Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Госбюджет-2007 и «подарки» пенсионерам

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2007/№ 23
В избранном В избранное
Печать
Статья

Госбюджет-2007 и «подарки» пенсионерам

Текущий год не в лучшую сторону отличается, с точки зрения законодательного регулирования пенсионных выплат.

Рассмотрим, что нового он принес пенсионерам и тем работникам, которым пришло время вплотную задуматься о пенсии.

Валерий ШЕНДРИК, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

Как известно,

Законом Украины от 19.12.2006 г. № 489-V «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» (далее — Закон о госбюджете-2007) (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 1-2) внесены изменения в действовавший порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий, установленный Законом Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее — Пенсионный закон) (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 3). Рассмотрим подробнее, какой порядок будет действовать в течение 2007 года.

Прежде всего обратимся к

пункту 26 статьи 71 Закона о госбюджете-2007, согласно которому, в частности, приостановлено на 2007 год действие части четвертой статьи 19 Пенсионного закона (в части определения размера максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды)).

Фактически — с точки зрения размера назначаемой пенсии — речь идет о предельной сумме (максимальной величине) заработной платы (дохода), с которой уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд, а следовательно — о той предельной сумме, которая учитывается при исчислении размера пенсии. Понятно, что

часть заработной платы (дохода), фактически выплаченная застрахованному лицу сверх этой предельной суммы, при назначении или перерасчете пенсии в расчет не принимается.

Напомним, что согласно

статье 81 Закона о госбюджете-2007 в 2007 году указанная предельная сумма (максимальная величина) «равняется пятнадцати размерам прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных лиц». Другими словами, в течение 2007 года эта величина составляет: с 1 января — 7875 грн., с 1 апреля — 8025 грн. и с 1 октября — 8220 грн.

Понятно, что по существу это означает ограничение размера пенсии по возрасту, так как самим

Пенсионным законом это ограничение уже наложено и оно вступило в силу давно — с 1 января 2004 года. Действительно, согласно статье 27 Пенсионного закона размер пенсии по возрасту определяется по формуле: П = Зп х Кс, где П — размер пенсии; Зп — заработная плата застрахованного лица, определенная согласно статье 40 Пенсионного закона; Кс — коэффициент страхового стажа застрахованного лица. При этом, согласно статье 40 Пенсионного закона, величина Зп не может превышать известную предельную сумму (максимальную величину). С учетом только этого ограничения максимально возможный размер пенсии по возрасту в 2007 году составил бы:

при Кс = 0,75 с 1 января — 5906,25 грн., с 1 апреля — 6018,75 грн. и с 1 октября — 6165 грн.,

а при Кс = 0,85 соответственно — 6693,75 грн., 6821,25 грн. и 6987 грн.

Но законодатели пошли дальше и с целью установления дополнительного ограничения на максимальный размер пенсии по возрасту тем же

пунктом 26 статьи 71 Закона о госбюджете-2007 в 2007 году снова (как и в прошлом году) приостановили действие части третьей статьи 27 Пенсионного закона (напомним, что в приостановленной норме декларируется, что исчисленный размер пенсии по возрасту не подлежит ограничению).

Обратите внимание:

статьей 97 Закона о госбюджете-2007 установлено второе ограничение, причем не просто на максимальный размер собственно исчисленной пенсии по возрасту, но и на размер пенсии по возрасту с учетом всех надбавок, увеличений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи, пенсий за особые заслуги перед Украиной и других доплат до пенсий, установленных законодательством. Это ограничение действует на уровне 12 минимальных размеров пенсии по возрасту, установленной абзацем первым части первой статьи 28 Пенсионного закона (в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность). Напомним, что такое же ограничение действовало и в прошлом году. Таким образом, максимально возможный размер пенсии по возрасту с учетом всех надбавок и т. п., назначенной (перерассчитанной) в 2006, 2007 годах составит: с 1 января — 4560 грн., с 1 апреля — 4644 грн. и с 1 октября — 4740 грн.

Экономия денежных средств за счет пенсионеров очевидна.

Справедливости ради отметим, что второе ограничение распространено и на получение пенсий по так называемым специальным законам (госслужащие, дипломатические работники, научные работники и т. д.). Исключение составили прокуроры, судьи и народные депутаты: для них установлен максимальный размер пенсии с учетом всех надбавок и т. п. в сумме 10000 грн. в месяц.

Наряду с уже обсужденными двумя приостановленными нормами, тем же

пунктом 26 статьи 71 Закона о госбюджете-2007 приостановлено также действие части четвертой статьи 42 Пенсионного закона.

Если говорить собственно о формулировке этой самой

части четвертой статьи 42 Пенсионного закона, то ее некорректность очевидна, особенно если сравнить ее с теми перерасчетными нормами, которые имеются в прежнем пенсионном законодательстве (в статье 69 Закона Украины от 05.11.91 г. № 1788-XII «О пенсионном обеспечении» очень четко прописаны условия перерасчета пенсии по возрасту: не ранее чем через 2 года работы после предыдущего перерасчета или назначения пенсии). Действительно, согласно части четвертой статьи 42 Пенсионного закона получается, что за первым перерасчетом назначенной пенсии по возрасту можно было обращаться, проработав любое количество месяцев (с уплатой взносов в Пенсионный фонд), в частности, отработав один-единственный календарный месяц и соответственно увеличив свой страховой стаж тоже на один месяц. Каждый последующий перерасчет пенсии тоже можно было производить, отработав любое количество месяцев (например, тот же один календарный месяц), но выждав не менее двух лет после предыдущего — например, первого — перерасчета.

Здесь есть одна тонкость, которая мотивировала срочно добиваться такого перерасчета пенсий тех пенсионеров, которые вышли на пенсию до 1 января 2004 года и которым пенсия была исчислена исходя из величины средней заработной платы работников, занятых в отраслях экономики Украины Зс, за 2002 год — причем исчислена не по действительному показателю Госкомстата (376,38 грн.), к тому же официально опубликованному, а согласно величине, продиктованной известным

постановлением КМУ от 20.11.2003 г. № 1783, в котором этот показатель был искусственно уменьшен до 306,45 грн. на основании специально разработанной так называемой временной методики... которая действует и до сих пор. Не говоря уже о таком «мотиве» не тянуть с перерасчетом пенсии, как показатель средней продолжительности жизни в нашей стране...

Интересно, но некоторым пенсионерам удалось добиться перерасчета (в частности — и благодаря советам неравнодушных работников Пенсионного фонда).

Очевидно, что вообще запретить перерасчет пенсий по возрасту законодатели не решились, но зато они создали известную законодательную коллизию. Смотрите: в

статье 102 Закона о госбюджете-2007 установлено, что в 2007 году перерасчет пенсии в соответствии с частью четвертой статьи 42 Пенсионного закона проводится с учетом не менее 24 месяцев страхового стажа после назначения (предыдущего перерасчета) пенсии. Но ведь пунктом 26 статьи 71 Закона о госбюджете-2007 действие самой части четвертой статьи 42 Пенсионного закона на 2007 год приостановлено?! Это противоречие было использовано рядом органов Пенсионного фонда на местах как повод для отказа в приеме заявлений на перерасчет пенсий в 2007 году в полном объеме (с учетом Зс за 2006 год), однако теперь ясно, что в этом году перерасчет пенсий производиться будет.

Таким образом,

если ко дню обращения за перерасчетом пенсии с момента ее назначения или предыдущего перерасчета пенсионер набрал не менее 24 месяцев страхового стажа (регулярно уплачивались взносы в Пенсионный фонд), тогда для расчета размера пенсии П согласно статье 27 с учетом норм статьи 28 Пенсионного закона будут использованы соответствующие (новые) величины: коэффициента страхового стажа Кс, определенного согласно статье 25 Пенсионного закона; заработной платы застрахованного лица Зп, количества месяцев страхового стажа К, суммы коэффициентов заработной платы (дохода) за каждый месяц Ск, коэффициентов заработной платы (дохода) застрахованного лица Кз, определенных согласно части второй статьи 40 Пенсионного закона .

Наконец, тем же

пунктом 26 статьи 71 Закона о госбюджете-2007 на 2007 год приостановлено действие подпункта 2 пункта 2 раздела ХV «Заключительные положения» Пенсионного закона (в части назначения пенсии за счет бюджетных средств). Это означает, что отдельным категориям работников в зависимости от условий труда по результатам аттестации рабочих мест после достижения мужчинами возраста 55 лет, женщинами 50 лет и наличия страхового стажа не менее пяти лет в 2007 году пенсии могут назначаться только за счет средств предприятий и организаций и целевых фондов (но не бюджетных средств). Для этого соответствующий порядок должен определить Кабмин. Назовем это третьим ограничением.

Следующее ограничение — тоже новинка, как и третье. Согласно

пунктам 38 и 39 статьи 71 Закона о госбюджете-2007 приостановлено на 2007 год право на выплату досрочно назначенной пенсии — за полтора года до установленного законом срока — лицам предпенсионного возраста (мужчины — 58,5 лет, женщины — 53,5 года), которые имеют страховой стаж для мужчин — 25 лет, а женщин — 20 лет, а для лиц, которые имеют право на пенсию на льготных условиях, — стаж работы, дающий право на этот вид пенсии, если трудовой договор с такими лицами расторгнут по инициативе собственника или уполномоченного им органа в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием предприя-тий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников (см. подпункт «г» пункта 1 статьи 26 Закона Украины «О занятности населения»), а также выявленным несоответствием работника занимаемой должности по состоянию здоровья (см. статью 21 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине»). Это четвертое ограничение.

Кроме того,

статьей 98 Закона о госбюджете-2007 установлено, что в 2007 году работающим пенсионерам, на которых распространяется Пенсионный закон, а также пенсионные положения специальных законов, досрочно назначенная пенсия по возрасту, с учетом сказанного выше, в период до достижения ими пенсионного возраста, предусмотренного законодательством для соответствующей категории лиц, не выплачивается (как и в прошлом году). На основании этой же статьи 98 Закона о госбюджете-2007 прекращается выплата досрочной пенсии работающим на сегодня пенсионерам-«чернобыльцам», которые устроились на работу на ЧАЭС до 15.12.2000 г. и уволились с работы в связи с досрочным снятием станции с эксплуатации (им разрешался выход на пенсию на два года раньше «своего» пенсионного возраста, см. пункт «в» части второй статьи 12 Закона Украины «Об общих принципах дальнейшей эксплуатации и снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразование разрушенного четвертого энергоблока этой АЭС в экологически безопасную систему»). Все это отнесем к пятому ограничению.

Шестое ограничение касается досрочного назначения специальных пенсий. Это также новое ограничение. Согласно

статье 103 Закона о госбюджете-2007 пенсии по возрасту в соответствии со специальными законами (кроме законов Украины «О прокуратуре», «О статусе судей» и «О статусе народного депутата») назначаются лишь при достижении пенсионного возраста:

— мужчинами — 60 лет при наличии страхового стажа не менее пяти лет;

— женщинами — 55 лет при наличии страхового стажа не менее пяти лет.

Это не означает, что указанным лицам перестанут назначать пенсии согласно положенному сроку, установленному

Законом Украины от 05.11.91 г. № 1788-XII «О пенсионном обеспечении» (льготные пенсии по Списку № 1, Списку № 2 и др., а также пенсии за выслугу лет). Но до достижения ими указанного пенсионного возраста этим лицам пенсионные выплаты будут назначать только согласно Пенсионному закону, а после — уже по соответствующему специальному закону.

Возникает вопрос, как все эти изменения согласуются с гарантиями, установленными в

части третьей статьи 22 Конституции Украины: «При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужения содержания и объема существующих прав и свобод»? Риторический вопрос...

Хочется надеяться, что в следующем году таких «подарков» не будет или, по крайней мере, их будет поменьше.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно