Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Школа правовых знаний. Юридическое лицо может быть розничным покупателем

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2007/№ 21
В избранном В избранное
Печать
Статья

Юридическое лицо может быть розничным покупателем

 

Упрощенная система налогообложения существует уже не один год, однако все еще продолжает преподносить сюрпризы в виде сложных практических вопросов. Например, может ли частный предприниматель, который избрал упрощенную систему налогообложения путем получения свидетельства об уплате единого налога на вид деятельности «розничная торговля», осуществлять продажу товаров юридическим лицам на условиях розницы, не выходя при этом за сферу собственной деятельности на едином налоге, т. е. за пределы розничной торговли? Зависит ли такая возможность от цели дальнейшего использования товара покупателем — юридическим лицом: от цели перепродажи, производственного или непроизводственного использования?

Сергей КИРИЛЛОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Затронутые вопросы отнюдь не праздные, ибо от ответа на них зависят порядок налогообложения частного предпринимателя и соответственно отсутствие или наличие у покупателя — юридического лица обязанностей налогового агента по начислению и удержанию налога с доходов физических лиц.

Сразу скажем, что в рассматриваемой ситуации есть все основания говорить о

сохранении «розничного статуса» в случае продажи товара на общих условиях розницы покупателю — юридическому лицу. Причем розничный статус продажи не зависит от торговой, производственной или непроизводственной цели дальнейшего использования такого товара.

В то же время нельзя не признать, что

подобный вывод достаточно неоднозначен ввиду традиционной противоречивости отечественного законодательства. В случае с определением розничной торговли противоречие имеет место на уровне закона (Гражданского кодекса Украины — ГКУ) и подзаконных актов — прежде всего Национального стандарта Украины «Розничная и оптовая торговля. Термины и определения понятий», утвержденного приказом Госпотребстандарта Украины от 08.06.2004 г. № 130 (ДСТУ 4303:2004).

 

Кто такой розничный покупатель?

Так, нельзя отрицать того факта, что розничная торговля — это деятельность по розничной продаже товаров. В ее основе лежат гражданско-правовые отношения, регулируемые

ГКУ посредством института розничной купли-продажи (§ 2 главы 54 «Купля-продажа»). Продавца и покупателя связывает договор розничной купли-продажи, для которого законодателем не предусмотрено никаких ограничений относительно круга участников. В частности, ГКУ не содержит указания, что покупателем по договору розничной купли-продажи может быть исключительно физическое лицо, приобретающее товары для непредпринимательского использования. Более того, на основании норм ГКУ можно сделать как раз противоположный вывод.

Ведь согласно

определению договора розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товара, обязуется передать покупателю товар, который обычно предназначается для личного, домашнего или другого использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, а покупатель обязуется принять товар и оплатить его. При этом продажа должна быть осуществлена любому, кто обратился к продавцу, на общих для всех покупателей условиях о цене, сервисе и т. д.

Следовательно,

законодатель осознанно допускает возможность розничной покупки товара для любых целей, в том числе и для использования, связанного с предпринимательской деятельностью, а личное, домашнее и другое непредпринимательское использование выделяет лишь как наиболее распространенное.

Причем

розничная покупка возможна не только для физического, но и для юридического лица. Основания для подобного утверждения дает логика статей 698 и 704 ГКУ . В частности, первой из них установлено, что к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя — физического лица, не урегулированным ГКУ, применяется законодательство о защите прав потребителей. Получается, физические лица представляют собой только одну категорию возможных покупателей. Законодатель выделяет их из общего понятия «покупатель», чтобы подчеркнуть защищенность специальными гарантиями законодательства о защите прав потребителей. И такое выделение лишь подтверждает законодательное признание других розничных покупателей — частных предпринимателей и юридических лиц. Более четкие основания для подобного вывода дают нормы статьи 704 ГКУ, установленные на тот случай, когда договор розничной купли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю. При таком условии розничной продажи продавец обязан в установленный договором срок доставить товар по указанному покупателем месту, а если место передачи товара покупателем не указано — по месту жительства физического лица — покупателя или местонахождению юридического лица — покупателя.

Не лишним будет заметить, что возможность для юридического лица приобрести статус покупателя в рамках розничной торговли признается также представителями юридической науки* и государственными органами в рамках собственных подзаконных актов. Что касается последнего, то для обоснования розничной торговли с покупателями — юридическими лицами может быть использовано

определение розничной торговли лекарственными средствами, содержащееся в Правилах торговли лекарственными средствами в аптечных заведениях, утвержденных постановлением КМУ от 17.11.2004 г. № 1570. Ею признается деятельность по приобретению, хранению и продаже готовых лекарственных средств через аптеку и ее структурные подразделения (в том числе лекарств, изготовленных в условиях аптеки) непосредственно гражданам для их личного потребления, заведениям здравоохранения (кроме аптечных заведений), а также предприятиям, учреждениям и организациям без права их последующей перепродажи.

* См., например, Цивільне право України: Підручник: у 2 кн. / за ред. О. В. Дзери, Н. С. Кузнєцової. — 2-ге вид., доповн. і перероб. — К.: Юрінком Інтер, 2004. — кн. 2, с. 30.

Как видно, в этом определении право юридических лиц быть розничными покупателями хоть и признается, но поставлено в зависимость от дополнительного условия:

приобретенный товар в последствии не должен быть перепродан. Причем в действующем законодательстве данное ограничительное условие розничной покупки, увы, не единственное. И как раз с этими дополнительными подзаконными условиями связаны основные проблемы в идентификации розничного покупателя и соответственно аргументы против возможности для юридического лица быть таковым.

 

Терминологическая путаница с розничной и оптовой торговлей

Основные проблемы четкой идентификации розничной торговли сегодня связаны с

ДСТУ 4303:2004, определения которого в сфере торговой деятельности претендуют на универсальность, полноту и практическое использование, однако объективно не справляются с этой задачей. Приведем эти определения.

Розничная торговля

— вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров конечному потребителю и предоставление ему торговых услуг.

Оптовая торговля

— вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров по договорам поставки партиями для дальнейшей их продажи конечному потребителю через розничную торговлю или для производственного потребления и предоставление связанных с этим услуг.

Торговая услуга

— дополнительная деятельность субъекта хозяйствования в сфере розничной и оптовой торговли по предоставлению помощи покупателям в осуществлении договора купли-продажи товаров, их доставки и использования.

Розничный товарооборот

— объем продажи товаров потребителям для личного, семейного, домашнего использования и реализации торговых услуг.

Оптовый товарооборот

— объем продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшей продажи или переработки.

Договор поставки

— двустороннее соглашение, по которому поставщик обязуется передать в оговоренные сроки, не совпадающие с моментом заключения договора, товары в собственность покупателя (или в его оперативное управление) для использования в предпринимательской деятельности или с другой целью, не связанной с личным, семейным, домашним или другим подобным использованием, а покупатель обязуется принять товары и оплатить их по установленным сторонами ценам.

Условия поставки товаров

— согласованные сторонами и зафиксированные в договоре предмет и объем поставки, условия хранения и способы определения качества товара, срок и место поставки, базовые условия поставки, цена и общая стоимость поставки, условия платежа, порядок сдачи-приема товара, условия о гарантиях и санкциях, о хозяйственном суде, транспортные условия, юридические адреса сторон, подписи продавца и покупателя.

Базовые условия поставки

— специальные условия, определяющие обязательства продавца и покупателя по поставке товара и устанавливающие момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.

Оптовая партия

— партия товара, которая является объектом купли-продажи в оптовой торговле*.

*

Партия товара в соответствии с Государственным стандартом Украины (ДСТУ) 3993-2000 «Товароведение. Термины и определения», т. е. определенное количество товаров одного или нескольких наименований, закупленных, отгруженных или полученных одновременно по одному товаросопроводительному документу.

Сопроводительные документы

— документы, удостоверяющие достоверность перемещения товаров от поставщика к получателю с информацией об их местопроисхождении и назначении, количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре и упаковке.

Мелкооптовая партия

— одна или несколько упаковок производителя, с определенным количеством единиц соответствующего товара в каждой, предназначенные для розничной продажи.

Отталкиваясь от этих определений, можно

выделить несколько принципиальных моментов и различий оптовой и розничной торговли в понимании Госпотребстандарта:

1) розничная торговля связана с продажей товара

конечному потребителю (о таковом ГКУ вообще не упоминает), который, судя по определению розничного товарооборота, должен преследовать исключительно цели личного, семейного или домашнего использования. Получается, что Госпотребстандарт фактически сузил приведенное выше определение договора розничной купли-продажи, необоснованно ограничив цели розничной покупки личным, семейным или домашним использованием, и превратив их из «обычных» в исключительные;

2) Госпотребстандарт в рамках собственного определения розничной торговли возвел во главу угла цели покупателя (

личное, семейное или домашнее использование), что полностью противоречит концепции договора розничной купли-продажи, в основу которого положен публично-договорной характер отношений, когда продажа должна быть осуществлена любому, кто обратился к продавцу, на общих для всех покупателей условиях о цене, сервисе и т. д. без письменного оформления договора и немедленным исполнением договорных обязательств. Иными словами, Госпотребстандарт осуществил упрощение сложного понятия розничной продажи не без ущерба для его содержания;

3) определение

оптовой торговли постигла та же участь упрощения посредством формулировки целей оптового покупателя: для дальнейшей продажи товаров конечному потребителю через розничную торговлю или для собственного производственного потребления. При этом Госпотребстандарт не раскрывает содержания «производственного потребления», видимо, считая его общеизвестной категорией. А это фактически означает, что любое использование товара в деятельности юридического лица может быть истрактовано как производственное потребление и угрожает признаем такого юридического лица оптовым покупателем, а частного предпринимателя-единоналожника соответственно оптовым продавцом. Правда, в этой бочке дегтя есть своя ложка меда в виде жесткой привязки оптовой торговли к договорам поставки. Именно эта привязка способна исправить положение и ликвидировать неопределенность в квалификации розничной торговли;

4)

оптовая торговля может осуществляться исключительно по договорам поставки, которые, как известно, применяются только субъектами хозяйствования при купле-продаже товара, заключаются в письменной форме и принципиально несовместимы с розничной торговлей и договором розничной купли-продажи. Получается, что если покупателя и продавца не связывал договор поставки, то с позиции Госпотребстандарта не может быть и речи об оптовом статусе такой продажи. Он может быть лишь розничным.

Подводя итог всему сказанному, можно заключить, что

продажа товара юридическому лицу на условиях публичного договора розничной купли-продажи (на стандартных условиях продажи всем розничным покупателям) не может считаться операцией оптовой торговли (оптовой продажи) даже в том случае, если в последствии такой товар будет перепродан или использован в деятельности предприятия-покупателя. Основание тому — определение и суть договора розничной купли-продажи согласно приоритетным законодательным нормам ГКУ, а также формальное несоответствие такой операции определению оптовой торговли согласно ДСТУ 4303:2004.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно