Темы статей
Выбрать темы

Об отдельных вопросах налогообложения

Редакция НиБУ
Письмо от 24.01.2007 г. № 666/6/16-1515-26

Об отдельных вопросах налогообложения

Письмо Государственной налоговой администрации Украины
от 24.01.2007 г. № 666/6/16-1515-26

(извлечение)

<...> Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо <...> об отдельных вопросах налогообложения и сообщает.

Вопросы, затронутые в письме, четко урегулированы налоговым законодательством.

1. Об обложении налогом на добавленную стоимость операции возврата объекта финансового лизинга

Согласно подпункту 3.1.1 пункта 3.1 статьи 3 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон) операции по передаче объекта финансового лизинга в пользование лизингополучателю (арендатору) являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

При этом датой возникновения налоговых обязательств арендодателя (лизингодателя) для операций финансовой аренды (лизинга) является дата фактической передачи объекта финансовой аренды (лизинга) в пользование арендатору (лизингополучателю) (подпункт 7.3.4 пункта 7.3 статьи 7 Закона).

В соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» финансовый лизинг (аренда) — хозяйственная операция физического или юридического лица, предусматривающая согласно договору финансового лизинга (аренды) передачу арендатору имущества, подпадающего под определение основного фонда согласно статье 8 этого Закона, приобретенного или изготовленного арендодателем, а также всех рисков и вознаграждений, связанных с правом пользования и владения объектом лизинга.

Лизинг (аренда) считается финансовым

, если лизинговый (арендный) договор содержит одно из таких условий, в частности, объект лизинга передается на срок, в течение которого амортизируется не менее 75 процентов его первоначальной стоимости по нормам амортизации, определенным статьей 8 этого Закона, и арендатор обязан приобрести объект лизинга в собственность в течение срока действия лизингового договора или в момент его окончания по цене, определенной в таком лизинговом договоре.

Учитывая указанное,

возврат объекта финансового лизинга с целью налогообложения рассматривается как продажа объекта, приобретенного на условиях финансового лизинга, и облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.



комментарий редакции

Возврат объекта финлизинга

Другого ответа от ГНАУ в общем-то никто не ожидал. А сомнения возникли в связи с тем, что условная продажа объекта финансового лизинга при его возврате предусмотрена только в целях налогообложения прибыли, в Законе об НДС аналогичных норм нет. Тем не менее, под налогообложение такую операцию подгоняет п.п. 3.2.2 Закона об НДС (и это несмотря на то что такая операция не подпадает под объект налогообложения, установленный в п. 3.1 Закона об НДС).

Гораздо интересней другое. Если такая операция облагается НДС, то

возникает целый ряд неурегулированных вопросов: не определен момент возникновения налоговых обязательств передающей стороны (видимо, придется ориентироваться на дату фактического возврата объекта лизинга); не установлена база налогообложения (не может применяться ни п. 4.1, ни п. 4.2, ни какой-либо другой пункт Закона об НДС). Автоматически возникает вопрос о налоговом кредите лизингодателя.

К сожалению,

налоговики на эти вопросы не ответили.

 

 

2. О применении кассового метода налогового учета

Согласно подпункту 7.3.9 пункта 7.3 статьи 7 Закона лицо, которое в течение последних двенадцати календарных месяцев имело налогооблагаемые поставки

менее 300 тыс. грн. (без учета этого налога), может выбрать кассовый метод налогового учета.

Если

указанный выбор осуществляется во время регистрации такого лица как плательщика этого налога, кассовый метод начинает применяться с момента такой регистрации и не может быть изменен до конца года, в течение которого произошла такая регистрация.

Если

указанный выбор осуществляется в течение какого-либо времени после регистрации лица как плательщика этого налога, кассовый метод начинает применяться с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором был сделан такой выбор, и не может быть изменен в течение последующих двенадцати месячных (четырех квартальных) налоговых периодов.

Применение кассового метода приостанавливается с

налогового периода, следующего за налоговым периодом, в течение которого плательщик налога принимает самостоятельное решение о переходе к общим правилам определения даты возникновения налоговых обязательств и налогового кредита (методу начислений) или достигает 300 тыс. грн. объема налогооблагаемых операций.

Плательщик налога

имеет право самостоятельно отказаться от кассового метода по окончании минимального срока пребывания на кассовом методе путем направления соответствующего заявления в адрес налогового органа по месту налоговой регистрации.

При достижении 300 тыс. грн.

объема налогооблагаемых операций плательщик налога обязан отказаться от кассового метода путем направления соответствующего заявления в адрес налогового органа, в котором он зарегистрирован как плательщик налога, вместе с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость по результатам отчетного (налогового) периода, в котором было достигнуто 300 тыс. грн. объема налогооблагаемых операций.

В случае непредоставления плательщиком налога такого заявления

в установленные сроки, налоговый орган должен пересчитать сумму налоговых обязательств и налогового кредита такого налогоплательщика начиная с налогового периода, на который приходится предельная дата подачи его заявления об отказе от кассового метода, а плательщик налога лишается права использования кассового метода в течение последующих 36 налоговых месяцев.



комментарий редакции

Когда плательщик обязан отказаться от кассового метода, если превышен предел 300 тыс.

Проблема заключается в том, что согласно п.п. 7.3.9 Закона об НДС вновь зарегистрированный плательщик НДС, выбирающий кассовый метод, обязан оставаться на нем до конца того года, в котором он зарегистрировался. Вроде бы получается, что перейти на первое событие до конца года такой плательщик НДС

не может ни при каких условиях. Но с другой стороны, согласно тому же п.п. 7.3.9, при превышении 300-тысячного предела налогоплательщик обязан отказаться от кассового метода, подав соответствующее заявление вместе с декларацией за тот период, в котором было такое превышение.

Какой из двух норм Закона об НДС отдать предпочтение

? Вместо четкого ответа на вопрос ГНАУ, по сути, лишь процитировала нормы п.п. 7.3.9 Закона об НДС. И все же между строк прослеживается мысль о том, что приоритет имеет все-таки та норма Закона об НДС, которая говорит об обязательном отказе от кассового метода.

 

 

3. По поводу третьего вопроса

Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств регулируется Законом Украины от 11.12.91 г. № 1963-ХII «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов», с изменениями и дополнениями (далее — Закон), которым установлено, что плательщиками этого налога являются, в частности, предприятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами, иностранные юридические лица, которые осуществляют первую регистрацию в Украине, регистрацию, перерегистрацию транспортных средств и имеют зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные транспортные средства, а объектом налогообложения являются транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы, определенные как объекты налогообложения под соответствующим кодом по Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности в ст. 2 этого Закона.

Согласно ст. 6 Закона налог с определенных этим Законом владельцев наземных транспортных средств и других самоходных машин и механизмов исчисляется юридическим лицом самостоятельно. Расчет суммы налога составляется на основании отчетных данных (баланса) о количестве транспортных средств и других самоходных машин и механизмов по состоянию на 1 января текущего года и подается юридическим лицом в налоговые органы по месту регистрации транспортных средств в порядке и сроки, установленные Законом.

Определенная в расчете сумма налога считается согласованной суммой (п. 5.1 ст. 5 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», с изменениями и дополнениями) и уплачивается юридическими лицами ежеквартально равными частями до 15 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом, на специальные счета соответствующего бюджета.

Следовательно, учитывая изложенное выше,

в случае передачи транспортных средств в совместную деятельность плательщиком налога с владельцев транспортных средств является юридическое лицо — владелец транспортного средства в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах ГАИ МВД Украины на его имя.



комментарий редакции

Распределение расходов между СД и участником

Действительно, если транспортное средство передается в совместную деятельность, то плательщиком транспортного налога является юрлицо — участник этой совместной деятельности. Однако вопрос возник не в связи с определением, кто является плательщиком налога. У ГНАУ спрашивали другое —

подлежит ли распределению такой транспортный налог, если это транспортное средство используется и в совместной деятельности, и в деятельности самого участника?

В Порядке ведения налогового учета результатов совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица, утвержденном приказом ГНАУ от 30.09.2004 г. № 571, прямо сказано об амортизации основных фондов, использующихся и в совместной деятельности, и в деятельности участника:

они распределяются пропорционально доходам СД и общим валовым доходам. Таким же образом распределяются и «общие» валовые расходы. Поэтому считаем, что расходы на уплату транспортного налога также можно распределять.

 

 

4. По поводу четвертого вопроса

Налогообложение доходов, получаемых гражданами, регулируется Законом Украины от 22 мая 2003 года № 889 «О налоге с доходов физических лиц» (далее — Закон).

Согласно пункту 1.2 статьи 1 Закона

доход определен как сумма любых средств, стоимость материального и нематериального имущества, других активов, имеющих стоимость, в том числе ценных бумаг или деривативов, полученных плательщиком налога в собственность или начисленных в его пользу в течение соответствующего отчетного налогового периода, как на территории Украины, так и за ее пределами, начиная со дня вступления в силу этого Закона (п. 1.2, ст. 1 Закона), в состав которого, в частности, включаются доходы в виде инвестиционной прибыли от осуществления операций с ценными бумагами и корпоративными правами, выпущенными в иных, чем ценные бумаги, формах (п. 1.3 «в» ст. 1 Закона).

Порядок налогообложения доходов в виде инвестиционной прибыли определен в п. 9.6 ст. 9 Закона.

Инвестиционная прибыль рассчитывается

как положительная разница между доходом, полученным плательщиком налога от продажи отдельного инвестиционного актива, и его стоимостью, которая рассчитывается исходя из суммы расходов, понесенных в связи с приобретением такого актива. К продаже инвестиционного актива приравниваются также операции по обмену одного инвестиционного актива на другой инвестиционный актив, обратному выкупу корпоративного права его эмитентом, принадлежавшего плательщику налога.

Вклад (взнос) участника и учредителя в уставный фонд хозяйственного общества нужно рассматривать

как приобретение им за собственные средства или за счет имущества, которое находится в его собственности, права собственности на долю (пай) в уставном фонде общества, т. е. как приобретение корпоративного права, а не как доход в понимании п. 1.2 ст. 1 Закона. Определение термина «корпоративные права» предоставлено в п. 1.8 ст. 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

При отчуждении (продаже, переуступке) в дальнейшем

такого корпоративного права (инвестиционного актива) объектом обложения налогом с доходов физических лиц будет считаться инвестиционная прибыль, при определении которой учитываются расходы, связанные с приобретением такого корпоративного права.

Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 4.4.2 статьи 4 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и пункту 1.11 Порядка предоставления разъяснений отдельных положений налогового законодательства, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 12.04.2003 г. № 176 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 23.04.2003 г. под № 326/7647), налоговое разъяснение предоставляется налоговыми органами на запрос плательщика налогов для использования такого разъяснения при исчислении им сумм налоговых обязательств и при проведении им апелляционных процедур, при предоставлении плательщиком информации о конкретных обстоятельствах дела.

Заместитель председателя Л. Боенко



комментарий редакции

Взнос имущества в уставный фонд не является продажей в понимании Закона о налоге с доходов физлиц

На этот вопрос ГНАУ все-таки ответила

определенно. Проблема заключается в налогообложении участника ООО — физического лица, который делает взнос в уставный фонд имуществом.

С одной стороны, налицо продажа этого имущества, а стало быть, есть соблазн обложить налогом с доходов сумму полученного дохода (доходом в данном случае выступают корпоративные права, которые получает такой участник взамен переданного ООО имущества).

С другой стороны, в данном случае имеем дело не столько с доходами, сколько с

расходами этого физлица на приобретение корпоративных прав. Именно в таком ключе высказывался Комитет Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности (письмо от 12.12.2005 г. № 06-10/10-1232). Такая позиция не совсем следует из Закона, но, разумеется, является более либеральной.

Благо, налоговики придерживаются такой же позиции. Поэтому, если физлицо вносит имущество в уставный фонд, то

налог с доходов уплачивать не нужно. О налогообложении можно говорить только тогда, когда это лицо продаст свои корпоративные права или выйдет из ООО. Но это уже совершенно другая операция.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше