Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Ремонтируем ОФ: что важно знать

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2007/№ 21
В избранном В избранное
Печать
Статья

Ремонтируем ОФ: что важно знать

Подчас необходимость отремонтировать тот или иной объект возникает в деятельности практически каждого предприятия. А потому в рамках данной статьи остановимся на наиболее часто встречающихся вопросах, которые касаются учета ремонта и улучшений основных фондов.

Л. СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР).

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 (в редакции от 28.06.99 г. № 746/99).

Методрекомендации № 561

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 30.09.2003 г. № 561.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

П(С)БУ 14

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 14 «Аренда», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 28.07.2000 г. № 181.

Как расходы на проведение ремонтов и улучшений отражаются в бухгалтерском учете? Каким образом определяется экономический эффект от ремонтных работ?

Порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на ремонты и улучшения ОФ оговорен в

пп. 14 и 15 П(С)БУ 7, а также в Методрекомендациях № 561. Так, из этих документов следует, что бухгалтерский учет ремонтных расходов зависит от того, на что направлены ремонтные работы: на поддержание объекта основных средств в рабочем состоянии или на его улучшение.

Бухгалтерский учет ремонтных расходов

Виды ремонтных работ

Что относится к ремонтным работам данного вида

Как ремонтные расходы отражаются в бухгалтерском учете

На каких счетах учитываются ремонтные расходы

1. Работы по поддержанию объекта ОС в рабочем состоянии

Все виды ремонтов* ОС (т. е. мероприятия, направленные на получение первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от использования ремонтируемых объектов ОС)

Расходы включаются в состав расходов отчетного периода

Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 20, 65, 66, 68

2. Работы по улучшению объекта ОС

Модернизация, реконструкция, модификация, достройка, дооборудование и т. п. (т. е. мероприятия, приводящие к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта ОС, и повышению качественных характеристик объекта ОС)

Расходы подлежат капитализации (включаются в состав капитальных инвестиций) с последующим увеличением первоначальной стоимости улучшаемого объекта ОС

Дт 152 — Кт 20, 65, 66, 68
Дт 10 — Кт 152

* Правда, в некоторых случаях (согласно п. 30 Методрекомендаций № 561), когда

капитальный ремонт приводит к улучшению объекта основных средств и увеличению будущих экономических выгод от его использования,
то расходы на проведение капремонта все же могут быть показаны в бухучете в том же порядке, что и улучшения ОС (т. е. с капитализацией таких расходов).

 

Решение о характере и признаках ремонтных работ (т. е. направлены ли они на улучшение объекта ОС или на поддержание его в рабочем состоянии) принимается

руководителем предприятия с учетом результатов анализа существующей ситуации и существенности таких расходов (п. 29 Методрекомендаций № 561). Как правило, техническое заключение о направленности проводимых мероприятий для принятия решения руководителем, с точки зрения дальнейшей эксплуатации основного средства, должен предоставить специалист соответствующего профиля (главный инженер, начальник цеха или другое компетентное лицо).

 

 

Имеет ли значение для налогового учета (аналогично учету бухгалтерскому) то, на что направлены ремонтные работы: на поддержание объекта в рабочем состоянии или на его улучшение?

Нет, не имеет. В отличие от бухгалтерского учета, для налогового учета «направленность» ремонтных работ не важна, так как налоговый учет

всех видов проводимых ремонтов и улучшений одинаков и регулируется п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль.

Заметим, что в налоговом учете все виды ремонтов и улучшений объектов (их модернизация, реконструкция, техническое перевооружение
и т. п.) называются

улучшениями основных фондов. Поэтому, говоря о «налоговых» улучшениях, будем подразумевать под ними все виды ремонтных работ с объектами основных фондов (т. е. как собственно улучшения, так и ремонты).

Напомним, что согласно

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль налогоплательщик имеет право в налоговом учете в течение отчетного периода:

— отнести

на валовые расходы любые расходы, связанные с улучшением ОФ, подлежащих амортизации (в том числе расходы на улучшения арендованных ОФ), в сумме, которая не превышает 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп собственных ОФ по состоянию на начало такого отчетного периода;

— сумму расходов, превысивших 10 % лимит, распределить пропорционально сумме фактически понесенных налогоплательщиком расходов на улучшение ОФ групп 2, 3, 4 или отдельных объектов ОФ группы 1 и

увеличить балансовую стоимость ОФ соответствующих групп или отдельных объектов ОФ группы 1 по состоянию на начало расчетного квартала.

Правда, стоит заметить, что нормы

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль носят альтернативный характер и применение норм этого подпункта является правом, а не обязанностью налогоплательщика. На это обращалось внимание и в письме ГНАУ от 07.11.2003 г. № 9171/6/15-1316 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 76. Таким образом, предприятие может либо целиком применять нормы этого подпункта, либо целиком их не применять (при этом выборочное применение его норм, например, в отношении ОФ какой-то одной группы, не допускается). Допустим, предприятие может принять решение о полном отнесении стоимости произведенных ремонтов и улучшений на увеличение балансовой стоимости соответствующей группы ОФ или отдельного объекта ОФ группы 1 (с квартала, следующего за кварталом проведения ремонтных работ) с их последующей налоговой амортизацией. В таком случае отпадает необходимость определения 10 % лимита, а также распределения ремонтных расходов. Однако нужно учесть, что хотя данный вариант и избавляет налогоплательщика от дополнительной учетной работы, но, с другой стороны, лишает его возможности сразу отнести на валовые расходы часть ремонтных расходов в пределах 10 %.

 

На какую дату налогоплательщик имеет право увеличить валовые расходы по ремонтным расходам, не превысившим 10 % лимит?

О праве налогоплательщика на включение в валовые расходы расходов на ремонт и улучшения ОФ, не превышающих 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов на начало отчетного года, говоритcя не только в

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль.

Так,

п.п. 5.2.10 Закона о налоге на прибыль предусмотрено, что в состав валовых расходов, в частности, включаются суммы расходов, связанные с улучшением ОФ в размере, установленном п.п. 8.7.1 этого Закона. При этом отражение таких ремонтных валовых расходов (как и любых других расходов налогоплательщика, связанных с хозяйственной деятельностью и включаемых в состав валовых) в налоговом учете происходит в обычном порядке, т. е. в соответствии с п. 11.2 Закона о налоге на прибыль. А значит, согласно п.п. 11.2.1 Закона о налоге на прибыль датой увеличения валовых расходов будет являться дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, произошедшее раньше
(т. е. первое событие):

— или дата списания средств с банковских счетов плательщика налога на оплату товаров (работ, услуг), а в случае их приобретения за наличные — день их выдачи из кассы плательщика налога;

— или дата оприходования плательщиком налога товаров, а для работ (услуг) — дата фактического получения плательщиком налога результатов работ (услуг).

В некоторых случаях

— при осуществлении операций с резидентами, уплачивающими налог на прибыль по ставке ниже обычной или освобожденными от его уплаты; неплательщиками налога на прибыль; нерезидентами (т. е., к примеру, в случаях, когда ремонт выполняется подрядным способом именно такими лицами) — валовые расходы будут отражаться с учетом требований п.п. 11.2.3 Закона о налоге на прибыль, т. е. не по правилу первого события, а по начислению
(по акту ремонтных работ).

Таким образом, налогоплательщик имеет право

увеличить валовые расходы на сумму расходов, связанных с улучшением основных фондов (в пределах 10 %), по дате, которая определяется по общим правилам, установленным п. 11.2 Закона о налоге на прибыль. Заметим, что также считают и налоговики (см. рубрику «Мнение специалистов официальных органов» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 63).

Что касается расходов,

превысивших 10 % лимит, то они в налоговом учете относятся на увеличение (создание) балансовой стоимости соответствующей группы ОФ с квартала, следующего за кварталом проведения ремонта и составления акта ремонтных работ.

 

Как в налоговом учете следует распределять сверхлимитные ремонтные расходы?

Порядок распределения сверхлимитных ремонтных расходов оговорен во

втором абзаце п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль. Так, расходы, превышающие 10 %, распределяются пропорционально сумме фактически понесенных налогоплательщиком расходов на улучшение ОФ групп 2, 3, 4 или отдельных объектов ОФ группы 1 и увеличивают балансовую стоимость ОФ соответствующих групп или отдельных объектов ОФ группы 1 по состоянию на начало расчетного квартала.

Обращаем внимание, налогоплательщику следует распределять расходы на улучшения (ремонты) только между теми группами ОФ (объектами ОФ группы 1), которые

ремонтировались (улучшались), а не по всем ОФ, которые числятся на балансе налогоплательщика. На это указывали и налоговики в консультации в «Вестнике налоговой службе Украины», 2006, № 34, с. 33.

По сути, в 2007 году сохранился такой же порядок распределения ремонтных расходов, как и в прошлом 2006 году (т. е. определяется

один ремонтный лимит для всех групп ОФ, а вот отдельные ремонтные лимиты для объектов ОФ группы 1, как это было в 2005 году, не рассчитываются). Рассмотрим пример.

Пример.

Балансовая стоимость всех групп ОФ на 01.01.2007 г. в налоговом учете составляет 250000 грн., в том числе:

1) группа 1 ОФ — 100000 грн.:

— объект А — 80000 грн.;

— объект Б — 20000 грн.;

2) группа 2 ОФ — 55000 грн.;

3) группа 3 ОФ — 35000 грн.;

4) группа 4 ОФ — 60000 грн.

Сумма 10 % ремонтного лимита составляет 25000 грн. (250000 грн.

х 10 %).

Предположим, что в течение 1 квартала 2007 года стоимость ремонтов (без НДС) составила 29700 грн. При этом были отремонтированы:

— объект А группы 1 ОФ — стоимость ремонта (без НДС) — 18000 грн.;

— объект группы 3 ОФ — стоимость ремонта (без НДС) — 4200 грн.;

— объект группы 4 ОФ — стоимость ремонта (без НДС) — 7500 грн.

Покажем, как будут распределены сверхлимитные ремонтные расходы.

Распределение сверхлимитных ремонтных расходов

Группа ОФ

Балансовая стоимость на начало года (на 01.01.2007 г.), грн.

Сумма 10 % ремонтного лимита, грн.

Стоимость ремонтов, проведенных в течение отчетного периода, грн.

Сумма ремонтных расходов, относящаяся на увеличение балансовой стоимости ОФ, грн.

Балансовая стоимость на начало следующего квартала, грн.*

1

2

3

4

5

6

Группа 1,

в том числе:

100000

18000

2848,48

102848,48

— объект А

80000

18000

2848,48

(4700 х 18000 :
: 29700)

82848,48

— объект Б

20000

20000

Группа 2

55000

55000

Группа 3

35000

4200

664,65

(4700 х 4200 :
: 29700)

35664,65

Группа 4

60000

7500

1186,87

(4700 х 7500 :
: 29700)

61186,87

Всего

250000

25000

29700

4700

(29700 - 25000)

254700

* Без учета начисленной амортизации за текущий квартал.

 

Таким образом, по итогам I квартала 2007 года из 29700 грн. расходов на ремонт налогоплательщик сможет в налоговом учете:

— ремонтные расходы в сумме 25000 грн. (т. е. в пределах 10 %) отнести на валовые расходы;

— сумму сверхлимитных ремонтных расходов (4700 грн.), распределенных соответствующим образом (графа 5 таблицы), отнести на увеличение балансовой стоимости тех ОФ, которые ремонтировались.

И еще один момент. Хотим обратить внимание на мнение Комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности, который в

письме от 21.10.2004 г. № 06-10/10-1174 («Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 76) говорил, что распределение должно осуществляться не нарастающим итогом, а за расчетный квартал. Иначе говоря, ремонтные расходы распределяются 1 раз в течение отчетного года — в том квартале, в котором произошло превышение 10 % ремонтного лимита.

 

Как в налоговом учете отражается заработная плата работников, занятых ремонтами и улучшениями ОФ: учитывается как ремонтные расходы (в соответствии с п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль) или относится на валовые расходы в общем порядке?

По-видимому, данный вопрос возник в связи с тем, что

Закон о налоге на прибыль не уточняет, как в налоговом учете нужно отражать заработную плату работников, занятых ремонтами (улучшениями) ОФ. Так, в п.п. 8.1.2 этого Закона говорится только о порядке учета заработной платы работников, занятых изготовлением ОФ. Напомним, что согласно этому подпункту расходы на выплату заработной платы работникам, изготавливающим ОФ для собственных производственных нужд, не включаются в валовые расходы, а в составе балансовой стоимости изготовленных ОФ подлежат налоговой амортизации. Логично было бы провести аналогию и в отношении ремонтов и улучшений ОФ, предположив, что и расходы на оплату труда работников, ремонтирующих (улучшающих) ОФ (причем как собственные, так и арендованные) отражаются в налоговом учете аналогичным образом. Кстати, за такой подход к учету зарплаты ремонтников выступал и Минфин (письмо от 22.06.2006 г. № 31-21060-11/23-4856/7716 //
«Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 76).

Однако у налоговиков на этот счет сложилось иное мнение. Так, по разъяснениям ГНАУ (

письмо от 20.08.2004 г. № 16016/7/15-1117 //«Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 76; консультации в «Вестнике налоговой службы Украины», 2006, № 11, с. 40; № 36, с. 39), заработная плата работников, занятых ремонтом ОФ, относится в состав валовых расходов в соответствии с п.п. 5.6.1 Закона о налоге на прибыль (если другое не предусмотрено п. 5.3 этого Закона) и не включается в общую сумму фактически понесенных расходов на ремонты (с целью сопоставления с 10 % лимитом и дальнейшего распределения между балансовыми стоимостями соответствующих групп ОФ и последующей амортизацией). Причем спустя некоторое время ГНАУ письмом от 23.10.2006 г. № 19739/7/15-0317 закрепила такую свою позицию по этому вопросу, указав, что налоговое разъяснение от 20.08.2004 г. № 16016/7/15-1117 является обнародованием официального понимания ГНАУ вопроса налогового учета заработной платы работников ремонтной группы и имеет приоритет над другими письмами органов государственной исполнительной власти по этому вопросу. Таким образом, налогоплательщикам в сложившейся ситуации остается лишь прислушаться к мнению налоговиков.

В заключение, пожалуй, остается добавить, что

в бухгалтерском учете зарплата работников, занятых ремонтами и улучшениями основных средств:

— включается в состав расходов отчетного периода (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 661), если ремонтные работы направлены на поддержание объекта основных средств в рабочем состоянии;

— капитализируется (Дт 152 — Кт 661), если ремонтные работы приводят к улучшению объекта основных средств и увеличению будущих экономических выгод от использования объекта.

 

Согласно договору аренды предприятие-арендатор обязано проводить за свой счет текущий ремонт арендованного помещения. Как арендатору учесть такие расходы на ремонт?

Поскольку текущий ремонт направлен на поддержание помещения в надлежащем состоянии и не приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта, то

в бухгалтерском учете расходы на его проведение арендатор списывает на расходы отчетного периода.

В налоговом учете

в случае, когда договор обязывает или разрешает ремонтировать (улучшать) объект аренды, арендатор вправе воспользоваться п. 8.8 Закона о налоге на прибыль и отразить расходы на ремонт арендованного помещения в порядке, предусмотренном этим пунктом. Напомним, что этот пункт разрешает арендатору при проведении ремонта:

1) стоимость ремонта (в пределах 10 %, определенных арендатором в соответствии с

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль) отнести на валовые расходы;

2) сумму расходов на ремонт, превысившую 10 % лимит, отнести на:

— увеличение балансовой стоимости группы ОФ (или объекта «Расходы на улучшение арендованного объекта (наименование объекта)» ОФ группы 1), если у арендатора

учитывается группа ОФ, к которой относится ремонтируемый арендованный объект ОФ (или уже создан объект ОФ группы 1 из расходов на прежние ремонты такого арендованного объекта);

— создание балансовой стоимости соответствующей группы ОФ (объекта ОФ группы 1), если у арендатора

не учитывается группа ОФ, к которой относится ремонтируемый арендованный объект ОФ.

Рассмотрим пример.

Пример.

Арендатор провел текущий ремонт арендованного помещения склада. Ремонт выполнялся сторонней организацией. Стоимость ремонтных работ — 8400 грн. (в том числе НДС — 1400 грн.). Арендованное помещение ремонтируется арендатором впервые. Балансовая стоимость всех групп ОФ на начало года составила 55000 грн.; сумма 10 % ремонтного лимита — 5500 грн. В налоговом учете арендатор расходы на ремонт (в сумме 7000 грн.) вправе отразить следующим образом:

— расходы в сумме 5500 грн. (в пределах 10 %) отнести на валовые расходы;

— из расходов в сумме 1500 грн. (превышающих 10 %) создать объект ОФ группы 1 «Расходы на ремонт арендованного помещения склада» (на начало квартала, следующего за кварталом проведения ремонта и составления акта).

В учете ремонтные расходы отразятся следующим образом:

Текущий ремонт арендованного помещения арендатором

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет, грн.

дебет счета

кредит счета

ВД

ВР

У арендатора

1. Отражены расходы по проведению ремонта сторонней организацией

93

631

7000

5500*

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

1400

3. Оплачена стоимость услуг организации, проводившей ремонт

631

311

8400

* В налоговом учете арендатор расходы на ремонт в сумме 5500 грн. (в пределах 10 %) относит на валовые расходы, а на сумму, превышающую 10 %, создает объект ОФ группы 1 «Расходы на ремонт арендованного помещения склада» балансовой стоимостью 1500 грн. на начало квартала, следующего за кварталом проведения ремонта.

 

 

Договор аренды разрешает арендатору улучшать арендованные ОФ. По окончании договора аренды арендатор возвращает арендодателю улучшенные ОФ. При этом арендодатель стоимость улучшений арендатору не компенсирует. Как такие операции отражаются в учете сторон?

Напомним, что в бухгалтерском учете согласно

п. 8 П(С)БУ 14 затраты на улучшения объекта операционной аренды (модернизацию, дооборудование, достройку и т. п.), приводящие к увеличению будущих экономических выгод, отражаются арендатором как капитальные инвестиции на создание (строительство) прочих необоротных материальных активов (т. е. собираются (капитализируются) арендатором на субсчете 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов» с последующим формированием объекта ОС на субсчете 117 «Прочие необоротные материальные активы»). Созданный объект ОС арендатор амортизирует в бухучете с применением прямолинейного или производственного метода (п. 27 П(С)БУ 7). При этом начисление амортизации происходит в течение срока полезного использования объекта, который в данном случае арендатору логично привязать к сроку аренды. При возврате объекта аренды арендатор списывает сумму износа, начисленного по объекту ОС, проводкой: Дт 132 «Износ прочих необоротных материальных активов» — Кт 117 «Прочие необоротные материальные активы», а остаточную стоимость объекта — проводкой Дт 976 «Списание необоротных активов» — Кт 117 «Прочие необоротные материальные активы».

В налоговом учете арендатор отражает расходы на улучшения арендованных ОФ в порядке, предусмотренном

п.п. 8.8.1 Закона о налоге на прибыль (т. е. с отнесением стоимости улучшений в пределах 10 % на валовые расходы, а суммы превышения — на увеличение (создание) балансовой стоимости соответствующей группы (объекта группы 1) основных фондов).

При этом налогообложение возврата арендованных улучшенных ОФ, на наш взгляд, в данном случае должно осуществляться

в порядке, предусмотренном п.п. 8.8.2 Закона о налоге на прибыль. Напомним, что согласно этому подпункту при возврате объекта по окончании договора аренды арендатор пользуется правилами, определенными п.п. 8.4.8 Закона о налоге на прибыль для замены ОФ. А значит, при возврате арендованных ОФ арендатор имеет право:

— увеличить валовые расходы на сумму балансовой (остаточной) стоимости улучшений (т. е. на сумму недоамортизированной в налоговом учете стоимости улучшений) по объектам ОФ группы 1;

— на сумму улучшений по ОФ групп 2, 3 и 4 оставить балансовую стоимость таких групп ОФ без изменений (т. е. продолжать амортизировать такие улучшения).

Однако не очень приятный для арендатора момент в данном случае будет связан с начислением НДС. Ведь поскольку улучшения арендованных ОФ в данном случае передаются арендодателю без компенсации (бесплатно), то у арендатора в соответствии с

п. 4.2 Закона об НДС при такой бесплатной передаче возникает необходимость начислить НДС (по ставке 20 %) исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен. Причем так как п. 4.2 Закона об НДС содержит упоминание об обычных ценах, то считаем, что арендатору придется начислить НДС исходя из той рыночной стоимости, в размере которой могут быть оценены улучшения на момент передачи арендодателю. На необходимость начисления НДС при бесплатной передаче улучшений (исходя из стоимости улучшений за вычетом износа) указывали и налоговики в консультации в «Вестнике налоговой службы Украины», 2006, № 34, с. 40.

Что касается

арендодателя, то, как предусмотрено п.п. 8.8.2 Закона о налоге на прибыль, он не изменяет ни балансовую стоимость ОФ, ни валовые доходы (валовые расходы) на сумму расходов, понесенных арендатором на улучшение арендованного объекта. Таким образом, при возврате улучшенных ОФ никаких налоговых последствий у арендодателя не возникает. Об этом говорилось и в письме ГНАУ от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017, содержащем ответы на вопросы плательщиков налога о налоговом учете и порядке начисления амортизации (вопрос 9) (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 83). В бухгалтерском учете поскольку улучшения (приводящие к росту будущих экономических выгод от использования объекта ОС) получаются от арендатора бесплатно, арендодатель отражает их как бесплатно полученные (проводкой Дт 152 — Кт 424 с последующим начислением амортизации).

Рассмотрим пример.

Пример.

Арендатор улучшил арендованное помещение, используемое под офис, оснастив его системой кондиционирования. Работы по установке кондиционеров выполняла сторонняя организация. Стоимость работ — 48000 грн. (в том числе НДС — 8000 грн.). Ремонтный 10 % лимит арендатора — 30000 грн. По договоренности сторон по окончании срока аренды улучшения передаются арендодателю без возмещения при этом арендатору понесенных расходов. В момент передачи подписан акт приемки-передачи улучшений, в котором оговорена их рыночная (остаточная) стоимость на момент передачи — 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.).

В учете операции отразятся следующим образом:

Улучшения арендованных ОС без возмещения расходов арендатору

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет, грн.

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

У арендатора

 

 

 

 

 

1. Отражены расходы по улучшению помещения (проведение системы кондиционирования)

153

631

40000

30000*

2. Отражен налоговый кредит по НДС на основании налоговой накладной сторонней организации

641

631

8000

3. Оплачены услуги сторонней организации

631

311

48000

4. Сформирован объект прочих необоротных материальных активов

117

153

40000

5. Отражено начисление амортизации (износа) по объекту прочих необоротных материальных активов

92

132

сумма амортизации

Проводку по начислению амортизации (операцию 5) арендатор в течение срока аренды ежемесячно отражает в бухгалтерском учете.

6. Списана сумма начисленной амортизации (износа) по объекту прочих необоротных материальных активов

132

117

30000

(условно)

7. Списана остаточная стоимость объекта прочих необоротных материальных активов на расходы

976

117

10000

(условно)

—**

8. Начислены налоговые обязательства по НДС

976

641***

2000

У арендодателя

 

 

 

 

 

1. Отражены улучшения, полученные от арендатора бесплатно и приводящие к увеличению будущих экономических выгод

152

424

12000

Учитывая нормы

п.п. 8.8.2 Закона о налоге на прибыль, улучшения, произведенные арендатором, на налоговый учет арендодателя не повлияют

2. Увеличена стоимость объекта аренды на стоимость улучшений

10

152

12000

3. Начислена амортизация по полученным улучшениям

93

131

сумма амортизации

 

4. Признан доход в сумме начисленной амортизации

424

745

сумма амортизации

* Сумму 30000 грн. (в размере 10 % ремонтного лимита) арендатор относит на валовые расходы. А вот из расходов, превысивших 10 %, арендатор создает объект ОФ группы 1 «Расходы на улучшения арендованного помещения», балансовой стоимостью 10000 грн. на начало квартала, следующего за кварталом проведения улучшений и составления подтверждающего их акта.

** При возврате арендованного объекта арендодателю арендатор, руководствуясь нормами п.п. 8.4.8 Закона о налоге на прибыль, имеет право отнести на валовые расходы балансовую (т. е. остаточную — недоамортизированную в налоговом учете) стоимость объекта ОФ группы 1 «Расходы на улучшения арендованного помещения».

*** Поскольку улучшения передаются арендодателю без возмещения (т. е. бесплатно), то арендатору, учитывая нормы п. 4.2 Закона об НДС, следует начислить налоговые обязательства по НДС исходя из рыночной стоимости улучшений на момент их передачи арендодателю (по условиям примера — сумма НДС, начисляемая арендатором, составляет 2000 грн.).

По договору аренды стоимость улучшений арендованного помещения засчитывается арендатору в счет арендной платы. Как отражается в учете такая операция?

Операция по зачету стоимости улучшений в счет арендной платы для учета является

бартерной операцией.

При этом налоговые последствия у сторон возникают в следующем порядке:

а) по арендной плате:

арендатор — руководствуясь п.п. 7.9.6 Закона о налоге на прибыль — сумму арендной платы по начислению (т. е. на дату подписания акта предоставленных услуг по аренде) относит на валовые расходы;

арендодатель — согласно п.п. 7.9.6 Закона о налоге на прибыль — также по начислению (т. е. на дату подписания акта предоставленных услуг по аренде) сумму арендной платы включает в валовые доходы;

б) по улучшению арендованного помещения:

для арендатора — на дату подписания акта приема-передачи выполненных работ по улучшению арендуемого объекта такая операция является продажей отдельного объекта ОФ. То есть арендатор руководствуется нормами п.п. 8.4.3 и 8.4.4 Закона о налоге на прибыль для продажи ОФ (а если расходы на улучшения в налоговом учете арендатора не превышали 10 % лимита и были отнесены в полной сумме на валовые расходы, то арендатор исходя из взаимозасчитываемой суммы увеличивает валовые доходы);

для арендодателя — на дату подписания акта приема-передачи выполненных работ по улучшению арендуемого объекта такая операция является осуществлением расходов по улучшению сданного в аренду помещения. То есть арендодатель отражает такие затраты в порядке, предусмотренном для учета расходов на улучшения собственных ОФ в соответствии с п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль.

Налоговые последствия по НДС возникают у сторон (плательщиков НДС) в обычном порядке в соответствии с

п. 4.2 Закона об НДС (с учетом первого события).

Рассмотрим пример.

Пример.

Предприятие-арендатор пристроило витрину к арендованному помещению магазина. Оборудование витрины выполняла сторонняя организация, стоимость работ — 14400 грн. (в том числе НДС — 2400 грн.).

В бухгалтерском учете такие расходы (как связанные с улучшением арендованного объекта) отражены арендатором как капинвестиции на субсчете 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов». При этом в налоговом учете сумма расходов по улучшению арендованного объекта была в полной сумме отнесена арендатором на валовые расходы.

По договору аренды ежемесячная сумма арендной платы составляет 960 грн. (в том числе НДС — 160 грн.).

Зачет стоимости улучшений в счет арендной платы отразится в учете сторон следующим образом:

Зачет стоимости улучшений в счет арендной платы

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет, грн.

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

У арендатора

 

 

 

 

 

1. Отражены расходы по оборудованию витрины помещения магазина сторонней организацией

153*

631

12000

12000

2. Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии налоговой накладной)

641

631

2400

3. Оплачена стоимость услуг сторонней организации, занимавшейся оборудованием витрины

631

311

14400

4. Подписан акт приема-передачи улучшений (выполненных работ по оборудованию витрины)

377

742

14400

12000

5. Отражены налоговые обязательства по НДС

742

641

2400

6. Списана себестоимость улучшений на расходы

972

153

12000

7. Начислена ежемесячная арендная плата**

93

685

800

800

8. Отражен налоговый кредит по НДС**

641

685

160

9. Произведен зачет задолженности**

685

377

960

* Поскольку в данном случае зачет стоимости осуществленных улучшений в счет арендной платы будет происходить сразу по окончании улучшений, то считаем, что в бухучете арендатору формировать объект прочих необоротных материальных активов на субсчете 117 не нужно, в связи с чем отпадает и необходимость начисления бухгалтерской амортизации. Поэтому при передаче улучшений на баланс арендодателя (операция 6)

арендатор отражает продажу таких улучшений с Кт субсчета 153. Заметим, что такой же порядок отражения операций был предложен и в консультации начальника Управления методологии бухгалтерского учета Минфина Украины В. Пархоменко в «Вестнике налоговой службы Украины», 2004, № 36.

** Операции 7 — 9 будут повторяться в учете арендатора до полного погашения задолженности по арендной плате в счет стоимости произведенных улучшений.

У арендодателя

 

 

 

 

 

1. Отражена стоимость улучшения объекта аренды, осуществленного арендатором (на основании акта приема-передачи улучшений)

152

685

12000

—*

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

685

2400

3. Увеличена стоимость объекта аренды (помещения) на сумму произведенных улучшений

103

152

12000

4. Начислена ежемесячная арендная плата**

377

713

960

800

5. Отражены налоговые обязательства по НДС**

713

641

160

6. Произведен зачет задолженности**

685

377

960

* В налоговом учете арендодатель отражает расходы на улучшение объекта аренды в соответствии с п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль (т. е. как расходы на улучшения собственных ОФ).

** Операции 4 — 6 будут повторяться у арендодателя до полного погашения задолженности по арендной плате в счет стоимости произведенных улучшений.

 

Предприятие — плательщик единого налога ремонтирует арендованное помещение. Договор аренды предусматривает возмещение стоимости ремонта арендодателем. Может ли предприятие-единоналожник зачесть расходы на ремонт арендованного помещения в счет арендной платы?

Согласно

ст. 1 Указа № 727 субъекты предпринимательской деятельности — юридические лица, которые перешли на уплату единого налога, не имеют права применять другой способ расчетов за отгруженную продукцию, кроме наличного и безналичного расчетов средствами. В случае нарушения этой нормы предприятие, уплачивающее единый налог, должно будет перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности, начиная со следующего отчетного квартала. Поэтому если предприятие не хочет покидать ряды плательщиков единого налога, то осуществлять взаимозачет подобным образом ему не советуем.

В заключение заметим, что вопросы, связанные с ремонтом основных фондов, также рассматривались в тематическом выпуске «Ремонтируем основные фонды» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 76.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно