без НДС — 100 грн.; НДС 20 % — 20 грн.). Допустим, обычная цена товара (цена, по которой этот товар в этот же день при тех же условиях продавался другим покупателям) составляет 114 грн. (без НДС — 95 грн.; НДС 20 % — 19 грн.).

Чтобы узнать, на какую цену ориентироваться при отражении налогового кредита по НДС — на договорную или обычную, определим допустимую границу. Для этого к обычной цене прибавим 20 %:

114 грн. + (114 грн. х 20 % : 100 %) = 136,80 грн. (без НДС — 114 грн.; НДС 20 % — 22,80 грн.).

Как видим, значение «обычная цена + 20 %» превышает договорную цену (136,80 грн. > 120 грн.). Поэтому в состав налогового кредита можно смело включать сумму НДС, исчисленную исходя из договорной цены (т. е. 20 грн.).

Приведем в таблице порядок определения базы налогообложения для целей налогового кредита по НДС с учетом новых правил, изложенных
в

п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

Фактическая цена при приобретении товаров (услуг) по отношению к обычной цене

Вспомогательный алгоритм

База обложения НДС

Договорная цена выше обычной цены более
чем на 20 %

Дц > Оц + 20 %

Обычная цена

Договорная цена выше обычной цены менее
чем на 20 %

Дц < Оц + 20 %

Договорная цена

Договорная цена выше обычной цены ровно на 20 %

Дц = Оц + 20 %

Договорная цена

Договорная цена ниже обычной цены

Дц < Оц

Договорная цена

 

Обычная цена для налогового кредита: руководство по обоснованию

До недавнего времени обосновывать обычность цены проведенной операции налогоплательщикам приходилось только при отражении валового дохода, валовых расходов и налоговых обязательств по НДС. Теперь же перед предприятиями фактически поставлена дополнительная задача — собирать доказательства того, что договорная цена покупки и есть та обычная цена, исходя из которой суммы «входного» НДС могут быть отнесены в налоговый кредит.

Чем же руководствоваться для решения этой задачи? На наш взгляд, универсальным

п. 1.20 Закона о налоге на прибыль, указывающим, что обычной является цена, определенная сторонами договора. Причем тот факт, что нормы этого подпункта ориентированы в большей степени на продавца, не должен смущать покупателя — он сможет найти здесь ответы и на свои вопросы.

Поэтому предлагаем при формировании налогового кредита пользоваться

теми же аргументами, что и при отражении налоговых обязательств. Хотя, конечно, применить все нормы, указанные в п. 1.20 Закона о налоге на прибыль , покупателю не удастся. Кстати, вполне возможно, что обычная цена для покупателя будет отличаться от обычной цены продавца.

Вот несколько аргументов, которые наверняка вам помогут в решении данного вопроса.

Первый аргумент

— отсутствие заключенных на момент приобретения товаров (услуг) договоров с идентичными товарами (услугами) в сопоставимых условиях. Дополнительно — отсутствие в статистических справочниках, прайс-листах, рекламных объявлениях информации для сравнения о поставке товаров (услуг) при аналогичных условиях, именно на эту дату и именно в этом регионе (что очень важно). А раз договорную цену сравнивать не с чем (она является индивидуальной), то ее и нужно принять как обычную.

Второй аргумент

условия договора, сроки выполнения обязательств, условия платежей и другие объективные условия, которые могут повлиять на цену.

Так, факторами, влияющими на формирование обычной цены и ценовой политики в целом, являются:

— количество (объем) товара (объем товарной партии) — мелкая или, наоборот, крупная партия;

— условия платежей, обычных для такой операции, — наличный или безналичный расчет, отсрочка или рассрочка платежа;

— сезонные и другие колебания потребительского спроса на данный товар или услугу.

Третий аргумент

— публичное объявление продавцом условий поставки товаров (услуг). Общеизвестно, что для товаров (работ, услуг), продаваемых путем публичного объявления условий их продажи, обычной признается цена, содержащаяся в таком объявлении. В данном случае не должно смущать отсутствие в законодательстве расшифровки понятия «публичное объявление», поскольку близкое к нему понятие «публичный договор» содержится в ст. 633 ГКУ. Так, под публичным договором понимается договор, в котором одна сторона берет на себя обязанность осуществлять продажу товаров каждому, кто к ней обратится. При этом условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Из этого следует, что публичное объявление условий продажи — это объявление, предназначенное неопределенному кругу лиц (то есть всем покупателям).

Налоговый кредит при импорте товаров

Ведение «обычноценовой» 20 % границы при отражении налогового кредита заставило задуматься о порядке определения сумм «входного» НДС и импортеров товаров.

Как известно, при таможенном оформлении ввозимых товаров базой налогообложения является

их договорная (контрактная) стоимость, но не ниже таможенной стоимости, указанной в ГТД (п. 4.3 Закона об НДС). Тот факт, что именно таможенная стоимость используется в целях начисления налогов и сборов (обязательных платежей), подтверждают ст. 261 ТКУ и п. 1.7 Инструкции № 307 . Да и в формулы расчета налоговых обязательств по НДС, приведенные в разделе 2 Порядка № 821, заложена сумма показателей договорной (контрактной) стоимости товаров, которая не менее их таможенной стоимости, и таможенных платежей.

Иными словами, в ситуации, когда таможенная стоимость импортируемых товаров превышает их договорную (контрактную) стоимость, НДС таможенным органам уплачивается исходя из

таможенной стоимости.

До 01.01.2007 г. в соответствии с действовавшей в то время редакцией

п.п. 7.4.1 Закона об НДС вся сумма НДС, фактически уплаченная импортером при таможенном оформлении ввозимого товара, попадала в налоговый кредит. Разумеется, если приобретенные товары предполагалось использовать в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности. Никакой привязки сумм налогового кредита к договорной (контрактной) стоимости импортируемых товаров не существовало.

В настоящее время сложилась иная ситуация. Изменившийся с 01.01.2007 г.

п.п. 7.4.1 Закона об НДС ориентирует налогоплательщиков на формирование налогового кредита исходя из договорной (контрактной) стоимости ввозимых товаров. И если эта стоимость будет ниже таможенной стоимости (что бывает довольно часто), то сумма НДС, которая попадет в налоговый кредит, будет меньше суммы, уплаченной импортером при ввозе товаров и указанной в ГТД.

Соответственно в строке 12.1 «НДС, уплаченный таможенным органам» декларации по НДС будет фигурировать не фактически уплаченная сумма налога, а рассчитанная исходя из договорной стоимости.

Нужно сказать, что ориентироваться в рассматриваемой ситуации на обычную цену не имеет смысла. Ведь если считать обычной ценой таможенную стоимость, последствия ясны — раз обычная цена выше договорной, налоговый кредит определяется исходя из договорной стоимости.

А если в качестве обычной цены использовать цену, по которой импортный товар будет продаваться на территории Украины, то и здесь ничего не выйдет. Это актуально для отражения налоговых обязательств по НДС при продаже, но не для включения в налоговый кредит сумм налога, уплаченного при таможенном оформлении.

Так что, если ГНАУ не проявит в этом вопросе либерализм, опубликовав соответствующие разъяснения, сумма налогового кредита у импортеров товаров будет меньше суммы налоговых обязательств. С разницей же придется проститься — она не попадет ни в состав налогового кредита, ни в состав валовых расходов (здесь на страже стоит

п.п. 5.3.3 Закона о налоге на прибыль).

Что касается импортеров услуг, то «обычноценовые» нормы, установленные

п.п. 7.4.1 Закона об НДС, действуют и для них. Однако ввиду отсутствия для получателей услуг такой процедуры, как таможенное оформление, с определением сумм налоговых обязательств и налогового кредита вопросов у них будет гораздо меньше.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше