Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Структурное или обособленное?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2007/№ 20
В избранном В избранное
Печать
Статья

Структурное или обособленное?

Когда речь заходит о подразделении предприятия, первым практическим вопросом будет определение его статуса: структурное или обособленное? Ведь от ответа на этот вопрос, как минимум, зависят порядок оформления операций такого подразделения и правила уплаты налогов... Но, как оказывается, в условиях действующего законодательства провести четкую разделительную черту признаков обособленных и структурных подразделений не так уж и просто.

Сергей КИРИЛЛОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Отечественный законодатель, декларируя для юридических лиц свободу в территориальной организации собственной хозяйственной деятельности, предоставляет здесь два возможных пути: создать

структурное или обособленное подразделение. Причем, если следовать логике закона, то эти два вида подразделений должны отличаться по широте тех полномочий и функций, которыми их наделило само предприятие в собственных внутренних (локальных) документах. В подобном «наделении функциями» предприятие-собственник ограничено лишь содержанием создаваемого подразделения, что, в общем-то, и составляет на сегодняшний момент главное практическое затруднение, ибо суть структурного и обособленного подразделения не имеет четкого законодательного определения и разграничения.

Что говорит закон о структурных и обособленных подразделениях?

Возможность выделения в структуре предприятия отдельных подразделений предусмотрена несколькими ключевыми для хозяйственной сферы законами: исходными нормами

ГКУ и специально-хозяйственными положениями ХКУ и Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее — Закон о бухучете) (табл. 1).

Таблица 1

Законодательное регулирование создания и деятельности подразделений юридических лиц

Структурное подразделение (цех, участок, управление, сектор и т. д.)

Обособленное подразделение (филиал, представительство, отделение и др.)

1

2

Статья 64 ХКУ

гласит, что предприятие может состоять из производственных структурных подразделений (производств,

Частью 4 ст. 64 ХКУ

предприятиям предоставлено право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, согласовывая вопрос о размещении таких подразделений предприятия с соответствующими органами местного самоуправления

цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т. п.), а также

функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т. п.).
Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия определяются положениями о них, которые утверждаются в порядке, определенном уставом предприятия или другими учредительными документами

в установленном законодательством порядке. Такие обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица и действуют на основании положений о них, утвержденных предприятием. Предприятия могут открывать счета в учреждениях банков через свои обособленные подразделения в соответствии с законом.
В свою очередь,

ГКУ в статье 95 конкретизирует определения филиалов и представительств, а также вводит несколько принципиальных положений, которые могут быть применены ко всем видам обособленных подразделений вне зависимости от их названия. Так, филиал — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения* и осуществляющее все или часть его функций, а представительство — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица. Филиалы и представительства
не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом юридического лица, их создавшего, и действуют на основании утвержденного им положения. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. Сведения о филиалах и представительствах юридического лица включаются в единый государственный реестр.
Статья 8 Закона о бухучете предусматривает для предприятия возможность выделения на отдельный баланс филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия

* Напомним, что статья 1 Закона о госрегистрации определяет местонахождение юридического лица как адрес органа или лица, которые в соответствии с учредительными документами юридического лица или законом выступают от его имени.

 

Как видно, действующие законодательные нормы в отношении создания и деятельности подразделений юридических лиц далеки от однозначности. По крайней мере, на вопрос о конкретных и четких различиях структурных и обособленных подразделений ответить они не позволяют.

Отличительные признаки структурных и обособленных подразделений

Вместе с тем определенные выводы на основе действующего законодательства все же можно сделать. Представим признаки структурных и обособленных подразделений в такой же табличной форме (табл. 2).

 

Таблица 2

Признаки разграничения структурных и обособленных подразделений

Признаки структурного подразделения (цеха, участка, управления, сектора и т. д.)

Признаки обособленного подразделения (филиала, представительства, отделения и т. д.)

1

2

— располагается как по местонахождению юридического лица (например, цех или финансовое управление по одному адресу с постоянно действующим органом управления предприятия), так и вне местонахождения предприятия (например, производственный участок может размещаться по иному адресу, чем орган управления).

— может располагаться только

вне местонахождения юридического лица — т. е. по адресу, отличному от адреса представительного органа предприятия (в соседнем офисе, здании с другим адресом, другом районе, городе, области). В этом состоит один из формальных признаков обособленности подразделения, когда предприятия фактически «выносит» и «дублирует»

В первом случае речь идет о необособленном структурном подразделении, а во втором — об обособленном структурном подразделении, отделенном от представительного органа предприятия территориально (адресно)

свою деятельность за пределами собственного местонахождения с целью дополнительного территориального охвата рынка;

— не является отдельным юридическим лицом, а всего лишь частью своего предприятия — с ограниченными функциями структурного подразделения: производственными либо торговыми либо только управленческими...

— не является отдельным юридическим лицом, а всего лишь частью своего предприятия — с функциями по осуществлению определенной деятельности от имени своего предприятия в том или ином объеме

— действует на основании положения, утвержденного в порядке, определенном уставом предприятия или другими учредительными документами.

Именно содержание этого внутреннего (локального) документа будет играть ключевую роль в определении и доказательстве «структурного» статуса подразделения

— также действует на основании внутреннего (локального) положения,

содержание которого позволит идентифицировать данное подразделение как обособленное

— не может использовать в своем сегменте деятельности отдельного банковского счета

— может (но не обязано) использовать в своем сегменте деятельности отдельный банковский счет (счета), открытый от имени юридического лица для обслуживания его относительно автономной деятельности

— не имеет обособленного имущества с возможностью самостоятельной реализации относительно него прав владения, пользования и распоряжения. За структурным подразделением имущество закреплено

административно (что зачастую отражается лишь в учете) только для использования в рамках ограниченных функций такого подразделения, а все остальные права относительно него остаются за юридическим лицом (его компетентными органами)

— имеет обособленное имущество с возможностью самостоятельной реализации относительно него тех прав, которые были делегированы руководителю обособленного подразделения. Имущество передается (обособляется) в том объеме и качестве, которые необходимы для

осуществления обособленным подразделением автономной деятельности от имени предприятия. По логике формальным признаком такого имущественного обособления является выделение подразделения на

отдельный баланс и ведение отдельного бухгалтерского учета его операций с последующим его объединением с учетом самого предприятия. Именно такая трактовка статьи 8 Закона о бухучете будет наиболее правильной*, но не единственно возможной, ибо действующее законодательство не дает оснований для утверждения о том, что отдельный баланс может рассматриваться в качестве критерия «обособленности» подразделения

* Отдельный баланс логично рассматривать в качестве признака обособленности подразделения ввиду единственно возможной цели его ведения — учет автономной деятельности, обособленной от деятельности «основного» предприятия фактом наличия у руководителя такого подразделения права на осуществление деятельности, которая дублирует деятельность «основного» предприятия. Иными словами, отдельный баланс можно рассматривать как логичное следствие

подлинной обособленности подразделения. В то же время его отсутствие вовсе не означает отсутствия у подразделения обособленности, ибо организация учета (в том числе наличие или отсутствие отдельного баланса) и организация деятельности (та же обособленность и необособленность подразделений) — это две самостоятельные и формально ни чем не связанные компетенции юридического лица.

— не является субъектом хозяйствования, а выполняет только одну из функций в общем процессе деятельности предприятия (например, производственную)

— также не является субъектом хозяйствования, но относительно автономно выполняет от имени предприятия все или часть его функций, будучи отделенным от него территориально

— руководители структурных подразделений действуют исключительно в рамках

внутренних административно-производственных полномочий, которые были делегированы им компетентными органами юридического лица в его внутренних документах (приказах, положениях, уставе). Они не имеют права выступать от имени предприятия в отношениях с другими лицами, в частности, не имеют права самостоятельно заключать соглашения в интересах своего подразделения или в интересах юридического лица

— руководители обособленных подразделений действуют на основании

доверенности юридического лица.
А доверенности, как известно, служат для представительства перед другими лицами и направлены на обеспечение возможности вступать в отношения с другими лицами от имени и в интересах доверителя. Именно эти цели и составляют суть доверенности, которая в рассматриваемом случае может быть оформлена любым способом — в виде приказа руководителя, отдельных оговорок во внутреннем положении об обособленном подразделении, в решении собственника (собрания) и т. д.
Причем большинство специалистов сегодня сходятся во мнении, что сам по себе факт наличия у руководителя подразделения доверенности на деятельность от имени юридического лица (т. е. полномочий на представительство юридического лица перед другими лицами) как раз и может быть тем основным критерием, по которому подразделение может быть отнесено к категории обособленных

 

Главное, о чем стоит помнить при отнесении подразделения к той или иной категории, — это суть его деятельности, которая выражается, прежде всего, через отсутствие или наличие у его руководителя полномочий представлять юридическое лицо в отношениях с другими физическими и юридическими лицами. В связи с этим название подразделения (филиал или сектор, отделение или участок) не имеет никакого значения для правильного определения статуса такого подразделения. Главное — не название, а содержание деятельности и компетенция такого подразделения. Можно сколько угодно во внутренних документах предприятия именовать

обособленное по своей сути подразделение структурным, но от этого оно не изменит своего «обособленного» статуса.

Рассмотрим этот принцип «превалирования сущности подразделения над его названием» более подробно.

Практика разграничения структурных и обособленных подразделений

Ответ на вопрос о структурном или обособленном статусе подразделения будет индивидуальным для каждого конкретного предприятия так же, как индивидуальны его внутренние (локальные) документы. Предлагаем разобраться в нескольких ситуациях.

Ситуация 1

Подразделение располагается по местонахождению юридического лица (по одному адресу с постоянно действующим органом управления предприятия), не выделено на отдельный баланс, но его руководитель действует на основании доверенности и имеет право выступать от имени предприятия в отношениях с третьими лицами по всему спектру вопросов деятельности предприятия или только по отдельному направлению.

К какой категории может быть отнесено данное подразделение?

Есть все основания рассматривать данное подразделение как

структурное (например, снабженческое, сбытовое), руководству которого были делегированы определенные полномочия органа управления предприятия для оперативного решения вопросов конкретного направления в деятельности предприятия (тех же вопросов снабжения и сбыта). Если руководитель такого подразделения уполномочен выступать от имени предприятия по всему спектру вопросов его деятельности, он может рассматриваться как одно из уполномоченных лиц (заместитель директора предприятия, исполнительный директор и т. д.). Главный аргумент в определении данного подразделения как структурного — расположение по местонахождению юридического лица

Ситуация 2

Подразделение располагается вне местонахождения юридического лица (по адресу, отличному от адреса постоянно действующего органа управления предприятия), его руководитель действует на основании доверенности и имеет право выступать от имени предприятия в отношениях с третьими лицами.

Однако компетенция руководителя распространяется на решение тех вопросов, которые не охватывают собой отдельный вид деятельности предприятия. Например, он имеет право продажи товара (сбытовая компетенция) без права его закупки, когда вопросы снабжения торгового подразделения оставляет за собой центральный аппарат управления; или имеет право на самостоятельную закупку сырья и материалов (снабженческая компетенция) без права на его перепродажу, переработку и продажу готовой продукции

К какой категории может быть отнесено данное подразделение?

Рассматриваемая ситуация является достаточно неоднозначной, ибо допускает возможность отнесения данного подразделения как к числу обособленных, так и к числу структурных.

Аргумент в пользу

обособленного статуса — явный факт осуществления данным подразделением функций предприятия, причем эти функции осуществляются самостоятельно.

В то же время нельзя отрицать, что это подразделение также имеет признаки

структурного (сбытового, снабженческого и т. д.), ибо не соответствует признаку автономного осуществления одного или всех видов деятельности предприятия. Не помешает такому статусу и возможное выделение подразделения на отдельный баланс.

Ситуация 3

Подразделение располагается вне местонахождения юридического лица (по адресу, отличному от адреса постоянно действующего органа управления предприятия), его руководитель действует на основании доверенности и имеет право выступать от имени предприятия в отношениях с третьими лицами. При этом руководитель уполномочен на решение

всех вопросов в рамках определенного вида деятельности (например, в рамках торговли уполномочен на самостоятельную закупку и продажу товара от имени предприятия).

К какой категории может быть отнесено данное подразделение?

Независимо от того, выделено ли данное подразделение на отдельный баланс и имеет ли оно отдельный счет для обслуживания собственной деятельности, оно должно быть причислено к

обособленным (филиалам, представительствам и т. д.). Аргументы в отнесении данного подразделения к категории обособленных — расположение вне местонахождения юридического лица и компетенция руководителя на самостоятельное осуществление от имени предприятия определенного вида деятельности.

В любом случае, цели создания обособленного подразделения (филиала, представительства, отделения и т. д.) будут более масштабными, чем задачи подразделения структурного (цеха, участка, отдела т. д.). В связи с этим вполне логичной выглядит необходимость дополнительных усилий со стороны предприятия в оформлении деятельности обособленного подразделения и обеспечении его дальнейшего функционирования. Ведь в отличие от

структурного подразделения, которое не требует от предприятия ничего, кроме внутренних документов с регламентом своего статуса, функционально обособленное подразделение помимо этого должно быть зарегистрировано и поставлено на учет в установленном порядке.

Регистрация и постановка на учет обособленного подразделения

Еще раз подчеркнем —

структурное подразделение предприятия (цех, участок, отдел, управление) не подлежит регистрации ни в одном из существующих реестров юридических лиц и, тем более, не подлежит учету в качестве самостоятельного плательщика налогов и сборов. Иное дело — обособленное подразделение.

Относительно самостоятельные в собственной деятельности филиал, представительство, отделение и т. д. «рассчитываются» за такую самостоятельность включением в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — Единый реестр), присвоением отдельного кода ЕГРПОУ и постановкой на учет в качестве плательщика налогов и сборов.

Исходным моментом во всей процедуре оформления обособленного подразделения будет его государственная регистрация в Едином реестре

. Правда, о регистрации в полном смысле этой процедуры здесь нельзя говорить. Фактически будет осуществлено не более чем дополнение сведений о юридическом лице информацией о созданном обособленном подразделении.

С этой целью предприятие должно подать (направить заказным письмом с описью вложения) государственному регистратору по собственному местонахождению заполненную

Регистрационную карточку о создании обособленного подразделения по форме № 5 и решение органа управления юридического лица о создании обособленного подразделения. Причем стоит обратить внимание на немаловажный момент — факт подачи этих документов сам по себе может рассматриваться самодостаточным признаком несомненной обособленности создаваемого подразделения, ведь в данном случае предприятие по собственной инициативе анонсирует именно его создание.

При отсутствии у государственного регистратора объективных нареканий к поданным документам он обязан в течение двух рабочих дней приобщить их к регистрационному делу юридического лица, внести соответствующую запись в Единый реестр и в тот же день

передать соответствующие сведения об обособленном подразделении органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины и фондов социального страхования по местонахождению юридического лица и по местонахождению обособленного подразделения. Иными словами, в отношении регистрации и постановки обособленного подразделения на учет действует тот же принцип «единого окна», что и в отношении регистрации и постановки на учет юридического лица. Следовательно, в общем случае для юридического лица отсутствует необходимость в отдельном предоставлении документов в каждый из указанных органов.

Итогом работы государственного регистратора будет пополнение сведений о юридическом лице следующей информацией об обособленном подразделении:

— идентификационный код обособленного подразделения (

код ЕГРПОУ), который согласно Положению о Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины в редакции постановления КМУ от 22.06.2005 г. № 499 присваивается самим государственным регистратором;

— полное наименование обособленного подразделения;

— местонахождение обособленного подразделения;

виды деятельности обособленного подразделения (все или только отдельные виды деятельности юридического лица);

— фамилия, имя и отчество лиц, которые имеют право совершать юридические действия

от имени юридического лица на основании доверенности, в том числе подписывать договоры, их идентификационные номера налогоплательщиков;

— дата постановки на учет в органах статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования;

— дата и номер записи о включении сведений в Единый реестр;

— место проведения записи о включении сведений в Единый реестр;

— местонахождение регистрационного дела юридического лица;

— фамилия, имя и отчество должностного лица, которое внесло в Единый реестр запись о включении сведений об обособленном подразделении юридического лица.

Принятие обособленного подразделения на

учет в качестве плательщика налогов осуществляется «заочно», на основании сообщения о создании такого подразделения, которое государственный регистратор направляет органу государственной налоговой службы по местонахождению такого подразделения. В качестве подтверждения постановки на учет налоговый орган направляет новому налогоплательщику справку по ф. № 4-ОПП.

Что касается

постановки обособленного подразделения на учет в органе Пенсионного фонда Украины, то согласно Порядку взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины юридических лиц и физических лиц — предпринимателей как плательщиков страховых взносов, утвержденному постановлением правления ПФУ от 10.10.2006 г. № 14-4, она осуществляется только в том случае, если такое обособленное подразделение имеет отдельный баланс и самостоятельно ведет расчеты с застрахованными лицами по своему местонахождению.

При этом наличие у обособленного подразделения отдельного баланса и факт самостоятельного ведения расчетов с застрахованными лицами устанавливаются должностным лицом органа Пенсионного фонда Украины путем уточнения этих данных непосредственно с юридическим лицом.

О наличии таких обстоятельств юридическое лицо в 10-дневный срок сообщает органу Пенсионного фонда Украины по местонахождению обособленного подразделения, что является основанием для взятия обособленного подразделения на учет в органах Пенсионного фонда Украины.

Наличие

отдельного баланса и факт самостоятельного осуществления расчетов с застрахованными лицами по своему местонахождению являются также обязательными условиями постановки обособленного подразделения на учет:

— как плательщика страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы (

подпункт 3.6 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда от 18.12.2000 г. № 339);

— как страхователя Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (

подпункт 2.5 Инструкции, утвержденной постановлением правления фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 26.06.2001 г. № 16);

— как плательщика страховых взносов в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (

подпункт 3.6 Инструкции, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 20.04.2001 г. № 12).

В этом состоят основные правила идентификации, создания и деятельности подразделений юридических лиц. Более обстоятельному их рассмотрению посвящены отдельные публикации данного номера.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно