Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Учет отдельных активов и операций (государственный и коммунальный сектор)

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2007/№ 21
В избранном В избранное
Печать
Статья

Учет отдельных активов и операций

(государственный и коммунальный сектор)

Свежеиспеченные Минфином правила бухгалтерского учета отдельных активов и операций невелики по объему, однако существенны по содержанию. Предприятиям, которым адресованы такие правила, следует отнестись к ним со всем вниманием. Подскажем, как это сделать.

Андрей РЫНДЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Под упомянутыми правилами бухгалтерского учета подразумеваются нормы

Положения о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, которые владеют и/ или пользуются объектами государственной, коммунальной собственности, утвержденного приказом Минфина от 19.12.2006 г. № 1213 (далее — Положение № 1213). Мы давали оперативный комментарий к данному нормативному акту на страницах нашей газеты (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 7).

Пришло время прокомментировать Положение № 1213 подробнее, и для начала акцентируем внимание на перечне лиц, на которых распространяется его действие.

img 1

 

Общие формулировки в отношении перечня лиц конкретизированы определениями:

хозяйственные организации

— юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины, а также другие юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в установленном законом порядке;

предприятия государственного, коммунального секторов экономики

— предприятия, которые действуют на основании лишь государственной или коммунальной собственности, а также хозяйственные общества, государственная или коммунальная доля в уставном капитале которых превышает пятьдесят процентов или составляет величину, обеспечивающую государству или органам местного самоуправления право решающего влияния на их хозяйственную деятельность.

Обратившись к п. 3 Положения № 1213, можно уточнить, что вторая группа — это хозяйственные организации (кроме государственных и коммунальных предприятий), которые контролируют (владеют и/или пользуются) основными средствами и прочими материальными активами, являющимися объектами права государственной или коммунальной собственности, которые не вошли в уставные капиталы хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации). В частности, такими активами считаются: жилой фонд и объекты социальной инфраструктуры, недвижимость и прочие объекты, имеющие общегосударственное значение.

Далее комментарий будет акцентирован на двух вопросах: учетная политика и собственно порядок бухгалтерского учета.

Учетная политика «по-особому»

Без предварительных вступлений и лишних слов Минфин в отношении учетной политики предприятий первой группы высказывается следующим образом: учетная политика

предприятий государственного, коммунального секторов экономики определяется в распорядительном документе, который принимается предприятием и согласовывается органом, к сфере управления которого оно относится, или уполномоченным органом в соответствии с учредительными документами. Таким образом, перечисленные предприятия должны иметь документ (обычно — это приказ) об учетной политике, согласованный в указанном порядке. Такие нормы Положения № 1213 согласованы с национальными стандартами бухгалтерского учета и соответствуют п. 17 П(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности».

Предлагаемый Минфином

принцип создания документа об учетной политике новым назвать нельзя (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 1, 2005, № 100), тем не менее описание такого принципа пойдет только на пользу соответствующим предприятиям: в документе об учетной политике должны быть установлены методы оценки и учета, а также процедуры, которые должно применять предприятие и относительно которых нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету предусмотрено более одного их варианта, и определен порядок организации бухгалтерского учета. Одновариантные методы оценки, учета и процедур в такой документ не включаются.

Согласно общим правилам бухгалтерского учета, сформулированным как

принцип последовательности, учетная политика может изменяться лишь в случаях, предусмотренных национальными П(С)БУ и должна быть обоснована и раскрыта в финансовой отчетности. Положение № 1213 устанавливает особые правила изменения учетной политики, и перечень оснований для изменения учетной политики оказывается шире общих правил.

В соответствии с Положением № 1213 учетная политика может изменяться в таких случаях:

1. Если изменяются требования

учредительных документов предприятия.

2. Если изменяются требования органа, который осуществляет функции по государственному регулированию методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности (сейчас — это

Минфин . — Примеч. ред.), и органа управления.

3. Пересмотр отдельных положений учетной политики также возможен при условии, если изменения учетной политики обеспечат более

достоверное отражение событий (хозяйственных операций) в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Этот факт должен быть подтвержден соответствующими обоснованиями бухгалтерской службы (бухгалтера).

Известно, что Закон о бухучете не устанавливает никаких особенностей в части изменения учетной политики в отношении предприятий государственного и коммунального секторов экономики.

Однако, с практической точки зрения, несмотря на правовые шероховатости, предприятия государственного и коммунального секторов экономики (первая группа) будут следовать правилам изменения учетной политики, установленным Положением № 1213. Дело в том, что Положение № 1213 закрепило то, что происходит на практике, а именно: без согласования с органом управления предприятиям государственного и коммунального секторов экономики и шагу ступить нельзя.

Справедливости ради отметим — орган управления должен отдавать себе отчет в том, что инициатива по изменению учетной политики с его стороны должна опираться на действующее законодательство. К слову, такой авторитетный и компетентный орган, как Комитет ФПБАУ по стандартам и практике бухгалтерского учета, считает, что Положение № 1213 не может определять полномочия соответствующих государственных органов, в частности, в отношении предоставления ими разрешения на списание активов.

Перечень статей учетной политики, приведенный в п. 2 Положения № 1213, следует воспринимать как

рекомендательный (ориентировочный), т.е содержание документа об учетной политике конкретного предприятия первой группы в конечном итоге будет определяться им самим. Данный рекомендованный перечень является хорошей подсказкой, которой можно воспользоваться. Однако пользоваться такой подсказкой следует разумно, поэтому приведем упомянутый рекомендованный перечень статей учетной политики в табличной форме с нашими комментариями (табл. 1).

Таблица 1

№ п/п

Статья учетной политики

Примечание

1

2

3

1

Методы оценки выбытия запасов

См. п. 29 П(С)БУ 9 «Запасы»

2

Периодичность определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов

Национальные П(С)БУ не предусматривают такую процедуру

3

Порядок учета и распределения транспортно-заготовительных расходов, ведения отдельного субсчета учета транспортно-заготовительных расходов

П. 9 П(С)БУ 9 предусматривает такую альтернативу

4

Методы амортизации основных средств, других необоротных материальных активов, долгосрочных биологических активов и нематериальных активов

 

5

Стоимостные признаки предметов, которые входят в состав малоценных необоротных материальных активов

См. п. 5.2 П(С)БУ 7 «Основные средства»

6

Использование счетов 8 и/или 9 классов

 

7

Периодичность (период) зачисления сумм дооценки необоротных активов в нераспределенную прибыль

П. 21 П(С)БУ 7 устанавливает два метода для такой процедуры, которые описаны достаточно подробно. Видимо, под периодичностью подразумевается месячный либо квартальный период в случае избрания второго метода

8

Метод исчисления резерва сомнительных долгов (в случае необходимости — способ определения коэффициента сомнительности)

 

9

Перечень создаваемых обеспечений будущих расходов и платежей

 

10

Метод создания обеспечения на выплаты за неотработанное время (ежегодные отпуска)

В настоящее время в спецификации субсч. 471 «Обеспечение выплат отпусков» в Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291 (далее — Инструкция № 291), описан только один метод расчета величины резерва отпусков. Получается, что Положение № 1213 косвенно допускает использование других методов

11

Порядок оценки степени завершенности операций по предоставлению услуг

См. п. 11 П(С)БУ 15 «Доход»

12

Сегменты деятельности, приоритетный вид сегмента, основы ценообразования во внутрихозяйственных расчетах

 

13

Перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов, базы их распределения

См. п. 16 П(С)БУ 16 «Расходы»

14

Перечень и состав статей калькуляции производственной себестоимости продукции (работ, услуг)

См. п. 11 П(С)БУ 16

15

Порядок определения степени завершенности работ по строительному контракту

См. п. 4 П(С)БУ 18 «Строительные контракты»

16

Дата определения приобретенных в результате систематических операций финансовых активов

 

17

База распределения расходов по операциям с инструментами собственного капитала

 

18

Порог существенности относительно отдельных объектов учета

См. письмо Минфина от 29.07.2003 г. № 04230-04108 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 71

19

Переоценка необоротных активов

Порядок такой переоценки определен нормами пп. 16 — 21 П(С)БУ 7

20

Периодичность отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств

П(С)БУ 17 допускает отражение отсроченных налогов как на годовую дату баланса,
так и на промежуточные даты баланса

21

Порядок отчисления прибыли в резервный капитал

Такой порядок скорее связан с вопросом администрирования деятельности предприятий второй группы, нежели
с их бухгалтерским учетом

22

Порядок выплат, которые осуществляются за счет фонда потребления, созданного за счет прибыли (в том числе определяется их исчерпывающий состав)

Такой порядок скорее связан с вопросом администрирования деятельности предприятий второй группы, нежели
с их бухгалтерским учетом

23

Отдельный баланс филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений предприятия

Такой порядок скорее связан с вопросом администрирования деятельности предприятий второй группы, нежели
с их бухгалтерским учетом

В

отдельном разделе документа об учетной политике Положение № 1213 предписывает определить следующие порядки:

1. Порядок определения

ликвидационной стоимости основных средств.

2. Порядок установления

сроков полезного использования (эксплуатации) основных средств и нематериальных активов.

3. Порядок организации аналитического учета поступления и использования средств

целевого финансирования.

Нетрудно предположить, что указанные три порядка станут объектом пристального внимания и контроля со стороны органа управления предприятиями государственного и коммунального секторов экономики, и такой орган будет играть решающую роль в установлении таких ключевых критериев, как, в частности, ликвидационная стоимость и сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов.

Теперь перейдем непосредственно к порядку бухгалтерского учета.

Отдельный порядок бухгалтерского учета

Положение № 1213 определяет порядок бухгалтерского учета отдельных активов и хозяйственных операций как для предприятий государственного и коммунального секторов экономики (первая группа), так и для других предприятий (вторая группа).

Для предприятий

первой группы Положение № 1213 устанавливает следующий порядок бухгалтерского учета отдельных активов и хозяйственных операций (табл. 2 с нашими комментариями):

Таблица 2

№ п\п

Содержание операции

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

2

3

4

Земельный участок

1

Передан земельный участок в качестве взноса в уставный капитал

101

40

Если потребуется, то можно использовать вместо одной такой записи две: Дт 46 — Кт 40, а затем уже Дт 101 — Кт 46, как это обычно принято делать.

2

Передан земельный участок сверх размера уставного капитала

101

422

3

Внесены изменения в учредительные документы относительно увеличения размера уставного капитала предприятия на стоимость земельного участка

422

40

Таким образом, операции 2 и 3 показаны в Положении № 1213 как взаимосвязанные.

 

Бесплатная передача государственными (казенными) и коммунальными предприятиями по решению соответствующего органа целостных имущественных комплексов, их структурных подразделений, недвижимого имущества, другого индивидуально определенного имущества предприятий; жилого фонда и других объектов социальной инфраструктуры

 

 

4

Отражен износ

13

10

5

Отражена остаточная стоимость

45

10

Следовательно, такую бесплатную передачу рекомендуется отражать как уменьшение уставного капитала.

6

Отражена стоимость сверх размера уставного капитала

42

10

 

Признание основных средств и прочих необоротных материальных активов, которые являются государственной или коммунальной собственностью и не вошли в уставные капиталы хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации) хозяйственными организациями (кроме государственных (казенных) и коммунальных предприятий)

 

 

7

Отражена первоначальная стоимость необоротных активов

10, 11

425

8

Начисление амортизации по таким активам (например, это активы, использующиеся в административных целях)
— одновременно

 

92

425

13


74

Такое отражение амортизационных отчислений аналогично тому, как это делают другие предприятия по бесплатно полученным необоротным активам.

9

Передача таких активов по решению соответствующего органа:
— износ
— остаточная стоимость
— одновременно на сумму остаточной стоимости

 

 

13

97

425

 

10, 11

10, 11

746

 

Списание суммы дооценки (индексации) объектов основных средств, которые выбыли до 30.06.2000 г.

 

 

10

Списана сумма дооценки (индексации)

423

44

Паевое участие

11

Отражена сумма паевого участия предприятий государственного, коммунального секторов экономики в финансировании расходов, связанных с содержанием бесплатно переданных объектов жилого фонда и других объектов социальной инфраструктуры

949

31

Гудвилл

12

Списание (полное или частичное) гудвилла, возникшего в процессе приватизации (корпоратизации)

45

19

13

После внесения изменений в учредительные документы относительно уменьшения размера уставного капитала предприятия на сумму списанного гудвилла

40

45

Следовательно, списание такого гудвилла сначала отражается как уменьшение уставного капитала, а после регистрации такого уменьшения фиксируется дебетованием сч. 40 на сумму уменьшения. Для сравнения Комитет ФПБАУ по стандартам и практике бухгалтерского учета считает, что списание такого гудвила должно отражаться по дебету счетов расходов с одновременным уменьшением капитала в корреспонденции с кредитом сч.74.

Фонд развития производства

14

Направление части чистой прибыли на развитие производства

443

4261

15

Капитальные инвестиции за счет фонда

4261

4262

Материальное поощрение

16

Направление части чистой прибыли на материальные поощрения

443

66

Комитет ФПБАУ по стандартам и практике бухгалтерского учета считает, что правильное отражение такого материального поощрения должно производиться по дебету счетов соответствующих расходов и кредитом сч. 66.

Прочие фонды

17

Направление части чистой прибыли на создание других фондов

443

4263

18

Использование прочих фондов

4263

4264

Таким образом, Минфин предложил использовать новый субсчет второго порядка 426 «Фонды специального назначения» и субсчета третьего порядка 4261 «Фонд развития производства», 4262 «Использование фонда развития производства», 4263 «Прочие фонды», 4264 «Использование прочих фондов». Таких субсчетов вы не найдете в Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 11.30.99 г. № 291.

Отчисление прибыли в бюджет

19

Направление надлежащей части чистой прибыли в бюджет

443

67

Централизованный фонд

20

Направление части чистой прибыли в централизованный фонд в соответствии с законодательством и учредительными документами

443

682

 

Для хозяйственных организаций (кроме государственных и коммунальных предприятий) Положение № 1213 устанавливает следующий порядок бухгалтерского учета отдельных активов и хозяйственных операций (табл. 3):

Таблица 3

№ п\п

Содержание операций

Корреспонденция счетов

1

2

3

4

 

Основные средства, которые находятся во владении и/или использовании, являющиеся объектами права государственной или коммунальной собственности, и которые не вошли в уставные капиталы хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации)

 

 

1

Признание объекта основных средств

10

425

2

Признание объекта прочих необоротных материальных активов

11

425

3

Начислены амортизационные отчисления по основным средствам (например, административного назначения)
— одновременно, на сумму амортизационных отчислений

 

92

425

13

74

4

Начислены амортизационные отчисления по прочим необоротным материальным активам (например, общепроизводственного назначения)
— одновременно, на сумму амортизационных отчислений

 

 

91

425

 

 

13

74

5

Передача объекта основных средств (прочих необоротных материальных активов):
— на сумму износа
— на сумму остаточной стоимости
— одновременно, на сумму остаточной стоимости

 

 

13

97

425

 

10 (11)

10 (11)
746

 

Еще раз обращаем внимание предприятий указанных двух групп на то, что Положение № 1213 является для них нормативным, а не методологическим документом, которым придется руководствоваться.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно